КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Старая» историческая школа и ее основатели
Экономическое учение марксизма Тема 5. «Старая» историческая школа.
План лекции (1 час) 1. Старая историческая школа и ее основатели 2. Формирование и развитие марксистской политической экономии 3. Методология исследования К.Маркса 4. Структура и основные проблемы 3-х томов «Капитала».
В Германии XIX в развитие экономической мысли шло своим путем, что в немалой степени объясняется своеобразными условиями экономического и социально-политического развития страны Современная индустрия создавалась здесь при сохранении сильных пережитков средневековых аграрных отношений На мировых рынках господствовала английская индустрия, конкуренции с которой немецкая промышленность выдержать не могла Отсюда стремление к таможенной защите, государственному покровительству Сложившаяся в 40—50-е гг XIX столетия так называемая исто рическая школа в экономической науке отличалась фетишизацией национапьнои специфики хозяйства различных стран и возвеличиванием роли государственных институтов Предшественником исторической школы был Фридрих Лист (1789—1846). Сущность его учения хорошо передает название главного труда «Национальная система политической экономии» (1841). Лист критиковал английскую классическую школу за «космополитизм», который он видел в попытке создания универсальной экономической концепции, равно пригодной для всех стран и народов. По Листу, каждая нация имеет свой путь экономического развития, экономика отдельных стран подчиняется собственным законам. Лист отнюдь не был поборником сохранения отсталого, опутанного феодальными пережитками немецкого хозяйства. Выступая за индустриализацию Германии, он сформулировал теорию развития производительных сил Благосостояние нации определяется не количеством созданного товарного богатства, как утверждала классическая школа, а степенью развития производительных сил Способность создавать богатство бесконечно важнее самого богатства Решающая производительная сила — заводская промышленность. Но если Смит и Рикардо считали производительным трудом только труд в материальном производстве, то Лист объявляет производительным любой труд, прямо или косвенно способствующий созданию богатства. Поэтому в производительные силы он включает и государственные институты, вплоть до полиции, и систему образования, и науку, и религию, и прессу, и моральные установления, например моногамию, и меняющие ход развития политические и экономические реформы. Если английская классическая школа и вышедшие из ее недр другие экономические учения сосредоточивали свое внимание на анализе современного им капиталистического хозяйства, рассматривая его как естественное состояние, то Лист прокламирует необходимость исторического подхода к экономике. В поступательном движении национальной экономики он выделяет пять стадий дикость, пастушескую стадию, земледельческую, земледельческо-мануфактурную и земледельческо-мануфактурно-коммерческую Достижение последней, высшей стадии требует государственного покровительства, «воспитательного протекционизма», имеющего целью создание единого национального рынка, устранение внутренних барьеров и в то же время защиту от подавления национального хозяйства более развитыми, более мощными производительными силами других государств. Лист уподобляет «молодые» страны ребенку, неспособному сопротивляться взрослому человеку. Протекционизм законен для индустрии, но он не должен распространяться на сельское хозяйство. Такое покровительство аграрному сектору привело бы только к удорожанию сырья и продовольствия, что нанесло бы ущерб отечественной промышленности. Принципиальная ошибка А Смита и его последователей заключается, по мнению Листа, в том, что они рассматривают экономическую жизнь как сферу взаимодействия отдельных индивидуумов, в своей механической совокупности образующих человечество. Но между человечеством и человеком история поставила нации. Любой индивидуум — прежде всего часть нации, и его благополучие зависит от могущества нации. У наций разные силы и разные интересы, и их должны ограждать государства. Полная свобода торговли станет возможной лишь в отдаленном будущем, когда все нации будут стоять на одной ступени развития, исчезнет угроза воин, народы придут к общему соглашению. Основные идеи Ф Листа нашли развитие в работах Вильгельма Рошера (1817-1894), Бруно Гильдебрапда (1812-1878) и Карла Книсса U821 —1898), составивших ядро исторической школы. В. Рошер утверждал, что природные различия стран, особенности отдельных народов, проявляющиеся в их способностях, привычках, степени развития и сложившихся политических институтах, исключают возможность существования однотипных хозяйственных систем у разных наций. Общей для всего мира экономической теории быть не может. Нет единой политической экономии, есть множество национальных наук. Б. Гильдебранд противопоставлял абстрактному методу классиков эмпирические исследования, сбор статистической и исторической информации. Он предложил трехфазную схему экономического развития человечества. Первая фаза — естественное или натуральное хозяйство. Обмена продуктов тут либо вообще нет, либо он осуществляется без денег. Вторая фаза — денежное хозяйство. Деньги становятся необходимым посредником обмена. Третья фаза — кредитное хозяйство. Деньги перестают играть роль посредника в обмене. Обмен совершается без участия денег, на основе кредита. Хозяйство в третьей фазе — это высший тип хозяйства, ибо здесь открываются все возможности для активных людей: даже не располагая капиталом, они могут благодаря кредиту стать предпринимателями. Гильдебранд видел особенный порок предшествующей экономической науки в сведении ею поведения хозяйствующих субъектов к чисто эгоистическим побуждениям. Анализируя экономическую жизнь, Смит и его последователи совершенно игнорировали воздействие на нее морали, права, обычаев, политики, оказывающих огромное влияние на мотивы человеческой деятельности, побуждающих к альтруизму, преследованию не индивидуальных выгод, а интересов нации, своего государства и т. п. К. Книсс зашел в отрицании общих экономических законов, пожалуй, дальше всех своих коллег по исторической школе. Он отвергал саму возможность существования экономической теории. Наука существует лишь там, где есть повторяемость изучаемых явлений. Пути экономического развития народов настолько специфичны, что о повторяемости и речи быть не может. Экономические явления в принципе недоступны познанию. Можно только описать их возникновение и развитие и дать им моральную оценку. В экономической эволюции разных народов нельзя найти общих законов — можно в лучшем случае говорить об аналогиях. Что касается истолкования экономических категорий и механизмов, историческая школа не внесла ничего нового по сравнению со своими предшественниками. За исключением Рошера, ее представители не проявляли к этой проблематике интереса. Рошер разделял сэевскую концепцию трех факторов производства, соединяя ее с идеей Сениора о воздержании капиталиста как источнике прибыли. При этом Рошер применял к теории факторов производства исторический подход: по мере эволюции национальной экономики решающая роль переходит от одного фактора к другому (от природы к труду, а от труда к капиталу). К середине 50-х гг. историческая школа прошла свой апогей, и внимание к ней стремительно угасало. Однако в начале 70-х гг. произошел новый всплеск интереса к идеям, лежащим в ее основе.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1025; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |