КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Третий учебный вопрос: Правовые последствия отбывания уголовных наказаний
Рассматривая третью группу прав, законных интересов и обязанностей осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, необходимо отметить, что важной особенностью правового положения этих лиц является возложенная на них специальная обязанность трудиться (ч.1 ст.103 УИК РФ), гарантируемая возможностью применения специальных санкций. Данная обязанность относится к специальным, поскольку не имеет аналога в конституционном статусе гражданина. В соответствии со ст.37 Конституции РФ принудительный труд запрещен. В данном случае конституционная норма воспроизводит предписания, закрепленные в таких важнейших международно-правовых документах, как Международный пакт "О гражданских и политических правах" (1966) и Конвенция МОТ № 29 "О принудительном или обязательном труде" (1934). Однако предусмотренная уголовно-исполнительным законодательством обязанность осужденных трудиться не противоречит ни Конституции Российской Федерации, ни международным нормам, поскольку в ст.8 Международного пакта и в ст.2 Конвенции указывается, что обязательный труд осужденных не рассматривается как вид принудительного труда. Необходимо отметить, что закон предусматривает исключение из общего правила, закрепляя перечень категорий осужденных, на которых обязанность трудиться не распространяется (ч.2 ст.103 УИК РФ). К специальным относится также обязанность осужденных трудиться без оплаты труда на работах по благоустройству исправительных учреждений (ст.106 УИК РФ). В число специальных прав входит, например, право на гарантированный минимум заработной платы, зачисляющийся на лицевой счет осужденных независимо от всех удержаний (ч.3 ст.107 УИК РФ). В значительно меньшем объеме нормами права урегулированы сферы воспитательной работы, общего и профессионального образования. Это объясняется необходимостью предоставления участникам правоотношений, складывающихся в данных сферах, достаточной свободы и самостоятельности при осуществлении своих правомочий, поскольку и обучение, и воспитание - процессы творческие и не должны жестко сковываться рамками правовых норм. Каких-либо нормативно закрепленных ограничений общегражданских прав на участие в культурной жизни и свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества (ст.44 Конституции РФ) в отношении осужденных не установлено. В полной мере на них распространяется и право на интеллектуальную собственность. Однако в силу обязанности постоянно находиться в пределах мест лишения свободы, а также наличия некоторых режимных ограничений, они не могут реализовать указанные права и свободы в полном объеме. Вместе с тем, осужденные приобретают ряд специальных прав: на участие в культурно-массовых и спортивных мероприятиях, пользование библиотекой и настольными играми, на вступление в самодеятельные организации осужденных. Участие в воспитательных мероприятиях поощряется и учитывается при определении степени исправления осужденных и в то же время является их специальной обязанностью в том случае, если эти мероприятия включены в распорядок дня исправительного учреждения (ч.3 ст.109 УИК РФ). За осужденными сохраняется право на образование, которым в соответствии со ст.43 Конституции РФ обладает каждый гражданин. Государством гарантируется общедоступность и бесплатность основного общего и среднего профессионального образования, причем основное общее образование является обязательным. Требование обязательности, как подчеркивается в ст.19 Закона РФ "Об образовании" (1996), сохраняется до достижения обучающимся 15-летнего возраста, однако для осужденных, содержащихся в воспитательных и исправительных учреждениях, предельный возраст может быть увеличен.
Уголовно-исполнительное законодательство конкретизирует упомянутые положения в ст.112 УИК РФ, согласно которой обязательность получения осужденными основного общего образования устанавливается до достижения ими 30 лет. Исключение составляют осужденные, отбывающие пожизненное лишение свободы, которые к общему образованию не привлекаются. На некоторые категории осужденных возлагается специальная обязанность – получить начальное профессиональное образование или пройти профессиональную подготовку. В частности, эта обязанность распространяется на осужденных мужчин в возрасте до 60 лет и осужденных женщин в возрасте до 55 лет, не имеющих профессии (специальности), по которой они могут работать в исправительном учреждении и после освобождения из него, за исключением являющихся инвалидами первой и второй группы (ст.108 УИК РФ). Не исключена для осужденных и возможность получения среднего (полного) общего и высшего профессионального образования. Повышение осужденными своего образовательного уровня поощряется и учитывается администрацией исправительных учреждений при определении степени их исправления. Специфика правового положения осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, проявляется в том, что будучи закрепленной уголовно-исполнительным законодательством, конституционная обязанность получения основного общего образования обеспечивается, в случае ее невыполнения, возможностью применения к нарушителям специальных санкций, предусмотренных ст.115 УИК РФ. Аналогичные санкции могут быть применены и к осужденным, не выполняющим специальную обязанность - получение начального профессионального образования. В сфере материально-бытового обеспечения к первой группе прав, законных интересов и обязанностей статуса осужденных относится установленное ст.39 Конституции РФ право на социальное обеспечение, воспроизводимое в ч.7 ст.12 и ст.98 УИК РФ. Во вторую группу входит общегражданское право на жилище (ст. 40 Конституции РФ), конкретизированное в ст.99 УИК РФ. Согласно этой статье лица, лишенные свободы, обеспечиваются жилой площадью в расчете не менее двух квадратных метров на одного осужденного. Учитывая важность обеспечения прав матери и ребенка, законодатель особое внимание уделяет детализации конституционной нормы о защите государством материнства и детства (ст.38 Конституции РФ) в нормах уголовно-исполнительного законодательства. Так, в ч.2 ст.97 и ст.100 УИК РФ устанавливаются дополнительные гарантии указанного права, адресованные лишенным свободы беременным женщинам, кормящим матерям и женщинам, имеющим детей. Во время отбывания наказания осужденные приобретают ряд специальных прав, относящихся к третьей группе: на индивидуальное спальное место и постельные принадлежности; на обеспечение одеждой по сезону с учетом пола и климатических условий; на минимальные нормы питания, на дополнительное приобретение одежды, оплату дополнительных лечебно-профилактических и иных услуг (ч.2,3,7 ст.99 УИК РФ). Ряд перечисленных в законе категорий осужденных (освобожденные от работы по болезни, беременные женщины и кормящие матери - на период освобождения от работы, несовершеннолетние, инвалиды первой и второй группы) приобретают право на улучшенные жилищно-бытовые условия и повышенные нормы питания, а также на бесплатное предоставление питания и одежды (ч.5-6 ст.99 УИК РФ). Среди специальных обязанностей осужденных в данной сфере можно назвать, в частности, такие как: бережное отношение к имуществу исправительного учреждения и другим видам имущества; хранение продуктов питания и предметов индивидуального пользования, а также приготовление и употребление пищи только в специально оборудованных местах и помещениях (§ 3 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений) и др. На осужденных, получающих заработную плату или пенсию, возлагается специальная обязанность - возмещать стоимость питания, одежды и коммунально-бытовых услуг, а с уклоняющихся от работы - возмещать указанные расходы из средств, находящихся на их лицевых счетах. Раскрывая сферу медико-санитарного обеспечения лиц, лишенных свободы, необходимо подчеркнуть, что конституционное право каждого гражданина на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст.41 Конституции РФ) распространяется на них в полной мере. Об этом свидетельствует ч.6 ст.12 УИК РФ, по существу дублирующая конституционную норму. В то же время, учитывая особенности статуса этих лиц, законодатель в ряде норм конкретизирует некоторые аспекты осуществления данного права. Так, в ст.29 Основ законодательства Российской Федерации "Об охране здоровья граждан" (1993) подчеркивается, что лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы, имеют право на получение медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения. Этой же статьей, а также ст.98 УИК РФ приостанавливается действие договора о добровольном медицинском страховании этих лиц до окончания срока пребывания в местах лишения свободы. Охрана здоровья осужденных является одной из основных задач уголовно-исполнительной системы в целом и каждого исправительного учреждения в отдельности. Поэтому правовому регулированию реализации данного конституционного права и его конкретизации в отраслевых нормативных правовых актах уделяется столь значительное внимание. Согласно ст.101 УИК РФ для медицинского обслуживания осужденных в уголовно-исполнительной системе организуются лечебно-профилактические учреждения (больницы, специальные психиатрические и туберкулезные больницы, медицинские части), а для содержания и амбулаторного лечения осужденных, больных открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией, ВИЧ-инфицированных осужденных - лечебные исправительные учреждения. В случаях, когда необходимая медицинская помощь не может быть оказана в лечебно-профилактических учреждениях и лечебных исправительных учреждениях, осужденные обладают законным интересом быть направленными в территориальные лечебно-профилактические учреждения органов здравоохранения (§ 19 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений). Кроме того, осужденные вправе получать любую, оплаченную за счет собственных средств, дополнительную лечебно-профилактическую помощь, оказываемую специалистами органов здравоохранения в пределах исправительных учреждений. Вывод: законодатель исходит из необходимости сохранения за осужденными гражданства государства и правового статуса гражданина Российской Федерации, что имеет большое социально-политическое и воспитательное значение, так как характеризует подход государства к преступнику с гуманистических позиций. Кроме того, это означает, что правовое положение осужденных закрепляют и общие законы Российской Федерации, которые устанавливают права, свободы и обязанности для всех граждан государства. Освобождение от отбывания уголовного наказания является юридическим фактом, влекущим значительные изменения правового положения гражданина. При этом прекращается действие правоограничений, составляющих содержание отбытого наказания, однако восстановления правового статуса гражданина до состояния, предшествующего осуждению, не происходит. Объясняется это правовыми последствиями отбывания наказания, выражающимися в ряде правоограничений его конституционного статуса. Следовательно, лицо, отбывшее наказание приобретает специальный статус, содержание которого определяется правовыми последствиями, связанными с наличием судимости и с отбытием конкретного вида наказания. Важность и значение установления правового положения лиц, отбывших наказание, таковы, что для их успешной социальной адаптации законодатель счел необходимым закрепить его нормативно в ст.179 УИК РФ.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 476; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |