Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Работоспособность. Профессиональная подготовленность человека определяется его специальными знаниями, умениями, навыками и психофизической подготовленностью





Профессиональная подготовленность человека определяется его специальными знаниями, умениями, навыками и психофизической подготовленностью.

Психофизическая подготовленность характеризуется большим числом факторов, таких, как общее состояние здоровья, уровень функционирования физиологических систем, обеспечивающих способность продуктивно трудиться, устойчивость организма к неблагоприятным внешним условиям, эмоциональная устойчивость, устойчивость внимания.

В зависимости от характера работы, в большей или меньшей степени решающими могут быть такие физические факторы, как сила, статическая выносливость различных групп мышц, быстрота, координация движений.

Общепризнанным является тот факт, что человек, имеющий хорошую разностороннюю общую и специальную физическую подготовленность, может дольше сохранять работоспособность, меньше утомляется.

Утомление - физиологический процесс, обусловленный снижением функциональных возможностей организма в результате выполнения определенного объема работы. Нарастание утомления неизбежно приводит к снижению работоспособности.

Физическое и умственное утомление имеют свои особенности. Так, восстановление после напряженного умственного труда требует в 3-4 раза больше времени, чем после тяжелого физического труда.

При длительном умственном труде в организме могут возникать функциональные изменения, связанные с малой подвижностью. Отсюда следует, что при интенсивной умственной работе возрастает роль занятий физической культурой и спортом.

Работоспособность человека во многом зависит от его индивидуальных психофизических возможностей, которые можно расширить целенаправленными занятиями физической культурой и спортом.

Важно, чтобы студент понял и почувствовал на себе неразрывную связь психофизической подготовленности и работоспособности, значение занятий физической культурой и спортом, правильного режима труда и отдыха для достижения жизненных и профессиональных целей.

 

Глава 3. ППФП студентов различных специальностей

Для определения содержания ППФП будущих специалистов необходимо проанализировать условия труда, сформулировать требования к психофизическим качествам, имеющим существенное значение в работе.



Условия работы студентов и выпускников МГИУ как на рабочих местах, так и на инженерно-технических должностях значительно различаются не только в зависимости от специальности, но и от характера работы (мастер в цехе, инженер-технолог в технической отделе, инженер-конструктор в КБ, инженер-исследователь в лаборатории). Поэтому содержание и средства ППФП студентов должны различаться не только на уровне факультета или специальности, но и на уровне студента, и организация ППФП требует глубокой ее дифференциации и индивидуализации как по времени на отдельных этапах обучения, так и по характеру трудовой деятельности.

В данных условиях наиболее целесообразным является сочетание групповых занятий по специальным программам для студентов близких специальностей и профессий, требующих развития одинаковых физических и психических качеств, и индивидуальных занятий в спортивных секциях или самостоятельно под контролем преподавателя.

Для успешной организации ППФП необходимо разработать классификацию профессий применительно к решению задач ППФП, объединив в одну группу профессии, предъявляющие сходные требования к уровню развития различных физических и психических качеств и их сочетанию. В соответствии с этим можно разделить все профессии, по которым работают студенты в период инженерно-производственной подготовки на рабочих должностях, на следующие группы:

1 группа - профессии умственного и преимущественно умственного труда (0608, 0719, 0611, 0211).

К ним следует отнести операторские виды деятельности, виды управленческого труда, как, например, нормировщик, оператор ЭВМ.

Основная особенность профессий этой группы состоит в том, что наибольшая нагрузка в процессе труда приходится на центральную нервную систему.

Перечисленные профессии относятся к видам малоподвижного труда и требуют небольших затрат физической энергии. Чаще всего их деятельность протекает в рабочей позе сидя, двигательные действия минимальны и обычно сводятся к малоамплитудным движениям с незначительным напряжением мышц кисти и пальцев рук. Успешная деятельность людей этих профессий во многом зависит от общей выносливости. При достаточной степени развития этого качества человек может в течение более продолжительного времени удерживать высокий уровень профессиональной работоспособности. Специфика труда работников этой группы является причиной ряда заболеваний (болезнь сердца, нарушение обмена веществ, миопия, обусловленная постоянным напряжением органов зрения, нарушение осанки и др.). Поэтому для них особенно необходимы занятия физическими упражнениями, обеспечивающими хорошее состояние нервной системы. Требуется так же умение быстро перерабатывать информацию, выносливость к продолжительной однообразной умственной работе, устойчивость внимания. Хорошая эмоциональная устойчивость помогает быстро оценить обстановку и выбрать наиболее подходящие пути решения возникающих вопросов.

2 группапрофессии, связанные с монтажом, наладкой и ремонтом оборудования (1201, 1202, 1203, 1204, 1205, 2102).

Монтажники и ремонтники работают часто в неудобной позе, согнувшись в положении приседа и т.п., с пребыванием на высоте, работа требует перемещения небольших грузов. Специфика выполняемых производственных операций требует значительного статического напряжения мышц, удерживающих определенную рабочую позу, мышц рук и плечевого пояса. Общая физическая нагрузка на организм средняя или большая.

Для успешного выполнения работ по монтажу, наладке и ремонту оборудования необходимо развивать силу и статическую выносливость мышц рук и плечевого пояса, точность дозирования мышечных усилий, общую выносливость организма, чувство равновесия. Рабочие этих профессий должны владеть навыками лазания по различным конструкциям, умением прыгать из различных положений, сохранять равновесие в условиях ограниченной опоры. Кроме того, они должны обладать хорошим чувством пространства, скорости движения, высоты, широким полем зрения, способностью одновременно воспринимать несколько объектов.



В ряде случаев работа людей этих профессий связана со специфическими условиями труда. Так, работа в кузнечно-прессовых цехах выполняется в зоне повышенной температуры, в условиях повышенного шума. В этих случаях необходима повышенная устойчивость организма к перечисленным неблагоприятным факторам.

3 группа - профессии станочного профиля (1201, 1202).

К ним относятся токари, фрезеровщики, шлифовщики, сверловщики. Работа протекает в основном в позе стоя на месте или передвигаясь. Основными двигательными действиями являются сложнокоординированные движения рук, пальцев кисти. Их деятельность требует устойчивого внимания, точности глазомера, тонкой дифференциации слуховых раздражителей, быстроты действий. Общие физические усилия в процессе труда средние.

Для успешного выполнения производственных операций у специалистов данных профессий должна быть хорошо развита общая выносливость организма, сила мышц туловища, удерживающая рабочую позу, координация движений рук и кистей, устойчивость внимания, мышечная чувствительность и возможность точного визуального контроля за выполнением рабочих движений.

Кроме того, станочники должны иметь хорошую подвижность суставов кистей рук и обладать навыками быстрого, точного передвижения между станками. Качество управления станком во многом зависит от устойчивости вертикальной позы.

М.В. Марцевич, исследуя особенности регуляции вертикальной позы на выполнение токарных и фрезерных работ, установил наличие надежной корреляции между точностью обработки деталей на фрезерных и токарных станках и способностью работающего удерживать вынужденное вертикальное положение тела.

4 группа - профессии поточно-конвейерного производства (1012, 1501).

Работа характеризуется однообразием выполняемых рабочих движений, которые повторяются в определенной последовательности и через определенные промежутки времени, обусловленные скоростью движения конвейера. Чаще всего конвейерные работы характеризуются монотонностью, так как в течение рабочего дня рабочим приходится многократно выполнять одни и те же движения. На автосборочном конвейере преобладает поза стоя, а иногда и другие позы, подчас неудобные, при сборке в трудно доступных местах. Необходимость успевать за скоростью движения конвейера делает этот вид труда нервно напряженным. Физические усилия при выполнении рабочих операций средние, на некоторых операциях даже большие. Успешное выполнение работ в условиях поточно-конвейерного производства зависит от уровня общей выносливости, быстроты и хорошей координации движений.

5 группа- профессии, связанные со специфическими условиями труда.

Эта работа протекает в условиях повышенных температур и их колебаний, воздействия теплового излучения, сочетающихся с напряженной мышечной деятельностью. Рабочая поза - стоя или передвигаясь. Условия работы характеризуются также загазованностью, шумом. Большая нагрузка приходится на зрение и внимание. Профессионально важными в этих видах деятельности являются общая выносливость, концентрация внимания, высокие возможности терморегуляции.

Глава 4. Виды спорта и физические упражнения для достижения целей ППФП

 

Подробный анализ различных видов профессиональной деятельности позволяет сформировать требования к психофизической подготовленности, определить содержание ППФП и на этой основе выбрать физические упражнения и виды спорта, обеспечивающие подготовку будущего специалиста. Этот выбор проводят так, чтобы психофизиологическое воздействие физических упражнений и видов спорта способствовали выработке необходимых профессиональных качеств.

При выборе видов спорта и физических упражнений чрезвычайно важно учитывать, что в процессе обучения может произойти улучшение результатов в действиях, которые специальной тренировке не подвергались, что объясняется явлением так называемого переноса тренированности. Исследование физиологической сущности переноса навыков А.Е. Ульяницкой и Н.П. Ребровой показали, что по внешней картине движений нельзя достаточно уверенно судить об их внутренней структуре. Так, несмотря на очень большое внешнее сходство плавания и имитационных упражнений на суше, между их координационной структурой имеется существенная разница. Сравнение основных движений и тренировочных упражнений для выработки спортивных и профессиональных навыков позволило выявить отличие в их внутренней структуре при значительном внешнем сходстве. Именно поэтому неэффективными и бесперспективными для выработки и совершенствования профессиональных навыков оказались системы физических упражнений, иммитирующих трудовые движения и широко распространенные в 20-х годах.

Для выбора эффективных форм ППФП необходимо исследование внутренней структуры физических упражнений для определения их адекватности трудовым и спортивным движениям и определения степени пригодности для выработки требуемых навыков.

О важности того или иного вида спорта можно судить по его удельному весу в решении задач физической подготовки, в том числе и в ППФП.

Легкая атлетика имеет большое значение в формировании и совершенствование многих профессионально необходимых психофизических качеств. Это объясняется тем, что легкоатлетические упражнения требуют работы многих мышц, что позволяет выбирать упражнения в соответствии с необходимостью выработки и совершенствования тех или иных качеств в зависимости от характера профессиональной деятельности будущего специалиста. Кроме того легкая атлетика занимает по объему часов учебных занятий главное место в программах физического воспитания.

При планировании и проведении учебных занятий наряду с общеразвивающими упражнениями включаются специально-развивающие легкоатлетические упражнения, которые в наибольшей степени способствуют приобретению и развитию необходимых психофизических качеств.

Легкоатлетические упражнения обеспечивают формирование большинства важных качеств, таких, как способность дозировать силовые напряжения (метания), общая выносливость (длительный медленный бег, кроссовый бег), статическая выносливость и устойчивость к гиподинамии (продолжительный бег, метания), сенсомоторную реакцию (бег с низкого старта, эстафетный бег), быстрота (бег на короткие дистанции), ловкость (прыжки, челночный бег), устойчивость к воздействию неблагоприятных условий (проведение занятий на открытом воздухе в любую погоду), волевое поведение в условиях эмоциональной напряженности (эстафетный бег, прыжки в высоту). Различные виды легкой атлетики включены в комплексную спартакиаду МГИУ. Участия в соревнованиях способствует формированию необходимых морально-волевых качеств будущего специалиста.

Плавание включено в программу по физической подготовке, как обязательный вид подготовки, имеющий важное оздоравливающее и прикладное значение. Плавание оказывает всестороннее положительное воздействие на функционирование всех физиологических систем человека. Оно способствует пропорциональному развитию мускулатуры, улучшает работу и повышает функциональные возможности дыхательной, сердечно-сосудистой, нервной системы организма, улучшает обмен веществ, снимает стрессы, является отличным закаливающим средством. Таким образом плавание способствует выработке и совершенствованию большого числа прикладных психофизических качеств, необходимых для специалистов практически любого профиля. Так, опыт МГИСиС (А.В. Лифанцев, С.С. Прапор, Р.Д. Бибенков) показывает, что плавание – эффективный способ совершенствования специфических качеств и способностей, что позволяет рекомендовать его в ППФП студентов металлургических специальностей и вузов. Плавание – одно из средств снятия эмоционального напряжения, что особенно важно для работников умственного труда.

Овладение прикладными видами плавания является неотъемлемой частью профессиональной подготовки для ряда специалистов, например работников водного транспорта.

Наконец умение плавать – жизненно необходимый навык. К сожалению, в последние годы наблюдается тенденция к снижению числа умеющих плавать среди молодежи, поступившей в вузы.

Большое значение в решении задач ППФП имеют спортивные игры. Спортивные командные игры способствуют развитию оперативного мышления, т.к. требуют от игрока быстрой оценки игровой ситуации, принятия и осуществления правильного решения, а также развитию эмоциональной устойчивости, особенно при их проведении в соревновательных условиях в присутствии зрителей.

Спортивные игры с мячом являются эффективным средством развития таких специальных прикладных качеств, как координация движений, ловкость, внимание. Действия игрока в них требуют одновременного восприятия большого числа объектов (расположение своих и чужих игроков, полет мяча, расстояние до ворот, сетки, кольца), мгновенного переключения внимания на протяжении всей игры.

Занятия спортивными играми способствуют гармоничному развитию основных физических качеств – силы, выносливости, быстроты, гибкости. При занятиях спортивными играми улучшаются функции вестибулярного аппарата, совершенствуется точность движений, увеличивается поле зрения.

Лыжные гонки совершенствуют выносливость, улучшают деятельность опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Этот вид спорта дает хорошую разностороннюю физическую подготовку и является ценным средством прикладной физической подготовки.

Одной из обязательных программных спортивных дисциплин является гимнастика. Гимнастические упражнения способствуют развитию координации движений, ловкости, гибкости, совершенствуются функции дыхательного аппарата, улучшаются мышечно-суставные ощущения и восприятия, осанка. Высокая двигательная культура, вырабатываемая гимнастическими упражнениями, позволяет быстро осваивать сложные трудовые движения.

Многие прикладные виды спорта (автомотоспорт, парашютный, водно-моторный и др.) следует рассматривать для ряда специальностей и профессий, как неотъемлемый элемент профессиональной подготовки.

Эти виды спорта кроме благоприятного воздействия на улучшение функций организма и физическую подготовленность способствуют приобретению знаний и навыков в специальных инженерно-технических дисциплинах, что повышает уровень профессиональной подготовки.

У молодежи большой популярностью пользуются такие виды спорта и системы физических упражнений, как атлетическая гимнастика (бодибилдинг), ритмическая гимнастика (аэробика), шейпинг, восточные системы (ушу, йога). Эти виды спорта и системы упражнений обычно не включаются в обязательные занятия, но их отдельные упражнения и элементы могут успешно использоваться для решения некоторых частных задач, а также в качестве вспомогательных средств физической подготовки при самостоятельных занятиях.

Для решения задач ППФП помимо физических упражнений следует широко использовать природные и гигиенические факторы. Правильное их использование повысит эффективность физических упражнений. Эти факторы служат также эффективным средством закаливания, повышают сопротивляемость организма неблагоприятным внешним воздействиям, способствуют восстановлению и повышению работоспособности.

Ежедневная гигиеническая гимнастика, водные процедуры (душ, контрастный душ, обливание, обтирание) парная баня, массаж и самомассаж, соблюдение режима дня, сна, питания, отказ от вредных привычек улучшают функциональное состояние организма.

Хотя эти факторы имеют и относительную самостоятельность в решении задач ППФП, наибольший эффект достигается при их сочетании с занятиями физической культурой и спортом. Студенты, активно занимающиеся спортом, вынуждены следить за состоянием своего здоровья, сознательно и целенаправленно использовать эти факторы для поддержания и улучшения спортивной формы.

Глава 5. Формы организации ППФП

Особенности организации ППФП объясняются ее различным объемом и содержанием для каждой специальности и характера работы, различием в уровне общей физической подготовки, являющейся фундаментом для ППФП.

Основные задачи ППФП решаются на учебных занятиях в комплексе с другими задачами физического воспитания, что достигается профилизацией основных разделов программы. ППФП в рамках учебного процесса проводится в форме теоретических и практических занятий.

Теоретические занятия проводятся в форме лекций, которые могут организовываться как для одной группы, так и для нескольких групп. Их цель – дать будущим специалистам необходимые знания, позволяющие использовать средства физической культуры и спорта для совершенствования профессионально нужных психофизических качеств.

Знание теоретических основ физической культуры является одним из мотивирующих факторов занятий физической культурой и спортом, здорового образа жизни.

На практических занятиях студенты должны приобрести навыки и умения выполнения общеразвивающих и специальных прикладных физических упражнений, овладеть техникой их выполнения, элементами спортивной тренировки. Главная направленность занятий – воспитание прикладных физических психических и специальных качеств, навыков и умений, необходимых в профессиональной деятельности.

При занятиях спортом в максимальной степени должны быть использованы возможности данного вида спорта для воспитания необходимых прикладных качеств, приобретения профессиональных навыков и умений.

ППФП на специальном отделении должна осуществляться с учетом индивидуальных отклонений в состоянии здоровья и должна быть направлена, прежде всего, на укрепление здоровья, устранение недостатков в физическом развитии. Часто у студентов с отклонениями в состоянии здоровья бытует устойчивое представление о противопоказании им физических нагрузок. Поэтому важна индивидуальная разъяснительная работа, тщательный подбор физических упражнений, их объема и интенсивности, контроль за состоянием каждого студента.

Кроме академических учебных занятий система ППФП включает также такие организационные формы, как занятия в спортивных секциях, участие в физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятиях, самостоятельные занятия физической культурой и спортом.

Занятия в спортивных секциях – эффективный метод решения задач ППФП. Регулярные занятия любым видам спорта оказывают положительное влияние на профессионально-прикладную подготовленность будущего специалиста. Однако эффективность занятий различными видами спорта будет различной. Наиболее эффективны виды спорта, которые акцентировано развивают профессионально необходимые качества.

Особенно важно организовать самостоятельные занятия в периоды зачетно-экзаменационных сессий. Известно, что в эти периоды резко сокращается двигательная активность, время пребывания на свежем воздухе, продолжительность ночного сна, нарушается режим питания. Все это резко снижает работоспособность, причем именно в тот период, когда необходима максимальная мобилизация сил.

 

Глава 6. Особенности ППФП при интегрированной системе обучения

 

Интегрированная система обучения, предполагающая органическое сочетание обучения с производительным трудом, находит все большее распространение.

Московский государственный индустриальный университет занимает ведущие позиции в разработке научно-методических основ, организации и практическом осуществлении интегрированной системы обучения, известной ранее как система "Завод-ВТУЗ". Специфика этой формы обучения нашла свое отражение и в учебных занятиях по физическому воспитанию, при планировании которых был сделан естественный акцент на ППФП. Надо подчеркнуть особую роль ППФП в подготовке специалистов по интегрированной форме, когда студенты еще до окончания учебы приступают к работе, продолжая обучение. Это резко увеличивает нагрузки на все системы организма, может приводить к переутомлению, снижению работоспособности и, как следствие, к срывам в учебе и малоэффективной работе на производстве. Поэтому задача быстрой адаптации к изменившимся условиям, выработки оптимального режима дня в условиях возникающего дефицита времени очень актуальна. Безусловно, студенты, имеющие более высокую разностороннюю и прикладную физическую подготовку, гораздо легче справляются с этой задачей. Это диктует необходимость заблаговременной психофизической подготовки студентов и соответствующего планирования и организации ППФП.

 

Глава 7. Особенности требований к психофизической





Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1012; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2021) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.011 сек.