КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Неолиберализм. Теория социального рыночного хозяйства
В некоторых исследованиях истории экономических учений направление, представленное Л. Мизесом и Ф. Хайеком, именуют неолиберализмом (чтобы отличить его от либерализма Ж.Б.Сэя и других авторов XIX в.). Однако большинство историков и экономистов неолиберализмом называют другую ветвь экономического либерализма нашего столетия. Она сформировалась в Германии в начале 30-х гг. Ее лидером был профессор Фрайбургского университета Вальтер Ойкен (1891 — 1950), в связи с чем сторонников неолиберальной теории именовали зачастую Фрайбургской школой Сам Ойкен развиваемую Фрайбургской школой концепцию называл ордолиберализмом (от латинского ordo — строй, порядок). На взгляды Ойкена большое влияние оказало учение М. Вебера об идеальных типах общественной жизни. По Ойкену, существуют два основных типа экономического строя: централизованно управляемое хозяйство и хозяйство обращения (так он называет рыночное хозяйство). Первый тип подразделяется на два подтипа. Один подтип представлен мелкими не связанными друг с другом, т. е. натуральными, хозяйствами, вся экономическая деятельность в них диктуется волей хозяина — главы патриархальной семьи, рабовладельца, помещика, настоятеля монастыря и т.п. Другой подтип — народное хозяйство, где вся экономическая жизнь осуществляется по командам централизованного административного аппарата. Администрация образует неконтролируемую власть имущую группу, преследующую свои клановые интересы. Но если Даже командующая группа пожелает служить интересам и потребностям общества, у нее нет возможностей выявить эти интересы и потребности. Если нужды общества каким-то образом будут выявлены, при таком строе в принципе их невозможно удовлетворить. В этой части взгляды Ойкена близки к позиции Мизеса. Рынок, по Ойкену, имеет много разновидностей. В рыночном хозяйстве возможны 5 форм организации предложения и, соответственно, 5 форм организации спроса: конкуренция, частичная олигополия, олигополия, частичная монополия и монополия. Различные их комбинации образуют 25 чистых форм рынка. Регулирование экономики олигополиями и монополиями — промежуточные формы между строем полной конкуренции и административного централизованного управления экономикой. Вдобавок в стране могут сосуществовать и даже комбинироваться частные формы, присущие различным основным типам экономического строя. Такую комбинацию Ойкен видит в советской экономике, где господствующее административное управление сочетается с некоторыми формами, присущими рыночному порядку. Признание реального многообразия форм играет в концепции Ойкена весьма существенную роль. Общество не безразлично к формам экономического строя, оно должно препятствовать возникновению и существованию одних и способствовать утверждению и укреплению других. В отличие от традиционных либералов и теоретиков новой австрийской школы Ойкен признает необходимость государственного вмешательства, но только для формирования желательного экономического строя и ограничения деформирующих его факторов и тенденций. Лозунг ордолиберализма (так называемый «Фрайбургский императив»): «Государственному планированию хозяйственных форм — да; государственному планированию и регулированию хозяйственных процессов — нет!». Сферой непосредственного государственного воздействия должны быть лишь экономические институты, и в первую очередь институт конкуренции. Именно через свободную конкуренцию осуществляется общественный контроль над частной собственностью, вследствие чего эта собственность, удовлетворяя интересы своих хозяев, в конечном счете служит общему благу. В. Ойкен провозглашает конкуренцию государственным институтом. Ее защита - обязанность и функция государства. Государственное обеспечение свободной конкуренции означает недопущение монополий. Ойкен настаивает на создании специального органа надзора над проявлениями монополизации. Профсоюзы он относит к организациям с монополистическими тенденциями (их цель — монополизация предложения труда) и потому считает необходимым государственный контроль над профсоюзами. Государство должно обеспечить свободу заключения любых сделок и договоров, кроме преследующих цели ограничения конкуренции. При разумном государственном регулировании экономических институтов нет нужды в дополнительных мерах воздействия на хозяйственную конъюнктуру. Прямое вмешательство в ход рыночных процессов может оказаться необходимым лишь в чрезвычайных обстоятельствах, вызванных войнами, природными катастрофами к другими экзогенными для экономики факторами. В годы национал-социалистской диктатуры в Германии неолиберальное направление было в загоне, так как его установки расходились с курсом гитлеризма на всемерное усиление государственного командования экономикой. После крушения Третьего рейха неолиберализм пережил второе рождение, трансформировавшись в концепцию социальной рыночной экономики (само название этой концепции придумано немецким профессором Альфредом Мюллер-Армаком (1901 — 1978). Но в широкий оборот эту концепцию ввел эмигрировавший при Гитлере в Швейцарию неолиберал Вильгельм Репке (1899-1966). Авторы теории социального рыночного хозяйства, как и другие экономические либералы, противопоставляли свободное конкурентное рыночное хозяйство централизованно управляемому. Однако их концепция отличается и от взглядов либералов прошлого пека и теоретиков новой австрийской школы. Либералы XIX в. настаивали на том, что деятельность государства в сфере экономики должна ограничиваться сбором налогов и денежной эмиссией. В неприятии