Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятийный аппарат социальной работы как научной теории

Тема 3. Категории и закономерности теории социальной работы

Теория прерывестого равновесия

Теория латеральной (горизонтальной) эволюции

Наш соотечественник Кордюм. В своей основе, важное значение придал вертикальной переносе генетической информации от родителей к детям. По его мнению, наиболее важное значение играет не вертикальная, а горизонтальная передача генетической информации от одного таксона к другому. Могут переноситься блоки генов от микроорганизмов (прокариоты) к эукариотным организмам. Эта передача приводит к появлению новых форм организмов.

Но информация передается проще от эукариот к прокариотам, это установлено в опытах по генной инженерии.

Но как говорил Кордюм, перенос может осуществляться с помощью вирусов, фагов, с помощью мобильных генетических элементов.

Наиболее распространена передача генетического материала от эукариот к прокариотам.

По мнению Кордюма, главный не особый,а просто один из способов увеличения генетической информации.

Эта теория расширяет представления о возможных механизмах увеличения генетической информации.

Эта теория относится к процессу образования новых видов. Существует 2 точки зрения:

1. Градуализм

2. Пунктуализм

Согласно 1-му пункту, видообразование происходит медленно и постепенно.

Согласно 2-му пункту (Гулд, Елдридж), эволюция протекает разными темпами.

Есть Стазис - когда вид 1014 - 1015 поколений не изменяется, а затем 103 - 104 поколении происходит преобразование вида.

Затем опять долгое время не меняется и т.д. чередуется.

Быстрое преобразование видов за счет мутаций регуляторных генов, положительный дрейф генов, мутация мобильных генов.

План:

1. Понятийный аппарат социальной работы как научной теории.

2. Категории социальной работы

3.Технологизация оказания социальной помощи как закономерности социальной работы.

 

 

Литература.

1. Григорьев С.И., Гуслякова Л.Г. Предмет и объект социальной работы: постановка проблемы//Актуальные проблемы социологии, психологии и социальной работы. Барнаул, 1993. Вып.2

2. Справочное пособие по социальной работе. М.,1997

3. Теория и методика социальной работы /Под ред. И.Г.Зайнышева. М.,1994.

4. Тезаурус социальной работы. М.,1995

5. Топчий Л.В. Проблемы теоретического обоснования модели развития личности социального работника в современной социокультурной реальности.

6. Холостова Е.И. Социальная работа: теоретико-методологические аспекты//Социальная работа. М.,1994. вып.6.

 

Теория познания в социальной работе имеет свою специфику, объясняющуюся особенностями практической деятельности социального работника, в том числе – полиструктурными объектами помощи. Социальная работа как специфическая область познания претерпевает большие изменения. Происходит разрушение устоявшихся подходов. В свое время они были сформулированы в логике ньютоно-картезианской парадигмы науки, и сегодня, находясь на стадии оформления своего предметного языка как средства познания действительности, социальная работа стоит перед проблемой новых языковых понятийных структурализаций и формализаций. Они связаны с парадигмой новой реальности, пришедшей на смену ньютоно-картезианским представлениям.

«Порядок, на основе которого мы мыслим, имеет и ной способ бытия, чем порядок, присущий классической эпохе» - это утверждение М.Фуко наглядно иллюстрирует соотношение двух систем научного мировидения. Прежняя картина мира и парадигма новой реальности соотносятся сегодня как классическая эпоха и современность с присущими им представлениями о Вселенной и человеке. И в этой противоречивой логике парадигмы науки в начале третьего тысячелетия оформляются внутренне противоречия социальной работы – ее теория познания, научный язык, методы исследований, техники помощи, видение роли социального работника и его деятельности.

Понятийно-категориальный аппарат является значимым компонентом системы логически упорядоченного знания – это совокупность понятий, категорий, терминов, которые позволяют в обобщенной форме отразить явления, изучаемые данной наукой, и закрепить их важные признаки и закономерности. Понятийный аппарат формируется в процессе обобщения результатов эмпирического наблюдения и эксперимента путем применения логических операций и образует структуру науки.

Понятие является важнейшей логической формой, позволяющей выявить существенные, наиболее устойчивые и повторяющиеся связи между явлениями и процессами. Именно посредством понятий в любой науке, и социальная работа не является здесь исключением, представляется возможным добиться единообразия в понимании сущности явлений, выразить закономерности и тенденции развития социальной действительности.

В научном знании выделяют два уровня понятий. Понятия, отражающие эмпирический опыт, результаты наблюдений, экспериментов, составляют первичный уровень понятий. Понятия, образующиеся путем интерпретации первичных понятий и логических операций над ними, составляют уровень второго порядка и относятся к теоретическим понятиям. Наиболее важные, ключевые понятия любой науки, составляющие основу ее аппарата, называются категориями. Вопрос о категориях социальных наук сложен, так как явления, процессы, отражаемые ими весьма изменчивы, многообразны, переплетены друг с другом, по-разному интерпретируются отдельными отраслями социального знания, что особенно актуально для теории социальной работы.

Важнейшим компонентом системы логических форм научных знаний социальной работы является ее понятийный аппарат, т.е. совокупность понятий, с помощью которых появляется возможность в обобщенной форме отразить и выразить явления, присущие социальной работе, а также связи между ними путем фиксации их существенных свойств и признаков. Это достигается за счет применения в процессе познавательной деятельности абстрагирования, идеализации, обобщений, сравнений и определений. Понятийный аппарат пронизывает всю ткань социальной работы – от ее сущности, предмета, функций до критериев ее эффективности. Понятия и категории социальной работы как научной теории можно свести в три группы: понятия, отражающие сущностный аспект; понятия, отражающие технологический аспект; понятия, характеризующие качественное состояние социальной работы.

По уровню обобщения понятий категории социальной работы могут быть проанализированы также по их содержанию. В этом смысле в первую группу должны быть выделены понятия, отражающие специфику организации социальной работы в различных сферах социальной практики. Например, понятийный аппарат социальной работы в учреждениях образования будет частично отличаться от системы понятий и категорий, описывающих социальную работу в медицинских учреждениях. Имеются также свои особенности в социальной работе с такими категориям клиентов, как лица с ограниченными возможностями, люди пожилого возраста, беженцы и вынужденные переселенцы, семьи и дети группы риска.

Вторую группу составляют понятия, отражающие различные аспекты организации профессиональной и добровольческой социальной работы, технологический подход к оказанию социальной помощи. Среди таких понятий – менеджмент социальной работы, экономика социальных служб, психосоциальные методы и т.д. Несомненно, по мере развертывания эмпирических исследований социальной работы, углубления и уточнения ее теоретических знаний система понятий и категорий социальной работы будет обогащаться.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Теории нейтральной эволюции | Категории социальной работы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1457; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.