КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Политэкономия Т.Мальтуса. Современное мальтузианство
Представителем экономической мысли первой половины ХIХ века в Англии был Томас Роберт Мальтус (1766-1834 г.г.) Его основные работы «Опыт о законе народонаселения» (1798 г.), «Исследования о природе и возрастании земельной ренты» (1815 г.), «Начало политической экономии» (1820 г.), где он отстаивал привилегии лендлордов, землевладельцев и капиталистов, сняв с них ответственность за нищету народной массы. Мальтус провозгласил, что главная и постоянная причина бедности не в плохом правлении и не в неравномерном распределении богатства, а в диспропорции между скудностью природы и притязаниями умножающегося населения. Проблему влияния высоких темпов роста населения на благосостояние масс поднимали и до Мальтуса, например, французский физиократ Виктор Рикетн Мирабо (1715—1789) и английский утопист Уильям Годвин (1756-1836), но они не видели в росте населения угрозы. Мальтус — жесткий пессимист. Производство, утверждает он, растет в арифметической прогрессии, а население — в геометрической, удваиваясь каждую четверть века. Так по его подсчетам, население удваивается каждые 25 лет и возрастает в геометрической прогрессии (2, 4, 8, 16, 32 и т.д.), тогда как средство существования только в арифметической прогрессии (2, 4, 6, 8, 10 и т.д.). При таких условиях через 2 столетия население земного шара относилось бы к средствам существования как 256 к 9, через 3 столетия как 4096 к 13. В этом постоянном стремлении населения к размножению, превышающему средства существования, и состоит, по мнению Мальтуса «закон народонаселения», действующий «с самого происхождения общества. Излишек населения обречен на нищету, голод и вымирание». Доказательства, приводимые Мальтусом, не выдерживают критики (данные о росте населения, например, он брал по США, где огромную роль играла иммиграция), но постановка вопроса о связи бедности с нерегулируемым ростом населения, как показала практика слаборазвитых стран, носила ненадуманный характер. Бедность, по мнению Мальтуса, вовсе не выступает результатом неравномерного, не справедливого распределения богатства. Поэтому «народ должен винить самого себя», и «никакие революции и реформы не могут ему помочь». Средствами против чрезмерного размножения населения он считал либо «нравственное обуздание», воздержание от брака неимущих, либо надежды на пороки и несчастья, болезнь, рост смертности. Основанием для таких суждений для Мальтуса явился «закон убывающего плодородия почвы». В природе, по Мальтусу, существует несоответствие между численностью населения и количеством средств существования, что достигается эпидемиями, голодом, войнами, непосильным трудом, истребляющим огромные массы людей. Проблему чрезмерного роста населения Т. Мальтус решил через изменение заработной платы. Рост населения ведет к падению заработной платы и ограничивает рост населения в будущем. Иными словами, низкий уровень жизни рабочих определяется биологическими законами, а не социальными проблемами. Т. Мальтус выступал против государственной поддержки нищих, так как он видел в этом поощрение неблагоразумных за счет взимания налогов с трудолюбивых граждан. По Мальтусу, рост населения ограничивается только одним – нехваткой продуктов питания, страхом голода. Мальтуса интересовала не только причина бедности. В книге «Начала политической экономии» (1820) он по-своему развивает теории ценности и реализации. Мальтус отмечает, что Рикардо не может в рамках трудовой теории стоимости объяснить, каким образом капиталы разной структуры, с различной долей вложений в труд приносят одинаковую норму прибыли. Более того, утверждает он, если заработная плата рабочего — только часть ценности, воздаваемой трудом, то покупка труда рабочего капиталистом — неэквивалентный обмен, нарушение законов товарного хозяйства. Отсюда Мальтус делает вывод о несостоятельности трудовой теории стоимости. Сам Мальтус опирается на имеющееся у Смита утверждение, что цена товара определяется количеством труда, который за этот товар можно купить. У Смита этот покупаемый труд равен труду, затраченному на производство данного товара. У Мальтуса количество труда, которое можно получить за товар, обусловлено издержками производства этого товара. В издержки он включает живой труд, труд уже овеществленный в средствах производства, а также прибыль на авансированный капитал. Но отсюда вытекает, что реализация всей массы стоимости не возможна. Если затраты на труд равны X, прочие затраты капитала — У, а прибыль — Z, то рабочие могут на свою заработную плату купить на сумму X, капиталисты купят друг у друга на Y (если капиталист будет продавать по цене, включающей и прибыль, то все, что он выиграет как продавец, он проиграет как покупатель сырья, оборудования и т. д.), a Z ocтается нереализованной. Выход Мальтус видит в наличии покупателей, которые ничего не продают и тем самым оплачивают Z. Эти непроизводительные потребители в лице аристократии, чиновничества и прочих так называемых «третьих лиц», по Мальтусу, — необходимое условие существования капиталистического хозяйства. Мальтус не задумывался над вопросом, откуда «третьи лица» возьмут средства на оплату товаров, производимых капиталистами, что делало его схему реализации весьма уязвимой для критики. Если предположить, что деньги к «третьим лицам» поступают от участников производства в виде ренты, налогов, десятины, то общая величина спроса от этого не изменится: платежеспособный спрос «третьих лиц» есть вычет из платежеспособного спроса рабочих и капиталистов. Учение Рикардо нашло своих продолжателей в лице Дж. Милля и Дж.Р. Мак-Куллоха. Шотландец Джеймс Милль (1773 – 1836), один из организаторов Лондонского университета, пытался избежать подмеченных противниками Рикардо противоречий между трудовой теорией стоимости и признанием единой для разных отраслей средней нормы прибыли. Трудовую теорию стоимости он толкует в том духе, что не только живой, но и овеществленный труд создает ценность. Вино, заложенное на выдержку, дороже молодого, ибо над ним работает накопленный труд, воплощенный в подвалах, бочках и т. п. Заработная плата — вознаграждение за непосредственный живой труд, прибыль — за труд опосредованный. Профессор Лондонского университета ДжонРамсей Мак-Куллох (1789-1864) пошел дальше, объявляя трудом действия, совершаемые даже силами природы.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1041; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |