Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бизнес-план предприятия




ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПЛАНОВ ПРЕДПРИЯТИЯ

КЛАССИФИКАЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ

 

 

Планирование деятельности предприятия – явление многогранное и может быть систематизировано в зависимости от ряда признаков.

По видам различают технико-экономическое и оперативно-производственное планирование.

Технико-экономическое планирование в зависимости от постановки целей и временных аспектов подразделяется на стратегическое и тактическое.

Стратегическое планирование – это перспективное планирование. Оно намечает долгосрочные направления деятельности. Практически осуществляется составлением долгосрочных (10-15 и более лет) и среднесрочных (3-5 лет) планов, прогнозов.

Современное рыночное стратегическое планирование, основанное на маркетинговом подходе к организации производства, должно отличаться от традиционного долгосрочного планирования, много лет применявшегося на наших предприятиях. Это -–планирование с совершенно другим подходом, в отличие от традиционного планирования. При разработке традиционных долгосрочных планов обычно анализируется сложившаяся тенденция изменения экономических показателей, выявленная на основе анализа данных за ряд предшествующих лет. Затем путем экстраполяции (переноса) этих тенденций производится оценка на будущее. Другими словами, если за последние пять лет наблюдался рост показателей, то на перспективу необходимо запланировать дальнейший рост с такой же интенсивностью. От прошлого шли к будущему, отталкиваясь от достигнутого. В системе стратегического рыночного планирования отсутствует предположение о том, что будущее обязательно лучше, и, кроме того, меняется исходный принцип планирования: от прошлого к настоящему. Стратегическое рыночное планирование можно представить как последовательность ряда этапов.

Для разработки стратегии развития необходим анализ экономического положения предприятия, целью которого является выявление факторов, влияющих на развитие, и определение места предприятия на рынке. Влияющие факторы подразделяют на внешние и внутренние. К внутренним относятся существующая на предприятии структура управления, организационная структура. К внешним – наличие ресурсов на рынках труда и материалов, динамика цен на материалы, электроэнергию и труд, число потребителей и их структура, их потребности, величина спроса на продукцию предприятия.

При стратегическом планировании предприятие сначала формирует глобальную цель, например, вывод предприятия из убыточных в рентабельные, завоевание международного рынка, расширение существующей доли на национальном рынке. Затем глобальная цель разбивается на совокупность подцелей, для реализации которых вырабатываются собственные стратегии: повышение конкурентоспособности продукции предприятия, увеличение и разнообразие объема реализации услуг, снижение затрат, внедрение новых технологий и т.д.

Центральной проблемой стратегического планирования является разработка технологической стратегии. Все остальные виды стратегий так или иначе связаны с технологической, дополняют ее. Технологическую стратегию составляют: анализ сложившегося научно-технического уровня производства, разработка конкретных решений в области технологического развития. Задача технологической стратегии состоит в создании новых видов продукции, услуг, способных принести предприятию необходимую прибыль.

Сначала оценивается тот уровень спроса, который позволяет достичь желаемой прибыли. Для этого проводятся маркетинговые исследования. После этого рассчитываются ожидаемые результаты деятельности предприятия в рамках существующего рынка потребителей, действующей номенклатуры услуг и организации управления на предприятии. Затем проводится количественная оценка между требуемыми и ожидаемыми результатами и формируются возможные пути заполнения стратегического разрыва, определяются варианты решения проблем. Стратегическое планирование реализуется через долгосрочные и среднесрочные планы. Долгосрочные и среднесрочные планы отражают следующие направления:

- создание новых подразделений и производственных мощностей,

- капитальные вложения,

- потребности в финансовых средствах,

- исследования и разработки,

- увеличение доли рынка,

- повышение конкурентоспособности продукции,

- проект баланса доходов и расходов.

