Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Категории социальной работы

Основа аппарата любой науки, наиболее важные и ключевые понятия, составляющие ее основу – это категории.

Вопрос о категориях социальных наук достаточно сложен, так как социальные явления и процессы, отражаемые ими, весьма изменчивы, многообразны, их аспекты переплетены их друг с другом, а также из-за того, что они по-разному могут быть проинтерпретированы отдельными отраслями социального знания. Это обусловливает относительность и проницаемость границ между этими самими категориями, налицо полипарадигмальность теории социальной работы.

Поэтому в целях упорядочения их многообразия можно говорить о следующих группах понятий и категорий социальной работы:

Категории, не являющиеся специфическими для теории социальной работы, так как обозначаемые ими явления и процессы изучаются также другими науками (естественно, что подобные явления рассматриваются каждой наукой через призму ее предмета и применяемых методов); например, «социальные отношения», «социальная деятельность», «социализация», «личность» и т.д.

Категории, относящиеся к теории социальной работы по преимуществу, но используемые также другими отраслями знания, например, «психосоциальная работа», «социальная реабилитация», «семейный конфликт» и др.

Категории, являющиеся собственно категориями социальной работы, такие, как «социальный работник», «социальное обслуживание», «адресная социальная помощь» и т.д.

Категории – это наиболее общие фундаментальные для данной системы научных знаний понятия.

Выявление основных элементов категориального аппарата теории социальной работы позволяет раскрыть логику ее развития, углубить представления о сущности, содержании причинно-следственных связей, характеризующих теорию и практику социальной работы.

Теория социальной работы выражается в логических формах знания процесса функционирования и развития сложной полицентрической системы социальной защиты населения, в которой каждый ее компонент структуры может быть и причиной, и следствием характера социальных процессов одновременно. Предметом исследования социальной работы как науки являются социальные явления, процессы разных уровней, отражающие эту сложную полицентрическую систему. Основные ее компоненты – люди с их биосоциальной природой как носители разнообразных материальных, социальных, духовных потребностей и интересов, обладающие разным уровнем образования, культуры, жизненного опыта, разной психологией и разной степенью активности участия в социальных процессах.

Именно то обстоятельство, что человек действует в различных сферах жизнедеятельности: экономической, социальной, духовной, семейно - бытовой, - является основным компонентом социальной работы и главным интегрирующим фактором ее системы, предопределяет структурное содержание теории социальной работы как науки. Структура социальной работы как науки обусловливается не только взаимоотношениями людей, но и отношениями людей к идеям, знаниям, взаимосвязями знаний различных областей и технологий социальной работы.

Структурный анализ теории социальной работы как относительно самостоятельной системы научных знаний следует, как нам представляется, начать с выяснения характера взаимосвязей и отношений, носителями которых являются органы и учреждения социальной защиты населения, специалисты социальной работы. С функциональной точки зрения социальная работа может рассматриваться как взаимодействие субъекта и объекта социальной работы, как частный случай социального управления, где объект подвергается целенаправленному воздействию, а субъект осуществляет такое воздействие.

Категории объективного и субъективного, как известно, употребляются для обозначения и исследования социальных процессов, как на макро-, так и на микроуровне жизнедеятельности членов общества. В социальной работе проявляются все уровни взаимодействия объективного и субъективного, что подчеркивает не только сложность, многоуровневость системы социальной работы, но и необходимость соответствующих организационных структур, управляющих и регулирующих взаимоотношения людей с окружающей их материальной, социальной и духовной средой на федеральном, региональном и производственно-бытовом уровнях. При этом следует заметить, что субъект социальной работы (специалист, учреждение или ведомство социальной защиты населения, социальная служба определенной направленности) и объект социальной работы (конкретный человек, семья, социальная группа или другая общность) сами представляют весьма сложные социальные и биосоциальные системы и являются предметом исследования многих научных дисциплин. Научные достижения и результаты этих исследований теория социальной работы не вправе игнорировать. Своеобразие социальных процессов состоит и в том, что они активно влияют на все стороны общественной жизни, как бы пронизывают ее интересами и потребностями личности и семьи, социальной или социально-демографической группы, а поэтому целенаправленное воздействие на них в социальной работе невозможно без учета достижений теории социального управления. Вот почему категории управленческих отношений, складывающихся в социальной работе, являются важным компонентом ее структуры как науки.

Среди различных видов управленческих отношений, влияющих на структуру социальной работы как науки, следует выделить отношения субординации, координации и корреляции.

Отношения субординации – это связи между органами управления, трудовыми коллективами и между отдельными лицами, выражающие подчинение одного другому при реализации общей цели управленческой деятельности. Отношениям субординации соответствуют определенные организационные формы управленческих органов, которые обеспечивают реализацию соподчинения. Такая связь характерна, например, для государственных органов социальной защиты населения, которые наделены функциями распорядительства и используют властные методы управленческого воздействия, что диктуется необходимостью налаживания совместной работы коллективов, устранения стихийности в деятельности управленческого процесса.

Отношения координации – это связь между непосредственно несоподчиненными участниками управленческого процесса с целью согласования своих действий в ходе осуществления индивидуальных и общих целей. Расширение и углубление взаимосвязей между экономическими, политическими, духовными и социальными процессами в общественной жизни предполагают усиление роли системности и комплексности в социальной работе, повышение значимости отношений координации в управленческом механизме социальной работы.

Для социальных систем, как уже отмечалось, характерно то, что человек является главным компонентом структуры. Взаимодействие разнопорядковых структурных компонентов систем повышает значение корреляционных связей в них, смысл которых – опосредованность проявления причинно-следственных связей, а подчас весьма сложного сочетания целой совокупности причин и следствия поведения системы. Это особенно характерно для теории и практики социальной работы, где зависимость носит всесторонний и многоуровневый характер, а причина того или иного явления может испытывать прямое или косвенное воздействие собственного следствия.

Теория социальной работы, как и любая научная теория, исторически развивается как процесс приращения знания путем последовательного осмысления экспериментальных данных, практического опыта, предшествующих теоретических наработок, интуитивных предположений и гипотез. Поэтому структурно научную теорию социальной работы условно можно представить в виде пирамиды, основанием которой является практический опыт социальной работы, т.е. практическая профессиональная деятельность специалистов, оказывающих социальную помощь, поддержку и обслуживание населения в системе учреждений органов социальной защиты. Именно на этом уровне формулируются аксиомы, умозаключения, эмпирические правила и рекомендации, на основе которых образуются последующие логические формы знаний, создавая научное здание социальной работы с ее закономерностями, категориями, технологическими алгоритмами и принципами. Логические формы познания, знания, осмысления действительности являются связующим звеном между теорией и практикой, наукой и опытом, составляя главное содержание научной теории, позволяют логично соотносить теоретические положения с реальностью. Ведь научная теория – это выраженная в понятиях и категориях совокупность идей, постулатов и аксиом, законов и принципов, отражающих через ряд опосредований реальные явления и процессы, присущие предмету исследования данной науки (в нашем случае - социальной работы). Знания всегда добываются ради преобразования действительности, отражением которой они являются. Вот почему систему логических форм знания социальной работы как науки структурно можно свести к трем уровням:

1)исходная эмпирическая основа, т.е. практика социальной работы как непосредственный предмет исследования;

2)семантические средства и логические формы, с помощью которых осуществляется переход от практики к логическим обобщениям, умозаключениям, формулированиям аксиом и постулатов, закономерностей и тенденций.

3)система логических выводов, следствие, рекомендаций, правил и принципов, имеющих прикладную значимость и направленных на преобразование и совершенствование практической деятельности.

 

3. Технологизация оказания социальной помощи как закономерность социальной работы.

Понятие «технология» определяется следующим образом: «(от греч. –techne – искусство, мастерство, умение, и – logos - учение) – совокупность приемов и способов получения, отработки или переработки; …Описание производственных приемов, инструкций по их выполнению, технологические правила, требования, карты, графики и др.»

Относительно понятия «социальное», анализу которого посвящена огромная по объему литература, можно отметить следующее: это понятие употребляется с одной стороны в значении «общественное», отличающееся от природного, а с другой стороны, - в различных контекстах «узкого» понимания социального т.е. микросоциального, социально-бытового, или того, что окружает индивида, обеспечивая воспроизводство его жизнедеятельности, а также коллективного, совместного бытия людей. Все это определяет специфику содержания и объема понятия «социальные технологии», которое все более устойчиво характеризуется как совокупность методов решения той или иной социальной проблемы. Н.С.Данакин конкретизирует понимание социальной технологии как способа осуществления деятельности на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и выбора оптимальных средств и методов их выполнения. Это определение может быть отнесено ко всем видам человеческой деятельности, в том числе и к социальной работе как интегрированному, универсальному виду деятельности, направленной на удовлетворение социально - гарантированных и личностных потребностей людей и социальных групп.

При определении технологий в социальной работе необходимо учитывать, во-1-х, общую трактовку социальных технологий, во-2-х, особенности социальной работы как одного из видов человеческой деятельности, и в-3-х, особенности объектов, субъектов, содержания, средств и других элементов социальной работы как определенной целостности (системы). Представляется вполне приемлемым определение социальных технологий применительно к социальной работе, которое дается в отечественной литературе (стр.324.) – они понимаются как совокупность приемов, методов, воздействий, применяемых социальными службами, отдельными учреждениями социального обслуживания и социальными работниками для достижения поставленных целей в процессе осуществления социальной работы, решения разного рода социальных проблем, обеспечения эффективности реализации задач социальной защиты населения.

Социальные технологии в этой области общественной жизни базируются на реальном опыте социальной работы, принципах и теоретико-методологических закономерностях, выявленных социальными науками – социологией, теорией социальной работы, теорией управления, правом, социальной педагогикой, валеологией и др.

Классификация технологий в социальной работе может быть самой разнообразной. Это связано с тем, что социальная работа представляет собой определенную относительно самостоятельную систему упорядоченного множества взаимосвязанных элементов, образующих некоторое целостное единство. При анализе технологий в социальной работе как системы необходимо учитывать классификацию систем вообще. С этой точки зрения следует иметь в виду, что социальная работа является прежде всего разновидностью социальной системы, поскольку имеет дело с людьми (в частности, с клиентами и социальными работниками) и возникающими между ними отношениями.

Социальная работа может быть рассмотрена и как вид больших систем, поскольку включает в себя три компонента: а) социальную работу как науку; б)социальную работу как учебную дисциплину (цикл учебных дисциплин); в) социальную работу как вид деятельности.

Выделяя технологии в социальной работе как науке, необходимо учитывать, что она представляет собой такую сферу деятельности, функция которой состоит в выработке и теоретической систематизации объективных знаний об определенной действительности – социальной работе (а при понимании социальной работы в широком смысле – социальных отношениях, социальной сфере). Одной из ее важнейших задач как науки являются анализ существующих форм и методов социальной работы, разработка оптимальных методов и технологий разрешения различных социальных и других проблем применительно к разным индивидам, слоям и группам населения.

Характеризуя технологии социальной работы как науки, следует исходить из того, что ее неотъемлемыми компонентами являются соответствующие закономерности (например, связи между субъектом и объектом социальной деятельности), принципы и методы (экономические, правовые, социально-педагогические и др.). В этом случае социальные технологии рассматриваются как способы применения теоретических выводов в решении практических задач социальной работы. Важно в этой связи подчеркнуть особенность социальной работы как науки – органическое единство знаний и умений.

Когда речь идет о социальной работе как учебной дисциплине (цикл учебных дисциплин), то сущностью социальных технологий является целостное представление о содержании социальной работы, ее основных направлениях, инструментарии, ее методах и организации. Иными словами, эти технологии носят в основном обучающий, информационный характер. В этой связи важно видеть общее и особенное в технологиях образования в области социальной работы, что связано с системой обучения. Получение среднего специального и высшего образования (с учетом ступеней высшего, неполного высшего образования, бакалавриата, специального образования, магистратуры), аспирантура, докторантура, система повышения квалификации и самообразования.

В самом учебном процессе технологии обусловлены стандартами, программами, планами, спецификой изучаемых учебных дисциплин (общественных, естественно-научных, профессиональных, специальных) в том числе обязательных, факультативных; формами обучения (очная, вечерняя, заочная, очно-заочная); занятиями аудиторными, самостоятельными (с преподавателем и без него) и т.д.

В качестве технологий используются и формы обучения (лекция, семинар, лабораторное занятие, практикум, учебная игра, экскурсия,, конференция, курсовое и дипломное проектирование, коллоквиум, различные виды учебной практики, тестовая проверка и т.д.).

Если социальная работа рассматривается как особый вид деятельности, сущность социальных технологий можно интерпретировать, в первую очередь, как совокупность приемов, методов и воздействий государственных, общественных и частных организаций, специалистов и активистов, направленных на оказание помощи, поддержки, защиты всех людей, особенно нуждающихся слоев и групп населения. Именно в социальной работе как деятельности в концентрированном виде социальные технологии приобретают вид обобщенных накопленных и систематизированных теоретических знаний, опыта, умений и практики работы субъектов социальной деятельности.

Такой общий подход позволяет продвинуться на пути конкретизации технологий, применяемых в социальной работе, - имеются в виду фактически все три отмеченных аспекта социальной работы, в которых технологии выступают преимущественно в форме знаний (наука, знаний и умений (обучение), знаний, умений, опыта, практики (деятельность). С учетом сказанного технологии в социальной работе могут быть классифицированы по различным основаниям. И это вполне объяснимо, ибо социальная работа представляет собой своеобразную систему, включающую такие компоненты (элементы), как объекты, субъекты, содержание, средства, управление, функции и цели. Каждый компонент может служить основанием для систематизации технологий в социальной работе, и все структурный компоненты находятся в системной зависимости друг с другом. Например, рассмотрим такой компонент, как объект.

Разработка и применение технологий будут зависеть от дифференциации объекта. Как известно, объекты социальной работы довольно разнообразны. Это – старики и пенсионеры, инвалиды и дети, подростки с девиантным поведением, бездомные, мигранты, неполные, многодетные семьи и др. Каждый из них имеет социально-демографические, психологические особенности, характеристики и специфические проблемы, присущие ему на конкретном этапе жизненного пути.

Кроме того, объект социальной работы может быть представлен различными уровнями ассоциативности: индивид, группа, семья, (трудовой, учебный коллектив, молодежная или профессиональная группа, объединение лиц со сходными трудностями и т.п.), община (поселение, район, город). Это также требует своеобразных подходов, программ. Поэтому такие технологии можно назвать «частными» по отношению к объекту: технологии социальной работы с пожилыми (одним человеком или группой), технологии социальной работы с неполными семьями (одной, конкретной семьей или семьями, проживающими в конкретном городе), технологии социальной работы с лицами без определенного места жительства и т.д.

По отношению к объекту социальные технологии могут быть «внешними» и «внутренними». «Внешние» технологии направлены на создание условий (что связано с сущностью проводимой социальной политики), способствующих уменьшению численности и доли населения, которое нуждается в помощи и поддержке государства, и помогающих человеку, группам (слоям) людей, решать свои проблемы самостоятельно.

В этом случае технологии социальной работы должны носить упреждающий характер, способствуя не только лечению «социальных болезней», но и их предотвращению, например, делая все возможное для предотвращения безработицы, ее уменьшения, обучения людей, развития производства, создания новых рабочих мест, перепрофилирования тех или иных цехов, предприятий, учреждений и т.д. Это возможно сделать также путем создания технологий более глобального характера, затрагивающих сам процесс функционирования и развития общества. «Внутренние» технологии адекватны «частным» технологиям – на уровне индивида, группы – и направлены на решение проблем конкретного человека или группы, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, мобилизацию их внутреннего потенциала, использование имеющихся ресурсов.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятийный аппарат социальной работы как научной теории | Лекция 1. Предмет, метод и задачи статистики
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 11354; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.