Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция № 6. Литературные источники

Литературные источники.

1. Боевая подготовка работников ОВД. Учебник. М.: МВШМ МВД РФ.1991.

2.Дворяк И.А. Тактика личного задержания преступника. Методический материал. М.: МВШМ МВД СССР, 1986.

3.Захаров Е.Н. и др. Энциклопедия физической подготовки. М.: Лептос. 1994.

4.Подготовка подразделений специального назначения. Учебное пособие. Л.: Ленинградское ПУ ГУВВ МВД СССР.1980.

5.Приказ МВД СССР от 10 июля 1991 г. №110 «Об организации профессиональной подготовки личного состава органов внутренних дел».

6.Приказ МВД РФ от 27 мая 1992 г. № 182 «положение об учебных центрах подготовки и переподготовки личного состава органов внутренних дел».

7.Приказ МВД РФ № 412 от 29 июля 1996 г. «Об утверждении Наставления по физической подготовке сотрудников ОВД РФ».

8.Инструкция ГУК МВД РФ № 21/16/65-53 от 25 января 1996 г. «По технике безопасности сотрудников милиции в процессе физической и огневой подготовки».

 

 

 

 

«САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ФОРМЫ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ»

Воспитание – многозначно, его рассматривают как общественное явление, деятельность, процесс, систему и т.д. В самом широком смысле многие специалисты отождествляют воспитание с социализацией человека в обществе. В узком педагогическом смысле – как специально организованный процесс, направленный на формирование у занимающихся системы определенных качеств, взглядов, убеждений.

Физическое воспитание представляет собой процесс решения определенных воспитательно-образовательных задач, который характеризуется всеми общими признаками педагогического процесса (направляющая роль педагога, организация деятельности в соответствии с педагогическими принципами и т.д.) либо осуществляется в порядке самовоспитания.

Физическое воспитание – общественное явление. Оно возникает вместе с обществом и развивается по законам общественного развития. Идеи, направляющие социальную практику физического воспитания, и формы ее организации всегда обусловлены конкретными общественными отношениями, что находит свое выражение в особенностях систем физического воспитания, создаваемых в условиях различных общественных формаций (сравнить до перестройки и после). В единстве с другими видами воспитания и при достаточно благоприятных социальных условиях физическое воспитание может приобретать значение одного из основных факторов всестороннего развития личности.

Таким образом, под физическим воспитанием понимают вид воспитания, специфика которого заключается в обучении движениям (двигательным действиям) и воспитании (управлении развитием) физических качеств человека – силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости.

В прикладном отношении физическое воспитание представляет собой процесс физической подготовки человека к социально обусловленной деятельности (трудовой, военной и т.д.), требующей определенной физической подготовленности. В свою очередь физическая подготовленность является результатом физической подготовки, воплощенном в достигнутой работоспособности и в сформированных двигательных умениях и навыках, требующихся в конкретной деятельности или способствующих ее овладению. При этом выделяют общую и специальную физическую подготовку.

Общая физическая подготовка представляет собой базовый неспециализированный процесс характерный для дошкольного и школьного физического воспитания, направленного на то, чтобы создать условия для укрепления здоровья и функциональных возможностей организма в целом, а также сформировать достаточно большой арсенал двигательных умений и навыков, необходимых в самых различных видах деятельности.

Специализированная физическая подготовка – этопроцесс физического воспитания, специализированный применительно к особенностям какой-либо деятельности (трудовой, военной и т.д.). Целью данной подготовки является повышение эффективности профессионального обучения и достижение высокой работоспособности при выполнении профессиональных функций. Как известно, профессионально необходимые качества, навыки и умения приобретаются и совершенствуются, прежде всего, в процессе обучения избранной специальности, а также в процессе трудовой деятельности.

