Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ТЕМА III. Собственность и её роль в экономике. 4 страница




Во всех предыдущих ситуациях мы имели в виду, что спрос совпадает с доходом. Но так бывает только у малообеспеченных людей.

Экономическая наука разработала массу нюансов для применения вышеописанных моделей к реальной д-ти.

Нюансы влияния дохода на спрос:

а) Люди затрачивают на товары не весь доход, а ту часть, к-ая идёт на потребление, оставляя сберегательную часть, т.е. доход - сбережения (Кейнс).

Income = D (demand) + S (Savings)

Соотношение D и C определяется психологией покупателя (владельца дохода).

Склонность к потреблению -- d/income;

склонность к сбережению -- S/income.

D/income + S/income =1

 

Вводится понятие "Предельная склонность к потреблению":

прирост потребления/прирост дохода -- дельта D/ дельта Income.

 

б) Доход оказывается мал, потребитель решает добавить деньги из сбережений, сделанных ранее;

 

в) (амер. экономист Дюзенберри) спрос определяется не просто доходом, а относительным доходом.

Относительный доход имеет 2 аспекта:

- тот, кто тратить деньги, рассматривает свои траты за прошлый год и стремится изразсходовать на спрос не меньше, чем в прошлые годы;

- Эффект "подглядывания": фермер едет на рынок и смотрит, что купили его соседи (плуг, телевизор, бочку виски)... он формирует свой доход по отношению к спросу, основываясь на том, что купили другие люди.

 

г)(Лаур. Ноб. прем. Милтон Фридман) весь доход состоит из 2 частей: постоянного дохода и временного дохода.

Постоянный повторяется каждый год, а временный может быть меньше или больше.

По Милтону, спрос определяется не всем, а только постоянным доходом; временный уходит в сбережения. Если временный доход отрицательный (даже постоянный не добран), то деньги берутся из сбережений.

 

д) Теория "рациональных ожиданий" (один из основателей -- Лаур. Ноб. прем. Лукас) при формировании спроса ч-к ориентируется на постоянный доход, учитывая свои ожидания ("Что будет в следующем году?"), и планирует свои расходы исходя из них.

 

е) (Ирвинг Фишер и лаур. ноб. прем. Матильяни) Ч-к расходует доход на спрос с учётом своего жизненного цикла, жизненного опыта; Доход корректируется с расчётом на всю жизнь;

 

ж) Эффект Дигу: нужно учитывать богатство ч-ка: есть люди, к-ые формируют свой спрос исходя не из дохода (у них его вообще может не быть), а из миллиардного состояния.

При этом доход -- 0, а спрос представлен огромный.

 

4. Численность населения -- растёт, спрос увеличивается (перемещается направо);

5. Налоги -- гос-во через налоги влияет на спрос: налоги растут, спрос уменьшается;

6. Гос расходы -- на трансферты, пенсии, степендии, пособия... если они увеличиваются, српос возрастает;

7. Пр-во товаров-субститутов -- увеличивается, спрос на данный товар уменьшается;

8. Цены на товары-субституты -- растут, спрос на базовый товар увеличивается;

9. Пр-во товаров-комплиментариев -- растёт, спрос на базовый товар увеличивается;

10. Цены на товары-комплиментарии -- растёт, спрос сокращается;

11. Рациональные ожидания -- ожидается повышение цен, спрос повышается; ожидается снижение цен -- спрос падает;

12. Запас -- если есть, спрос маленький, нет запаса -- спрос большой;

13. Кредиты -- есть, спрос растёт; время платить долги -- спрос падает;

14. Масса денег -- растёт, увеличивается спрос, уменьшается -- падает.

 

Неэкономические факторы, влияющие на спрос:

1. Исторические традиции;

2. Религиозные традиции (в Москве нет спроса на паранжи, а в Иране есть);

3. Климатические (природные) факторы (на Ямайке спрос на сапоги на овечьей шкуре мал, а на бикини -- высокий; а в Салихарде спрос на пимы, валенки высокий, а на бикини низкий);

4. Политическая ситуация -- устойчивая обстановка, спрос тоже устойчив. Пошатнулось гос-во, спрос подскакивает, потом резко снижается: нет денег.

 

 

II. Предложение на потребительском рынке. ***

Предложение -- то кол-во товаров, к-ое готовы продать продавцы, проиводители при данном состоянии рынка.

Предложение может не совпадать с пр-вом: если коньюнктура плохая (низкие цены), то производители продают только часть продукции, остальное про запас.

 

Характеристики предложения:

1. Объём;

2. Структура;

3. Динамика.

Отсюда разные виды предложений.

 

Предложения подразделяются на

1. индивидуальные;

2. Рыночные;

3. Совокупные.

Формируются по аналогии со спросом.

 

Чтобы увеличить предложение, нужно увеличить пр-во; чтобы увеличить пр-во, нужно увеличить факторы пр-ва.

Альфред Маршал предложил рассматривать предложения по след схеме:

1. Предложение в мнгновенном периоде -- обеспечивается при неизменных факторах пр-ва;

Иллюстрация: рыбный рынок во время шторма: "Ну неоткуда взять больше рыбы..."

 

2. Предложение в коротком периоде -- характеризуется быстрым изменением переменных факторов (сырья, труда, энергии);

3. Предложения в длительном периоде -- меняются все факторы (переменные и постоянные -- строятся новые заводы, изобретаются орудия труда...).

Кейнс подшучивал над Маршалом: "Нужно ввести категорию предложения в сверхдлинном периоде: мы все покойники, и никто не увидит тех изменений".

 

Предложение меняется под влиянием ряда факторов:

(модель Курно -- кривая спроса и предложения на одном графике)

 

1. Цена -- больше, предложение больше;

"Почему возникает такая картина?"

а) Ориентация на выгоду (получение дохода) -- увеличение цены позволяет получить больший доход, поэтому производитель стремится увеличить выпуск продукции;

б) Базовый производитель активизирует своё пр-во;

в) Притягательный (психологический) эфект -- более высокая цена увлекает психологически производителя, заставляя его больше производить;

г) Приток новых производителей в связи с ростом ценыж

д) Эффект предельных издержек -- по малой цене может продавать только тот, кто может производить продукцию с такими низкими издержками. Чем больше цена, тем больше могут быть издержки -- разница между ценой и издержками и есть прибыль;

Каждый следующий товар производится с большими предельными издержками, отсюда будет предлагаться только по более высокой цене.

е) Когда растёт цена, подключаются малопроизводительные фабриканты;

ж) Излишек продавца (производителя), выгода продавца (производителя) -- цена растёт, а предельные издержки остаются неизменными.

На графике получается треугольник, образуемый точками A (ниже на кривой предложения), B (выше на кривой предложения) и C (прямой угол). Если увеличивается предложение (точка C переходит в точку C1 -- правее), то площадь треугольника ABC1 увеличивается по сравнению с площадью ABC -- увеличивается прирост прибыли.

При перемещении кривой предложения направо, прибыль также увеличивается.

 

2. Совершенствование технологии производства -- предложение перемещается направо;

3. Снижение издержек пр-ва -- предложение увеличивается;

4. Поиск дешёвых источников сырья, энергии, рабочей силы...

5. Инвистиции -- растут, увеличивается предложение; Строятся новые заводы (фабрики) -- предложение сокращается...

см. схему роста спроса.

 

 

III. Равновесие на потребительском рынке. ***

Спрос и предложение приспосабливаются друг к другу -- в конечном итоге приравниваются и рынок приходит в равновесие.

 

Рассматривается рост предложения на дефицитном рынке по мере снижения спроса и увеличения цены. В итоге достигается точка равновесия.

 

Точка равновесия рынка:

1. В ней спрос равен предложению;

D (demand) = S (Supply)

2. Цена спроса и цена предложения равны между собой, устанавливается единая равновесная цена;

3. пр-во и потребление уравниваются между собой;

4. Удовлетворяются и интересы покупателя, и интересы производителя;

5. Достигается оптимум по Паретто -- такое состояние экономики, при к-ом улучшить положение одного производителя на рынке можно только за счёт ухудшения состояния другого.

 

Модели равновесия:

1. В одной точке (классическое равновесие) -- кривая спроса пересекает кривую предложения;

2. В нескольких точках -- кривая спроса на каком-то участке совпадает с кривой предложения;

3. Равновесие в пределах изменяющегося спроса и предложения;

 

Существуют ситуации, при к-ых равновесие невозможно -- напр., "какой-то идиот выпустил автомобиль из платины..."

Также равновесие может установиться на нулевом уровне -- воздух у нас бесплатный.

 

Равновесная цена может менятся за счёт изменения спроса или предложения:

1. Предложение постоянно, спрос растёт -- цена растёт;

2. Спрос постоянный, предложение растёт -- цена падает;

3. И спрос, и предложение меняются -- цена меняется или остается прежней.

 

Виды рыночного равновесия:

1. Абсолютное устойчивое равновесие без всяких отклонений -- цена во времени постоянна (параллельна оси ординат);

2. Абсолютно устойчивое равновесие с отклонениями -- колебания в цене, но она постоянно возвращается на один уровень;

3. Относительно устойчивое равновесие -- цена восстанавливается на разных уровнях (параллельные участки кривой на разной "весоте" от оси абсцисс);

4.Неустойчивое (временное) равновесие.

Иллюстрация:

устойчивое равновесие -- варёное яичко положить на бочок и покрутить. Рано или поздно оно придёт в то же положение;

временное равновесие -- варёное яичко поставить (аккуратно) на острый кончик. Толкнуть. Никогда прежнее положение не примет.

 

Отклонения от равновесия могут быть:

1. Равномерными;

2. Зигзагообразные;

3. Угасающие (стремяться к равновесию -- меньше амплитуда колебаний);

4. Возрастающие (амплитуда колебаний увеличивается.

 

Восстановления равновесия:

1. Глобальное -- все отклонения ликвидировались, установилось равновесие;

2. Локальное восстановление равновесия -- часть вернётся в равновесное положение.

 

Равновесие позволяет определить зоны экономической активности на рыночном пространстве.

 

Примечания:

1. В любой точке под (ниже) линией спроса покупатель может приобрести товар; Над линией спроса -- нет;

2. В любой точке над (выше) линией предложения соблюдаются интересы производителя; ниже -- нет.

Вывод:

вся рыночная зона делится на 4 сигмента:

- "мёртвую" зону -- ни интересов продавцов, ни интересов покупателей;

- интересы продавцов, но не покупателей;

- интересы покупателей, но не продавцов;

- "Зона экономической активности" -- интересы и продавцов, и покупателей. Важно учитывать при поиске собственной ниши на рынке.

 

 

IV. Эластичность спроса и предложения. *** (На семинаре)

Эластичность -- гибкость, приспособляемость, реакция одной переменной величины на изменение другой переменной величины.

 

Эластичность спроса по цене -- степень приспособления спроса к цене, реакция спроса на изменение цены.

Коэффициент эластичности может быть:

1. Точечным -- небольшие изменения в цене и спросе;

Тогда он равен проценту прироста величины спроса делёному на процент прироста величины цены. Он выражает, на сколько прецентов изменится спрос, при изменении цены на один процент.

Q/P * (P1-P0)/(Q1-Q0)

 

2. Дуговым -- при значительных изменениях цены и спроса.

(Q1+Q0)/(P1+p0) * (P1-P0)/(Q1-Q0)

 

Эластичность имеет большое значение для определения стратегии фирмы: различная эластичность влияет на выручку.

Эластичноть подразделяется на:

1. Единичную эластичность -- спрос имеет форму гиперболы;

2. меньше единицы (неэластичный спрос) -- "крутая" линия спроса;

3. Больше единицы -- пологая линия спроса;

4. Нулевая эластичность (абсолютно неэластичный спрос) -- перпендикулярная линия.

5. ED = бесконечность (Абсолютно эластичный спрос) -- неизменная цена при постоянно увеличивающемся спросе.

 

Тема 9: Факторный рынок

1. Общая специфика факторного рынка.

2. Рынок природных ресурсов.

3. Рынок труда.

4. Рынок вещественного капитала.

 

 

I. Общая специфика факторного рынка. ***

Особенности факторного рынка:

1. Объект -- средства пр-ва и другие факторы;

2. Удовлетворяет другие потребности покупателей -- служит интересам пр-ва, удовлетворяет пр-венные потребности людей;

3. Особая конфигурация субъектов рынка: на потреб рынке покупатели были дифференцированы, раздроблены (домохоз-ва и отдельные люди), а на факторном рынке потребители концентрированы -- не отдельные люди, а фирмы, объединения, концерны;

Предложение наоборот: на потреб рынке концентрировано (фирмы), а на факторном фирмы, домохоз-ва и отдельные люди;

4. Место факторного рынка в кругообороте и доходе: обратное потребительскому -- меняются производители и потребители;

5. На потреб рынке потребители формируют спрос, на факторном -- спрос носит пр-венный характер -- он зависит от и опосредован потреб рынком (если увеличивается спрос на хлеб, увеличится спрос на пшеницу, на тракторы для крестьян, на руду для тех, кто тракторы выпускает, на рабочую силу для тех, кто добывает руду...);

Потреб рынок подчиняется потребителю на прямую, а факторный опосредованно.

Факторы потреб рынка влияют на факторный рынок (объём, цена, доходы).

 

6. На факторном рынке конфигурация спроса и предложения, что и на потреб рынке (в основе предельная полезность). А на факторном рынке в основе лежит предельная производительность факторво пр-ва (производительность последнего станка -- вещественного капитала, производительность последнего участка земли -- предельная производительность земли, производительность рабочего, управленца -- предельная производительность раб силы);

Закон предельной производительности:

Она падает с каждым последующем фактором пр-ва.

 

Немецкий экономист Тюннинг разработал теорию предильной производительности: она измеряется предельным продуктом, создаваемым последним фактором пр-ва (кол-во продукции в единицу времени).

Предельный продукт в денежном выражении -- кол-во денег, к-ое приносит фактор при своей предельной производительности (кол-во единиц продукта умножить на стоимость).

Значение предельного продукта в денежном выражении на факторном рынке больше, чем значение предельной полезности на потреб рынке, так как предельный продукт показывает, сколько могут потребители заплатить за продукцию, какая цена продукта не будет убыточной для пр-ва.

 

7. На факторном рынке действует тот же набор факторов, что на потреб рынке (или рынках вообще).

Напр, инвестиции на потреб рынке влияют на предложение, а на факторном на спрос и на предложение.

8. Закупки носят комплексный характер (для пр-ва необходимы все 3 фактора: труд, природа, вещ капитал). Без одного пр-во невозможно.

9. Чтобы максимизировать доход, на потреб рынке был закон предельной полезности. На факторном рынке рынке сущ закон предельной производительности:

а) Принцип наименьших издержек: предельный продукт капитала, делёный на цену, должен быть равен предельному продукту труда, делёному на цену труда, и предельному продукту природы, делёную на единицу природных ресурсов.

То есть предельный продукт на рубль затрат олжен быть одинаковым у всех факторов.

б) Принцип максимизации прибыли: предельная выручка должна быть равна предельным издержкам.

(Отношения предельной выручки к предельным издержкам по каждому фактору должны быть равны между собой и все равны 1).

 

10. На факторном рынке должно происходить постоянное замещение факторов (тк они развиваются, совершенствуются: по мере тех прогресса растёт производительность факторов).

В результате меняется соотношение мд отношениями предельной выручки к предельным издержкам.

Что нужно сделать для выравнивания положения:

а) Увеличить закупки средств пр-ва, изменив пропорцию мд средствами пр-ва и трудом, добившись их равенства;

б) Уменьшить закупки труда.

Получить нужно увеличение доли прогрессивно изменяющегося фактора, тогда предельная производительность всех факторов возрастёт.

 

 

II. Рынок природных ресурсов. ***

Рынок природных ресурсов -- рынок первого природного фактора.

Состоит из нескольких сигментов:

1. Рынок земли;

2. Рынок леса;

3. Рынок животных ресурсов (рыбы, диких животных);

4. Рынок природных месторождений и тд.

 

Рассмотрим его структуру на примере рынка земли.

Спрос на землю имеет ту же самую конфигурацию, что и любой спрос: в основе -- предельная производительность фактора.

А Предложение имеет характер вертикальной линии: вся подходящая земля вовлечена в пр-во, поэтому по мере роста цены на землю дополнительные ресурсы не находятся (все природные ресурсы ограничены таким образом: лес, лоси, кабаны, рыба)...

Когда растёт спрос, он перемещается направо, это приводит к росту цены на природные ресурсы.

Как правило, кривая предложения имеет только одну направленность: перемещается налевао -- истощаются природные ресурсы в результате антропогенной д-ти ч-ка.

Цена на природные ресурсы постоянно растёт.

 

Примечание: в социалистические времена рынок природных ресурсов вообще не существовал (даже вместо рынка вещ капитала было материально-техническое снабжение). В итоге, эти рынки только начали развиваться в России.

 

 

III. Рынок труда. ***

Из всех факторных рынков имеет наибольшую специфиу.

Труд -- д-ть по созданию определённого продукта, расходование физических, интеллектуальных сил (затрат) по созданию какого-либо продукта. В момент покупки "труда" труда как такового не происходит. следовательно,

 

1. Специфический объект купли/продажи -- способности ч-ка (специалиста) к труду;

В XIX в. эту "способность к труду" стали называть рабочей силой.

С 60-х годов XIX в. в обиход вошёл термин "Человеческий капитал" -- совокупность способностей (качеств) ч-ка, к-ые позволяют ему обеспечивать производительную д-ть, чем выше затраты (вложения) в этот человеческий капитал, тем более качественным он является.

Делится на 2 вида:

а) Общий (перемещающийся) человеческий капитал -- получаются в школе, в университете; те физические навыки, к-ые вырабатываются в процессе жизнедеятельности: где бы ни работал, возьмёшь с собой;

б) Специфический (неперемещаемый) ч-ческий капитал -- навыки, специфические для конкретной области д-ти, к-ые при переходе на другую работу не пригодятся.

 

2. Покупается способность, используется другое -- результат труда (на потреб рынке булочка продаётся, она же и используется);

3. Товар на рынке труда продаётся на время ((булочку покупаете навсегда);

4. Труд в процессе потребления не исчезает, не требует замены; он в процессе пр-ва улучшается;

5. Оговариваются условия использования труда (на булочку это не распространяется -- как хочешь, так и ешь);

6. Носителем труда является ч-к с личностными характеристиками -- каждый товар индивидуален;

7. С куплей-продажей связана организация особых объединений: профсоюзы (защищают интересы продавцов) и союзы предпринимателей (защищают интересы фирм) и на стороне покупателя существует то же самое;

8. Особая роль гос-ва -- оно гораздо активней, чем на любом другом рынке.

 

Особенности спроса на рынке труда:

1. Концентрирован;

2. Спрос предъявляют фирмы (как правило, крупные);

3. На рынке (любом) создаётся специальная инфраструктура. На потреб рынке -- она призвана обслуживать продажу товара и создаётся продавцом. На рынке труда -- покупателем, а продавец приходит и предлагает свои услуги (Отдел кадров -- типичный "магазин" рынка труда);

4. Существуют комплексные инфраструктурные орг-ции -- биржи труда (занимаются изучением спроса и предложения);

5.Затруднено получение инф-ции о спросе и предложении на раб силу -- чтобы ограничить доступ всякого рода нежелательных продавцов (неопытных, скандальных и проч.);

6. Роль гос-ва в формировании спроса на раб силу:

а) Само гос-во формирует спрос (но это характерно и для других рынков);

б) Гос-во устанавливает минимальный рамер оплаты труда, отсюда особый вид кривой спроса: опускается до минимума по оси ординат (минимум заработной платы) и дальше идёт параллельно оси абсцисс.

7. Особая роль соц факторов:

а) Длительность раб дня -- сокращается, спрос должен быть увеличен (чтобы выпускать ту же продукцию);

б) Установленный гос-вом уровень сверхурочных работ -- снижается, нужно больше рабочих;

в) Длительность отпуска -- длительный, спрос на раб силу возрастает (кроме предприятий, на к-ых все уходят в отпуск одновременно);

г) Система здровоохранения -- плохая, спрос растёт (больных нужно заменять);

д) Пенсионный возраст (рамки трудоспособности) -- удлинняется, спрос на труд уменьшается (часть людей пенсионного возраста продолжить работать);

е) Размер пенсии -- высокая, спрос растёт;

ж) Условия эмиграции -- отток раб силы из России, спрос возрастает, но не удовлетворяется: маленькая зарплата.

 

Специфика предложения на рынке труда:

1. Самое дифференцированное (рассредоточенное, раздробленное) -- предлагает один ч-к;

2. Он находитс в наиболее тяжелом положении -- ни с кем не объединяется, и покупатель навязывает свои условия;

3. На предложение труда влияет гос-во -- начало кривой предложения спроса -- параллель на уровне минимальной заработной платы;

 

4. Конфигурация предложения -- растёт до определённой поры, затем поворачивает назад (эффект замещения):

а) Если зарплата выскоа, ему не нужно работать сверхурочно -- хватает;

б) При маленькой зп должна была работать жена, мать, отец, сын...

 

Общие черты кривой предложения:

а) зависит от предельных издержек ч-ческого капитала.

Структура формирования издержек пр-ва:

- затраты на поддержание жизнеспособности (на хлеб, воду, жизнь, мясо);

- затраты на продолжение рода (на содержание детей, жену, "стариков-родителей");

- затраты на подготовку к квалифицированному труду (на образование): семьи, гос-ва, фирм, самого индивида;

- рост соц, полит потребностей, требующих денег.

 

5. Сильно затруднено маневрирование спроса и предложения:

а) Естественно-биологические факторы (нужно много времени чтобы ч-к родился, подрос, получил образование и только потом пошёл работать... Это вам не лишнюю партию булочек напечь);

б) Особое время выделяется на обучение;

в) Географические моменты (перевезти раб силу, обеспечить жильем...);

Маневрирование затруднено и у продавца:

а) Муку для булочек при плохой цне на рынке можно и не продавать, а работать каждый должен, чтобы выжить, прямо сейчас;

б) Затруднение связаны с семьей, жильем...

 

Отсюда, предложение гораздо менее эластично, чем на других рынках.

 

На него также влияют соц факторы:

а) Благосостояние населения -- чем выше, тем меньше нужно работать;

б) Достижение трудоспособного возраста;

в) В целом ряде пр-в людей пенсионного возраста не берут на работу;

г) Здравоохранение;

д) армия.

 

 

IV. Рынок вещественного капитала.***

По конфигурации наиболее близок к петреб рынку.

Особенности:

1. Большая роль инвистиций;

2. Новизна, техническое совершенство капитала -- чем больше, тем:

а) Спрос увеличивается -- более совершенный товар импонирует потребителю;

б) Спрос уменьшается -- технология лучше, затраты меньше и пошло-поехало.

 

Тема 10: Финансовые рынки.

1. Денежный рынок.

2. Рынок ссудных капиталов (рынок кредита);

3. Рынок инвистиций.

4. Фондовый рынок (рынок ценных бумаг).

 

I. Денежный рынок. ***

Объект купли-продажи -- деньги.

Считается одним из главных в системе финансовых рынокв: формируется плата за капитал -- процент.

 

Трактовки ден рынка:

Шумпетерс и Шпиггофф: "рынок, где приобретаются необходимые наличные деньги в виде краткосрочных кредитов, т.е. наличные деньги сроком до ё года".

Более узка трактовка: получение наличных денег у центробанка.

 

Характер спроса и предложения.

Спрос (обозн. Л -- ликвидность, MD (money demand), D) -- спрос на необходимые для эконом операций средства, т.е. потребность в деньгах обусловлена экономически.

Спрос состоит из:

1. Трансакционного спроса (Л1, MDT) -- спрос со стороны сделок (трансакции -- сделать); спрос на деньги в ф-ции средство обращения.

а) Запланированный -- субъект точно знает, зачем берёт деньги, для каких операций в будущем;

б) Незапланированный -- неопределён конкретными причинами, определяется стихийно, неожиданно.

 

Трансакционный спрос Кейнс разделил на 3 вида по мотивам:

а) Спрос по мотивам дохода -- люди получают деньги и расходуют их на преобретение различных товаров;

Зависит:

- от величины дохода;

- от того, как часто происходит пополнение бюджета.

Определяется: доход в начале периода и вконце, поделит на 2.

 

б) Спрос по мотивам коммерческих сделок -- для совершения коммерческих сделок;

в) Спрос по мотивам предосторожности -- вдруг, что-нибудь (зоболеешь, срочно понадобиться что-нибудь купить и проч.).

 

Трансакционный спрос определяется по уравнению Фишера:

(P*T)/V или (P*E)/V

 

График ден рынка:

ось абсцисс -- кол-во денег;

ось ординат -- величина процента.

Такой спрос не зависит от процента, поэтому изображается на графике в виде перпендикуляра к оси абсцисс.

 

2. Спрос со стороны активов (Кейнс: "Спекулятивный спрос", обозн. Л2, MDA (money demand active)):

Описание:

имеющаяся в наличии сумма делится на 2 части. Одна идёт в активы, чтобы получить доход (инвестиции, вложение в активы: вложение денег в банк, пр-во, недвижимость, ценные бумаги). Оставшаяся часть хранится в виде наличности.

Отношение частей меняется в зависимости от доходности активов: если процент (доход по активам) растёт, сами активы увеличиваются; процент падает -- растёт кол-во наличности.

Описание кривой спроса на деньги состороны активов:

процент высокий, спрос маленький -- кривая аналогична стандартной кривой спроса.

 

Совокупный спрос на деньги: совмещение двух графиков -- линия слева-направо, сверху-вниз.

Особенность кривой совокупного спроса на деньги:

достигнув определённого значения (по оси ординат), кривая ниже не опускается, а продолжается параллельно оси абсцисс. Этот параллельный оси абсцисс кривой называется ликвидной ловушкой.

На этом отрезке все деньги имеют ликвидную форму (отсюда название): инвестиции прекращаются.

Это проиходит по след приничам:

1. Слишком низкий процент, он не заинтересовывает инвесторов;

2. Процент должен оправдывать риск (вложил деньги в банк, а он прогорел). Если этого не происходит, доля активов резко падает;

в) Каждый собственник денег хочет первым вложить свои сбережения в прибыльные активы (как только они появятся). Для этого деньги должны быть "под рукой".

 

Ликвидная ловушка -- оч невыгодная для экономики ситуация: замирает инвестиционная д-ть, усугубляя трудности периода.

 

Предложение денег.

1. Совпадает с массой денег -- кол-вом денег, находящихся в обращении (рассматриваются денежные агрегаты 1 и 2).

На графике предложение -- перпендикуляр, пересекающий кривую спроса. Пересечение -- точка равновесия.

 

Шумпетер: "Денежный рынок подобен генеральному штабу в армии, откуда поступают указы всем остальным секторам экономики, тк они стремятся к получению выгоды, получению процента".

 

Механизмы, обеспечивающие восстановление равновесия на денежном рынке:

взаимодействие этого рынка с ценными бумагами (прежде всего, с возвратными облигациями).

Описание механизма:

в равновесном положении доход, приносимый рыночными операциями, равен доходу по облигациям. Пусть кол-во денег уменьшилось (вертикаль левее), следовательно процент вырос. Тогда облигации приносят тот же доход, а рыночные сделки больший доход. Деньги из облигаций перетекают на рынок, его доходность снижается, равновесие восстанавливается.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 199; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.