Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мифы и заблуждения ВЭД


Организация и осуществление ВЭД окружены мифами и заблуждениями. В данной статье предпринята попытка вскрыть причины их появления.

Юрий АлексеенкоЭксперт LFA

 

Заблуждение 1.

ВЭД – это таможенное оформление товаров

При осуществлении импортно-экспортных операций совершаются те же самые логистические действия, что и при поддержке поставок товаров внутри страны. Действительно, следует организовать транспортировку, продумать порядок оформления товарно-транспортных документов, согласовать с контрагентом условия поставки и оплаты, продумать складские операции и документооборот.

Но есть особенность: поскольку товары пересекают границу страны, то ВЭД сопровождается специфическим регулированием, определённым сформулированной (то есть: в российских условиях существующей сегодня) системой государственных интересов (определения списка и ставок налогов, а также налогооблагаемой базы, сбора этих налогов, ограничений в области валютного контроля, реализации мер нетарифного регулирования, регулирования транзита товаров и транспортных средств, перевозящих эти товары, порядка защиты интеллектуальных прав и т.д.), что предопределяет совершение большого комплекса специфических (то есть нацеленных на исполнение регуляторных требований государства в области внешней торговли) действий по предварительной подготовке проектов и их документальному сопровождению, координации усилий различных подразделений внутри компании – участника ВЭД, так и внешней координации с перевозчиками, складами, таможенными брокерами, государственными и другими регулирующими структурами.

Количество регулируемых объектов и отношений, а также комплексность действий по исполнению требований государства не может свести ВЭД ни к чисто логистическим аспектам ввоза или вывоза товаров, ни только к таможенному оформлению.

Сам процесс таможенного оформления достаточно хорошо отработан и более-менее внятно прописан, однако для того, чтобы он прошёл гладко, необходимо исполнить ряд предварительных мероприятий, связанных с подготовкой товаров и документов.



Именно это и включается в организацию ВЭД, которую следует понимать как надстроечную часть логистического процесса при осуществлении импортно-экспортных операций.

Для международных компаний в условиях внутрикорпоративных торговых операций поставки из-за рубежа и за рубеж обычно понимаются как снабжение (как если бы они в рамках ЕЭС отгружали из Франции в Испанию), а надо бы относиться к этому процессу и с точки зрения организации, и с точки зрения исполнения как к бизнесу. Поэтому сведение ВЭД лишь к таможенному оформлению товаров и, соответственно, снижение статуса важности организации внешнеторговых операций и квалификации и роли персонала, участвующего в этой организации, губительным образом повышает уязвимость безопасности бизнеса.

Большинство проводимых тренингов нацелено на разъяснение сложностей таможенного оформления, то есть: какие бумаги готовить и куда нести. Однако на практике торговым компаниям надо заниматься построением именно внешнеэкономической деятельности – бизнеса, а это значит: нужно эффективно отгружать, перевозить, оформлять товары в таможенном отношении, платить налоги, преодолевать меры нетарифного регулирования.

 

Заблуждение 2.

Государство – один карман, и в стране существуют единые правила

В представлении особенно неотечественной составляющей бизнеса, занятой продвижением импортируемых товаров в Россию, российское государство, наверное, по каким-то своим аналогиям, представляется как нечто монолитное, с системными интересами и ?!! мудрой заботой о благе общества.

Однако находящееся в состоянии постоянной реорганизации государство, тем не менее, сохраняет стойкость в главном: каждое ведомство работает самостоятельно и как-то не скоординировано.

Это предопределяет постоянную дисгармонию в требованиях разных ведомств. При этом на таможенные органы наваливаются неприсущие им функции, в основном связанные с нетарифным регулированием, перегружая и тормозя процесс выпуска товаров.

Однажды иностранное начальство предлагало автору объяснить таможенным органам, что не хорошо сомневаться в правильности заявляемой таможенной стоимости и корректировать её с целью увеличения массы уплачиваемых налогов, поскольку ведь будет уплачен налог на прибыль. Автор воздержался от комментариев, согласившись с мудростью начальства, но кому объяснить эти открывшиеся истины не знает до сих пор.

Самые большие сложности возникают на уровне уплаты налогов, особенно НДС. У таможенных органов нет понимания(или, скорее, позиция таможенных органов выстраивается как непонимание), что НДС, уплаченный в момент таможенного оформления, налог возвратный,поэтому таможенные органы ведут борьбу за повышение таможенной стоимости, даже если это и не ведёт к увеличению налогооблагаемой базы для импортной пошлины.

Длительное время таможенные органы пытались понять, не завышены ли продажные цены при экспорте, как будто они применяются при расчёте базы для возврата НДС. Где их интерес в этом НДС – осталось загадкой.

Известна любовь государственных органов любых уровней к оформленным таможенным декларациям. Их просят инспекторы дорожной службы при проверке товаров, уже находящихся в свободном обороте. Налоговые инспекции, контролирующие работу транспортных предприятий, которые осуществляют перевозку товаров в рамках внешнеторговых операций, для подтверждения льготы по НДС ссылаются на Налоговый кодекс и требуют таможенную декларацию, подтверждающую, что импортёр выпустил товар в свободное обращение (ну или хотя бы какую-нибудь декларацию). Странно требовать документ, который не может по определению принадлежать транспортной компании.

На самом деле размах страны предполагает не только обилие часовых поясов, о чём руководители Таможенной службы всегда рассказывают с любовью (и делают это не без оснований), но и сложности с инфраструктурой (собственно таможенной и логистической) и квалификацией государственных структур (и не только таможенных). Несгибаемая воля ветеринарных органов, препятствовавших экспортным операциям на юге страны, предопределяла у автора не только укрепление желания всё-таки их исполнить, но и развитие более простых альтернативных путей экспорта из Центральной России, где те же самые проблемы оказались не столь планетарного масштаба.



Массовые сокращения таможенных органов внутри страны (в рамках реорганизации, особенно при производственных площадках) при достаточно трудном исполнении мер нетарифного регулирования вынуждают переносить места таможенного оформления на границу.

На практике государство предлагает подстраиваться под свои постоянно изменяющиеся требования. И поэтому одна из серьёзнейших особенностей бизнеса в России – это девальвация знаний. Уже выстроенные процедуры и операции требуют постоянного контроля и модернизаций, поскольку изменения в политике государства (в том числе и связанные с упрощением регулирования) обязательно повлекут за собой необходимость в изменениях порядка подготовки документов, коммуникации и т.д. И порой нужно начинать чуть ли не с нуля.

Заблуждение 3.

У нас легальный бизнес – нас не тронут

Чем больше рекламы товаров и чем громче заявления об инвестициях, тем пристальнее государство присматривается к реализуемым внешнеторговым операциям. Крупным компаниям не спрятаться: офис, люди, склады, - что и предопределяет трезвый выбор государственных органов. Охотиться за маленькими компаниями – терять время и силы.

В практике автора был такой случай: ГТК РФ решил сконцентрировать усилия на неком товаре, приняв классификационное решение по конкретной товарной марке, естественно с увеличением ставки импортной пошлины. И очень удивился (или интеллигентно сделал вид, что удивился), когда узнал, что на рынке присутствует очень широкий ряд аналогичных товаров. Просто их рекламы по телевидению не было, и они остались за кадром анализа.Поэтому удар целенаправленно наносился по лидеру рынка.

Инвестируя, компании прибегают к практике налоговых льгот, а всякая льгота даже в ситуации полной прозрачности предмет огромного интереса. Угроза тут как в затягивании процесса решений по предоставлению льгот, что ведёт к незапланированным расходам, так и в последующих проверках законности предоставления. А ошибки в действиях самого таможенного органа при полной легальности действий частника ВЭД могут иметь неприятные последствия.

Сказанное не означает, что не надо рекламировать товары или отказываться от редких предоставляемых законодательством льгот. Однако очевидно, что процесс организации ввоза и вывоза товаров (особенно известных и популярных торговых марок и известных производителей) должен предусматривать очень высокую требовательность к предварительному анализу особенностей осуществления торговой или инвестиционной операции, к подготовке товарно-транспортных документов и документов, подтверждающих выпуск товаров.

 

Заблуждение 4.

Нетарифные меры – проблема таможни

Когда нет сертификатов соответствия, трудности с ветеринарными документами, или разрешениями органов противопожарного надзора, товары не выпускаются, они задерживаются на таможне. При этом появляются какие-то совсем не подвластные анализу расходы.

Особенность таможенного оформления в его комплексности. Но комплексность не только по своей внутренней структуре, но и по существующей взаимосвязи с другими видами государственного контроля. В самом общем случае не будет таможенного оформления, если не исполнены меры нетарифного контроля, если они применимы.

Организация ВЭД предполагает понимание реализации мер нетарифного регулирования как свою составную часть. Это безусловная и жизненно важная составляющая формулирования бизнес процесса. Необходимо не только определиться с мерами, процедурами и требованиями государства по осуществлению контроля, но и адекватно предпринять действия, направленные на их исполнение. Это влечёт за собой необходимость осознания, бюджета, найма и обучения персонала.

Надо также понять, что эти контроли не заканчиваются при комплексном исполнении таможенного оформления. Ветеринарный контроль будет сопровождать товар до места розничной продажи. Поэтому правильное оформление ветеринарных документов в начале импортной операции – залог безопасности всей бизнес операции.

 

Заблуждение 5.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
КОЭФФИЦИЕНТ МОЩНОСТИ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ ЭЛЕКТРОУСТАНОВКИ И СПОСОБЫ ЕГО УЛУЧШЕНИЯ | Вся проблема в брокере

Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 177; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2021) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.005 сек.