Целенаправленное использование специализированных физических упражнений способствует решению ряда задач непосредственно прикладной подготовки к труду и оборонной деятельности: содействует развитию профессиональной важных физических и психических качеств, приобретению прикладных умений и навыков, позволяет повысить устойчивость организма по отношению к неблагоприятным воздействиям внешней среды (перегреванию, охлаждению тела, пониженному атмосферному давлению и др.). Однако специализированная физическая подготовка при всей ее значимости не может заменить общую физическую подготовку, которая составляет фундаментальную основу физического воспитания, в том числе и основу профессионально-прикладной физической подготовки.

В процессе физического воспитания, как и в других видах воспитания, необходима сознательная активность воспитуемого в решении образовательно-воспитательных задач. Высшим выражением этой активности является самосознание и самовоспитание, когда воспитуемый выступает одновременно и объектом и субъектом воспитания, сознательно, целеустремленно и умело, воспитывая самого себя: самостоятельно приобретает необходимые знания, вырабатывает у себя полезные умения и навыки, целенаправленно воздействует на свои качества и способности, улучшая их. Воспитание лишь тогда может считаться достаточно эффективным, если оно перерастает в самовоспитание.

Стремление занимающихся к самовоспитанию справедливо рассматривают как свидетельство их волевой закалки, духовной зрелости. В самовоспитании находит свое логическое завершение процесс самоутверждения личности, ее становления и обретения действительной самостоятельности.

В целях самовоспитания могут быть использованы в принципе самые разнообразные средства, методы и приемы. В числе их, например, такие разнохарактерные, как самостоятельная работа с литературой, соблюдение гигиенического режима, самостоятельное закаливание водными и воздушными процедурами, индивидуальные занятия физическими упражнениями, приемы самоубеждения и саморегуляции эмоциональных состояний и т.д. Выбор средств, методов и приемов самовоспитания зависит, естественно, от конкретной направленности этого процесса.

Под самостоятельной формой физической подготовки понимается определенным образом упорядоченная деятельность субъекта (конкретного человека), направленная на реализацию стоящих перед ним целей и задач достижения того или иного уровня физической подготовленности, обуславливающего успешность выполнения профессиональной деятельности (трудовой, военной и т.д.).

Применение тех или иных форм в процессе самостоятельной физической подготовки в первую очередь зависит от ее направленности, которую определяет индивидуум исходя из своих потребностей (соображений).

Основными направлениями самостоятельной физической подготовки являются:

1) укрепление здоровья;

2) формирование телосложения;

3) воспитание и развитие физических качеств;

4) освоение и совершенствование арсенала двигательных действий, необходимых в профессиональной деятельности.

1. Здоровье – это бесперебойное нормальное функционирование организма. По оценкам отечественных и зарубежных специалистов, состояние здоровья человека зависит от:

- генетических факторов – на 15-20%;

- состояния окружающей среды – на 20-30%;

- деятельности службы здравоохранения – на 10%;

- образа жизни, в том числе спортивной деятельности, – на 40-50%.

По версии же Минздрава России, здоровье человека всего на 10-12% зависит от медицинских факторов, а в основном – от качества жизни. Так, на долю ишемической болезни сердца (таких ее форм, как стенокардия, инфаркт миокарда) как результата злоупотребления холестеринсодержащими продуктами (яйцами, сметаной, мясом, сливочным маслом и др.) приходится около 60-70% всех регистрирующихся смертей. Древние греки говорили: «Если хотите узнать, как живет народ, посетите кладбище и рынок».

Сложная социально-экономическая ситуация в нашей стране привела к тому, что в последние двадцать лет четко обозначилась и проявилась тенденция разрушения сложившейся системы массовой физической культуры и спорта, которая в основном и являлась базой физической подготовки населения, и перехода спорта высших достижений на коммерческую основу.

Практически пол­ное прекращение финансирования, выделяемого на физическую культуру и спорт (фактическое фи­нансирование в 1999 г. по разделу «Здравоохранение» в строке «Физическая культура и спорт» со­ставило 92 руб. на душу населения РФ, а на профилактику заболеваний сред­ствами физической культуры и спорта – 5 руб., а фактическое фи­нансирование в 2004 г. по разделу «Здравоохранение», в строке «ФК и С», со­ставило 118 руб. на душу населения РФ, а на профилактику заболеваний сред­ствами ФК и С – 15 руб.; на содержание спортивных школ по разделу «Образование» на душу населения было выделено в среднем 43 рубля.), что привело к плохому или недостаточному оснащению тренировочных баз, невозможности производить ремонт и реконструкцию спортсооружений, к резкому сокращению количества высококвалифицированных спе­циалистов в области подготовки спортсменов и к их оттоку за границу (наиболее известных и квалифицированных) и в другие сферы дея­тельности. Дороговизна экипировки, оборудования и оплаты услуг при низ­ком материальном уровне граждан привела к сокращению числа занимающих­ся. Скудное финансирование спортивной науки и вузов от­разилось на качестве научно-методического обеспечения.

К этому можно прибавить, что в условиях современной экологической обстановки и общей тенденции к снижению уровню здоровья молодежи (так, например, по данным за 1999 г. в Мурманской области на 45 %, за 2003 г. в Смоленской области на 43%, за 2003 г. в Новгородской области на 43,7%) возрастает число новорожденных с различными патологиями и «букетами» наслед­ственных заболеваний. Снижение рождаемости, рост смертности, сокраще­ние продолжительности жизни населения приобрели стремительный харак­тер. Так, если в 1992 г. продолжительности жизни составляла у мужчин 62 года, а у женщин – 74, то к 2005 г. эти показатели снизились до 54 и 65 лет соответственно. Число девушек, носительниц генофонда, имеющих хронические заболе­вания, возросло за последние 10 лет соответственно с 43,9 до 75%. По дан­ным ВНИИФКа за 2003 г., 85% призывников не имеют достаточной физической под­готовленности.

За последние пятнадцать лет число подростков, взятых на учет с диагнозом «наркомания», увеличилось в 15 раз, а смертность среди них увеличилась в 42 раза; значительно возросла подростковая преступность.

При этом резко упало качество здравоохранения, а, главное, медицинских услуг предоставляемых населению, что непосредственно связано с нищенской зарплатой врачей, также как и преподавателей и инструкторов по физическому воспитанию, и падению престижа их деятельности у подрастающего поколения.

В современной России все более широкий общественный резонанс получает зародившееся в среде ученных и практиков понимание того, что среди проблем, решение которых не должно зависеть от обществен­но-политических коллизий, центральное место занимает проблема физи­ческого воспитания и здоровья населения, так как без ее решения у страны нет будущего.

Осознание необходимости и важности обеспечения определенного уровня здоровья населения для развития экономики, науки и культуры, а также для обороноспособности страны вызывает в последние годы в обществе и государственных институтах пристальное внимание к физической культуре и спорту. В России на ближайшие 10-15 лет провозглашен государственный приоритет на продолжительность жизни граждан и здоровье детей с момента зачатия до работоспособного возраста.

Укрепление собственного здоровья непосредственно зависит от ведения здорового образа жизни и, в первую очередь, от отказа от вредных привычек, таких как табакокурение, алкоголизм и наркомания. В то же время если о вреде данных привычек достаточно много информации, то о таких исследованиях, которые провели немецкие ученые, к сожалению, мало кто знает. В специальных исследованиях, в которых участвовали 1800 немецких молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет, регулярно посещающих дискотеки, было выявлено, что каждый десятый из них страдает невосполнимой утратой слуха, у каждого четвертого наблюдалось серьезное расстройство функций слуха; десятая часть молодежи 16-18 лет из-за серьезных повреждений внутреннего уха лишь догадывается о содержании человеческой речи средней громкости по доходящим обрывкам слов и движениям губ говорящего.

Здоровый образ жизни характеризуется соблюдением суточного режима, правил личной гигиены, систематическим закаливанием организма, правильным питанием, умеренной двигательной активностью и разумным использованием услуг западной и восточной медицины. Каждый из перечисленных компонентов содержит множество практических рекомендаций и вносит существенный вклад в состояние здоровья человека.

