КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Внешние эффекты, самопроизвольно интернализовавшиеся
Практические вопросы, связанные с корректировкой внешних эффектов Учет внешних эффектов предполагает ограничение свободы индивидов во имя свободы других членов общества. Слишком широкое определение этого понятия вскоре привело бы к значительным ограничениям свободы действий. Следует прежде всего учитывать внешние эффекты, имеющие «объективные» основания (например, мнения или идеи, выраженные другими, могут причинять кому-то действительный субъективный вред, но это весьма непросто учесть, не входя в противоречие с другими ценностями, такими, как свобода мысли или толерантность). Учет внешних воздействий обходится дорого (издержки информации и вмешательства, т.е. трансакционные издержки). Так что рационально бу- дет заниматься исключительно такими внешними эффектами, чтобы предполагаемая выгода от их корректировки превышала эти трансакционные издержки, т.е., в основном значительными и локализованными внешними эффектами, для которых представляется возможным ясно установить, кто за них несет ответственность. До сих пор мы говорили только о так называемых прямых внешних эффектах (как правило, если не дается уточнений, то под внешними эффектами следует понимать именно прямые внешние эффекты), при этом предполагалось, что их учет может вестись только посредством корректирующего воздействия государства. Если структура прав собственности полностью определена, и если величина издержек на операции между индивидами пренебрежимо мала, то лица, которых затрагивают внешние эффекты, в результате переговоров придут к оптимальной ситуации. Это положение, которое называется теоремой Коуза, графически проиллюстрировано на рис. 12. Предприятие загрязняет окружающую среду, при этом возрастают предельные общественные издержки для сообщества. При этом меры по очистке требуют тем больших предельных затрат, чем дальше мы уходим от точки Р=0 «естественного» загрязнения (т.е. без системы мер по очистке) и чем ближе приближаемая к точке нулевого загрязнения. Если права на воздух принадлежат предприятиям, то отправной точкой будет Р=0. Население предложит предприятию оплатить затраты на очистку в сумме до точки Е - точки, выше которой предельные общественные издержки, связанные с загрязнением, превосходят предельные общественные издержки на мероприятия по очистке. Если права на воздух принадлежат населению, то отправной точкой будет точка Р=0. До точки Е для предприятий будет предпочтительнее возмещать населению ущерб от причиненного загрязнения, так как предельные издержки на мероприятия по очистке больше. Однако выше этой точки Е предприятия предпочтут платить за устранение загрязнения, так как возмещение ущерба населению повлечет большие издержки. Принадлежат ли права собственности предприятиям или населению - все равно мы оказываемся в точке Е. В этой точке предельные издержки на устранение загрязнения равны предельным издержкам от этого загрязнения, что в точности соответствует условиям оптимальной корректировки внешнего эффекта. Тем не менее - и в этом состоит важное ограничение теоремы Коуза -права собственности никогда не определены исчерпывающе, а издержки на достижение соглашения и на переговоры никогда не равны нулю, в особенности, когда велико число лиц, которых эти внешние эффекты затраги- вают. Следовательно, при помощи такой процедуры многие внешние эффекты неустранимы. Рис. 12. Перевод внешних эффектов во внутренние путем переговоров Существуют, наконец, и внешние эффекты косвенного характера, которые не приводят к суб-оптимальности, так что даже многие авторы не соглашаются относить их к разряду внешних. Внешний эффект косвенного характера имеет место, когда действие индивида А (потребителя или производителя) сказывается на значении полезности или прибыли индивида В (в зависимости от того, потребитель он или производитель), опосредованные исключительно изменением рыночных цен. Например, снижение потребительского спроса, вызванное внешними причинами (смещение кривой спроса с DD' в D1D1' на рис. 13), снизит, в частности, прибыли предприятий, производящих это благо (с PSE до PSE1) и/или заставит некоторые из них сократить объемы своей деятельности, или даже прекратить ее совсем (вследствие снижения уровня производства, при котором сохраняется равновесие - с х до X1). Какие бы мнения ни высказывались относительно перераспределительных эффектов, связанных с этой взаимозависимостью (прибыли и уровень занятости в данном секторе уменьшатся вследствие изменения предпочтений потребителя), ее аллокативный аспект будет в полной мере учтен. Как видно на графике, чистого общественного убытка не будет - не будет и суб-оптимальности (общественный излишек — D1SE1 - максимальный, если учитывать смещение кривой спроса). Можно было бы сделать аналогичное заключение, если бы смещалась кривая предложения, например, вследствие технических инноваций или открытия новых месторождений (если речь идет о сырье). Рис. 13. Оптимальность равновесия в случае «внешних эффектов косвенного характера» (ситуация снижения спроса, вызванного внешними причинами) Лекция 8. ОБЩЕСТВЕННЫЕ И СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ БЛАГА Существует ряд благ, которые агенты, децентрализованно действующие на рынке, могут вовсе не поставлять, хотя эти поставки могут приносить значительный положительный общественный излишек. Если речь идет об этих так называемых «общественных благах», то государство осуществляет вмешательство с целью дополнить рынок (а не просто подкорректировать его). Однако не все блага, поставляемые государством, имеют целью, подобно общественным благам, заставить лучше учитывать предпочтения потребителей, если обнаруживается «недостаточность рыночных поставок». Некоторые из них, получившие название социально значимых благ, поставляются государством - или государство изменяет формы их поставки - с тем, чтобы навязать потребителям предпочтения, которые оно считает более правильными (т.е., чтобы «осчастливить потребителей помимо, их воли»). В данной лекции рассматриваются два вопроса: общественные блага и социально значимые блага.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 388; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |