Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Взаимодействие естественных наук

Одной из закономерностей развития естествознания является взаимодействие естественных наук, взаимосвязь всех отраслей естествознания. Наука, таким образом, еди­ное целое.

Главными путями взаимодействия являются следующие:

изучение одного предмета одновременно несколькими на­уками (например, изучение человека);

использование одной наукой знаний, полученных другими науками, например, достижения физики тесно связа­ны с развитием астрономии, химии, минералогии, ма­тематики и используют знания, полученные этими науками;

использование методов одной науки для изучения объек­тов и процессовдругой. Чисто физический метод — метод «меченых атомов» широко применяется в био­логии, ботанике, медицине и т. д. Электронный мик­роскоп используется не только в физике: он необхо­дим и для изучения вирусов. Явление парамагнитно­го резонанса находит применение во многих отраслях науки. Во многих живых объектах природой заложе­ны чисто физические инструментарии, например, гре­мучая змея имеет орган, способный воспринимать инфракрасное излучение и улавливать изменения тем­пературы на тысячную долю градуса; у летучей мыши есть ультразвуковой локатор, позволяющий ей ори­ентироваться в пространстве и не натыкаться на сте­ны пещер, где она обычно обитает; мыши, птицы и многие животные улавливают инфразвуковые волны, распространяющиеся перед землетрясением, что по­буждает их покидать опасный участок; буревестник же, наоборот, воспринимая волны низкой, инфразвуковой частоты, «гордо реет» над простором моря и т.д.;

взаимодействие через технику и производство, осуще­ствляемое там, где используются данные нескольких наук, например, в приборостроении, кораблестрое­нии, космосе, автоматизации, военной промышлен­ности и т.д.;

взаимодействие через изучение общих свойств различных видов материи, ярким примером чему служит кибер­нетика — наука об управлении в сложных динами­ческих системах любой природы (технических, биоло­гических, экономических, социальных, административ­ных и т. п.), использующих обратную связь. Процесс управления в них осуществляется в соответствии с поставленной задачей и происходит до тех пор, пока цель управления не окажется достигнутой.

 

3. Дифференциация и интеграция наук.

Разделение естествознания на научные дисциплины.

 

В процессе развития человеческого познания наука все больше дифференцируется на отдельные отрасли, изучающие частные вопросы многогранной действитель­ности. С другой стороны, наука вырабатывает единую картину мира, отражающую общие закономерности его развития, что приводит к более широкому синтезу наук, т.е. ко все более углубленному познанию природы.

Единство мира лежит в основе единства наук, к кото­рому в конечном счете направлено развитие знания на каждом отдельном витке человеческого познания. Путь к единству наук лежит через интеграцию ее отдельных отраслей, что предполагает интеграцию различных тео­рий и методов исследования.

Таким образом, в процессе развития современных наук процессы дифференциации переплетаются с процессами интеграции наук: физика подразделяется на механику, а та, в свою очередь, на кинематику, динамику и статику; молекулярную, атомную, ядерную физику, термодина­мику, электричество, магнетизм, оптику и т.д.; медицин­ские институты готовят врачей самых разных специаль­ностей: терапевтов, хирургов, психиатров, кардиологов, окулистов, урологов и т.д. — спектр специализаций очень широк, но любой выпускник медицинского института — врач.

Дифференциация научного знания на отдельные об­ласти побуждает выявлять необходимые связи между ними. Возникает много пограничных наук, например, на границе между физикой и химией возникли новые от­расли науки: физхимия и химфизика (в Москве при Рос­сийской академии наук (РАН) есть институты физичес­кой химии и химической физики); на границе между биологией и химией — биохимия; биологией и физи­кой — биофизика. Отдельные области биологии и физи­ологии перекрещиваются с физиологией высшей нервной деятельности. А. Эйнштейн в свое время объединил в теории относительности положения неэвклидовой гео­метрии и механики. На границе между психологией и языкознанием была создана теория коммуникации, взяв­шая за основу теорию информации. Пересечение логики с математикой способствовало созданию математической логики, на основе языкознания и логики появилась но­вая наука — семиотика и т.д. Вышеперечисленное харак­теризует все более высокую степень синтеза между на­уками.

Эта тенденция в развитии научного знания трансфор­мируется в постановку комплексных проблем, повсемес­тное распространение комплексных исследований, по­иск путей синтеза методов познания окружающего мира. Но так как сами методы в качестве своих предельных теоретических оснований имеют принципы познания, задача сводится к выявлению объективной основы — ин­теграции принципов, которая с неизбежностью ведет к новым формам их синтеза. В силу единства науки интег­рация принципов в одной из ее областей обязательно связана с интеграцией в другой.

Обобщая вышесказанное, можно констатировать тот факт, что дифференциация и интеграция естествозна­ния — процесс незавершенный, открытый. Естествознание не является замкнутой системой, и вопрос о сущности естествознания с каждым новым открытием становится яснее.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Естествознание как интегральная наука о природе | Микро-, макро- и мегамиры
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 804; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.