КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция № 1. Основы информатики
Профилю подготовки По направлению подготовки Г. Стадии интеллектуального развития детей по Ж.Пиаже
Курс лекций по дисциплине «Информатика» для студентов I курса заочной формы обучения 034400.62 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура» «Адаптивное физическое воспитание» План:
1. Информатика и информация. Слово «информатика» происходит от французского слова, образованного из слов «информация» и «автоматика», что выражает ее суть, как науки об автоматической обработке информации. Источником информатики являются две науки: документалистика и кибернетика. Документалистика (конец 19 в.) – изучает рациональные средства и методы повышения эффективности документооборота. Кибернетика (термин ввел Ампер в первой половине 19 в.) – дает математическую и логическую базу. Основы кибернетики были заложены трудами по математической логике Н. Винером (1948 г.). Информатика – техническая наука, систематизирующая приемы создания, хранения, воспроизведения, обработки и передачи информации средствами вычислительной техники, а также принципы функционирования этих средств и методы управления ими. Основная задача информатики – систематизация приемов и методов работы с аппаратными и программными средствами вычислительной техники. Особая математическая дисциплина – теория информации, рассматривает понятие информация как первичное, и определяет его как продукт взаимодействия объективных данных и субъективных методов. Свойства информации 1. Объективность и субъективность – объективность является относительной, т.к. методы получения или обработки являются субъективными. 2. Полнота – характеризует качество информации и определяет достаточность для принятия решений или для создания новых данных на основе имеющихся. 3. Достоверность – обычно полезные данные сопровождаются определенным уровнем «информационного шума». 4. Адекватность – степень соответствия реальному объективному состоянию дела. Неадекватная информация – результат неполных или недостаточных данных, или применения неадекватных методов. 5. Доступность – мера возможности получить информацию. 6. Актуальность – степень соответствия информации текущему моменту времени. Операции с данными Сбор – накопление с целью обеспечения достаточной полноты для принятия решений. Формализация – приведение информации из разных источников к одинаковой форме (для повышения доступности). Фильтрация – отсеивание «лишней» информации. Сортировка – упорядочение информации по заданному признаку. Архивация – организация хранения информации в удобной и легкодоступной форме. Защита – предотвращение утраты, воспроизведения и модификации. Преобразование – перевод из одной формы в другую (например, модем). Формы представления информации В информатике рассматривают два вида информации – аналоговый (непрерывный) – использует непрерывно и плавно изменяющийся информационный сигнал; цифровой (дискретный) – использует скачкообразный информационный сигнал, принимающий конечное число значений. Аналоговый (непрерывный) вид информации – телефон; – проигрыватель грампластинок; – магнитная и оптическая запись звука. Графически аналоговый сигнал выглядит в виде синусоиды разной амплитуды.
Цифровой (дискретный) вид информации – монитор; – музыкальный проигрыватель лазерных компакт-дисков; – плеер. Графически цифровой сигнал выглядит в виде столбиков разной амплитуды (гистограмма).
Для обработки в компьютере информация должна быть преобразована в числовую (закодирована). Такое преобразование осуществляют специальные программы. Современные компьютеры кодируют информацию с помощью двух состояний – есть сигнал (1); нет сигнала (0). Поэтому вся информация должна быть закодирована наборами двух знаков 0 и 1. Отсюда название – двоичная система счисления. Цифра двоичной системы счисления называется – битом. Бит – это наименьшая единица информации, которая выражается логическим значением Да или Нет и обозначается числом 1 или 0. 8 бит = 1 байт 1 Кбайт =1024 байт 1 Мбайт = 1024 Кбайт 1 Гбайт = 1024 Мбайт 1 Тбайт = 1024 Гбайт 2. История развития вычислительной техники История персонального компьютера насчитывает чуть более 20 лет. Вычислительные же устройства появились значительно раньше. История компьютера связана с именами многих великих ученых разных стран, увлеченных идеей автоматизации вычислений. 1623 г. Вильгельм Шикард – автоустройство для выполнения сложения на базе механических часов; 1642 г. Блез Паскаль – «паскалина»; 1673 г. Г.В.Лейбниц – арифмометр, выполняющий четыре арифметических действия; он первый предложил возможность представления любых чисел двоичными цифрами; 1834 г. Ч.Беббедж – разработал идею создания Аналитической машины, имеющей память и управляющейся с помощью программ, посредством перфокарт; 1842 г. А.Лавлейс – сформулировала основы программирования для аналитической машины Беббиджа; 1853 г. П.Г.Шютц – разностная машина. 1890 г. табулятор Холлерита. 1924 г. IBM (International Business Machines). Математическую основу будущего компьютера составила логика Дж. Буля, т.е. логика с двумя возможными состояниями – истиной и ложью, которая хорошо применима для описания электротехнических переключательных систем. В 40-е годы 20 в. Были созданы компьютеры на электро-механических реле. В 1946 г. Джон Фон Нейман сформулировал общие принципы функционирования компьютера, которые используются до сих пор. ü АЛУ - арифметическо-логическое устройство, выполняющее арифметические и логические операции; ü УУ – устройство управления, которое организует процесс выполнения программ; ü ЗУ – запоминающее устройство, или память для хранения программ и данных; ü внешние и внутренние устройства для ввода-вывода информации. Поколения ЭВМ Конец 40-х – первая машина на принципах Неймана, на ламповых схемах (1-е поколение); Конец 50-х – вычислительные машины на полупроводниковых схемах (2-е поколение); 60-е г.г. – вычислительные машины на малых интегральных схемах (чипах – Роберт Нойс) 3-е поколение; 70-е г.г. – вычислительные машины на центральных микропроцессорах (Маршан Эдвард Хофф, фирма Intel) и появились ПК (4-е поколение). Стандартом для 90% производимых ПК стал IBM PC, появившийся в августе 1981 г. в его конструкции использовался принцип «открытой архитектуры». Возможность модернизации комплектующих, подключение дополнительных блоков и программного обеспечения, сделанного посторонними программистами, называется принципом открытой архитектуры. 3. Базовая аппаратная конфигурация Базовая конфигурация персонального компьютера состоит из четырёх элементов: v системный блок; v монитор; v клавиатура; v мышь. Системный блок содержит все основные устройства ПК, к нему так же подключаются все дополнительные внешние (периферийные) устройства. Главная часть системного блока – системная материнская плата – набор электронных схем, управляющих работой ПК, к которой подключены все комплектующие (микропроцессор, оперативная память, другие виды памяти, видео и звуковая карта, системная магистраль данных). Микропроцессор – электронная схема, выполняющая все вычисления и управляющая работой остальных элементов персонального компьютера (АЛУ и УУ). Основные характеристики микропроцессора – а)тактовая частота(скорость работы) – количество элементарных операций, выполняемых за единицу времени (секунду), измеряется в МГц; б)модель (производители – AMD, Intel, Sun, IBM); в) ядерность (1, 2, 4, 8, 16, 32, 64). Оперативная память (ОЗУ) – запоминающее устройство, временно хранящее информацию. Основные характеристики ОЗУ – а) объём (в Мб) до 2 ГБ в одном модуле; б) рабочая частота (время доступа к памяти). Постоянное запоминающее устройство (ПЗУ) – обеспечивает надёжное хранение и выдачу информации. Содержание ПЗУ не может быть изменено, в нём хранится наиболее важная и всегда используемая информация. КЭШ-память – память небольшого объема, расположена между микропроцессором и опе-ративной памятью, хранит наиболее часто используемые участки оперативной памяти, повышает скорость работы ОЗУ. Системная магистраль данных (шина) – предназначена для передачи сигналов между устройствами системного блока. Различают – командную, адресную и информационную шины. Основная характеристика шины – разрядность – количество одновременно передаваемых сигналов (8; 16; 32; 64; 128; 256; 1024). Накопители информации – а) накопитель на жёстком магнитном диске (винчестер); в) оптический дисковод CD-ROM и BluRay; б) накопитель на гибком магнитном диске; г) DVD и HDDVD-дисководы.
Носители информации – а) оптические диски с одно-кратной записью – CD-R, DVD-R, HDDVD-R, BR-R и многократной записью – CD-RW, DVD-RW, HDDVD-RW, BR-RW; б) флэш-карты.
Адаптеры – преобразователи информации, необходимые для согласования скорости передачи информации между внешними устройствами, формируются в виде отдельных карт, снабжены разъемом, к которому присоединяются внешние устройства. Видеокарта – управляет работой монитора. Звуковая карта – управляет работой звука в компьютере.
Монитор – устройство предназначенное для отображения текстовой и графической информации. Изображение формируется совокупностью точек (пикселов). Основные характеристики монитора а) размер по диагонали (в дюймах); б) разрешение экрана (количество пикселей по горизонтали и вертикали), чем больше тем лучше качество изображения; в) время отклика (мс); г) плоскость экрана («Flatron»). Виды мониторов по принципу действия 1. ЭЛТ – электронно-лучевая трубка. 2. Жидко-кристаллические (LCD): главным элементом является жидкое вещество, обладающее свойствами кристаллов, экран представляет собой массив ячеек с жидким кристаллом. 3. Плазменные. Клавиатура – устройство ввода информации.
Мышь – устройство ввода, управляет движением курсора по экрану, служит для управления работой программ. Различают – трекбол – в ноутбуках (сенсорная панель); пентмаус – похож на шариковую ручку, на рабочем конце находится узел, регистрирующий её перемещение. Модем – устройство для обмена информацией с другими ПК через телефонную сеть. (МОдулятор-ДЕМодулятор) преобразовывает цифровой сигнал, идущий от компьютера, в аналоговый сигнал, передаваемый по телефонной линии (и наоборот).
встроенный модем (вставляемый в системный блок) внешний модем (подключаемый к системному блоку)
4. Дополнительные устройства персонального компьютера Принтер – устройство, предназначенное для вывода информации на «твердый» носитель. Основные характеристики принтера – а) скорость печати; б) разрешение (количество отдельных точек, которые могут быть напечатаны на участке единичной длины – дюйм), измеряется в dpi (пиксель на дюйм); в) эксплуатационные расходы. По организации процесса печати принтеры делятся –
матричный струйный лазерный светодиодный Сканер – устройство, предназначенное для преобразования графической или текстовой информации в электронные цифровые данные. Основные характеристики сканера – а) разрешающая способность (dpi); б) количество принимаемых цветов (распознавание оттенков); в) время сканирования.
ручной планшетный барабанный
Дигитайзер (графический планшет) – устройство, предназначенное для ввода графической информации, в основе их действия перо относительно планшета или световое перо, относительно дисплея. Плоттер – устройство для подготовки на бумаге различного рода конструкторских документов, чертежей, графиков, рисунков.
5. Классификация компьютеров С технической точки зрения современные компьютеры можно классифицировать следующим образом – ü Суперкомпьютеры; ü Рабочие станции; ü Серверы; ü Персональные компьютеры; ü Ноутбуки; ü Карманные (мобильные) ПК; ü Специальные компьютеры, используемые в системах управления различными подвижными объектами специального назначения; ü Игровые компьютеры; ü Технологические (производство); ü Бортовые.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1374; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |