Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность, виды и функции инноваций




Тема. Инновационная деятельность на предприятии

1.Сущность, виды и функции инноваций.

2.Факторы и условия инноваций.

3.Оценка эффективности инноваций.

4.Венчурный бизнес.

Согласно Закону Республики Беларусь «Об основах государственной научно-технической политики» инновационная деятельность – это деятельность, обеспечивающая создание и реализацию инноваций.

Инновации (нововведения) – это создаваемые новые или усовершенствованные технологии, виды товарной продукции и услуг, а также организационно-технические решения, решения производственного, административного, коммерческого или иного характера, способствующие продвижению товарной продукции или услуг на рынке.

 

Схема этапов инновационного процесса

Первичным этапом инновационного процесса являются фундаментальные исследования. На этом этапе возникают новые идеи, открытия и изобретения, рождаются новые теории.

В процессе прикладных исследований новые знания, идеи воплощаются в оригинальные образы, технологические схемы и т.д. На этом этапе подтверждается возможность практического применения новой идеи.

На этапе научно-технических разработок осуществляются опытно-конструкторские работы. Главная цель данного этапа – практическое применение научных исследований для создания, модернизации или усовершенствования образцов новой техники, разработка конкретной конструкции инженерного объекта и технологического процесса.

На этапе освоения новой технологии или новой продукции происходит первичное внедрение образца в производство.

Далее осуществляется серийное производство и сбыт продукции.

Существуют четы, отличающие инновации от небольших изменений технической базы производства и мелких технических усовершенствований:

· качественный скачок в уровне техники в результате реализации изобретения (критерий новизны);

· значительный экономический, социальный, экологический или иной эффект в результате инноваций (критерий эффективности).

Инновации разделяются на следующие группы:

– продуктовые (технологические);

– технические;

– организационно-управленческие.

Продуктовые являются самым распространенным типом. Они варьируются (изменяются) от существенного расширения номенклатуры до повышения потребительских качеств традиционной продукции с учетом запросов потребителей.

Именно производство новой конкурентоспособной продукции является основным стимулом технологических инноваций.

Технические инновации – введение в эксплуатацию нового оборудования, обусловленное переходом к выпуску новой продукции или улучшением качества уже выпускаемой продукции.

Освоение новой продукции должно сопровождаться организационно-управленческими инновациями.

Инновации имеют следующие положительные стороны, они:

· позволяют обновить и расширить ассортимент выпускаемой продукции, повысить ее технический уровень и качество;

· являются основой повышения эффективности производства;

· способствуют снижению себестоимости продукции и повышению ее рентабельности.

Выделяют следующие виды инноваций:

1) крупнейшие, или базисные. Они реализуют крупнейшие изобретения и являются основой переворота в технике.

2) крупные. Формируют новое поколение техники в рамках существующего направления, реализуются в более короткие сроки с более низкими затратами, чем крупнейшие инновации, но менее эффективны.

3) средние. Являются базой для создания новых модификаций существующей техники. Они заменяют устаревшие модели более эффективными или расширяют сферу их применения.

4) мелкие. Улучшают потребительские параметры выпускаемых моделей техники на основе внедрения мелких изобретений.

Сущность инноваций проявляется в их функциях, они отражают свое назначение в экономической системе государства и роль в хозяйственных процессах.

Особую роль играют инновации в повышении конкурентоспособности продукции и предприятия.

Инновации выполняют следующие основные три функции:

1) воспроизводственную;

2) инвестиционную;

3) стимулирующую.

Воспроизводственная функция – получение прибыли от инноваций и использование ее в качестве источника финансовых ресурсов.

Инвестиционная функция – прибыль, получаемая за счет реализации инноваций, может использоваться по различным направлениям, в том числе и в качестве капитала. Этот капитал может направляться на финансирование новых видов инноваций, и таким образом, использование прибыли от инновации для инвестирования определяет содержание инвестиционной функции инноваций.

Стимулирующая функция – прибыль служит стимулом для предпринимателя для внедрения инноваций, побуждает его постоянно изучать спрос, совершенствовать организацию маркетинговой деятельности, применять современные методы управления. Все вместе это составляет содержание стимулирующей функции инноваций.

Побудительным мотивом развития инноваций, в первую очередь, является рыночная конкуренция.

В условиях рынка производители продукции постоянно вынуждены искать пути сокращения издержек производства и выхода на новые рынки сбыта. Поэтому предпринимательские фирмы, первыми освоившие эффективные инновации, получают весомые преимущества перед конкурентами.

Разработанные на предприятии инновационные идеи можно распределить на три группы с учетом возможности их реализации:

Первая группа: инновации в отношении новых продуктов и технологии их изготовления. Они оказывают большое влияние на экономику предприятия, их внедрение требует значительных средств, привлечения новых сотрудников и приложения особых усилий в маркетинге. Они связаны с высоким риском неудач, т. е. потери могут превысить доходы.

Для того чтобы этого избежать, необходимо использовать выработанное практикой правило: для каждой идеи необходимо разработать несколько вариантов решений и составить план их реализации. План должен предусматривать достаточно времени для проверки достоинств этих вариантов.

При планировании производства следует разрабатывать графики технологических процессов, рассчитывать объем применяемых средств труда, затраты и сроки изготовления, а в маркетинге одновременно выясняется номенклатура сбываемой продукции, каналы сбыта, цены, меры по стимулированию продаж, реклама, сервис и т.д.

Это позволяет создать продукт, в наибольшей степени отвечающий интересам покупателей.

Вторя группа: включаются идеи в отношении самого изделия – дизайн, форма презентации, инструкции по применению, упаковка и т.д.

Эти идеи оказывают прямое влияние на изделие и подлежат контролю со стороны маркетинговых служб. Приступая к реализации этих инноваций, необходимо ответить на два вопроса:

1) принесут ли инновации значительную выгоду покупателям?

2) будут ли покрыты затраты на улучшение изделия экономией в производстве или дополнительной прибылью?

Третья группа: инновации, касающиеся всех внутрипроизводственных функций предприятия, которые должны обеспечить инновационное течение хода производства. К этим функциям относят:

– снабжение;

– инфраструктура;

– управление персоналом;

– маркетинг и т.д.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1956; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.