2. Формирование телосложения – самое распространенное направление самостоятельной физической подготовки молодежи 16-25 лет, обучающейся в средних и высших образовательных учреждениях. Это связано с половым созреванием и гиперсексуальностью молодых людей данного возраста, их стремлением быть привлекательнее для лиц противоположного пола. При этом осознание необходимости укрепления собственного здоровья и ведения здорового образа жизни к ним еще не пришло, а воспитание и развитие физических качеств, так же, как и освоение и совершенствование арсенала двигательных действий, требующихся в профессиональной деятельности, они, как правило, оставляют на будущее.

Телосложение человека, с одной стороны, определяется генетическими предпосылками, а с другой – воздействием среды, и особенно, целенаправленной физической подготовки.

Доля наследственности в показателях длины и веса тела соответственно составляет 81 и 78%. На более высокую наследуемость длины тела по сравнению с весом тела указывает и тот факт, что рост костей в длину более жестко генетически детерминирован, чем рост в ширину. Следовательно, доля влияния среды, в том числе учебно-тренировочного процесса, на окончательную длину и вес тела соответственно составляет 19 и 22%. Генетическая предрасположенность легко определяется по длине тела родителей. Установлено, что у 31% высоких детей высокорослыми были родители или один из них.

Формируя свои тотальные размеры тела, т.е. длину (рост), периметр (обхват грудной клетки) и массу (вес тела), занимающемуся важно знать, что на окончательную длину тела оказывает влияние и качество жизни, т.е. благосостояние, питание, экология, жилищные условия, болезни, стрессы, любовь к детям и др. Чем лучше условия жизни в стране, тем выше ее граждане. Именно поэтому за последние 150 лет длина тела европейцев возросла на 20 см. Низкорослость, например, пигмеев объясняется недостаточностью белковой пищи, т.к. в условиях джунглей невозможно обеспечить сбалансированное питание. Низкорослость японцев до недавнего времени также объяснялась незначительным употреблением белковой пищи. Однако 1986 год оказался для японцев переломным: впервые в своей истории эта нация съела мяса больше, чем риса. Поэтому ученые предполагают, что скоро японцы существенно приблизятся к европейцам по показателям длины тела.

Высокий рост в большинстве случаев свидетельствует о хорошем состоянии здоровья. Например, продолжительность жизни у высокорослых выше, чем у низкорослых. Так, смертность среди женщин от 40 до 44 лет с длиной тела от 145 до 149 см в два раза выше, чем у ровесниц с длиной тела от 165 до 169 см. Аналогичные данные обнаружены и у мужчин. Ученые утверждают также, что чем больше длина тела, тем меньше смертность от сердечно-сосудистых заболеваний. Лишь некоторые ученые обнаружили незначительную тенденцию увеличения числа онкологических заболеваний у высокорослых.

Формирование телосложения женщин имеет свои особенности. При решении задачи формирования идеальных пропорций тела, занимающиеся должны придерживаться вечных для всех времен канонов красоты человеческого тела: симметрии, гармонии, взаимного соответствия всех черт и пропорций. Среди постоянно изменяющихся критериев красоты женщины ученые и сейчас выделяют тот, который был главным во все времена истории человечества. Это отношение объема талии к объему бедер, которое должно варьироваться в пределах 0,67-0,80 (60/90 = 0,67).

Представительницам прекрасного пола необходимо заботиться и о других критериях красоты телосложения. Особого внимания заслуживают такие недостатки показатели телосложения, как:

- «расплющенные» ягодичные мышцы (могут быть превращены в округлые и плотные);

- широкие плечи и спина (при укреплении дельтовидных и широчайших мышц спины могут подчеркнуть конусообразную форму верхней части туловища);

- низкорослость и чересчур развитые ноги, что визуально уменьшает фактическую длину тела (могут не производить такого впечатления за счет увеличения ширины плеч);

- обвисшие грудные железы (можно поднять за счет укрепления нижних пучков грудных мышц в жиме лежа на наклонной плоскости головой вниз);

- слабое развитие верхней части туловища (можно укрепить, выполняя жим лежа на наклонной плоскости головой вверх и улучшая осанку за счет укрепления верхней части мышц спины);

- плохая осанка (улучшается за счет развития мышц нижний части спины и брюшного пресса).

