Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Третий учебный вопрос: Правовые последствия отбывания уголовных наказаний

Рассматривая третью группу прав, законных интересов и обязанностей осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, необходимо от­метить, что важной особенностью правового положения этих лиц является возложенная на них специальная обязанность трудиться (ч.1 ст.103 УИК РФ), гарантируемая возможно­стью применения специальных санкций.

Данная обязанность относится к специальным, поскольку не имеет ана­лога в конституционном статусе гражданина. В соответствии со ст.37 Конс­титуции РФ принудительный труд запрещен. В данном слу­чае конституционная норма воспроизводит предписания, закрепленные в та­ких важнейших международно-правовых документах, как Международ­ный пакт "О гражданских и политических правах" (1966) и Конвенция МОТ № 29 "О принудительном или обязательном труде" (1934). Однако предусмотренная уголовно-исполнительным законодательством обязан­ность осужденных тру­диться не противоречит ни Конституции Российской Федерации, ни междуна­родным нормам, поскольку в ст.8 Между­народного пакта и в ст.2 Конвенции указывается, что обязательный труд осужденных не рассматривается как вид принудительного труда.

Необходимо отметить, что закон предусматривает исключение из обще­го правила, закрепляя перечень категорий осужденных, на которых обязан­ность трудиться не распространяется (ч.2 ст.103 УИК РФ).

К специальным относится также обязанность осужденных трудиться без оплаты труда на работах по благоустройству исправительных учреждений (ст.106 УИК РФ).

В число специальных прав входит, например, право на гаран­тированный минимум заработной платы, зачисляющийся на лицевой счет осужденных неза­висимо от всех удержаний (ч.3 ст.107 УИК РФ).

В значительно меньшем объеме нормами права урегулированы сферы вос­питательной работы, общего и профессионального образо­вания. Это объясня­ется необходимостью предоставления участникам правоотношений, складываю­щихся в данных сферах, достаточной свобо­ды и самостоятельности при осу­ществлении своих правомочий, поскольку и обучение, и воспитание - про­цессы творческие и не должны жестко сковываться рамками правовых норм.

Каких-либо нормативно закрепленных ограничений общеграждан­ских прав на участие в культурной жизни и свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества (ст.44 Конституции РФ) в отношении осужденных не установлено. В полной мере на них распространя­ется и право на интеллектуальную собственность. Однако в силу обязаннос­ти постоянно находиться в пределах мест лишения свободы, а также наличия некоторых режимных ограничений, они не могут реализовать указанные права и свободы в полном объеме. Вместе с тем, осужденные приобретают ряд спе­циальных прав: на участие в культурно-массовых и спортивных мероприяти­ях, пользование библиотекой и настольными играми, на вступление в само­деятельные организации осужденных.

Участие в воспитательных мероприятиях поощряется и учитывается при определении степени исправления осужденных и в то же время явля­ется их специальной обязанностью в том случае, если эти мероприятия включены в распорядок дня исправительного учреждения (ч.3 ст.109 УИК РФ).

За осужденными сохраняется право на образование, которым в соот­ветствии со ст.43 Конституции РФ обладает каждый гражданин. Госу­дарством гарантируется общедоступность и бесплатность основно­­го обще­го и среднего профессионального образования, причем основ­ное общее образование являет­ся обязательным. Требование обяза­тельности, как подчеркивается в ст.19 Закона РФ "Об образовании" (1996), сохраня­ется до достижения обучающимся 15-летнего возраста, однако для осуж­ден­ных, содержащихся в воспитатель­ных и исправительных учреж­дениях, предельный возраст может быть увели­чен.

 

Уголовно-исполнительное законодательство конкретизирует упомя­нутые положения в ст.112 УИК РФ, согласно которой обязательность получения осужденными основного общего образования устанавливается до достижения ими 30 лет. Исключение составляют осужденные, отбыва­ющие пожизненное ли­шение свободы, которые к общему образованию не привлекаются.

На некоторые категории осужденных возлагается специальная обязан­ность – получить начальное профессиональное образование или пройти про­фессиональную подготовку. В частности, эта обязанность распространяется на осужденных мужчин в возрасте до 60 лет и осужденных женщин в возрасте до 55 лет, не имеющих профессии (специальности), по которой они могут работать в исправительном учреждении и после освобождения из него, за исключением являющихся инвалидами первой и второй группы (ст.108 УИК РФ).

Не исключена для осужденных и возможность получения среднего (пол­ного) общего и высшего профессионального образования. Повыше­ние осужден­ными своего образовательного уровня поощряется и учиты­вается администра­цией исправительных учреждений при определении степени их исправления.

Специфика правового положения осужденных, отбывающих наказа­ние в виде лишения свободы, проявляется в том, что будучи закрепленной уголов­но-исполнительным законодательством, конституционная обязан­ность получе­ния основного общего образования обеспечивается, в случае ее невыполне­ния, возможностью применения к нарушителям специальных санкций, предус­мотренных ст.115 УИК РФ. Аналогичные санкции могут быть применены и к осужденным, не выполняющим специальную обязан­ность - получение начального профессионального образования.

В сфере материально-бытового обеспечения к первой группе прав, за­конных интересов и обязанностей статуса осужденных относится установ­лен­ное ст.39 Конституции РФ право на социальное обеспече­ние, воспроиз­водимое в ч.7 ст.12 и ст.98 УИК РФ.

Во вторую группу входит общегражданское право на жилище (ст. 40 Конституции РФ), конкретизированное в ст.99 УИК РФ. Согласно этой статье лица, лишенные свободы, обеспечиваются жилой площадью в расчете не менее двух квадратных метров на одного осужденного.

Учитывая важность обеспечения прав матери и ребенка, законо­датель особое внимание уделяет детализации конституционной нормы о защите госу­дарством материнства и детства (ст.38 Конституции РФ) в нормах уголов­но-исполнительного законодательства. Так, в ч.2 ст.97 и ст.100 УИК РФ устанавливаются дополнительные гарантии указанного права, адресованные лишенным свободы беременным женщинам, кормя­щим матерям и женщинам, имею­щим детей.

Во время отбывания наказания осужденные приобретают ряд спе­циальных прав, относящихся к третьей группе: на индивидуальное спальное место и постельные принадлежности; на обеспечение одеждой по сезону с учетом по­ла и климатических условий; на минимальные нормы питания, на дополни­тельное приобретение одежды, оплату дополни­тельных лечебно-профилакти­ческих и иных услуг (ч.2,3,7 ст.99 УИК РФ). Ряд перечисленных в законе категорий осужденных (освобожденные от работы по болезни, беременные женщины и кормящие матери - на период освобождения от работы, несовер­шеннолетние, инвалиды первой и вто­рой группы) приобретают право на улуч­шенные жилищно-бытовые условия и повышенные нормы питания, а также на бесплатное предос­тавление питания и одежды (ч.5-6 ст.99 УИК РФ).

Среди специальных обязанностей осужденных в данной сфере можно наз­вать, в частности, такие как: бережное отношение к имуществу исправи­тельного учреждения и другим видам имущества; хранение продук­тов питания и предметов индивидуального пользования, а также приго­товление и упот­ребление пищи только в специально оборудованных местах и помещениях (§ 3 Правил внутреннего распорядка исправи­тель­ных учреждений) и др.

На осужденных, получающих заработную плату или пенсию, возла­гается специальная обязанность - возмещать стоимость питания, одежды и комму­нально-бытовых услуг, а с уклоняющихся от работы - возмещать указанные расходы из средств, находящихся на их лицевых счетах.

Раскрывая сферу медико-санитарного обеспечения лиц, лишенных свобо­ды, необходимо подчеркнуть, что конституционное право каждого гражданина на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст.41 Консти­туции РФ) распростра­няется на них в полной мере. Об этом свидетель­ствует ч.6 ст.12 УИК РФ, по существу дублирующая конституционную норму.

В то же время, учитывая особенности статуса этих лиц, законодатель в ряде норм конкретизирует некоторые аспекты осуществления данного пра­ва. Так, в ст.29 Основ законодательства Российской Федерации "Об охране здоровья граждан" (1993) подчеркивается, что лица, отбыва­ющие наказа­ние в местах лишения свободы, имеют право на получение медицинской помо­щи, в том числе в необходимых случаях в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения. Этой же статьей, а также ст.98 УИК РФ приостанавливается действие договора о добровольном медицинском страховании этих лиц до окончания срока пребывания в местах лишения сво­боды.

Охрана здоровья осужденных является одной из основных задач уголов­но-исполнительной системы в целом и каждого исправительного учреждения в отдельности. Поэтому правовому регулированию реали­зации данного консти­туционного права и его конкретизации в отрас­левых нормативных правовых актах уделяется столь значительное внимание. Согласно ст.101 УИК РФ для медицинского обслуживания осужденных в уголовно-исполнительной системе организуются лечебно-профилактические учреждения (больницы, специальные психиатрические и туберкулезные больницы, медицинские части), а для со­держания и амбулаторного лечения осужденных, больных открытой формой ту­берку­леза, алкоголизмом и наркоманией, ВИЧ-инфицированных осужденных - лечебные исправительные учреждения. В случаях, когда необходимая меди­цинская помощь не может быть оказана в лечебно-профилак­тических учрежде­ниях и лечебных исправительных учреждениях, осуж­денные обладают законным интересом быть направленными в террито­риальные лечебно-профилактические учреждения органов здраво­охранения (§ 19 Правил внутрен­него распорядка исправительных учреж­дений).

Кроме того, осужденные вправе получать любую, оплаченную за счет собственных средств, дополнительную лечебно-профилактическую по­мощь, оказываемую специалистами органов здравоохранения в пределах исправи­тельных учреждений.

Вывод: законодатель исходит из необходи­мости сохранения за осужденными гражданства государства и пра­вового статуса гражданина Российской Федерации, что имеет боль­шое социально-политическое и воспитательное значение, так как ха­рактеризует подход государства к преступнику с гуманистических позиций. Кроме того, это означает, что правовое положение осуж­денных закрепляют и общие законы Российской Федерации, которые устанавливают права, свободы и обязанности для всех граждан госу­дарства.

Освобождение от отбывания уголовного наказания является юриди­ческим фактом, влекущим значительные изменения правового положения гражданина. При этом прекращается действие правоограничений, состав­ляющих содержание отбытого наказания, однако восстановления право­вого статуса гражданина до состояния, предшествующего осуждению, не происходит. Объясняется это правовыми последствиями отбывания наказания, выражающимися в ряде право­ограничений его конституционного статуса. Следовательно, лицо, отбывшее на­казание приобретает специ­альный статус, содержание которого определяется правовыми послед­ствиями, связанными с наличием судимости и с отбытием конкретного вида наказания. Важность и значение установления правового положения лиц, отбывших наказание, таковы, что для их успешной социаль­ной адаптации законодатель счел необходимым закрепить его нормативно в ст.179 УИК РФ.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Второй учебный вопрос: Права, законные интересы и обязанности осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы | Последствия судимости носят
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 451; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.