Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие политэкономии в трудах М.И.Туган-Барановского, Н.Д. Кондратьева, А.В.Чаянова




Экономические идеи в произведениях социал-демократов

Политэкономические идеи в трудах декабристов

Российская экономическая мысль на рубеже XIX и XX вв. фор­мировалась под сильным влиянием трех западных школ: марксист­ской, австрийской и социальной. Речь идет не только и не столько о том, что каждая из этих школ имела в нашей стране своих после­дователей, сколько о совместном воздействии их идей на форми­рование взглядов одного и того же ученого.

Михаил Иванович Туган-Барановский (1865—1919), в первый пе­риод своей научной деятельности объявивший себя марксистом, провозгласил тезис: «Нужно пой­ти дальше Маркса, но через Мар­кса, воспользовавшись всем тем, что он дал». Туган-Барановский, в частности, доказывал, что тру­довая теория стоимости и теория предельной полезности не контрарны, а, в сущности, тождествен­ны. Субъективно оцениваемая полезность данного блага зависит от количества благ этого вида, но количество обусловлено величи­ной затраченного труда. Чем меньше общественно необходимые затраты труда на единицу продукции, тем больше таких единиц и, следовательно, тем ниже предельная полезность единицы. Иначе говоря, предельная полезность есть функция трудовой стоимости. Сформулированная Туган-Барановским теорема гласит: «Если про­изводство руководится основным хозяйственным принципом - стремлением к достижению с наименьшей затратой наибольшей пользы, то отношения предельных полезностей свободно произво­димых продуктов и их трудовых стоимостей равны».

Влияние социальной школы прослеживается во взглядах уче­ного на распределение доходов. Туган-Барановский утверждает, что теория распределения и теория ценности методологически несов­местимы. Ценность и цена, как вообще все связанное со сферой обмена, должны исследоваться иными логическими методами, чем заработная плата и другие категории распределения. Ценность и цены определяются индивидуальными оценками; в актах обмена высту­пают индивидуумы, причем принципиальной роли не играет, к каким социальным группам они принадлежат. Распределение с позиций индивидуума рассматривать нельзя, ибо дележ общест­венного продукта — это поле борьбы социальных групп.

У Туган-Барановского идеи соци­альной школы окрашиваются почерпнутым из марксизма классовым под ходом. Размер доли, достающейся тому или иному классу от «общего пирога», определяется социальной силой этого класса. Туган-Барановский отбрасывает идущее еще от Рикардо и поддержанное Марксом сведение заработной платы к стоимости минимально необходимых средств существования. Величина заработной платы, утверждает он, регулируется произ­водительностью труда и социальной силой рабочего класса, а эта сила проявляется в росте профсоюзного движения, в принятых под давлением трудящихся фабричных законах и т. п.

Переведенная на немецкий язык книга М.И. Туган-Барановского «Социальная теория распределения» сделала его имя широко известным на Западе и послужила толчком к разработке ряда ана­логичных или близких концепций заработной платы. Основная идея этой книги была поддержана Д. Хиксом в вышедшей в 1932 г. книге «Теория заработной платы».

Важное место в исследованиях Туган-Барановского занимала проблема экономических кризисов. Его книга «Промышленные кризисы в современной Англии, их причины и ближайшие влия­ния на народную жизнь» была впервые опубликована в 1894 г., она неоднократно переиздавалась, и еще до первой мировой войны вышла в переводах на немецкий и французский языки. Туган-Барановский является основоположником инвестиционной теории эко­номических циклов. Он отвергает объяснение кризисов снижением потребительского спроса вследствие обеднения масс или сокраще­ния личного потребления капиталистов и обслуживающих их лиц На рынке решающую роль играет инвестиционный спрос (спрос на средства производства). Капиталистическое производство само для себя создает рынок. Но непрерывное расширение производства возможно только при сохранении пропорциональности отдельных от­раслей. В условиях частной собственности на средства производ­ства и конкуренции между производителями, работающими на неизвестный рынок, поддержание необходимой пропорциональности нереально, что неизбежно ведет к кризисам перепроизвод­ства. По Туган-Барановскому, периодическая смена подъемов и спадов в капиталистическом хозяйстве — следствие неорганизован­ности производства и быстрого накопления свободного капитала Фазы экономического цикла определяются процессами инвестиро­вания. Цикл начинается с того, что свободные денежные капиталы в поисках прибыльного применения устремляются в некоторые отрасли производства. Их расширение требует расширения смежных отраслей, куда через кредитную систему вливаются дополнительные денежные средства. Оживление охватывает большинство произ­водств, и рано или поздно резервы свободного капитала исчерпы­ваются, ссудный процент растет, что отрицательно сказывается на инвестиционном спросе. К этому времени уже входят в строи новые производственные мощности, созданные в годы оживления, и предложение товаров существенно возрастает при падающем ин­вестиционном спросе. В результате цены снижаются настолько, что не покрывают издержек производства. Исчерпание резервов ссуд­ного капитала вызывает финансовую панику, разражается биржевой крах. В наступившей фазе спада (депрессии) происходит постепен­ное накопление свободного денежного капитала, т е. образуются резервы для новых инвестиций, вызревают условия оживления инвестиционного спроса.

