КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Второй учебный вопрос: Права, законные интересы и обязанности осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы
В ряде случаев, и в особенности при нормативном закреплении прав и обязанностей осужденных, отбывающих наказания, связанные с изоляцией от общества, требуется детальная юридическая проработка всех особенностей специального правового статуса. При этом, с точки зрения упрощения изложения и сокращения объема нормативного материала, иногда эффективнее использовать разрешительный принцип. Оба принципа обладают определенными достоинствами, проявляющимися в зависимости от сферы правового регулирования. В теории права предпочтение оказывается общедозволительному принципу. И это не случайно. Общедозволительный принцип стимулируетактивность и инициативу личности, свобода деятельности которой ограничивается лишь четко очерченным перечнем запретов. Применительно к правовому положению осужденных важнейшим преимуществом данного принципа в содержательном аспекте является то, что он основывается на общегражданском статусе, в силу чего в значительно большей степени соответствует интересам осужденных, как граждан государства, и обеспечивает гарантии их защиты. Поэтому именно общедозволительный принцип положен в основу нормативного закрепления правового положения осужденных (ч.2 ст. 10 УИК). При нормативном закреплении правового положения лиц, отбывающих наказания, важную роль играют · типы, · или принципы правового регулирования.
Тип правового регулирования характеризует наиболее существенные сочетания способов правового регулирования: · обязывания, · дозволения · и запрета. В зависимости от сочетания двух важнейших из них - дозволения и запрета - различаются основные принципы правового регулирования является · общедозволительный · и разрешительный. Общедозволительный принцип основывается на общем дозволении и поэтому выражается посредством формулы "дозволено все, что не запрещено". Или, другими словами, при использовании этого принципа приводится исчерпывающий перечень запретов и ограничений, за пределами которого субъект вправе действовать по своему усмотрению. В основе разрешительного принципа лежит общий запрет, в связи с чем он выражен в формуле "запрещено все, что не разрешено". В этом случае исчерпывающе определяется сфера дозволенного, разрешенного, за пределы которой субъект выйти не вправе. Значение указанных принципов обусловливается тем, что в зависимости от того, на какой из них ориентируется законодатель - на общее дозволение или на общий запрет - во многом зависит содержание правового статуса осужденных. Они же служат ориентиром и для правоприменительных органов в случаях "пробелов" в законодательстве. Разрешительный принцип, напротив, резко сужает возможности лица в выборе своего поведения, сковывает его действия и тем самым не позволяет полностью использовать имеющийся потенциал. Отличительная особенность правового регулирования посредством разрешительного принципа состоит в том, что лицо первоначально как бы лишается правового статуса, а затем при помощи дозволений (разрешений) наделяется правами и обязанностями. Однако, при определении конкретных прав, законных интересов и обязанностей осужденных, оба принципа, несмотря на их очевидную противоположность, как правило, используются одновременно, дополняя друг друга. Поэтому не следует считать, что правовое положение осужденных к тому или иному виду наказания основывается только на общедозволительном, или только на разрешительном принципе. Речь в большинстве случаев может идти лишь о приоритете одного из них. Этим, главным образом, и объясняется то, что при урегулировании правового положения осужденных к аресту (за исключением ареста осужденных военнослужащих), содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы на определенный срок, пожизненному лишению свободы и смертной казни законодатель нередко использует такой способ правового регулирования как разрешение, т.е. прибегает к разрешительному принципу. Рассматривая правовое положение осужденных особо следует выделить правовой статус осужденных иностранных граждан и лиц без гражданства. По общему правилу иностранные граждане на территории Российской Федерации пользуются теми же правами и несут такие же обязанности, что и граждане Российской федерации, если иное не предусмотрено законом. Так, в соответствии со ст.11 УК РФ иностранные граждане и лица без гражданства, не обладающие правом экстерриториальности, при совершении преступления на территории Российской Федерации несут ответственность в том же порядке, что и граждане России. Правовое положение этих лиц регламентируется действующим законодательством Российской Федерации, устанавливающим их права и обязанности во время пребывания на ее территории с изъятиями и ограничениями, аналогичными тем, которые предусмотрены для российских граждан. То есть, порядок и условия исполнения наказания, а также освобождение от его отбывания не зависят от фактора гражданства осужденного. Тем не менее, в ряде случаев законодатель счел необходимым конкретизировать правовой статус данной категории осужденных. Согласно ст. 28 Федерального Закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" выезд из Российской Федерации иностранным гражданам и лицам без гражданства может быть ограничен в случаях, если они: 1) в соответствии с законодательством Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления либо привлечены в качестве обвиняемых, - до принятия решения по делу или до вступления в силу приговора суда; 2) осуждены за совершение преступления на территории Российской Федерации, - до отбытия (исполнения) наказания или до освобождения от наказания; 3) уклоняющихся от исполнения обязательств, наложенных на них судом, - до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами. Выполняя свои международные обязательства, Российская Федерация закрепляет дополнительные гарантии соблюдения прав и законных интересов этой категории осужденных. На основании ч.9 ст.12 УИК и приказа ГУИН Минюста России от 8 декабря 1999 г. № 322, объявляющем «Инструкцию о порядке приема, содержания и освобождения из мест лишения свободы осужденных - иностранных граждан и лиц без гражданства», иностранные граждане, отбывающие наказание в виде ареста или лишения свободы, имеют право поддерживать связь с дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями своего государства в Российской Федерации, а граждане государств, не имеющих дипломатических представительств и консульских учреждений в Российской федерации, - с дипломатическими представительствами государств, взявших на себя охрану их интересов, или с межгосударственными органами, занимающимися защитой указанных осужденных. Помимо этого, статья 3 Федерального закона "О свободе совести и религиозных объединениях" устанавливает, что иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории Российской Федерации, пользуются правом на свободу совести и свободу вероисповедования наравне с гражданами Российской Федерации и несут установленную федеральным законодательством ответственность за нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедования и о религиозных объединениях. Предупреждая возможные трудности, вызванные существованием языкового барьера, уголовно-исполнительное законодательство предусматривает право осужденных иностранных граждан и лиц без гражданства давать объяснения и вести переписку на родным, или любом другом языке, которым они владеют, а в необходимых случаях прибегать к услугам переводчика (ч.5 ст.12 УИК РФ). Характеризуя особенности правового положения данной категории лиц, необходимо отметить, что в соответствии с "Положением о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища" (1997) политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства не предоставляется, если в отношении лица имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда на территории Российской Федерации, либо если такое лицо преследуется за действия (бездействия), признаваемые в Российской Федерации преступлением, или виновно в совершении действий, противоречащих целям и принципам ООН. Вывод: Таким образом, определив, что под правовым статусом лиц, отбывающих наказание, понимается закрепленное нормами различных отраслей права и выраженное посредством совокупности прав, законных интересов и обязанностей положение осужденных во время отбывания конкретного вида наказания, можно приступить к рассмотрению его содержания. Предварительно, однако, необходимо отметить следующее. Из всех видов наказаний, предусмотренных уголовным законодательством, более всего вторгается в жизнь лица, совершившего преступление, наказание в виде лишения свободы. Этим и обусловлено то, что из всех специальных правовых статусов лиц, отбывающих различные виды уголовных наказаний, наиболее детально урегулирован статус лиц, лишенных свободы. Такая тщательная нормативная проработка различных аспектов исполнения и отбывания этого вида наказания необходима как для достижения поставленных перед ним целей, так и для обеспечения прав и законных интересов осужденных. Данное обстоятельство и определяет тот факт, что анализ правового положения осужденных в дальнейшем будет осуществляться, основываясь на статусе осужденных к лишению свободы. Он обладает наибольшим количеством особенностей и на его примере нагляднее всего видна специфика правового положения лиц, отбывающих уголовные наказания. Сущность наказания определяется теми или иными ограничениями общего правового статуса гражданина, а в совокупности они составляют содержание этого наказания и выделяют его в самостоятельный вид. Сущность наказания в виде лишения свободы состоит в изоляции преступников от общества путем их помещения в специально предназначенные для этого государственные учреждения. Содержание же этого вида уголовного наказания во многом определяется правовым положением лиц, его отбывающих. Лишение свободы кардинально изменяет весь образ жизни осужденного. С момента прибытия висправительное учреждение его поведение детально регламентируется. Правовому воздействию подвергаются практически все сферы жизнедеятельности осужденного, нередко охватывая такие вопросы, которые за пределами мест лишения свободы являются предметом регулирования норм нравственности, этики и морали. С одной стороны, это вызвано очевидной потребностью упорядочить совместное содержание значительного числа преступников, сосредоточенных на относительно небольшой территории, а с другой - необходимостью ограничить требования персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, рамками правовых установлений и обеспечить тем самым возможность осуществления осужденными своих прав и законных интересов. Детальная регламентация процесса исполнения наказания в виде лишения свободы, а соответственно и правового положения лиц, его отбывающих - задача весьма нелегкая, что объясняется большим разнообразием отношений, участником которых является осужденный. Именно поэтому значительное число норм, относящихся к сфере уголовно-исполнительного права, сосредоточено не только в законе, но и в подзаконных, главным образом, ведомственных нормативных правовых актах. Учитывая обилие нормативного материала, разнообразие ролей, в которых выступает осужденный, участвуя в тех или иных общественных отношениях, очень трудно исчерпывающе раскрыть весь перечень его прав, законных интересов и обязанностей. В связи с этим при анализе правового положения лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, рассматриваются, как правило, лишь основные из них, имеющие наиболее важное значение для уяснения его содержания и особенностей. Основы правового положения осужденных, в том числе и отбывающих лишение свободы, изложены в главе 2 УИК РФ. Впервые в истории нашей страны на законодательном уровне компактно выделены отправные, принципиальные положения, закрепляющие правовой статус лиц, отбывающих наказания. Этим не только выражен общий подход законодателя к определению правового положения осужденных, но и сформирована нормативно-правовая база для деятельности правоприменительных органов. И в первую очередь, относительно тех видов наказаний, правовому регулированию исполнения которых в кодексе отведен незначительный объем нормативного материала. Статья 11 данной главы устанавливает основные обязанности осужденных, характеризующие особенности их правового статуса и относящиеся поэтому к группе специальных прав, законных интересов и обязанностей. Четыре из шести статей главы посвящены правам осужденных, порядку и гарантиям их осуществления. И это не случайно, поскольку одной из важнейших задач уголовно-исполнительного законодательства, как установлено в ст.1 УИК РФ, является охрана прав, свобод и законных интересов осужденных. Большинство из перечисленных здесь прав относятся к основополагающим или естественным правам человека и гражданина и конкретизирует соответствующие конституционные права и свободы применительно к статусу осужденного. Однако, говоря о правовом положении осужденных к лишению свободы, следует подчеркнуть, что большинство прав, законных интересов и обязанностей содержится в нормах, регулирующих конкретные вопросы исполнения наказания, и классифицируется, главным образом, в соответствии с закрепленными в ст.9 УИК РФ основными средствами исправления на четыре группы: · относящиеся к сферам режима, · воспитательной работы, · общественно полезного труда, · общего образования и профессиональной подготовки. Выделяют также в силу их важности сферы материально-бытового и медико-санитарного обеспечения. Содержание специального статуса осужденных будет рассматриваться в соответствии с данной классификацией и в последовательности, соответствующей трем группам прав, законных интересов и обязанностей, рассмотренных в предыдущем параграфе. В общем объеме правовых норм, составляющих содержание статуса лиц, лишенных свободы, наиболее значительная часть относится к сфере режима. Вызвано это тем, что именно режиму отведена роль главного регулятора множества разнообразных и специфических отношений, складывающихся в процессе исполнения и отбывания такого вида уголовного наказания, как лишение свободы. В первую группу, как отмечалось, входят те права, законные интересы и обязанности, составляющие общий (конституционный) статус, которые остаются неизменными и после осуждения лица. Например, такие права, как право на жизнь, на личное достоинство, на личную неприкосновенность, на получение квалифицированной юридической помощи (соответственно ст.20, 21, 22, 48 Конституции РФ) и другие. Важно отметить, что ограничения общегражданского статуса могут устанавливаться либо непосредственно Основным Законом, либо иными законами Российской Федерации. Так, в ст. 32 Конституции РФ определено, что граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда, не имеют права избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. В ст.4 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (1997) и в ст.3 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации" (1999) установлен запрет на участие в выборах или референдуме граждан, содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда. Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" в ст.15 ограничивает право гражданина на выезд из Российской Федерации, в том случае, если он осужден за совершение преступления, - до отбытия (исполнения) наказания или до освобождения от наказания, а ст.13 Закона "Об оружии" (1996) не разрешает выдачу лицензий для приобретения гражданского оружия лицам, отбывающим уголовное наказание за совершенное преступление. В отношении конституционных обязанностей следует сказать, что большинство из них распространяется на осужденных в той же мере, что и на остальных граждан. Например, обязанности платить законно установленные налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду (ст.57, 58 Конституции РФ). Исключение, согласно ст.23 Закона РФ "О воинской обязанности и военной службе" (1998), составляет обязанность нести военную службу (ст.59 Конституции РФ). Ко второй группе относятся права, законные интересы и обязанности, конкретизирующие общегражданские. В частности, конституционные права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления (ст.33 Конституции), на судебную защиту и на обращение в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (ст.46 Конституции РФ) конкретизируются в ч. 4 ст.12 УИК. Помимо упомянутых прав законодатель, усиливая юридическую защищенность осужденных, наделяет их также правом обращаться с заявлениями, предложениями и жалобами к администрации учреждения, в вышестоящие органы управления органами и учреждениями, исполняющими наказания, органы прокуратуры и общественные объединения. Конституционная обязанность соблюдать Конституцию и иные законы (ст.15 Конституции РФ) детализируется в ст.11 УИК РФ. Помимо обязанности соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также исполнять установленные законодательством обязанности граждан Российской Федерации для осужденных устанавливается обязанность соблюдать принятые в обществе нравственные нормы поведения, требования санитарии и гигиены. Следует подчеркнуть, что конкретизация может осуществляться не только уголовно-исполнительным, но и иным законодательством, а также подзаконными, в т.ч. ведомственными нормативными правовыми актами. Так, право свободно выезжать за пределы Российской Федерации и беспрепятственно возвращаться обратно (ст.27 Конституции РФ) конкретизируется в ст.15 Федерального Закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (1996), которая устанавливает, что право гражданина на выезд из Российской Федерации может быть временно ограничено, если он осужден за совершение преступления - до отбытия (исполнения) наказания или до освобождения от наказания; право на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы гражданина (ст. 24 Конституции РФ), конкретизируется как в ч.1 ст.12 УИК РФ, так и в ч.5 § 2 Правил внутреннего распорядка, согласно которым осужденные во время нахождения в карантинном помещении знакомятся со своими правами и обязанностями, порядке и условиях отбывания наказания, предупреждаются об ответственности за нарушение установленного режима отбывания наказания. Весьма подробной детализации на ведомственном уровне подвергнуто рассмотренное выше конституционное право на обращения в государственные и иные органы. Ему посвящен отдельный параграф (13) Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений. Действующее законодательство не содержит каких-либо ограничений на осуществление осужденными политических свобод. Реализация некоторых из них конкретизирована в уголовно-исполнительном законодательстве, а также в ведомственных нормативных правовых актах. В частности, изложенная в ст. 28 Конституции РФ свобода совести и свобода вероисповедания, конкретизирована в ст.14 УИК РФ и в § 3 Правил внутреннего распорядка, в соответствии с которыми осужденным гарантируется свобода совести и вероисповеданий, осуществление которой является добровольной и возможной при условии, если это не нарушает правил внутреннего распорядка учреждения, исполняющего наказание, и не ущемляет прав других лиц, отбывающих наказание. В третью группу входят специальные права, законные интересы и обязанности, которые распространяются только на осужденных. Их удельный вес значительно превышает обе предыдущие группы. Поскольку специальный статус лиц, лишенных свободы, базируется главным образом на разрешительном принципе, постольку основным способом его правового регулирования является дозволение (разрешение). Так, осужденным разрешается: приобретать продукты питания и предметы первой необходимости (ст.88 УИК РФ); иметь свидания на территории исправительного учреждения или вне его (ст.89 УИК РФ); получать посылки, передачи и бандероли (ст.90 УИК РФ); вести переписку, получать денежные переводы и отправлять их близким родственникам (ст.91 УИК РФ); осуществлять просмотр кинофильмов и телепередач, прослушивать радиопередачи (ст.94 УИК РФ); приобретать и хранить литературу и письменные принадлежности (ст.95 УИК РФ) и т.д. Порядок реализации указанных прав приведен в Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений. В то же время статус осужденных может регулироваться и посредством наделения их субъективными правами. Например, правом на личную безопасность (ст.13 УИК РФ); на телефонные переговоры (ст.92 УИК РФ); на прогулку (ст.93 УИК РФ) и другими. Как уже упоминалось, важную роль в нормативном регулировании статуса осужденных играет такая правовая категория, как законные интересы. Выступая зачастую в качестве стимулов, они побуждают осужденных во время отбывания наказания избирать правомерное поведение. Так, для того, чтобы улучшить условия отбывания наказания как в пределах одного исправительного учреждения, так и путем перевода в другое исправительное учреждение осужденные должны отличаться хорошим поведением, добросовестным отношением к труду, обучению, а также активно участвовать в работе самодеятельных организаций осужденных и в воспитательных мероприятиях. Содержанием наказания в виде лишения свободы обусловлены и специальные обязанности осужденных, к которым, в частности, относятся такие обязанности как: · вежливо относиться к персоналу, иным лицам, посещающим исправительные учреждения, а также к другим осужденным; выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания; · являться по вызову администрации и давать объяснения по вопросам исполнения требований приговора (ст.11 УИК РФ); · носить одежду установленного образца(ст.82 УИК РФ); · соблюдать распорядок дня, установленный в исправительном учреждении; добросовестно относиться к труду и учебе; · по установленному образцу застилать постель; · соблюдать правила личной гигиены; · иметь при себе личную карточку, выданную администрацией; · носить на одежде установленного образца нагрудные и нарукавные знаки; · в тюрьмах, помещениях камерного типа, штрафных и дисциплинарных изоляторах выходить на прогулку (§ 3 Правил внутреннего распорядка) и т.д. Осужденные обязываются подвергаться обыску, их корреспонденция подлежит цензуре, а вещи, посылки, передачи и бандероли - досмотру (ст. 82, 90, 91 УИК РФ). Помимо этого значительное число обязанностей осужденных к лишению свободы устанавливается при помощи такого способа правового регулирования как запреты. Так, осужденным запрещено: · вести телефонные разговоры с осужденными, находящимися в других исправительных учреждениях (ст.92 УИК РФ); · получать, приобретать, хранить и распространять издания, пропагандирующие войну, разжигание национальной и религиозной вражды, культ насилия или жестокости, издания порнографического характера, а также подписываться на них (ст.95 УИК РФ); · нарушать линию охраны объектов, либо границы территории исправительных учреждений; наносить себе и другим лицам татуировки; · употреблять жаргонные слова; · играть в карты, другие игры с целью извлечения материальной или иной выгоды; · подниматься на крыши зданий, цехов, строений и другие сооружения, подходить к ограждению внутренней запретной зоны; · оставлять без разрешения администрации рабочие места, общежития и помещения, в которых проводятся массовые мероприятия (§ 3 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений) и т.д.
Значительное число норм, регламентирующих правовое положение осужденных к лишению свободы, относится к сфере труда. Наиболее важным здесь является вопрос о соотношении права на труд и обязанности трудиться.
В соответствии со ст.37 Конституции РФ право гражданина на труд состоит из ряда правомочий. Часть из них - вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, продолжительность рабочего времени, а также обеспечение правил охраны труда и техники безопасности - распространяется на осужденных в полном объеме и относится, следовательно, к первой группе. Они гарантируются администрацией исправительных учреждений, создающей условия для их реализации. Конституционные права на свободу распоряжения своими способностями к труду, выбор рода деятельности и профессию в уголовно-исполнительном законодательстве выражены посредством такой правовой категории как законные интересы осужденных (ч.1 ст.103 УИК РФ). Вызвано это объективными обстоятельствами и прежде всего - значительно более узкой профилизацией производства предприятий исправительных учреждений, а также возможном несоответствии целям наказания имеющимся у осужденных профессиям. Другая часть правомочий - право на отдых, выходные и праздничные дни, а также на оплачиваемый ежегодный отпуск - входит во вторую группу, то есть, конкретизируется уголовно-исполнительным законодательством (ст.104 УИК РФ, а также ряд ведомственных нормативных правовых актов). К этой же группе относится и право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, которые согласно ч.6 ст.103 УИК РФ должны разрешаться осужденными без прекращения работы. В осуществлении таких правомочий, как право на забастовку в качестве способа разрешения трудовых споров, добровольное вступление в трудовые отношения, их изменение или добровольное прекращение, заключение трудовых договоров осужденные в соответствии со ст.103 УИК РФ ограничены на весь срок отбывания наказания. Лишены также осужденные и права на пособие по безработице, поскольку согласно ст.3 Федерального закона "О занятости населения в Российской Федерации" (1996) осужденные к исправительным работам и лишению свободы не могут быть признаны безработными.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1696; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |