Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Естествознание как интегральная наука о природе

 

Изучаемый нами курс называется «Концепции современного естествознания». Слово «концепция» в переводе с латинского означает понимание, система. Это - определенный способ по­нимания или истолкования каких-либо явлений, процессов, основная точка зрения. Концепция - это кратко выраженный основной смысл той или иной теории, ее суть. Когда теория еще не выработана, а имеется только главная идея для объяснения некоторого класса событий, то такую идею тоже называют концепцией. Во втором случае концеп­ция означает ведущий замысел или конструктивный принцип научной деятельности.

В общем смысле под термином «КОНЦЕПЦИЯ» понимается система взглядов, то или иное понимание явлений, процессов или единый, определяющий замысел, ведущая мысль какого-либо произведения. Таким образом, каждая теория и гипотеза имеют свою концепцию, свой смысл и свой принцип научной деятельности.

Парадигма (от греч. parádeigma – пример, образец) – строго научная теория, господствующая в течение определенного исторического периода в научном обществе. Это модель постановки проблем, методов их исследования и решения.

Что же должно и что не может рассматриваться в курсе КСЕ? В задачу курса «Концепции современного естествознания» не входит изучение специфических фак­тов посредством наблюдения, эксперимента, получения обобщающих выводов и теоретических построений. Этим занимаются многие сотни специальных дисцип­лин. И даже изучение разработанных теорий невоз­можно в одном курсе. В нашу задачу входит ознакомле­ние лишь с концепциями современного естествознания.

Если учесть, что в современном естествознании насчитывается не одна тысяча специализированных дисциплин, то станет ясно, что ни в каком одном учебном курсе их охватить нельзя. Поэтому нас будут интересовать не всякие кон­цепции естествознания, а только такие, которые имеют общенаучное значение, назовем их основ­ными. К числу основных можно отнести такие концепции, которые имеют прямое и непосредст­венное отношение к формированию научной кар­тины мира, а также концепции, которые уже получили общенаучное методологическое значе­ние или приобретают его в настоящее время.

Сегодня «большая наука» отчетливо подразделяется на три крупных блока - науки о природе, технические и гуманитарные науки. Каждый из этих блоков, в свою очередь, подразделяется на боль­шое число общих разделов и частных дисциплин. В со­ответствии с названием изучаемого курса мы будем касаться преимущественно первого блока - наук о природе, или естествознания.

Слово « естествознание » происходит от соединения слов «естество», то есть природа, и «знание», то есть знание о природе, совокупность наук о природе.

Такое определение выглядит несколько обобщенным и представляет собой характеристику естествознания скорее на этимологическом уровне, чем определение по существу. Но избежать этого невозможно по двум причинам. Во-первых, множество специальных естественнонаучных дисциплин своим содержанием не исчерпывает всего, что мы подразумеваем под природой: природа глубже и богаче всех имеющихся теорий. Во-вторых, в силу универсальных связей в природе она выступает как единое образование. Но это единство не раскрывается ни одной частной наукой, ни всей их суммой. А между тем для развития специальных наук необходимо общее знание природы. Для получения таких общих представлений каждая историческая эпоха вырабатывает соответствующую естественнонаучную картину мира.

В настоящее время под естествознанием понимается «точное естествознание», то есть такое знание о природе, которое базируется на научном эксперименте, характеризуется развитой теоретической формой и математическим оформлением.

Предмет естествознания:

ü Различные формы движения материи в природе;

ü Лестница последовательных уровней организации материи и их взаимосвязи;

ü Основные формы всякого бытия – пространство и время;

ü Закономерная связь явлений природы как общего, так и специфического характера.

Цели естествознания - двоякие:

1) находить сущность явлений природы, их законы и на этой основе предвидеть или создавать новые явления;

2) раскрывать возможности использования на практике познанных законов, сил и веществ природы.

Можно сказать, что у естествознания есть ближайшая, или непосредственная цель – это познание законов природы, а, значит, и истины, и конечная цель – содействие практическому использованию этих законов. Таким образом, цели естествознания совпадают с целями самой человеческой деятельности.

Поня­тие «естествознание» возникло в конце средних веков. Эта новая наука начала свое триумфальное шествие с эпохи Возрождения, когда была признана воз­можность математического описания результатов, полученных экспери­ментальным путем.

С развитием новой науки возникла необходимость более глубокого разделения ее на специальные дисциплины, для более тщательного и глубокого изучения отдельных явлений и процессов определенной об­ласти действительности. Естественные науки, получившие свое граждан­ство с 18 в., — это совокупность всех наук, занимающихся иссле­дованием природы. Главные сферы естественных наук — материя, жизнь, человек, Земля, Вселенная — позволили сгруппировать их следующим об­разом:

1. физика, химия, физическая химия, механика;

2. биология, ботаника, зоология

3. анатомия, физиология, учение о происхождении и развитии, учение о наследственности;

4. география, геология, минералогия, палеонтология, метеорология;

5. астрономия вместе с астрофизикой и астрохимией.

Невозможно назвать всех ученых, внесших в развитие естествознания наиболее весомый вклад, но нельзя говорить о естествознании, не упомянув таких гениев, как Галилео Галилей, Исаак Ньютон, Рене Декарт, Михаил Васильевич Ломоносов, Чарльз Дарвин, Грегор Мендель, Майкл Фарадей, Дмитрий Иванович Менделеев, Владимир Иванович Вернадский.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные этапы развития | Взаимодействие естественных наук
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1150; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.