КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Второй вопрос. Эффективное персональное профессиональное развитие личности в каждой организации возможно лишь при грамотной организации социализации персонала
Эффективное персональное профессиональное развитие личности в каждой организации возможно лишь при грамотной организации социализации персонала, неотъемлемой частью которой является карьерное развитие людей. Учебные вопросы лекции Управление карьерой персонала 1 Сущность и основные понятия карьеры 2 Виды и этапы деловой карьеры персонала 3 Управление деловой карьерой
Первый вопрос Карьера – это путь человека к успехам в жизни, достойному положению в обществе или на служебном поприще, а также сам процесс достижения этого положения (трудовой путь человека и совокупность действий, направленных на достижение успеха для личного самовыражения и самоутверждения). Любой человек планирует свое будущее. Постоянно меняются условия деятельности человека, меняются сами люди, меняется их квалификация, с возрастом меняются их жизненные цели, но неизменно остается стремление к самовыражению, самоутверждению и, прежде всего в области деловой карьеры. Деловая карьера – это поступательное продвижение личности в какой – либо сфере деятельности, требующее и обуславливающее изменение профессионально – квалификационных возможностей и способностей, навыков в работе и размеров вознаграждения, продвижение по однажды выбранному пути, достижение известности, славы и обогащения. В организации есть две формы самовыражения работников - это профессиональное развитие и должностное продвижение. С учетом этих форм достижения успеха бывают две формы деловой карьеры: профессиональная и должностная. Рассматривая эти две формы карьеры нельзя не учитывать того, что они формируются и реализуются не только в организации. В значительной степени предпосылки и потенциальные возможности для формирования и реализации карьеры создаются в социуме, в котором существует человек.
По мнениям различных теоретиков управления персоналом существует много характеристик деловой карьеры, учет которых позволяет выделить основные виды карьеры по следующим признакам: А) По отношению к организации, в которой реализуется карьера: 1 Внутриорганизационная (работник все стадии своего профессионального развития проходит в одной организации); 2 Межорганизационная (работник все стадии своего профессионального развития проходит в различных организациях); Б) По специализации трудовой деятельности: 1 Специализированная (работник все стадии своего развития проходит в рамках одной профессии и в одной области деятельности, в которой он специализируется); 2 Неспециализированная (работник проходит стадии своего развития в различных профессиях и в различных областях деятельности, обладая меньшим объемом специализированных знаний, но, владея комплексно совокупностью различных видов деятельности, необходимых для целостного представления об одной организации. Такая форма карьеры получила широкое применение в организациях Японии, где работники (в том числе и руководители) должны быть специалистами, способными работать на любом участке, а не по какой – либо отдельной функции; В) По направлению карьеры: 1 Вертикальная (перемещение на более высокую ступень структурной иерархии организации); 2 Горизонтальная (такая карьера не означает перемещение вверх, а предполагает перемещение в другую функциональную область на уровне, равном предшествующему положению, или не имеющем жесткого формального закрепления в структуре организации, например назначение на должность руководителя временной целевой структуры). Наряду с вертикальной и горизонтальной карьерами выделяют еще карьеру ступенчатую, которая совмещает в себе элементы той и другой карьеры; Г) По возможности осуществления: 1 Потенциальная (основывается на мечтах, желаниях, возможностях работника); 2 Реальная (то, что реально удалось работнику в жизни достичь); Д) По периоду времени осуществления спланированной карьеры: 1 Нормальная (постепенное, целенаправленное продвижение по службе); 2 Скоростная (стремительная); 3 Десантная (спонтанное, порой непредвиденное замещение вышестоящей должности); 4 Медленная (затяжная, при которой работника называют «засидевшимся»); Е) По характеру карьерной стратегии: 1 Типичная (привычная, закономерная) 2 Устойчивая (соответствующая стабильной динамике повышения по «карьерной лестниц», но может быть и стабильная регрессия должностного продвижения); 3 Прерывистая (содержащая паузы, кризисы профессионального карьерного роста). Кроме вышеперечисленных видов карьеры специалисты еще выделяют такой вид карьеры как скрытая карьера. Под скрытой карьерой понимается неформальное продвижение к руководству организацией (примером такого карьерного продвижения можно назвать фаворитов руководителей). Все виды карьеры подчиняются общим закономерностям прохождения карьеры в жизни людей, которые позволяют определить основные этапы карьеры в жизненном цикле человека. Этапы карьеры: 1 Предварительный (до 25 лет) – учеба и испытания на разных работах; 2 Становление (26 – 30 лет) – освоение профессии и формирование специалиста или руководителя; 3 Продвижение (до 45 лет) – рост квалификации и продвижение по службе; 4 Сохранение (до 60 лет) – закрепление достигнутых успехов; 5 Завершение (после 60) – стабилизация самовыражения, рост уважения, подготовка к выходу на пенсию; 6 Пенсионный (после 65) – стабилизация уважения, желание самовыражения в других видах деятельности, спад деловой активности. Этапы деловой карьеры в основном соответствуют этапам деловой активности и профессиональной зрелости людей, которые условно можно подчинить делению на следующие этапы: 1 Становление (до 30 – 35 лет жизни); 2 Зрелость (до 60 – 65 лет жизни); 3 Мудрость (старше 60 – 65 летнего возраста). Следует учитывать то, что под влиянием множества факторов может быть нарушен типичный ход процессов осуществления деловой карьеры и могут происходить профессиональные деструкции и кризисы в деятельности людей. Кризисы (срывы) профессиональной карьеры могут быть обусловлены действием следующих факторов: - неудовлетворенность достигнутым статусом и утрата уверенности в имеющихся возможностях; - неудовлетворенность социально – экономическим положением своей организации (утрата имиджа, переезд организации и т.