Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 2




Как мы уже сказали, в течение всей своей жизни человек испытывает определенные потребности, для удовлетворения которых производит блага из имеющихся в природе ресурсов. Без этого человек существовать не может, а без него нет экономической системы. Такое положение вещей скрывает в себе серьезную проблему: ресурсы в природе всегда ограничены, их ровно столько, сколько есть, и в данный момент времени больше не станет, а потребности людей всегда безграничны, т.к. по мере их удовлетворения эти потребности имеют обыкновение количественно и качественно расти.

Мы уже определяли потребности, а ресурсы это - все то, из чего и при помощи чего производят блага. Ресурсы принято подразделять на три основных вида: материально - вещественные, личные, информационные. Под первыми понимаются материальные вещи, участвующие в процессе производства благ, под вторыми – люди с конкретными знаниями и навыками, позволяющими производить определенные блага, под третьими – информация, позволяющая выбрать оптимальную технологию и способ организации производства.

Факт безграничности потребностей требует серьезного обоснования. Для начала каждый студент может вспомнить из собственной жизни ситуацию, когда ему казалось, что еще чуть-чуть и все его потребности окажутся удовлетворенными. В подавляющем большинстве случаев ситуация эта развивалась по одному и тому же сценарию: как только это «чуть-чуть» достигалось, оказывалось, что потребностей стало значительно больше, чем было до того. Логически безграничность потребностей объясняется через их количественный и качественный рост.

Под количественным ростом потребностей имеется в виду следующий факт: по мере распространения некого блага, все большее количество людей о нем узнает и желает заполучить его для удовлетворения своих потребностей. Например, само понятие «цветной телевизор» человеку, который смотрел какие-либо передачи только по черно-белому, ничего не говорит. И данный человек потребности в таком виде домашней техники не испытывает. Но вдруг сосед покупает цветной телевизор и приглашает данного гражданина посмотреть телефильм в цвете. Впечатление совсем другое, цветной телевизор нашему гражданину нравится, он приобретает понятие о новом телевизоре и его преимуществах. Восприняв этот телевизор как желаемую вещь, он начинает испытывать и потребность в таком телевизоре. Приобретя его, новоиспеченный владелец пригласит к себе в гости еще кого-то, и следующий круг людей, получив и восприняв соответствующую информацию, станет испытывать потребность в телевизоре нового поколения. К тому моменту, как такой телевизор станет общедоступным, появится другая новинка, и количественный рост потребностей будет определяться ею.

Качественный рост потребностей заключается в том, что, удовлетворив какую-то потребность на начальном, невысоком уровне, любой человек начинает стремиться к удовлетворению ее на более высоком уровне. В качестве примера можно использовать ту же ситуацию с телевизорами. Купив не очень хороший цветной телевизор, с маленьким экраном, небольшим набором дополнительных возможностей, небольшим количеством принимаемых программ и т.п., привыкнув к нему, и получив информацию о наличии лучшего варианта, человек начнет испытывать потребность в этом лучшем варианте.

Конечно, в системе потребностей каждого отдельно взятого гражданина имеется своя система приоритетов. Для разных людей телевизор в этой системе будет стоять на разных местах, но закономерности безграничного роста потребностей – общие.

Таким образом, потребности людей безграничны, а ресурсы, за счет использования которых эти потребности удовлетворяются, ограничены. Ограниченные ресурсы противоречат безграничным потребностям, и наоборот. Налицо противоречие, которое принято считать основным противоречием экономической системы. Оно свойственно любой экономической системе. Субъекты в результате своей деятельности могут лишь ослабить или усилить его остроту, но не более того.

Наличие безграничных потребностей и ограниченных ресурсов в любом обществе в каждый данный момент времени создает ситуацию, характеризующуюся удовлетворенностью лишь части потребностей и наличием значительной доли потребностей, которые остаются неудовлетворенными. Поскольку удовлетворить все существующие потребности невозможно, люди встают перед проблемой экономического выбора, т.е. им приходится выбирать: какие потребности удовлетворить сейчас, а какие оставить на потом. Экономический выбор должен быть рациональным, т.е. обеспечивающим эффективное расходование ограниченных ресурсов, позволяющим из меньшего количества ресурсов производить большее количество благ, способных удовлетворить большую долю потребностей. Чем рациональнее выбор, тем выше доля удовлетворенных потребностей, тем выше уровень благосостояния нации.

В процессе рационализации выбора, люди приобретают способность, используя меньшее количество ресурсов, производить большее количество благ. Такой результат достигается за счет разработки, внедрения и распространения новых высоких технологий, отличающихся ресурсосбережением и наукоемкостью. Именно противоречие между безграничными потребностями и ограниченными ресурсами вынуждает людей разрабатывать такие технологии. Таким образом, основное противоречие экономической системы толкает ее к развитию, является ее основным внутренним стимулом к прогрессу.

Проблема экономического выбора хорошо наглядно иллюстрируется кривой производственных возможностей, с которой можно ознакомиться в большинстве учебников по курсам «Экономическая теория», «Экономика», «Экономикс».

 

 

Вопрос 3:

Как мы уже отметили, экономическая система состоит из ряда взаимосвязанных и взаимозависимых элементов. Из материала предыдущего вопроса понятно, что основное экономическое противоречие и его стороны: потребности и ресурсы, играют в экономической системе очень важную роль. Противоречие – стимул к развитию и его причина, потребности и ресурсы – противоположности, которые сосуществуют в борьбе, совершенствуя друг друга и систему в целом. Но роль потребностей этим не ограничивается. Именно наличие потребностей заставляет человека заняться сначала производственной, а потом и другой экономической деятельностью, что превращает потребности в отправной элемент экономической системы.

Наличие потребностей порождает экономические интересы, т.е. стремление субъектов к развитию некой экономической ситуации в определенном направлении. Например, все предприниматели заинтересованы в определенной корректировке экономического законодательства своей страны, а акционеры – в увеличении доли распределяемой прибыли. В условиях ограниченности ресурсов интересы отдельных людей и их групп противоречат друг другу, порождая экономические противоречия. Например, все предприниматели обычно заинтересованы в снижении совокупного налогового пресса их страны, но такое изменение законодательства в краткосрочной перспективе лишит государство средств, необходимых для финансирования государственных расходов, поэтому их интересы в данном срезе (краткосрочном) противоречивы. И именно эти противоречия толкают разные элементы экономической системы к совершенствованию.

С другой стороны, наличие потребности и необходимость ее удовлетворения заставляют человекадействовать, искать возможности для удовлетворения этой потребности, порождая стимулы к экономической деятельности. Под экономическими стимулами понимаются побудительные мотивы, заставляющие человека поступать определенным образом. Если бы человек не испытывал потребностей, он никогда не начал бы целенаправленно действовать, заниматься производством благ, т.е. – экономической деятельностью. Важно: интерес перерастает в стимул только тогда, когда человек реально видит возможность удовлетворения своей потребности (имеет ресурсы).

Таким образом, благодаря наличию потребностей, человек начинает заниматься экономической деятельностью. Сначала это производство благ, а позднее выделяются торговля и финансовая деятельность. Это важный элемент экономической системы, поскольку блага, удовлетворяющие потребности, и условия для более выгодного производства этих благ создаются именно здесь. Чем эффективнее экономическая деятельность, тем больше доля удовлетворенных потребностей, тем выше благосостояние нации.

В процессе экономической деятельности людям приходится взаимодействовать, сотрудничать, что приводит к формированию и развитию экономических отношений. Сначала это только отношения сотрудничества и взаимопомощи, но по мере развития общества, складываются отношения собственности, товарно-денежные отношения, трудовые отношения и т.п. Чем выше уровень развития экономической деятельности, чем она сложнее, тем интенсивнее и шире должны быть экономические отношения. Эти отношения - следующий важнейший элемент экономической системы. Их роль определяется тем, что в процессе отношений формируются условия и возможности для совершенствования экономической деятельности.

Следующим важнейшим элементом рассматриваемой системы являются экономические законы. Экономический закон это – причинно-следственная, устойчивая и постоянная связь между экономическими процессами и явлениями. Такие законы отличаются двумя важными особенностями: во-первых, они объективны, т.е. действуют независимо от воли и сознания людей; хотят люди этого или нет, знают они о существовании таких законов или нет, объективные законы действуют. Во- вторых, эти законы действуют как общая тенденция, т.е. в некоторых отдельно взятых случаях они могу не срабатывать, но во всей массе событий, в целом, работают стабильно. Объективные экономические законы подчиняют своему влиянию и регулируют как все элементы экономической системы, так и их взаимодействие. Именно эти законы объединяют разные элементы экономической системы и принуждают стремиться к достижению общей цели, цели функционирования экономической системы - росту благосостояния нации за счет увеличения доли удовлетворенных потребностей.

Объективные экономические законы нельзя путать с экономическим законодательством. Первые даны природой экономической системы и, следовательно, объективны; люди практически не могут на них воздействовать и вынуждены приспосабливаться. Второе же субъективно, поскольку принимается конкретными людьми, применительно к существующим условиям экономической деятельности и, при изменении условий, может корректироваться. Если экономическое законодательство соответствует объективным экономическим законам, последние можно планомерно использовать на благо нации. Если же законодательство пренебрегает такими законами и идет в разрез с ними, действие законов от этого не прекращается, но теперь они работают не во благо, а вопреки, разрушая устои данной экономической системы. Примеры по данному поводу будут рассмотрены позже, когда основные объективные экономические законы будут изучены.

Таким образом, основными элементами экономической системы являются: экономические потребности и порождаемые ими экономические интересы, ресурсы и противоречия, экономические стимулы, экономическая деятельность и экономические отношения, а также – объективные экономические законы, являющиеся системообразующим элементом, объединяющим все прочие элементы в стремлении к достижению общей цели – росту благосостояния нации.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 863; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.