Тактическое планирование – это краткосрочное (текущее) планирование. Временной отрезок – год. Тактическое планирование позволяет достичь главной цели стратегического планирования и осуществляется в строго ограниченном временном отрезке. Краткосрочное планирование преследует цель сбалансировать имеющиеся ресурсы и спрос на продукцию предприятия и достичь прибыли в плановом году. Для этого разрабатывается план экономического и социального развития предприятия.

Оперативно-производственное планирование заключается в распределении годового текущего плана экономического и социального развития предприятия по подразделениям и исполнителям: цехам, участкам, отдельным рабочим местам, а также по отрезкам времени: квартал, месяц, декаду, сутки, смену и даже час. Оно является внутрипроизводственным планированием и призвано решить следующие основные задачи:

- детализация и распределение общего плана предприятия по месту и времени их выполнения. Должна обеспечиваться равномерная загрузка оборудования, производственных площадей, рабочей силы, конкретизация плановых заданий по рабочим местам с указанием сроков выполнения заданий;

- обеспечение рабочих мест материалами, заготовками, деталями, оснасткой, приспособлениями, инструментом;

- координация работы сопряженных цехов, участков, бригад, рабочих мест;

- контроль и регулирование хода производства.

По объектам планирования различают: план предприятия, план цеха, отдела, участка, бригады, рабочего места.

По видам документов бывают следующие виды планов: прогноз, план, программа, проект, задание.

Под прогнозом понимается система научно обоснованных представлений о возможном состоянии предприятия в будущем. Прогноз неоднозначен и носит многовариантный характер, в нем просчитываются альтернативные пути развития предприятия. Прогноз позволяет выяснить перспективы ближайшего или более отдаленного будущего, сформировать цели развития.

План – это документ, который содержит конкретные показатели и комплекс различных мероприятий по решению социально-экономических задач. В нем отражаются ресурсы, результаты, порядок и сроки выполнения. Отличительной чертой плана является конкретность показателей, их определенность во времени и количественно. План опирается на прогноз, а прогноз способствует разработке оптимальных планов.

Программа – это документ, в котором представлен комплекс мероприятий с указанием исполнителей, сроков, направленных на решение определенной проблемы. Чаще всего программы являются составной частью прогноза и призваны выделить приоритетные направления развития предприятия.

Проект составляется для обоснования эффективности внедрения конкретного мероприятия: разработки новых видов продукции, новых технологий, строительства или реконструкции объектов, реорганизации системы управления предприятием, внедрения новой техники и т.д.

Плановое задание доводится структурным подразделениям предприятия. В нем указываются конкретные плановые показатели, зависящие от данного подразделения: план выпуска продукции, нормы выработки, нормы расхода материалов, план экономии ресурсов, уровень качества изделий и др.

 

 

На предприятиях связи в состав годовых планов предприятия обычно входят такие разделы:

- «Развитие связи» - в нем планируются такие показатели, как прирост емкостей городских, сельских, междугородных телефонных станций и общая емкость сетей: прирост телефонных аппаратов, факсов, абонентских телеграфных устройств; общая протяженность междугородных каналов, а также их прирост;

- «Выручка от реализации продукции» - планируется объем доходов от услуг связи, в том числе доходы от населения; выручка от не основной деятельности;

- «Труд» - планируются такие показатели по труду, как фонд оплаты труда, среднесписочная численность работников, средняя заработная плата, уровень производительности труда;

- «Затраты на производство и реализацию продукции» - планируется смета затрат на производство и реализацию продукции по статьям расходов, себестоимость единицы продукции, процент снижения себестоимости в планируемом году по сравнению с текущим годом;

- «Прибыль и рентабельность» - планируется величина прибыли от реализации услуг связи и от других видов деятельности, отчисления от прибыли в виде налогов, чистая прибыль, уровень рентабельности, процент ее увеличения по сравнению с текущим годом.

 

 

 

 

Бизнес-план является инструментом управления производством в рыночной экономике.

Процесс составления плана, детальный анализ, который предшествует его написанию, заставляют представить собственный бизнес в конкретных действиях, ориентированных на успех. План, оформленный в документах, цифрах, графиках, - это прекрасный способ довести свои идеи до сотрудников предприятия. Он может быть предназначен также для акционеров, чтобы убедить их купить акции и вложить свой капитал. Он нужен для инвесторов, банкиров, чтобы видеть перспективность вложения средств.

Бизнес-план – это технико-экономическое обоснование деятельности предприятия в рыночных условиях. Он составляется как для действующей организации, так и для вновь создаваемой. Содержание и объем бизнес-плана зависят от различных факторов: размеров предприятия (для малого предприятия - 10-20 страниц, для крупного – 40-50); полноты составных частей (укрупненно или детально); назначения (для внутреннего пользования, для инвесторов, как заявка на банковский кредит); квалификации составителей и практического опыта подготовки технико-экономических обоснований.

Ниже приводится структура бизнес-плана для действующего крупного и среднего предприятия. В нем содержатся следующие разделы:

1) «Резюме». Содержит общие выводы из последующих разделов. Выполняется в конце работы, когда готовы все остальные разделы плана.

2) «Общие сведения о предприятии». Здесь описываются цели деятельности предприятия, история его создания и развития, основной товар или услуги, потребитель продукции, размер рынка и возможные тенденции его развития, юридический адрес, определяются цели предприятия – стратегические и тактические.

3) «Анализ товара или услуги». Дается краткое описание вида деятельности, в котором действует предприятие или которым оно собирается заняться. Затем детально рассматриваются товары или услуги, их отличительные особенности, позволяющие получить полезный эффект. Отмечаются новые или даже уникальные свойства предлагаемого товара, указываются причины интереса к нему покупателей. Проводится анализ конкурентоспособности продукции (услуг) отдельно для внутреннего и внешнего рынка.

4) «Обзор и прогноз рынка». Анализ рынка проводится по следующим направлениям:

- «Покупатели». Описываются сегменты рынка (группы покупателей, группы предприятий). Группы покупателей описываются по таким характеристикам: возраст, месторасположение, уровень доходов, образование, стиль жизни, социальный статус. Предприятия группируются по сфере деятельности, местонахождению, структуре, объему производства и реализации, численности персонала.

- «Рыночные показатели». Определяется емкость рынка. Прогнозируется изменение емкости рынка. Определяется рыночная конъюнктура как соотношение объема спроса и предложения на товар, прогнозируется ее изменение.

- «Конкуренты». Оценивается уровень конкуренции на данном рынке. Выявляются прямые и непрямые конкуренты, анализируются объемы их продаж, ассортимент, цены, доля на рынке, каналы сбыта, рекламная кампания. Определяется уровень конкурентоспособности предприятия.

- «Прогноз объема реализации». На основе предыдущего анализа прогнозируется объем спроса и объем реализации продукции предприятия в натуральном и стоимостном выражении на планируемый период (3 года) и планируется доля предприятия на рынке.

5) «Маркетинговая стратегия». План маркетинга детально раскрывает политику в области ассортимента, торговли и обслуживания, цен, рекламы, что позволяет достичь планируемых объемов продаж и занять соответствующее место на рынке. В плане маркетинга определяются следующие стратегии:

- генеральные – стратегии роста, стратегии сегментации;

- товарные стратегии – выбираются одна или несколько из следующих стратегий: «старый товар – новый рынок», «старый товар – старый рынок», «новый рынок – старый товар», «новый товар – новый рынок». Определяются стратегии по ассортименту: «широкий ассортимент», «узкий ассортимент»;

- ценовые стратегии – они разделяются на стратегии для товаров-новинок и стратегии на уже существующие товары. Здесь определяется также основной метод ценообразования – на основе затрат, на основе цен конкурентов, на основе целевой прибыли и т.д.;

- сбытовые стратегии – стратегии по интенсивности сбыта («широкий сбыт», «узкий сбыт»), стратегии по рынкам (локальный, национальный, внешний, мировой); стратегии по каналам сбыта («прямой сбыт», «косвенный сбыт»), стратегии по количеству посредников;

- стратегии по продвижению – по рекламе (теле-, радиореклама, наружная, печатная и др.) и стимулированию сбыта (розыгрыш призов, лотерей, предоставление купонов, продажа большого объема товаров по прежней цене и т.д.).

6) «Производственный план». В нем излагаются все условия организации производственного процесса:

- географическое положение: близость к потребителям, поставщикам, транспортные возможности, доступность рабочей силы;

- рабочая сила: расчет численности работников, уровень квалификации, план подготовки и переподготовки кадров;

- производственный процесс;

- перспективы развития: мероприятия по совершенствованию существующей продукции, разработка новой продукции.

7) «Организационный план». Дается список ключевых управленческих должностей и лиц, предлагаемых на эти должности.

8) «Оценка риска и страхование» - прогнозируются возможные риски при реализации проекта: производственные, коммерческие, финансовые и меры по снижению или предупреждению этих рисков.

9) «Финансовый план» – обобщает результаты принятых решений по другим разделам бизнес-плана. В нем разрабатываются следующие документы:

- прогноз объемов реализации на 3 года, причем для первого года данные приводятся помесячно, для второго – поквартально, третий год – в целом;

- баланс денежных поступлений и платежей;

- таблица доходов и затрат – включает доходы от продажи продукции, затраты на производство и реализацию продукции, прибыль от реализации, чистую прибыль;

- сводный баланс активов и пассивов предприятия;

- расчет безубыточности проекта;

- прогноз финансовых показателей – рентабельность, ликвидность, платежеспособность, срок окупаемости.

10) «Юридический план». Описывается правовой статус предприятия, форма собственности. Приводится краткое извлечение законодательных норм, регулирующих правовой статус предприятия.

11) «Стратегия финансирования» – излагается план получения средств для создания или расширения предприятия, внедрения планируемых мероприятий.

Вопросы для самоконтроля:

1 В чем сущность и значение планирования?

2 Охарактеризуйте принципы планирования.

3 Охарактеризуйте методы планирования.

4 Охарактеризуйте классификацию планов предприятия:

- по видам;

- по охвату времени;

- по объектам;

- по видам документов.

5 Какие основные показатели планируются в планах предприятий связи?

6 Какие задачи решаются с помощью бизнес-плана?

7 Кратко охарактеризуйте разделы бизнес-плана.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь» // НЭГ, 1998, № 22.

2. Закон «О минимальной заработной плате и государственных гарантиях в области оплаты труда // Советская Белоруссия, 1992. 9 янв.

3. Закон «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь» // НЭГ, 1999, № 5.

4. Закон «О формировании и использовании минимального потребительского бюджета» // Советская Белоруссия, 1992. 12 фев.

5. Инструкция о составе фонда заработной платы и прочих выплат // НЭГ, 1999, № 2.

6. Инструкция о порядке применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь. // НЭГ, 2002, № 96.

7. Основные Положения по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) // НЭГ, 2004, № 10.

8. Основы экономики телекоммуникаций (связи): Учебное пособие / Под ред. М.А.Горелик и Е.А.Голубицкой. – М.: Радио и связь, 1997. – 224с.

9. Золотогоров В. Г. Организация и планирование производства: Практ. пособие. – Мн.: ФУАинформ, 2001 – 528 с.

10. Прогнозирование и планирование экономики: Учебное пособие / Под общ. ред. Борисевича В. И., Кандауровой Г. А. – Мн.: Интерпресссервис; Экоперспектива, 2001 – 380 с.

11. Экономика предприятия. Под общ. ред. Руденко А. И. – Мн., 1995 – 475 с.

12. Экономика предприятия. Под ред. Хрипача В. Я. – Мн.: Экономпресс, 2000 – 464 с.

 

 

 

План 2003 / 2004, поз.___

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 314; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.