Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Первый вопрос. Учебные вопросы лекции


Учебные вопросы лекции

Методология управления персоналом

Лекция 6

1 Общие положения методологии управления персоналом

2 Методы управления персоналом

 

Методология в словарном, терминологическом понимании этого термина означает – учение, научный подход к познанию, а также – это совокупность методов познания.

Определенной методологии также подчиняется и управление персоналом как целенаправленная деятельность руководящего состава организации, включающая разработку философии, концепций и стратегии кадровой политики, а также принципов и методов управления персоналом.

При изучении методологии как учения рассмотрению подлежат ключевые понятия: философия работы с персоналом, концепция управления кадрами, стратегия, принципы и методы управления персоналом.

Философия управления персоналом – это позиция философско-понятийного осмысления сущности управления персоналом, уяснения лежащих в основе управления персоналом основополагающих идей. Основа философии управления персоналом заключается в том, что работники имеют возможность удовлетворять свои личные потребности , работая в организации.

Следует отметить, что философия управления персоналом в различных организациях и в различных странах имеет значительные отличия. Однако ученые выделяют четыре основные философии управления персоналом, которые служат примером для подражания в организациях других стран: японская (как одна из первых), американская, европейская и российская. Например, основными положениями японской философии на примере фирмы Sony являются:

- выбор крупных идей и постановка амбициозных задач;

- патриотизм (весь персонал – члены одной семьи);

- развитие творческой инициативы.

Основой японской государственной философии управления персоналом является пожизненный наем (трудоустройство) работников в одной организации.

Особенностью американской философии управления персоналом является признание персонала (в Америке он называется человеческими ресурсами) основным капиталом организаций, в который вкладываются капиталовложения, которые в последующей их производственной деятельности должны приносить прибыль.



Философии управления персоналом других стран имеют также свои особенности, но зачастую они стараются подражать вышеперечисленным философиям, что относится и к российской философии управления персоналом, которая (по мнению ученых) еще окончательно не сформировалась.

Концепция управления персоналом - это система теоретико-методологических взглядов на понимание и определение сущности, содержания, целей, принципов и методов управления персоналом, а также организационно-практических подходов к формированию механизма ее реализации в конкретных условиях существования организации.

Концепция управления персоналом предполагает разработку стратегии, системы и технологии, а также методов управления персоналом.

Система управления включает в себя: профессиональные кадры, средства, методы и структуру управления.

Технология управления – это совокупность взаимосвязанных, последовательно выполняемых операций по управлению персоналом.

В современных условиях развития цивилизации основу концепции управления персоналом составляют: возрастающая роль личности работника;

знание его мотивационных установок; умение направлять людей на решение задач, стоящих перед организацией.

Люди с соответствующими им человеческими потенциалами являются основным капиталом, управление которым основывается на следующих концепциях:

· Потенциал человека становится капиталом при найме его на работу (купле – продаже рабочей силы);

· Рост человеческого капитала должен способствовать росту производительности труда;

· Реализация человеческого потенциала должна вести к росту доходов работника;

· Рост доходов должен стимулировать человека на профессиональное совершенствование.

Философы утверждают, что все в жизни человека происходит случайно, но случайности складываются в закономерности. Так и в управлении персоналом выделяются закономерности.

К числу основныхзакономерностей управления персоналом относятся:

· Соответствие управления персоналом социальному содержанию и формам собственности;

· Соответствие целям деятельности организации;

· Преимущество планомерного управления;

· Адекватность (соответствие) управляющей и управляемой систем, субъекта и объектов управления;

· Изменение организации труда (разделение или кооперация) с целью повышения его эффективности;

· Оптимальное сочетание централизации и децентрализации;

· Оптимизация состава и содержания функций управления персоналом;

· Оптимизация числа ступеней управления;

· Пропорциональность производства и системы управления.

Принципы управления персоналом – это руководящие положения, основные правила и нормы, которым должны следовать руководители и специалисты кадровой службы в процессе управления персоналом.

К числу основных принципов управления персоналом, принятых в организациях нашей страны, можно отнести следующие:

· Научность;

· Целенаправленность и плановость;

· Единство распорядительства (у работника может быть много функциональных руководителей, но - только один непосредственный линейный начальник);

· Контроль исполнения и ответственность;

· Иерархичность и линейность управления;

· Компетентность;

· Стимулирование и другие принципы.

В американской и японской системах управления персоналом (человеческими ресурсами) широко используются такие принципы как: «контроль исполнения заданий, основанный на доверии», «принятие решения на основе консенсуса (согласия, при одобрении решений большинством работников)».

 

Второй вопрос

Методы управления персоналом – это пути (способы) воздействия на коллективы и отдельных работников с целью осуществления координации их деятельности в процессе функционирования организации.

Схема методов управления персоналом представлена на рисунке 6.1.

 


Рисунок 6.1 – Схема методов управления персоналом

 

Административные методы управления персоналом основываются на отношениях единоначалия (властного влияния на подчиненных), дисциплины и ответственности за результаты деятельности.



Административные методы осуществляются в двух формах:

1 Организационное воздействие – основано на: организационном регламентировании (выработка правил, определяющих правила деятельности, например - регламента рабочего времени, положение об отделе и т.п.); организационном нормировании (установление обязательного порядка, меры, пределов чего-то, например – технические условия, стандарты и т.п.) и организационно-методическом инструктировании (например - проведение инструктажа по безопасности труда, разработка должностных инструкций и т.п.);

2 Распорядительное воздействие – выражается в форме приказов, распоряжений или указаний.

К числу административных методов относятся:

- формирование структуры органов управления;

- правовое регулирование;

- подбор и расстановка кадров;

- установление административных нефинансовых санкций и поощрений.

Экономические методы – это элементы экономического механизма (как совокупность всего того, что необходимо для производства), с помощью которого обеспечивается прогрессивное развитие организации. В условиях рыночной экономики эти методы становятся важнейшими, так как основным рычагом становится денежная единица.

К числу экономических методов относятся:

- технико-экономический анализ или обоснование;

- финансирование организации;

- мотивация и стимулирование трудовой деятельности;

- оплата труда;

- ценообразование;

- установление материальных санкций и поощрений и другие.

Социально – психологические методы основаны на использовании социального механизма управления (взаимоотношения в коллективе, социальные потребности и т.п.). Они делятся на две группы: социологические (направленные на группы людей в процессе их совместной трудовой деятельности) и психологические (воздействующие на личность конкретного человека).

К числу этих методов относятся:

- создание творческой атмосферы в коллективе;

- участие работников в управлении;

- социальная и моральная мотивация и стимулирование;

- формирование здорового коллектива;

- установление социальных норм поведения;

- установление моральных санкций и поощрений и другие.

 

Вопросы для самоконтроля

1 Семантика термина «методология управления персоналом»?

2 Понятие философии и концепций управления персоналом?

3 Закономерности управления персоналом?

4 Принципы управления персоналом?

5 Методы управления персоналом?

 

Лекция 7

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Второй вопрос. Стратегия – это план долгосрочной деятельности, ориентиры движения в будущее | Первый вопрос. Учебные вопросы лекции

Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 229; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2021) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.006 сек.