государства как экономического агента новая австрийская школа дошла едва ли не до предела. Ф. Хайек отрицал даже государственную монополию на выпуск денег. Продолжатели идей Фрайбургской школы не только допускают, но и считают необходимой активную роль государства в экономике. Во-первых, рыночному хозяйству со свободной конкуренцией противоречит существование монополий. Государству следует взять на себя осуществление мер по недопущению монополий или, по крайней мере, по контролю над их деятельностью. Государство должно обеспечивать свободу ценообразования и ценовой конкуренции. Отдельные неолибералы, например Александр Рюстов (1885—1963), Допускали даже национализацию монополий. Во-вторых, вмешательство государства в экономику диктуется не только хозяйственными, но и социальными и политическими Целями. Ничем не ограниченное рыночное хозяйство порождает как позитивные, так и негативные социальные последствия: чрез мерный разрыв в доходах, необеспеченность положения отдельны; социально-демографических групп, возрастающую при конъюнктурных спадах безработицу и т.п. Отсюда и политическая нестабильность, экстремистские движения, революционные взрывы Государство призвано осуществлять некоторое перераспределена доходов в пользу малоимущих через налоги и бюджетное финансирование социальных программ, чтобы обеспечить общественную стабильность. Некоторые теоретики социального рыночного хозяйства, в частности А. Рюстов, считали даже необходимым определенное регулирование конкуренции, так как ничем не ограниченная конкуренция влечет за собой разорение и обеднение потерпевших поражение на рынке, отрицательно влияет на этические устои и ослабляет социальные связи между людьми. Следует отметить, что в отношении социальной мотивации государственного регулирования экономики проповедники социального рыночного хозяйства отошли от позиций Ойкена. Тот скорее негативно относился к государственному перераспределению доходов в пользу бедных слоев. Он ориентировал на организацию самопомощи и самострахования, а «благотворительность властей» считал допустимой лишь в крайних случаях. Для классического либерализма характерна концепция государства — ночного сторожа: его функции — охрана спокойствия и имущества граждан. Для сторонников социального рыночного хозяйства государство, по выражению В. Репке, — футбольный судья, выходящий на поле не для того, чтобы самому играть или диктовать игрокам, куда бежать и куда бить, а чтобы гарантировать соблюдение игроками всех правил игры. Что касается анализа экономического механизма и закономерностей его функционирования, неолибералы не предложили новых теоретических конструкций. Модель социального рыночного хозяйства включает лишь положения достаточно общего характера: частная собственность как предпосылка конкуренции; свободная конкуренция как ограничитель отрицательных моментов, порождаемых частной собственностью; рынок без монополистов как регулятор производства посредством механизма свободного ценообразования. Условия макроэкономического развития неолиберализм связывает со стабильностью денежного обращения. Причины экономических кризисов сторонники социального рыночного хозяйства ищут в ошибочной денежно-кредитной политике. В этом они следуют за В. Ойкеном, который доказывал, что колебания конъюнктуры могут быть нейтрализованы «денежным стабилизатором». Неолибералы главную опасность для экономики видят в инфляции. Они выступают против кейнсианской концепции регулирования экономики посредством дефицитного финансирования. Вообще, по утверждению неолибералов, обеспечение экономического роста не является непосредственной задачей государственной политики. Она должна быть направлена на создание и сохранение условий свободной конкуренции, которая сама по себе приведет к экономическому росту. Отвергая инвестиционную деятельность государства как противоречащую принципам свободного рыночного хозяйства, неолибералы не связывают экономическое равновесие с полной занятостью трудовых ресурсов. Вытекающие из теоретических положений неолиберализма требования финансово-экономической политики сводятся к обеспечению устойчивости денежного обращения, сбалансированности государственного бюджета и выравненности платежного баланса. В 70-е гг. теория социального рыночного хозяйства подвергалась некоторой трансформации. Новая, динамичная, модель противопоставляется старой, статичной, модели. В новой модели расширены допустимые границы государственного воздействия на экономику. Признается возможным и целесообразным государственное регулирование цен на отдельные экономически и социально важные товары: сельскохозяйственные продукты, электроэнергию, услуги транспорта и т. п. Это регулирование может осуществляться как в прямой форме, если речь идет о государственных предприятиях, так и в косвенной — через субсидии частным предприятиям некоторых отраслей. Не исключаются в новом варианте неолиберализма и прямые государственные инвестиции в те направления экономической деятельности, от которых зависит общий подъем народного хозяйства страны, повышение конкурентоспособности ее товаров на мировом рынке. Теория социального рыночного хозяйства легла в основу экономической политики, проводимой после второй мировой войны властями ФРГ. Одним из разработчиков этой теории был Людвиг Эрхард (1897—1977), на постах министра экономики, а затем федерального канцлера активно реализовывавший се положения. При этом Эрхард объявлял социальное рыночное хозяйство альтернативой и капитализму, и социализму.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2778; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |