Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рыночная инфраструктура




Чрезвычайно важным и сложным структурным образованием рыночной экономики есть рыночная инфраструктура. Она содержит такие элементы: аукционы, торгово-промышленные палаты, торговые дома, ярмарки маркетинг, биржи, брокерские, страху, аудиторские фирмы, холдинговые компании и др.

Аукционы — форма продажи в определенное время и в определенном месте товаров, предварительно выставленных для ознакомления. На аукционах реализуют определенные виды товаров, которые, как правило, пользуются повышенным спросом. Например, главными центрами аукционной торговли мехом есть Нью-Йорк, Монреаль, Лондон, Копенгаген, Стокгольм, Санкт-Петербург, Москва. Особенностью аукционов есть ограниченная ответственность продавца за качество предлагаемых товаров.

Итак, аукцион — это продажа реальных товаров на основе конкурса покупателей. Международные аукционы — преимущественно коммерческие организации, которые имеют помещение, необходимое оснащение и квалифицированные кадры. Аукционы организуют также специализированные брокерские фирмы, которые перепродают товары своих клиентов за комиссионное вознаграждение.

Торгово-промышленные палаты — это коммерческие организации, главной задачей которых есть содействие развития экономических и торговых связей с партнерами зарубежных стран.

Они являются юридическими лицами, которые действуют на принципах полного коммерческого расчета и самофинансирования. Торгово-промышленные палаты предоставляют целевые информационные услуги.

Торговые дома — это торговые фирмы, которые закупают товары у производителей или оптовиков своей страны и перепродают за границу или закупают товары за границей и перепродают местным оптовым и розничным торговцам и потребителям в промышленности и других областях хозяйства.

Торговые дома осуществляют операции за свой счет, тем не менее могут выполнять также функции комиссионера как для отечественных, так и зарубежных предпринимателей, торговых организаций и отдельных лиц.

Ярмарки — чрезвычайно важный элемент рыночной инфраструктуры. Они бывают всемирн, международн, региональн, национальные и местные. Ярмарки — это торги, рынки товаров, которые периодически организовывают в установленном месте. В свое время они играли важную роль в экономической жизни стран Западной Европы. С развитием общественного производства, расширением торговельно-обмінних операций, усилением конкуренции из центров привоза больших партий имеющегося товара ярмарки превратились на ярмарки-выставки образцов товаров, которые можно заказывать.

Маркетинг (от англ. тагкейпд — рынок, сбыт) — это динамическая система рыночной ориентации. Как порождение рыночной экономики он есть соответствующей философией производства, в основу которой положены принципы и законы товарного производства.

Составными маркетинга есть: производство продукции на основе знания потребностей потребителей, рыночной ситуации и реальных возможностей соответствующего производства; наиболее полное удовлетворение потребностей покупателя с использованием методов ценовой и неценовой конкуренции; эффективная реализация продукции и услуг на конкретных рынках на основе всестороннего учета спроса и предложения и производственно-сбытовых возможностей поставщиков; обеспечение долгодействующей дееспособности производственно-коммерческих предприятий, фирм и организаций на основе оперативного использования научно-технических доработок, а также ноу-хау в области производства товаров.

В большинства предприятий, фирм, ассоциаций, акционерных обществ действуют службы маркетинга. Выбор структуры маркетинговой деятельности зависит от характера производства и объема внешнеэкономических связей соответствующих хозяйственных и коммерческо-торговых формирований. Основные задачи маркетинговой службы;

комплексное изучение рынка; обеспечение стойкой реализации товаров; рыночная ориентация производства, научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ.

Одной из функций маркетинговых служб есть сегментирование рынка, то есть дифференциация покупателей в зависимости от их потребностей и особенностей поведения.

В развитых странах инфраструктуре рыночного отношения присущие багатоканальність реализации продукции, широкий спектр сервисного обслуживания, разнообразие форм регулирования товарно-денежных отношений. К последним принадлежат биржи.

Биржа — это такой институт, благодаря которому оперативніше и с оптимальными следствиями для партнеров укладываются соглашения купли-продажи товаров, реализуется единая стратегия коммерческого поведения агентов этой структуры. Биржа есть организационной формой рынка, на котором происходят свободная торговля товарами и услугами, ценными бумагами, валютой, наем рабочей силы и формирования рыночных цен и курсов соответствующих активов на основе фактического соотношения спроса и предложения.

В начале XX ст. сформировались четыре основных типа бирж:

первый — как доступное для всех собрание; второй — как запертое, всесторонне регламентированное государством собрание; третий — как всесторонне регламентированная государством корпорация; четвертый — как свободная корпорация или частное учреждение последней. Все они имеют свои особенности. Однако их объединяет то, что они усовершенствуют и облегчают рыночные взаимоотношения, регламентируют и упорядочивают (через писаные и неписаные правила) наиболее активных агентов рыночной экономики, связывают их между собою, облегчают переливания капиталов, выступают индикаторами рыночной ориентации.

Из практики известные биржи работы, товарные, фондовые биржи.

Биржа труда - элемент рыночной инфраструктуры, которая регулярно осуществляет посреднические операции на рынке работы. Система бирж работы оказывает содействие осуществлению согласованной государственной политики в области занятости население.

Биржа работы выполняет такие функции: анализирует состояние рынка работы;

прогнозирует спрос и предложение рабочей силы; ведет учет граждан, которые обращаются за трудоустройством; оказывает содействие трудоустройству трудоспособных; осуществляет профессиональную ориентацию молодые; выплачивает помощь по безработице и т.п.. Биржа работы выступает определенным гарантом конституционного права на работу как государственная организация. Рядом с государственными биржами работы существуют и платные частные агентства (конторы), что есть посредниками в области работы, а также посреднические бюро при профсоюзах, молодежных, религиозных организациях и др. В Украине развивается безвозмездная государственная система центров и служб занятости.

аТоварная бирж коммерческое предприятие, регулярно функционирующий рынок однородных товаров с определенными характеристиками. Это объединения предприятий торговли, сбыта, обмена, цель которой —• заключение соответствующих соглашений, выявление товарных цен, спроса и предложения товаров, изучение, приведение в порядок и облегчение товарообороту и обменных операций, представительство и защита интересов членов биржи, решение споров относительно операций и т.п.. В свое время значительное место в мировой торговле, в особенности зерном, сахаром, занимала, например, Одесская биржа. Товарные биржи бывают публичные и частные.

На публичных биржах соглашения могут укладывать как их члены, так и предприниматели, которые не являются их членами. Деятельность этих бирж регулируется законами и правительственными актами.

Частные биржи организовывают в форме акционерных компаний и закрытых корпораций. Укладывать соглашения на таких биржах могут лишь акционеры. Члены биржи, как правило, не получают дивидендов на вложенный капітал. их прибыль получается за счет вознаграждений, полученных от клиентов, то есть биржи выступают в роли брокеров.

Брокерские фирмы с помощью брокеров покупают и продают товары, денежные номиналы или акции от лица других лиц. Кроме того, они предоставляют клиентам также дополнительные услуги, в том числе и в виде кредитов, информации о конъюнктуре рынка, рекламы и т.п..

Брокерская фирма — это посредник между продавцами и покупателями ценных бумаг на бирже. Она всесторонне изучает конъюнктуру рынка, возможности закупки и сбыта акций. Схема операций, осуществляемых брокерами, такая: заявление инвестора о готовности приобретать акции — оценка брокером конъюнктуры рынка — завершение операции. Процесс поиска инвестора называется рынком.

Биржа как коммерческое предприятие обеспечивает брокеров помещением, связью, осуществляет учет операций, определяет биржевые цены (котировка), оказывает содействие расчетам, разрабатывает типичные контракты, ведет арбитражное расследование и рассматривает споры.

Экономическая роль товарных бирж состоит прежде всего в том, что они оказывают содействие установлению рыночного равновесия, воспроизведенным процессам, эффективности экономики.

На протяжении продолжительного времени существования товарных бирж вырабатывались и апробировались практикой принципы и правила функционирование субъектов рыночного отношения, выкристаллизовывались биржевое законодательство, правовое обеспечение их деятельности. Одними из первых сформировались понятие так называемых биржевых товаров и биржевого контракта. Последний есть юридическим обязательством поставить или принять товар на определенных условиях. К нему належат соглашения со стандартными условиями: сумма, количество, дни и средства Поставки товаров, границы ежедневных колебаний цен.

Для осуществления операции на бирже должны быть зафиксированы три сменных фактора: цена, сумма и сроки поставок. В последнее время распространились так называемые фьючерсные соглашения (договоренности о реализации товаров, которые будут выработаны в будущему, например, соглашение об условиях закупки урожая следующего года). Они предусматривают не количество товаров, а число контрактов. При заключении фьючерсного соглашения согласовывают лишь две позиции: цену и срок поставки. Такие соглашения могут осуществляться лишь с одного стандартного вида товаров (так называемого базового сорта), установленного этой товарной биржей. Срок поставок по фьючерсному контракту определяется продолжительностью позиции. Например,

стандартный контракт Лондонской и інших бирж на поставку каучука можно укладывать на каждый следующий месяц, то есть на месячную позицию; сахара, какао, миди, цинка, олова, свинца — на каждую следующую трехмесячную позицию.

Постоянное увеличение количества фьючерсных контрактов повышает роль товарных бирж в экономике. Это влияет на формирование как товарных цен, так и процентных ставок и валютных курсов. Все чаще события на товарных биржах определяют конъюнктуру всех других рынков. Фьючерсные операции открывают также широкие возможности для спекуляций, которые имеют место, если покупатель и продавец определенного вида товара заключают сделку не для реализации купли и продажи, а для получения разности в цене на этот товар на время его поставки сравнительно с указанной в контракте.

Члены товарных бирж получают возможность наиболее выгодно продавать, покупать или обменивать товар; пользоваться информацией о конъюнктуре рынка, которое перманентное изменяется, о состоянии спроса и предложения в разрезе групп товаров; располагать сведениями о платежеспособности и надежности контрагента соглашения. Соучредители биржи застрахованные от нежелательного колебания цен, пользуются льготным кредитованием для осуществления уже заключенных соглашений.

Под влиянием времени и экономической конкуренции среди товарных бирж выработалась четкая специализация: относительно цветных металлов — Лондонская, Нью-Йоркская; натурального каучука — Нью-Йоркская, Лондонская, Амстердамская, Сингапурська, Куала-Лампурська; зерна — Вінніпезька, Чиказька, Лондонская, Ліверпульська, Ротердамська, Антверпенська, Міланська; сахара — Лондонская, Гамбургская.

фондовая биржа — это организованный и регулярно функционирующий рынок, на котором происходит купля-продажа ценных бумаг. На ней продают и покупают акции, облигации акционерных компаний и облигации государственных займов. Как важнейший элемент развитой рыночной экономики, рынка капиталов фондовая биржа создает возможности для мобилизации финансовых ресурсов, их направление на долго" срочные инвестиции, финансирование перспективных программ.

Фондовые биржи имеют организационно-правовую форму частных акционерных обществ (в США, Великобритани, Япони) или государственных институтов (в Германии, Франци). На современных фондовых биржах (Нью-Йоркской, Лондонской, Токийской, Парижской, Франкфуртській, Базельской, Міланській, Сингапурской, Тайванской) действуют цивилизованные правила и принципы, которые предопределяют определенные гарантии страховым компаниям, отдельным акционерам.

Распродажа акций — это свободный маневр бирж, диверсификация финансовых поступлений и возможность накоплять значительный объем инвестиций.

АКЦИЯ — это ценная бумага, которая удостоверяет взнос определенной частицы в капитал акционерного общества. Она дает право на получение части прибыли в форме дивіденда.

Фондовая биржа в форме акционерного общества представляет собой объединение капиталов, созданное путем выпуска акций, которые являются документом "на предъявителя", котируются и могут свободно переходить от одного лица к другому.

Акционерное общество получается на основе устава, разработанного ее основателями и узаконенного государственными правовыми актами. Уставом предусмотрены максимальные сумму (уставной капитал), на которую могут выпускаться акции, и их нарицательную стоимость.

Акционерные общества — биржи играют роль барометров экономической жизни. Биржевые операции имеют целью не только индивидуальное обогащение держателей акций (речь идет о собственниках контрольного пакета), а и утверждение этой как структурной разновидности рынка. При жесткой конкуренции между фондовыми биржами держатели акций обнаруживаются "обреченными" на общность экономической судьбы.

Для создания фондовой биржи необходимы по меньшей мере три субъекта: тот, кто выпускает ценные бумаги; кто их покупает; кто объединяет продавца и покупателя акций (брокерская фирма).

Чтобы быть членом биржи, надо удостоверить свою дееспособность. Так, стоимость места на Нью-Йоркской бирже в разные года была такой, тыс. долл.: в 1827 г. — 0,1; 1901 г. — 80; 1929 г. — 625; 1942 г.— 17

1987 г. — 1100; 1988 г. — 665.

Несмотря на то, что ныне в США действуют 16 фондовых бирж, Нью-Йоркская держит первенство не только в Соединенных Штатах (3/4 операций с акциями), а и в мире. Именно на этой бирже котируются ценные бумаги 1600 наиавторитетнейших компаний.

Компании, которые желают продавать свои ценные бумаги через биржу, должны:

получать годовой доход не менще 2,5 млн долл. (в том числе не меньшее 2 млн за любого с двух последних лет) или суммарный доход за трех последние года большее 6,5 млн долл. (при прибыльности за все годы);

владеть реальными активами по меньшей мере на 18 млн долл.;

иметь не меньшее 2000 акционеров (как минимум по 100 акций у любого).

В дореволюционной России, в том числе и на территории Украины, чтобы вступить в биржевое общество (корпорацию членов биржи), необходимо было пройти через процедуру выборов. Члены общества платили вступительный взнос (на Калашниковській биржи, например, он составлял 300 крб. для купцов, 1100 крб. для промышленников) и ежегодно вносили в кассу биржи определенную сумму. Центром торговли заграничными векселями, валютой, ценными бумагами была Санкт-Петербургская биржа; а лидером в сфере оборота с государственными займами — Московская биржа.

За своими уставами русские биржи были учреждениями открытого типа. Посетить биржу с целью заключения соглашения не запрещалось никому, тем не менее категорически запрещалось даже входить в биржу лицам, когда-то осужденной за экономические и прочие проступки, должникам, банкротам и тем, чьи дела были переданы в кредиторское управление. Те, кто желал принять участие в биржевой торговле, должны были иметь право вести торговлю и придерживаться Положение про государственный промышленный налог.

В суверенной Украине формируется система бирж. Уже действуют такие биржи, как фондовые, аграрные, межбанковская валютная. Имеет место тенденция развития от универсальных товарных бирж к специализированных.

Купля-продажа ценных бумаг, облигаций, акций на фондовой бирже осуществляется через отработанный продолжительной практикой механизм. В зависимости от спроса и предложения на них устанавливается биржевой курс. Бюллетени зарегистрированных биржевых курсов (котировок) публикуются в печати. Например, газета "Уолл-стрит джорнел" содержит специальный раздел "С" под названием "Деньги и инвестиции".

Биржевой курс ценных бумаг определяется: прибыльностью фирмы и доходами, которые предполагаются; размерами банковского процента (заемного процента), а также ценой на золото, отдельные товары и недвижимость, которые являются альтернативой привлечения временно свободного средства; вариантами ликвидности, то есть возможностью превратить приобретенные ценные бумаги в деньги; политическим положением в важнейших регионах мира; теневыми операциями, тайными договоренностями, которые иногда укладываются с целью получения спекулятивной прибыли от разности между биржевыми курсами.

Несмотря на то, что иногда имеет место существенный отрыв биржевых курсов ценных бумаг от представленной ними реальной стоимости, в конечном счете они отображают реальную ситуацию в экономике страны или региона.

Наиболее обобщающим показателем динамики курса ценных бумаг есть индекс Доу-Джонса. В 1884 г. Ч. Доу с помощью изобретенного ним индекса рассчитал серию курсов акций двух промышленных фирм и девяти железнодорожных компаний США. Более поздний вместе со своим партнером Э. Джонсом он начал регулярно публиковать этот индекс в газете "Уолл-стрит джорнел". В 1928 г. индекс был модернизован.

Ныне индекс Доу-Джонса учитывается по 30 больших промышленных компаний, 20 транспортных компаниях и 15 фирмах топливно-энергетической и коммунальной инфраструктуры.

Индекс Доу-Джонса является показателем "здоровья" экономики не только США, а и значительной части мира в связи с деятельностью многочисленных транснациональных корпораций.

К середине 20-х лет индекс Доу-Джонса превышал (нечасто) 100. Потом он пошел вверх. В середине 1929 г. он уже сказывался цифрой 469,5. Однако большая депрессия привела к биржевому краху:

в октябре 1929 г. индекс снизился до 230,1. Еще в начале 50-х лет он равнялся 200. Тем не менее потом началось его стабильное возрастание. 80-е годы знаменовались биржевым бумом. В середине октября 1987 г. индекс достиг пометки 2722. Во время биржевого потрясения в октябре 1987 г. курс акций за один день снизился на 22,6 процента, индекс составлял всего 1733. Обесценение акций на биржах всего мира в сумме составило 2 трлн долл.

Страховая компания — коммерческая, финансово-кредитная организация, которая ставит цель получения прибыли от осуществления страховых операций. Страховые компании осуществляют систему мероприятий, направленных на полное или частичное возмещения застрахованным фирмам убытков, которых она испытала за непредвиденных обстоятельств:

вследствие стихийного бедствия, аварии, невыполнение обязательств обанкротившимися "контрагентами и т.п.. Они стремятся привлечь как можно больше клиентов (физических и юридических лиц), между которыми и распределяют суммы возмещения убытков. Такие компании нивелируют и уменьшают подобные трудность и осложнение, которое могут случиться у любого из клиентов. Страховые компании нейтрализуют экономический риск физических и юридических лиц, покрывают непредвиденные убытки.

Аудиторская фирма — это независимая высококвалифицированная организация, которая на заказ контролирует и анализирует финансовую деятельность предприятий и организаций разных форм собственности, их годовые бухгалтерские отчеты и балансы.

Аудиторские фирмы подтверждают или опровергают соблюдение предприятиями и организациями действующих норм хозяйственного права в сфере финансово-кредитных отношений. Свои услуги они осуществляют по указанию государственных органов или на заказ предприятий и организаций. Аудиторским фирмам предоставляются для контроля и анализа все нужны документы бухгалтерской отчетности. По результатам проверки, если они оказались положительными, хозяйственным субъектам выдается свидетельство о достоверности их продекламированного финансового состояния.

Такой контроль осуществляется с целью уменьшения экономического риска при заключении соответствующих финансовых соглашений с данными субъектами или при подозрении на возможное банкротство или утаивание теневых операций, то есть таких, что функционируют вне правовых норм, за пределами государственных законов, на так называемому "черном рынке".

Холдинговая компания — акционерная компания, капитал которой используется преимущественно для приобретения контрольных пакетов акций других компаний с целью установления контроля за их деятельностью и получение доходов. За своей структурой и характером деятельности холдинговая компания выполняет, как правило, лишь финансовые операции. Она держит контрольные пакеты акций других фирм и действует через свои филиалы. Наиболее распространенные так называемые чистые холдинговые компании, тем не менее являются и смешанные, которые объединяют контрольно-финансовые функции с непосредственным управлением предприятиями.

Холдинговая деятельность — это разновидность предпринимательства, которое требует значительных инвестиций и осуществляется, как правило, на основе объединения капиталов нескольких физических или юридических лиц.

Функционирование и дееспособность всех элементов рыночной инфраструктуры есть важной и

необходимым условием реальной рыночной трансформации экономики Украины. Развитие этой

инфраструктуры требует соответствующего законодательства, юридических гарантий, действующего

механизму и материально-финансового обеспечения.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 483; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.