Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия




Стоицизм

Его основательЗенон из Китиона.

Последователи – Хрисипп (Греция), Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий (в Риме). Стоицизм получил широкое развитие в эллинистическом мире

и в римской культуре.

Стоицизм принимает академическое 3-частное строение философии: логика, физика, этика.

Логика стоицизма складывается из:

- риторики (правила построения беседы, речи),

- диалектики (собственно логики – прояснение критериев истины),

- грамматики (искусства слова).

 

Стоицизм – серьезное и глубокое философское учение. В нем разработаны:

- физика (основана на синтезе предшествующих систем – аристотелизма, платонизма, диалектики Гераклита, неоплатонизма),

- гносеология (исследует процесс мышления, ступени познания мира разумом),

- логика (теория умозаключений, проблемы логической семантики),

- учение о человеке (о душе и разуме как части мирового разума).

Этика стоицизма – наиболее важная часть наследия. Исходит из того, что цель человека – счастье (трактат Зенона «О человеческой природе»).

Основные тезисы этики стоицизма:

а) в мире правит необходимость; следовательно

б) счастливая (правильная) жизнь состоит в согласии с природой;

в) основа этого – сохранение здоровья и разума;

г) внешний мир воздействует на человека, порождая разнообразные страсти;

д) мудрость состоит в том, чтобы не допускать разрушающих страстей, страдания, которое возникает от несоответствия между нашими желаниями и ходом вещей в мире.

Идеал стоика – покой, отсутствие страстей («апатия») или безучастное терпение («анатея»).

Свобода достигается не путем удовлетворения желаний, а путем отречения от них («Счастье мудрого в том, чтобы не желать никакого счастья»).

 

Литература:

1. Ницше Ф. Философия в трагическую эпоху Греции. М., 1994.

2. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1993

3. Диоген Лаэотский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979.

4. Платон. Собр соч.: В 4 т. М., 1993.

5. Поппер К. Открытое общество и его враги. М., 1992. Т. 1.

6. Соловьев Вл. Жизненная драма Платона. // Соловьев Вл. Соч. В 2 т. М., 1990.

7. Трубецкой Е. Социальная утопия Платона. М., 1908.

8. Лосев А.Ф. Жизненный и творческий путь Платона: Вступ ст. // Платон. Собр. Соч. Т.1.

9. Платон. Апология Сократа // Собр. Соч. Т.1. М., 1992.

10. Кассирер Э. Опыт о человеке: Введение в философию человеческой культуры

11. Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. М., 1993

 

 

Философия – любовь к мудрости

Мудрость – это умение видеть скрытые причины происходящего

Культура – 1) логически позитивное – совокупность материальных и духовных

достижений человечества;

2) логически негативное – это не инстинкт, не передается по наследству, а является результатом обучения и воспитания людей

Мифология (мифологическое, архаичное мышление) – единственно возможное, а потому абсолютно верное объяснение действительности, данное в каком-либо рассказе, повествовании, легенде.

Миф – это необходимая категория сознания вообще, как специфический способ освоения мира (А. Ф. Лосев)

Мифологическое мышление двойственно (хорошее/плохое)

 

Богов в архаичной культуре нет, есть «боги» в кавычках,

 

 

Леви Брюль – «Первобытное мышление»

Л. Стросс – «Первобытное мышление»

 

Черты арх. мышл.

  1. В первобытных языках нет общих понятий, они появляются как имена богов
  2. Нет Бога, есть «боги» - которые являются олицетворением стихийных сил природы.
  3. Нет сверхъестественного, все естественно, видимо ищи ощутимо
  4. Примитивное понимание причинно-следственной связи

Post hoc ergo propter hoc

 

  1. Время циклично, нет линейного времени. Нет веры. Нет представлений о лучшем будущем, о прогрессе.
  2. Вовлеченность в социальное мышление, отсутствие личного самосознания
  3. Бинарность мифа – в мире есть либо хорошее, либо плохое. Двойственная одномерность.

 

Религия – вера в сверхъестественное.

Бог – невидим и неслышим, его могут видеть (и разговаривать с Ним) только пророки.

В христианской церкви происходит таинство – явление Бога человеку. Таинство может быть только в специальном месте, где есть алтарь. Молитва – не таинство.

 

 

Философия – 1) наиболее общие рассуждения о мире и человеке

свободные от религиозного откровения и догматизма,

основанные на здравом смысле, личном опыте, логике рассуждений и интуиции;

2) мировоззрение;

3) мудрость

Философия в точном смысле слова – это только европейская философия. Восточной философии не существует, так как только западная философия свободна от религиозного откровения.

Философия только тогда философия, когда изучает не то, что в культуре может быть (это миф), а то что не может не быть (существует с необходимостью), то есть основания человеческого мысшления.

Наука – экспериментальное, безличное, универсальное познание материальной природы:

- экспериментальное – проверенное на опыте

- безличное – не зависит от человека

- универсальное – в любом месте это знание работает, условия экперимента мог быть повторяемы.

 

Европейская наука изучает только видимую и измеримую часть природы. Того что неизмеримо для науки не существует.

Философия не дает точных ответов

Наука – анализ очевидности. Наука не изучает душу человека, для наук души нет.

Философия – наука как дисциплина, но не наука как метод познания.

 

Таким образом, современная европейская культура имеет два социально лигитимных подхода в познании – научный и религиозный.Эти два подхода дополняют друг друга, но они не совместимы.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 344; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.