Данные рекомендации полезно сочетать с выполнением аэробных нагрузок и упражнений на гибкость. Первые из них будут способствовать совершенствованию выносливости организма, а вторые – удлинять мышцы и придавать им изящные очертания.

В целом необходимо отметить существование множества систем по целенаправленному формированию телосложения человека и роста его мышечной массы. Поэтому при осуществлении самостоятельной физической подготовки важнейшее значение имеет самостоятельная работа с литературой, и в первую очередь с той, которая написана ведущими специалистами в данной области, такими, как Джо Вейдер (США), Ю.В. Верхошанский и А.С. Медведев (Россия) и др.

Требуется понимать, что в настоящее время предлагается огромное число весьма сомнительных, а зачастую, вредных средств и методов, якобы позволяющих быстро и без особого труда улучшить свое телосложение, таких, как: «тайские таблетки» для похудания; гормоны роста и процедуры искусственного удлинения конечностей для увеличения длины тела; пластическая хирургия, связанная не с лечением, а с модным изменением отдельных частей тела; гормональные инъекции и усиленное протеиновое питание, использование электрических импульсов для принудительного сокращения мышц, способствующих более быстрому и гипертрофированному росту мышц и т.п.

3. Воспитание физических качеств.Физические качества – отличительные признаки, свойства физических проявлений в двигательной деятельности человека. Принято выделять следующие физические качества: сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость.

Воспитание физических качеств посредством самостоятельной подготовки по своей сути является самостоятельным управлением их развития. При этом непосредственным объектом и одновременно фактором управления является процесс двигательной деятельности. С помощью двигательной деятельности, организованной соответствующим образом (физических упражнений), и других средств физического воспитания, можно в широком диапазоне изменять функциональное состояние организма, направленно регулировать его и тем самым вызывать прогрессивные приспособительные изменения в нем (совершенствование регуляторных функций нервной системы, мышечную гипертрофию, увеличение функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем и т.д.). Совокупность их приводит не только к количественным, но и к качественным изменениям функциональных возможностей организма в целом. Воспитывая таким путем физические качества, достигают при известных условиях существенного изменения степени и направленности их развития. Это выражается в прогрессировании тех или иных двигательных способностей (силовых, скоростных и др.), повышении общего уровня работоспособности, укреплении здоровья и других показателях совершенствования естественных свойств организма, в том числе и свойств телосложения (разумеется, в той мере, в какой это допускают генетически закрепленные особенности конституции человеческого организма). Развитию физических качеств в процессе их воспитания придается, таким образом, направленный характер, что и позволяет в этом смысле говорить об управлении их развития.

4. Освоение и совершенствование арсенала двигательных действий, необходимых в профессиональной деятельности, требуется для успешного ее выполнения. Причем для курсантов и слушателей государственных образовательных учреждений МВД в их последующей работе данное направление самостоятельной физической подготовки может быть в определенных случаях и жизненно необходимо (например, при задержании преступника). Именно поэтому в настоящее время так остро стоит проблема и необходимость обеспечения самостоятельной физической подготовки курсантов и слушателей государственных образовательных учреждений МВД, для которых физическая подготовленность является обязательной составляющей их профессиональной деятельности.

Освоение двигательных действий – движений и воспитание физических качеств отчасти совпадают, поскольку лежащие в их основе закономерности формирования двигательных навыков и развития двигательных способностей едины. Выполняя физические упражнения с целью освоения, всегда проявляют определенные физические качества и тем самым содействуют в той или иной мере их развитию, а, воспитывая физические качества, так или иначе, влияют на результаты и сам процесс освоения двигательных действий. Поэтому грань между обучением движениям и воспитанием физических качеств можно провести лишь с некоторой условностью. Но она существует и воплощается во вполне реальных методических особенностях. Например, закономерным для методики начального разучивания двигательных действий является облегчение условий их выполнения, в том числе и физической нагрузки. Напротив, одна из основных закономерностей методики воспитания физических качеств состоит в постепенном увеличении нагрузки, как по объему, так и по интенсивности. Несовпадение закономерностей обучения движениям и воспитания физических качеств выражается, в частности, в том, что неплохая обученность технике физических упражнений может сочетаться с относительно невысокой степенью развития физических качеств. И наоборот, сравнительно высокая степень развития какого-либо физического качества, скажем силы, достигнутая в результате физического воспитания, далеко не всегда сочетается со столь же развитым умением рационально пользоваться этим качеством при выполнении двигательных действий.

Умение выполнять новое двигательное действие возникает на основе необходимого минимума знаний о его технике, предварительного двигательного опыта и общей физической подготовленности благодаря попыткам сознательно построить некоторую систему движений. В процессе возникновения умения происходит постоянный поиск адекватного способа выполнения действия при ведущей роли сознания в управлении движениями. Это и определяет сущность двигательного умения.

Двигательное умение характеризуется такой степенью владения техникой действия, которая отличается повышенной концентрацией внимания на составные операции и нестабильными способами решения двигательной задачи.

В процессе многократного повторения двигательного действия входящие в его состав операции становятся все более привычными, координационные механизмы действия постепенно автоматизируются и двигательное умение переходит в навык. Его главной отличительной чертой является автоматизированное управление движениями. Вместе с тем для навыка характерна слитность движений и надежность действия. Следовательно, двигательный навык можно охарактеризовать как такую степень владения техникой действия, при которой управление движениями происходит автоматизировано и действия отличаются высокой надежностью.

Автоматизация движений существенно помогает выполнению двигательного действия. Сознание освобождается от необходимости постоянного контроля за деталями движений, что, во-первых, облегчает функционирование высших механизмов управления движениями и, во-вторых, позволяет переключать внимание и мышление на результат и условия действия. Таким образом, автоматизация движений расширяет возможности применения освоенных двигательных действий и содействует повышению их эффективности.

Автоматизированное управление движениями при навыке не означает их неосознанность. Освобождаясь от участия в контроле за выполнением каждого отдельного движения в сложном двигательном акте, сознание выполняет пусковую, контролирующую и регулирующую роль. Человек осуществляет двигательные действия всегда сознательно; это – поведенческие акты. Он приказывает себе в нужный момент выполнить действие; контролирует его ход и результат, может сознательно вмешаться в автоматизированный процесс управления, видоизменить действие по ходу его выполнения и прекратить его.

Предмет и формы самостоятельной физической подготовки избираются в большой зависимости от индивидуальных интересов, склонностей и способностей, а также исходя из специфики профессиональной деятельности.

Для одних основой продолжения физического воспитания становится спортивная деятельность с присущими ей формами построения занятий. Спортивно-тренировочные занятия урочного типа, индивидуальные тренировочные занятия, а также соревнования, занимающие у квалифицированных спортсменов 10-15 и более процентов времени, отводимого на спортивную деятельность, представляют собой в таких случаях тесно связанные звенья процесса достижения высших результатов, который строится по специфическим закономерностям спортивного совершенствования.

Другие предпочитают занятия общеподготовительного и физкультурно-гигиенического характера, продолжая их в секциях общей физической подготовки и в индивидуальном порядке.

Упорядоченность физического воспитания обеспечивается, прежде всего, с помощью урочных форм занятий. Именно эти форы являются основными при построении обязательного курса физического воспитания в государственных образовательных учреждениях МВД. Система уроков в рамках данного курса регламентируется учебным планом, программой, графиком учебно-воспитательного процесса, расписанием занятий и общим режимом работы государственного образовательного учреждения. Принятая в данных учреждениях периодика учебного процесса (подразделение его на семестры) сказывается в значительной мере и на организации занятий по физическому воспитанию.

Отличительными признаками урочных форм занятий являются:

1) на занятиях ведущую, направляющую и непосредственно организующую роль в процессе учебно-воспитательной деятельности играет специалист-преподаватель (тренер, инструктор), вооруженный системой знаний, педагогическими умениями и навыками;

2) занятия проводятся систематично по упорядоченному расписанию (по тренировочному плану и расписанию спортивной секции);

3) занятия проводятся с постоянным составом занимающихся, как правило, однородным по возрасту и подготовленности.

Структура урочного занятия физическими упражнениями (например, учебно-тренировочного занятия в спортивной секции) имеет в качестве общей основы три части – подготовительную, основную и заключительную.

В подготовительной части урока осуществляется: организация занимающихся (построение, расчет, рапорт дежурного); краткое объяснение задач занятия; функциональная подготовка организма к предстоящей основной деятельности (разминка). Содержание подготовительной части урока должно быть соотнесено с предстоящей основной деятельностью на занятии (тренировке). Подбор упражнений по координационным механизмам и характеру физических нагрузок должен соответствовать особенностям упражнений, используемым в основной части. Для этого в нее включаются упражнения, как бы подводящие к первым упражнениям основной части.

В основной части осуществляется решение наиболее сложных задач урока, от которых и зависит ее конкретное содержание. Наиболее сложные задачи, связанные с овладением принципиально новым материалом, действиями большой координационной сложности, решают в самом начале основной части. При этом, как правило, придерживаются следующей последовательности в постановке задач: ознакомление, детализированное разучивание, совершенствование.

Упражнения для направленного воздействия на физические качества обычно включаются в следующей последовательности: скоростные упражнения, силовые упражнения, упражнения, требующие преимущественно проявления выносливости. Данная последовательность характерна для комплексных занятий по общей физической подготовке.

В учебно-тренировочных занятиях по различным видам спорта основная часть зачастую используется для упражнений специализированного характера (например, на тренировке по спортивной борьбе – для изучения новых специальных упражнений, приемов, защит, контрприемов, способов тактической подготовки, а на тренировке по тяжелой атлетике – для силовых и скоростно-силовых упражнений).

В заключительной части урока осуществляется направленное постепенное снижение функциональной активности организма. Для этого используются: умеренный бег, ходьба, упражнения на внимание – на месте и в движении, упражнения на расслабление и успокоение дыхания и пр. Заключительная часть заканчивается построением занимающихся, анализом результатов выполнения задач урока и проделанной на нем работы, выделением положительных и отрицательных моментов в занятии с обращением внимания занимающихся на исправление недостатков. При этом самое серьезное внимание необходимо уделять индивидуальным домашним заданиям, помня, что уроки – лишь часть процесса физического воспитания, которая дополняется самостоятельными упражнениями, участием в соревнованиях, играх и т.п. Недооценка домашних заданий нарушает связь между урочными и неурочными формами занятий.

Эффективность сочетания различных форм занятий зависит от их общей определяющей направленности на том или ином этапе многолетнего процесса физического воспитания, особенностей контингента занимающихся, режима их основной деятельности (учебной либо трудовой) и условий быта.

Самостоятельные занятия урочного и неурочного типов играют на первых этапах физического воспитания преимущественно вспомогательную роль: они дополняют обязательные занятия (уроки), число которых четко определено, помогают придавать процессу физического воспитания непрерывный характер и тем самым обеспечивать достаточную эффективность всей системы занятий. Немаловажное значение в этом отношении имеют даже такие относительно кратковременные занятия, как утренняя зарядка, если она проводится ежедневно, и самостоятельные (домашние) занятия по заданию преподавателя-тренера.

Для самостоятельной организации деятельности характерны неурочные формы занятий, которые предполагают повышенную самодисциплину, инициативу и самостоятельность.

В методике построения неурочных занятий много общего с методикой построения уроков. Их структура также должна обеспечивать постепенную врабатываемость организма, хорошие условия для выполнения основной работы и ее завершения.

Различаются следующие формы неурочных занятий:

1. Индивидуальные занятия, которые чаще всего проводятся в виде зарядки, гигиенической гимнастики и прогулок в режиме дня, а также самостоятельных занятий по общей и специальной физической подготовке.

Утренние физические упражнения (зарядка) как форма физической подготовки – это обычно не только гигиеническое мероприятие, но и вид дополнительной ежедневной тренировки. Проводимые на открытом воздухе, они имеют и большое закаливающее значение.

В содержание зарядки включают общеразвивающие упражнения гигиенического характера, средства поддержания разносторонней физической подготовленности, а также отдельные специально-подготовительные упражнения, которые предварительно достаточно хорошо изучены. Чтобы придать утренним физическим упражнениям плановый характер, каждый вариант зарядки разрабатывается с определенной направленностью, отражающей по возможности требования профессии. Комплексы упражнений через определенный промежуток времени обновляются. Их содержание зависит от сезонно-климатических условий, содержания учебных занятий и ряда других обстоятельств. На утренние физические упражнения обычно отводится от 15 до 30 мин.

2. Самодеятельные групповые занятия – самодеятельные игры, туристские походы, состязания и другие формы занятий физическими упражнениями, где есть обычно руководство со стороны выборного, а иногда и назначенного лица. Эффективность самодеятельных групповых занятий во многом предопределяется правильным выбором руководителя. Он должен не только обладать личными достоинствами, но и знать основы методики занятий физическими упражнениями, правила соревнований, иметь опыт участия в походах и т.д.

3. Групповые занятия с началами официальной организации. Речь идет об официально организуемых спортивных соревнованиях, оздоровительных занятиях на предприятиях и в учреждениях, физкультурных праздниках и других видах неурочных занятий физическими упражнениями, осуществляемых под руководством специалистов.

Функции спортивных соревнований в целом разнообразны, они служат выявлению спортивных достижений отдельных спортсменов и коллективов, популяризации физической культуры и спорта, обмену спортивным опытом между соревнующимися.

Спортивные соревнования оказывают огромное воспитательное воздействие на соревнующихся благодаря интенсивным физическим напряжениям и повышенной эмоциональности. Систематическое участие в соревнованиях исключительно действенно стимулирует рост физической подготовленности.

Роль самостоятельных занятий и соответствующих им форм организации существенно возрастает с началом углубленной спортивной специализации либо факультативного курса общей или специальной физической подготовки, проводимого в образовательном учреждении. При этом формы урочного типа сохраняют свое ведущее значение, но в измененном виде (например, специализированный тренировочный урок в спортивной секции). Одновременно по мере приобретения занимающимися необходимых знаний, умений и опыта, увеличивается удельный вес неурочных форм занятий.

После завершения обязательного курса физического воспитания дальнейшее направленное использование средств физического совершенствования обеспечивается, как правило, самостоятельно.

В заключение требуется отметить, что в зрелом, пожилом и старшем возрасте физическое воспитание все больше приобретает черты сугубо индивидуализированных занятий, преследующих цели поддержания оптимального состояния организма, сохранения работоспособности и противодействия инволюционным процессам (старение). Соответственно меняется соотношение различных сторон физического воспитания в режиме жизнедеятельности, а также форм занятий. В частности, возрастает удельный вес «бытовых» форм занятий физическими упражнениями (гигиеническая гимнастика, оздоровительный бег в режиме дня, пешеходные прогулки и т.д.), оздоровительно-воспитательных и связанных с ними форм использования физической культуры в выходные дни и отпускные периоды.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Структура рукопашного боя | Самовоспитание в процессе физического воспитания
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 252; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.