п.); - психофизиологические и возрастные изменения (ухудшение здоровья, синдром «эмоционального сгорания» и т.п.); - изменение жизненной ситуации (переезд, служебный роман и т.п.). Кризис профессиональной карьеры всегда накапливается постепенно и проявляется через изменения психологического состояния человека, которые соответствуют трем стадиям (фазам) кризиса: 1 Предкрикризисная (проблема еще не осознается и пока отвергается человеком, но уже появляются дискомфорт, раздражительность, неудовольствие организацией и т.п.; происходит накопление деструктивных изменений); 2 Критическая (наступает осознанная неудовлетворенность, усиливается напряженность на основе противоречий, развиваются внутренние и внешние конфликты, в результате чего происходит разрушение, деструкция сложившихся устоев); 3 Посткризисная (происходит позитивное - конструктивное разрешение конфликта или негативное – деструктивное разрешение, последствием которого является депрессия, упадок сил, стагнация деятельности личности). Наряду с изучением кризиса карьеры следует познать особенности профессиональной деструкции личности, которая может быть предшествием кризиса карьерного развития, а также может проявляться и на посткризисной стадии конфликта. Профессиональная деструкция – это постепенно накопившиеся негативные изменения характеристик профессиональной деятельности личности и самой личности как исполнителя определенных трудовых функций. Профессиональная деструкция проявляется по следующим признакам: - следование стереотипам, отсутствие творчества; - эмоциональная напряженность; - снижение деловой активности; - снижение уровня интеллекта с увеличением стажа работы; - неудовлетворенность работой; - усиление профессиональной акцентуации характера (ролевая зкспансия, властолюбие, трудовой фанатизм, излишняя педантичность и др.); - социально-психологическое старение (перестройка мотивации, рост потребности в одобрении и т.п.); - профессиональное старение (неприятие нововведений, снижение темпа работ и др.). Знание особенностей профессиональных кризисов и деструкций позволяет их предвидеть и снижать негативное влияние на работников и деятельность персонала в целом, чему способствует управление деловой карьерой.
Третий вопрос Управление деловой карьерой- это комплекс мероприятий, проводимых кадровой службой организации по планированию, организации, мотивации и контролю служебного роста работников, с учетом их целей, потребностей, возможностей, способностей и социально – экономических условий трудовой деятельности. Управление карьерой персонала и забота работников о личной карьере всегда происходят под влиянием множества факторов (позитивных и негативных), из которых формируются условия формирования и реализации карьеры. К числу основных условий прохождения карьеры можно отнести: 1 Осознание работниками важности и основных ценностей профессионализма в области трудовой деятельности; 2 Высокий статус кадровых служб и их роль в деятельности персонала; 3 Создание системы общественного контроля, обеспечивающей использование демократических принципов в карьерном продвижении членов персонала; 4 Создание оптимальной карьерной среды, формирующей позитивное отношение персонала к карьерному расту и благоприятствующей в его реализации; 5 Создание оптимального карьерного пространства. Карьерное пространство – это относительно обособленная совокупность должностей в организации, обеспечивающих реализацию возможностей для профессионального роста персонала. В управлении деловой карьерой персонала в организации участвуют: 1 Система управления карьерой; 2 Механизм управления карьерой; 3 Процесс управления карьерой. Система управления карьерой включает следующие элементы: 1 Субъекты управления (профессиональные кадры); 2 Управленческие мероприятия (принципы, методы работы) 3 Правовые нормы и управленческие документы; 4 Средства управления. Механизм управления как совокупность основных разделов деятельности системы управления персоналом, направленных на обеспечение карьерого роста работников, включает: 1 Обучение персонала в интересах производственной деятельности организации и перспективы укомплектования персонала; 2 Организация стажировок персонала, обеспечивающих профессиональное совершенствование персонала и получение передового опыта производственной деятельности; 3 Работа с кадровым резервом; 4 Разработка методик оценки профессионализма работников; 5 Оценка и аттестация персонала; 6 Отбор кандидатов на продвижение с учетом уровня их профессиональной подготовки и потребности организации. Процесс (как совокупность последовательно выполняемых действий) управления карьерой включает: 1 Выявление потребностей и оценка возможностей персонала организации(с последующей работой по разработке модели проблемы); 2 Разработка и принятие кадровых решений по формированию и реализации карьерной стратегии организации; 3 Разработка плана карьерного роста персонала и плана его выполнения. Принципиальная комплексная схема осуществления системой управления карьерой персонала соответствующих механизмов и процессов представлена на рисунке 22.1. Рисунок 22.1 – Принципиальная схема управления карьерой персонала Управление деловой карьерой персонала неразрывно связано с планированием и реализацией продвижения членов персонала по службе, а также с формированием кадрового резерва организации.
Вопросы для самоконтроля 1 Сущность деловой карьеры? 2 Виды деловой карьеры? 3 Этапы деловой карьеры? 4 Сущность кризиса карьеры и деструкции профессионального роста? 5 Структура системы управления карьерой в организации? 6 Сущность управления карьерным развитием персонала?
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 300; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |