Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Если качественная переменная имеет k альтернативных значений, то при моделировании используется только (k-1) фиктивных переменных




Например, если качественная переменная имеет 3 уровня, то для моделирования достаточно двух фиктивных переменных z1 и z2. Тогда для обозначения третьего уровня достаточно принять, например, обе переменные равными нулю: z1 = z2 =0. В частности, для обозначения уровня экономического развития страны (развитая, развивающаяся или страна «третьего мира») можно использовать обозначения:

Тогда z1=z2= 0 означает страну «третьего мира».

Рассмотрим модель с двумя объясняющими переменными, одна из которых количественная, а другая – фиктивная, причем имеющая 3 альтернативы. Например, расходы на содержание ребёнка могут быть связаны с доходами домохозяйств и возрастом ребёнка: дошкольный, младший школьный и старший школьный.

Т.к. качественная переменная связана с 3 альтернативами, то по общему правилу моделирования необходимо использовать 2 фиктивные переменные:

, где у – расходы на содержание ребёнка, х – доходы домохозяйств,

, .

Тогда образуются частные уравнения регрессии для отдельного возраста:

- расходы на дошкольника: ;

- расходы на младшего школьника: ;

- расходы на старшего школьника: .

Базовым значением качественной переменной является значение «дошкольник», - дифференциальные свободные члены. Т.о. получаем три параллельные регрессионные прямые:

a+g1+g2
 
 

После вычисления коэффициентов регрессий определяется статистическая значимость на основе обычных t – статистик. Если они оказываются статистически незначимыми, то можно сделать вывод, что возраст ребёнка не оказывает существенного влияния на расходы по его содержанию.

4. В отдельных случаях может оказаться необходимым введение двух и более фиктивных переменных.

Для простоты рассмотрим регрессию с одной количественной и двумя качественными переменными. Пусть у – заработная плата сотрудников, х – стаж работы, z1 – наличие высшего образования, z2 – пол сотрудника.

, .

Т.о. модель имеет вид: .

Из неё получаем следующие зависимости:

- зарплата женщины без высшего образования: ;

- зарплата женщины с высшим образованием: ;

- зарплата мужчины без высшего образования: ;

- зарплата мужчины с высшим образованием: .

Очевидно, что все отдельные регрессии отличаются друг от друга только свободным членом. Определение статистической значимости коэффициентов показывает, влияют ли образование и пол сотрудника на его зарплату.

5. Фиктивные переменные широко используются и для оценки сезонных различий в потреблении. Например, спрос на туристические путёвки, охлаждённую воду, мороженное существенно выше летом, чем зимой. Спрос на обогреватели, шубы – наоборот.

Обычно сезонные колебания характерны для временных рядов. Устранение и нейтрализация сезонного фактора позволяет сконцентрироваться на других важных количественных и качественных характеристиках модели (тренде).

Устранение сезонного фактора называется сезонной корректировкой. Существует несколько методов сезонной корректировки, одним из которых является метод фиктивных переменных.

Пусть у зависит от количественной переменной х, причём зависимость отличается по кварталам, тогда общую модель можно представить в виде:

,

где , , . I квартал – база.

6. Иногда (достаточно редко) фиктивные переменные могут быть использованы для объяснения поведения зависимой переменной (т.е. зависимая переменная является фиктивной).

Например, исследуется зависимость наличия автомобиля от дохода, пола субъекта и т.п. Тогда .

Такие модели являются вероятностными (линейными) моделями:

.

Зависимая переменная у принимает значение 0 с вероятностью р и 1 с вероятностью (1– р).

Для оценки параметров линейно-вероятностной модели применяются методы Logit -, Probit-, Tobit- анализа.

7. Фиктивные переменные могут вводиться не только в линейные, но и в нелинейные модели, приводимые путём преобразования к линейному виду.

Например, .

Логарифмируем, .

Наибольшими прогностическими возможностями обладают модели, зависящие от нескольких количественных факторов и от нескольких фиктивных.

Влияние качественного фактора может сказываться не только на значении свободного члена, но и на угловом коэффициенте линейной регрессионной модели. Обычно это характерно для временных рядов экономических данных при изменении институциональных условий, введении новых правовых или налоговых ограничений. Тогда зависимость может быть выражена так: ,

где

В этой ситуации ожидаемое значение зависимой переменной определяется следующим образом:

Коэффициенты g1 и g2 называются соответственно дифференциальным свободным членом и дифференциальным угловым коэффициентом. Фиктивная переменная разбивает зависимость на две части – до и после внесения изменений в условия её действия.

 
 

 
 
х


Общая зависимость имеет вид кусочно – линейной функции, а изменения условий отображаются изменением угла наклона прямой к оси абсцисс (линии 1 – 2).

Здесь исследователь должен принять решение, стоит ли разбивать выборку на части и строить для каждой из них уравнение регрессии (прямые 1 и 2) или ограничиться одной общей линией регрессии (линия 3). Для этого используют тест Чоу, который опирается на F –статистику , (см. тема «Статистика Фишера в регрессионном анализе»).

Если гипотеза о структурной стабильности выборки отклоняется, то исследуется вопрос о причинах структурных различий в подвыборках. Пусть данные в подвыборках описываются двумя уравнениями регрессии:

Тогда возможны следующие варианты:

1. Различие между а1 и а2 является статистически значимым, а коэффициенты b1 и b2 статистически не различаются. При этом наблюдается скачкообразное изменение зависимости при сохранении наклона линии регрессии. 2. Различие между b1 и b2 статистически значимо, а различие между а1 и а2 статистически незначимо.
 
 

 

 
 

3. Статистически значимыми являются и различия между а1 и а2, и различия между b1 и b2.

Для тестирования всех этих ситуаций применяется следующая методика, предложенная Гуйарати. Она основана на включении в модель регрессии фиктивной переменной z, которая равна 1 для всех x<x* и равна 0 для всех x>x *. Далее определяются параметры следующего уравнения регрессии: .

Отсюда видно, что а1=(а+b); b1=(c+d) (z=1),

a2=a; b2=b; (z=0).

Следовательно, параметр b есть разница между a1 и а2, параметр d – разница между b1 и b2. Если в уравнении b является статистически значимым, а d – нет, то имеем первый вариант структурной перестройки. Если, наоборот, статистически значимым является d, а b – незначим, имеем второй вариант структурных изменений. Наконец, третий вариант имеем в случае, если оба коэффициента b и d являются статистически значимыми.

В заключение следует отметить, что преимущество метода Гуйарати перед тестом Чоу состоит в том, что нужно построить только одно, а не три уравнения регрессии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1898; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.