В теории циклов и кризисов Туган-Барановского предвосхищен ряд идей кейнсианского учения, что отмечал и сам Дж.М. Кейнс.

Теория кризисов Туган-Барановского породила целую литера­туру «за» и «против». Среди современников в числе ее привержен­цев был Г. Шмоллер, а среди критиков — В. Зомбарт, но и он считал концепцию Туган-Барановского чрезвычайным шагом вперед. Эту концепцию категорически отвергал марксист К. Каутский, объяснявший кризисы «недопотреблени­ем» трудящихся масс.

В последние годы жизни М.И. Туган-Барановский разработал конъюнктурную теорию денег. Связь между изменением денежной массы и изменением товарных цен — не прямая, а опосредованная объемом кредитных средств, скоростью обращения, движением процентной ставки, переменами курса ценных бумаг. В отличие от традиционной количественной теории денег Туган-Барановский вводит в анализ фактор времени, временной лаг между вводом в обращение дополнительной денежной массы и вызываемые этим изменения на финансовом и товарном рынках, Государство может воздействовать на ценность денег, в частности, регули­руя вексельный курс и курс валюты.

По мнению выдающегося российского исследователя Н.Д Конд­ратьева, Туган-Барановский был первым, кто заставил европейских ученых прислушаться к движению экономической мысли в России

После первой мировой войны ми­ровую известность получили труды Николая Дмитриевича Кондратьева (1892-1938). С 1920 г. Кондратьев воз­главлял созданный по его инициативе Конъюнктурный институт, занимав­шийся прикладными исследованиями экономической конъюнктуры Используя богатейший статистический материал (примерно за 140 лет) о движении уровня товарных цен, процента на капитал, заработной платы, оборота внешней торговли, а также производ­ства угля, чугуна и свинца в Англии, Германии, Франции и США, Кондратьев пришел к выводу о наличии больших циклов конъ­юнктуры, «длинных волн» ее повышения и понижения в рамках каждого цикла. Вообще цикличность Кондратьев считает внутренней закономерностью экономического развития. Реальная конъюнк­тура, по Кондратьеву, всегда определяется наложением друг на друга больших циклов, длящихся 48—55 лет, средних (торгово-промыш­ленных) циклов длительностью 7—11 лет, коротких циклов про­должительностью 3—3,5 года и сезонных циклов в пределах года Кондратьев оперирует понятием «технический способ произ­водства». Каждый технический способ производства характеризуется равновесием «основных капитальных благ» (они представлены про­изводственной инфраструктурой и квалифицированной рабочей силой) и других факторов хозяйственной и социальной жизни. Веду­щим элементом основных капитальных благ являются производст­венные сооружения. Срок их жизни определяет продолжительность Цикла. Научно-технические изобретения и нововведения — база обновления основных капитальных благ. Спад есть результат на­рушения равновесия между основными капитальными благами и прочими факторами. Обновление этих благ — основа подъема. Но само обновление идет не плавно, а толчками. Для замены ка­питальных благ необходимо накопление ресурсов и в натуральной, и в денежной форме. Только когда это накопление достигнет опре­деленного уровня, появляется возможность массового инвестиро­вания, следствием которого становится экономический подъем.

Кондратьев доказывает, что средние циклы, приходящиеся на «понижательную волну» больших циклов, отличаются длитель­ностью депрессии и вялостью подъема; напротив, в средних циклах, совпадающих с «повышательной волной» большого цикла, депрессия менее продолжительна, а подъем более длителен и интенсивен.

Дискуссии вокруг концепции больших циклов не затухают и по сей день.

Один из устоев мировоззрения Кондратьева — убежденность в неразрывности хозяйствования и общих социальных условий. Раз­деляя во многом положения австрийской школы маржинализма, он критикует ее за анализ экономики с позиций индивидуума, вы­рванного из общественной среды. По Кондратьеву, вне социального контекста соизмерение человеком трудовых усилий и потребности в благах принципиально немыслимо. С другой стороны, экономичес­кие изменения влекут за собой серьезные социальные последствия. Кондратьев формулирует на основе анализа больших циклов такую закономерность: в периоды «повышательных волн» имеет место максимальное число глубоких социальных потрясений: войн, рево­люций и т. п.

В отличие от Туган-Барановского, до которого не успело дока­титься колесо большевистского интеллектуального и физического террора, Кондратьев стал его жертвой.

Если вначале марксистскими цензорами от науки труды Конд­ратьева воспринимались как сугубо эмпирические исследования конъюнктуры, лежащие за пределами политической экономии, то к началу 30-х гг., когда разразился по существу предсказанный Кондратьевым мировой экономический кризис в капиталисти­ческой системе, в теории больших циклов увидели «буржуазную апологетику», ибо из нее вытекало, что за депрессией последует новый подъем. Это, а также оппозиция Кондратьева большевист­ской коллективизации с зачислением в кулаки основной массы крепких крестьянских хозяйств привели к аресту Кондратьева в 1930 г. и последующему (в 1938 г.) расстрелу.

В тюрьме им была написана книга «Основные проблемы статики и динамики», содержащая ряд интересных идей. Она замышлялась автором как методологическое вступление к многотомному труду по экономической теории. Кондратьев сосредоточивает внимание на определении предмета экономической науки, истолковании категорий экономической статики и экономической динамики, классификации актов поведения по их функциям, мотивам, фор­мам, соотношении причинности и случайности в экономических процессах и т. д. Работа эта не сыграла возможной роли в развитии экономических учений, поскольку шестьдесят лет не могла быть выпущена в свет, а оставалась в тайниках семьи ученого.

Трагически сложилась судьба еще одного выдающегося русского экономиста — Александра Васильевича Чаянова (1888—1937).

Возглавлявшееся им теоретичес­кое направление получило название организационно-производственной школы. Школа эта была специфич­ной: Чаянов и его соратники разра­батывали проблемы аграрного сектора экономики, но это, так или иначе, выводило их в круг вопросов общетеоретического характера. Признавая, что крупные сельскохозяйственные предприятия обладают рядом экономических преимуществ перед мелкими кресть­янскими хозяйствами, основанными исключительно на личном труде их хозяев, Чаянов декларирует устойчивость таких хозяйств и дает объяснение этой устойчивости. Крестьянин как работник стремится не к максимизации денежного дохода на единицу своего труда, а к соразмерности степени напряжения труда и степени удов­летворения потребностей семьи. Чая­нов называет эту соразмерность основным равновесием в трудовом хозяйстве. Используя аппарат маржи­нального анализа, он строит модель основного равновесия. Степень тягостности труда для по [учения предельного рубля — монотонно возрастающая непрерывная фун­кция, а предельная полезность рубля — монотонно убывающая не­прерывная функция. Графики этих функций пересекаются в един­ственной точке.

Крестьянское хозяйство ведет себя не так, как предприниматель­ское. Для предпринимателя границей расширения производства является равенство издержек валовому доходу, а для крестьянина — достижение обычного, привычного уровня насыщения потребнос­тей семьи. Если при благоприятной конъюнктуре цена единицы продукции возрастет, крестьянское хозяйство ответит на это не расширением, а сокращением производства, ибо обеспечить удов­летворение потребностей можно с меньшими затратами труда. Напротив, когда конъюнктура рынка неблагоприятна, для обеспече­ния привычных потребностей крестьянская семья будет работать, даже если тягостность труда превышает предельную полезность продукции. В этом — залог устойчивости крестьянского хозяйства. В крестьянском хозяйстве — иные, чем в капиталистическом, границы применения техники. Если труд, который высвобождают машины или новая технология, крестьянину не к чему приложить, использование инновации экономически бессмысленно денег они стоят, а дохода хозяйства не увеличивают.

Чаяновская школа признавала, что устойчивость мелких крестьянских хозяйств не абсолютна Спасение от вытеснения их крупными фермерскими хозяйствами, базирующимися на наемном труде, лежит в «кооперативной коллективизации». Процесс коо­перирования должен быть постепенным: начинать следует со сферы обращения (кредитная, закупочная и сбытовая кооперация), затем переходить к обобществлению процессов первичной переработки продукции (маслодельная, консервная и тому подобные виды коо­перации) и лишь завершать кооперированием отдельных производ­ственных процессов (машинные товарищества, селекционные коо­перативы, мелиорационные кооперативы и т.п.) При этом кооперативы должны не заменить мелкие крестьянские хозяйства, а взять на себя выполнение ряда производственных функции этих хозяйств. Поскольку идеи организационно-производственной школы никак не укладывались в рамки сталинской программы принуди­тельной сплошной коллективизации деревни, в 1929 г чаяновская концепция была объявлена не только антинаучной, но и вредитель­ской Чаянов и его единомышленники по ложному обвинению были арестованы. После почти двухгодичного тюремного заключения Чаянов был сослан в Казахстан, где в 1937 вновь арестован и расстрелян (он обвинялся на этот раз, в частности, в передаче важ­ных для государства сведений «английскому шпиону Кейнсу» во время встречи с ним в Москве в 1928 г)

Чаяновские работы 20-х гг. были восприняты как чрезвычайно актуальные, когда западные экономисты столкнулись после распа­да мировой колониальной системы с проблемами крестьянского хо­зяйства в странах Африки, Азии и Океании.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 661; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.