Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оценка конкурентоспособности предприятия, отрасли, государства




Конкурентоспособность государства в международной торговле определяется его способностью в долгосрочном периоде сохранять или увеличивать свою долю продукции на мировом рынке. Конкурентоспособность государства определяется на основе десяти факторов, каждый из которых в свою очередь рассчитывается по целому ряду критериев (всего 340 критериев). Из них 280 основаны на статистических данных ООН, ОЭСР, МВФ и МБРР, а 60 определяется экспертным путем при опросе 1600 экономистов и экспертов из 31 страны. Это свидетельствует об очень тщательном подходе международных организаций к оценке конкурентоспособности того или иного государства.

Рассмотрим основные факторы конкурентоспособности государства.

Первый фактор – «динамизм экономики» определяется по таким критериям как темпы экономического развития, положение национальной валюты, уровень промышленного производства, объем производства важнейших товаров в расчете на душу населения.

Второй фактор – «эффективность промышленного производства» определяется путем расчета прямых и косвенных затрат на оплату рабочей силы, включая расходы, связанные с материальным стимулированием, текучестью кадров, прогулами.

Третий фактор – «динамизм рынка». Основными критериями, характеризующими динамизм рынка, является объем потребительских расходов на душу населения, послепродажное обслуживание товаров, уровень качества, дизайн. При этом считается, что конкурентоспособность тем выше, чем активнее деятельность компаний, непосредственно связанных со сбытом.

Четвертый фактор – «развитие финансовой системы» оценивается по таким критериям как финансовое состояние страны, работа коммерческих банков, состояние рынка ценных бумаг.

Пятый фактор – «людские ресурсы» определяется исходя из численности и темпов роста населения и рабочей силы, уровня безработицы, квалификации персонала и др.

Шестой фактор – «роль государства» определяется путем исследования уровня налогообложения, доли государственного сектора в национальном доходе страны, содержанием экономической политики.

Седьмой фактор – «ресурсы и инфраструктура» характеризует наличие и эффективное использование ресурсов, развитость инфраструктуры.

Восьмой фактор характеризует готовность стимулировать торговую деятельность.

Девятый фактор – «политика страны в отношении нововведений» оценивается по таким критериям как положение НИОКР, готовность правительства и руководства предприятий к реализации новых идей.

Десятый фактор – «социально-политическая обстановка» характеризует, на сколько политика государства и стратегия промышленных компаний отражают мнение и настроение общества.

Конкурентоспособность предприятий определяется с помощью двух групп показателей, отражающих конкурентоспособность выпускаемой продукции и эффективность использования ресурсов. Вторая группа включает показатели, характеризующие состояние и использование живого труда, ОПФ, материальных затрат, оборотных средств, финансовое положение предприятия, номенклатуру выпускаемой продукции.

Наиболее общие правила оценки конкурентоспособности продукции следующее:

1) выбор и анализ рынка для реализации товаров, работ, услуг;

2) анализ конкурентов по производству аналогичной продукции;

3) выбор и обоснование наиболее конкурентоспособного товара-аналога в качестве базы для сравнения;

4) определение необходимых групп параметров, подлежащих оценке;

5) установление набора единичных показателей по соответствующим группам параметров;

6) выбор методик расчета, определение и анализ сводных показателей по товарным группам;

7) расчет интегрального показателя конкурентоспособности товара, предприятия;

8) выработка товарной политики предприятия относительно производства товара для данного рынка, расширение его производства, экспорта, разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности товара или снятия его с производства.

Исходя из затрат на производство продукции, а также прибыли, необходимой для рентабельной работы, предприятие определяет реализационную цену, обеспечивающую требуемую прибыльность производства. Чем ниже уровень издержек производства и больше разница между рыночной ценой и затратами, тем больше резерв для снижения цены на производимую продукцию в целях сохранения или укрепления своих конкурентных позиций на рынке. Однако данный экономический показатель при всей его важности не раскрывает полностью суть конкурентоспособности продукции. Поэтому для объективной оценки конкурентоспособности наряду с экономическими используют и технические параметры (определяют принадлежность изделия к определенному виду или классу продукции), конструктивные, отражающие технико-конструкторские решения, присущие данному изделию, нормативные параметры (соответствие стандартам, нормам, правилам, которые регламентируют границы, за рамки которых данный параметр не имеет права выходить). К их числу относят параметры надежности, ресурс изделия, безотказность, долговечность, ремонтопригодность и др. К нормативным относят также и эргономические параметры (гигиенические, физиологические, психологические и др.), которые показывают соответствие товара свойствам человеческого организма, его психике, определяют скорость работы и время утомления.

Однако надо ясно себе представлять, что любой товар, как только он вышел на рынок, начинает в той или иной мере терять свою конкурентоспособность. Данный процесс можно замедлить, но остановить невозможно. Поэтому конкурентоспособность новых товаров должна быть опережающей. При этом особое внимание следует уделять улучшению качественных параметров изделия и снижению цены потребления. При оценке конкурентоспособности предприятия необходимо учитывать и стратегию конкурентов по следующим основным позициям:

1) каковы главные факторы конкурентоспособности предлагаемых товаров;

2) какова практика фирм-конкурентов в рекламе и стимулировании сбыта;

3) какова практика фирм-конкурентов относительно наименований (торговых марок товаров);

4) в чем заключаются привлекательные стороны упаковки товаров предприятий-конкурентов;

5) какой уровень сервиса предлагают конкуренты в гарантийный и послегарантийный период;

6) используют ли для сбыта конкуренты местную торговую сеть или создают собственную;

7) какова практика товародвижения у фирм-конкурентов, виды транспорта, объемы запасов, размещение складов, виды складов и др.;

При этом нужно получить ответ на следующие вопросы:

1) какие запросы покупателя удовлетворяет наш товар;

2) на сколько в сравнении с конкурентами выполняет наш товар свои функции;

3) как будет покупатель использовать наш товар;

4) каковы специфические требования рынка и насколько хорошо отвечает им наш товар;

5) должен ли наш товар продаваться в комплексе с другими или отдельно;

6) какой метод продаж является наиболее эффективным на данном рынке;

7) имеются ли узкие места на пути товара от производителя к потребителю;

8) что нужно предпринять, чтобы ликвидировать задержки.

На основе учета всех факторов необходимо формировать систему обеспечения высокой конкурентоспособности продукции, охватывающей следующие направления:

1) постоянно совершенствовать систему подготовки и повышения квалификации персонала;

2) постоянное совершенствование технико-технологического уровня производства;

3) организация эффективной работы групп качества, создание социальных условий качества труда;

4) стандартизация продукции;

5) постоянная работа по снижению ресурсоемкости продукции и издержек производства.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 482; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.