КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Внешние эффекты и оптимум
Определение Часть 3. ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ Действия одного индивида или предприятия могут иметь последствия для других индивидов и предприятий. Говорят, что взаимозависимости в обществе вызывают «внешние эффекты», если: 1) они непосредственно сказываются на положении одного или мно 2) они не являются основанием для компенсаций автору решения или Так как авторам принимаемых решений не приходится платить или, наоборот, получать компенсации за внешние эффекты, из-за них происшедшие, то они не будут принимать во внимание эти эффекты, делая свой выбор относительно предметов обмена и аллокации ресурсов. Иными словами, если цены устанавливаются в условиях рыночного равновесия, то они не отражают информацию относительно внешних эффектов и поэтому будут приводить к суб-оптимальной ситуации. Внешние эффекты могут быть вызваны производителями (мы будем их называть внешние эффекты производства) или потребителями (внешние эффекты потребления). Если эти эффекты положительны, то говорят о внешней экономии, если отрицательны - о внешней неэкономии. Возьмем для примера экономику с двумя благами (х и г), двумя потребителями, двумя производителями (производящими блага в количестве X = X] + х2 и Z = Zi + z2). Пусть Ui - функция полезности индивида 1 такая, что: Ui = U|(xi, zj, X2, z2, X, Z), где X| и zt - объем потребления благ х и z индивидом i (i = 1,2). Внешний эффект имеет место, когда одна из частных производных -ненулевая. Если одновременно обе производные не равны нулю, то мы будем говорить о «взаимных» внешних эффектах потребления. В случае, когда функции преобразования FX(X, Z) = 0 и FZ(X, Z) = О, при ненулевых производных говорят о внешнем эффекте производства (и о взаимном внешнем эффекте производства - если одновременно обе производные ненулевые). Для начала рассмотрим экономику потребления в чистом виде - с двумя благами и двумя индивидами, функции полезности которых равны: Ui = Ui(x,, z,, х2) и U2 = U2(x2, z2), у, = px*x, + pz*zi и y2 = px*x2 + + pz*z2. Оптимума по Парето можно достигнуть, максимизировав Ui при заданном U2 с общим ограничением на ресурсы yi + у2 = Px*(xi + х2) + + pz*(zi + z2). В случае индивида 1 соотношение цен должно быть, как и в общем случае, таким же, как соотношение MRS благ х и г. В случае индивида 2, оптимум предполагает, что внешний эффект, им произведенный, будет интернализирован (переведен в разряд внутренних факторов), т.е., соотношение между ценами уравняется с общественным MRS, а именно с суммой личного MRS для индивида 2 между благами х и г - и MRS для индивида 1 между внешним эффектом, связанным с потреблением блага х индивидом 2 (х2), и потреблением блага z (zj). На рынке индивиды максимизируют свою полезность при ограничении со стороны прибыли: Отсюда с очевидностью следует, что каждый индивид уравнивает с ценами свое личное MRS между двумя благами: Следовательно, рынок не позволяет интернализировать внешние эффекты и тем самым достигнуть оптимума. В уже рассмотренном примере это означает, что: - 1) потребитель 2 согласится в условиях рынка (в нескоординиро- - 2) относительное потребление блага 1 сравнительно с благом 2 бу Если MRS соответствуют предельным полезностям в денежном выражении (и предельным значениям готовности платить за благо), то в случае положительного (соответственно - отрицательного) внешнего эффекта, величина предельной частной полезности индивида, ответственного это воздействие, ниже (соотв. - выше) предельной общественной полезности (т.е., суммы предельных величин полезности всех индивидов в этом обществе, выраженных в денежной форме). Рынок приводит к уравниванию частной полезности Um и цены, тогда как оптимум предполагает уравнивание общественной Um и цены. С другой стороны, если предприятие ответственно за положительный (отрицательный) эффект для других предприятий или для потребителей, его предельные частные издержки будут выше (соотв. — ниже), чем предельные общественные издержки (издержки, в которые входит вся совокупность эффектов от его деятельности на других членов общества). На рис. 11 представлены некоторые из возможных случаев. В случае а) отрицательный внешний эффект заставляет рынок уравнивать частную Um, цену и Ст в точке М, тогда как оптимум предполагает, что уравнива- Г»1 ются общественная Um, цена и Ст в точке Е. Налог со ставкой р'е—ре за единицу блага позволит восстановить равновесие в точке Е (потребители платят сумму р'е, равную их предельной частной полезности, и предъявляют спрос на Х„ тогда как производители производят лишь X,, так как получают цену, равную лишь ре). Отметим, что этот налог, называемый налогом Пигу (по имени А. Пигу - автора, его предложившего), не имеет целью ни пополнять государственные фонды, ни покрывать ущерб тех, кто пострадал от отрицательных внешних эффектов. Этот налог носит исключительно побудительный характер: цель его — отделить цену, заплаченную потребителями, от цены, полученной производителями, и способствовать такому равновесию на рынке, чтобы количество блага, участвующего в обмене, соответствовало оптимуму. Случай Ь) симметричен предыдущему: здесь внешний эффект положителен, и субсидия в размере ре—р'е позволит добиться рыночного равновесия, которое соответствует оптимуму. Случай с) соответствует отрицательному внешнему эффекту, спровоцированному предприятием (например, загрязнение окружающей cре-1 ды). Предельные общественные издержки выше, чем предельные частные издержки. Напротив, поскольку никакого внешнего воздействия не предполагается, когда речь идет о потребителях, между предельной частной полезностью и предельной общественной полезностью разницы не существует. Оптимум предполагает уравнивание предельных общественных издержек и предельной полезности, тогда как рынок уравнивает предельные общественные издержки, цену и предельную полезность. И здесь налог со ставкой р'е - ре за единицу блага позволяет вернуться к оптимуму. В случае d, симметричном случаю с, потребуется субсидия в сумме ре-р'е> одинаковой для всех. Субсидии в бюджетном процессе занимают очень важное место, так как составляют немалую часть государственных расходов, корректируя дефицит ресурсов со стороны предложения, а налоги, в свою очередь, корректируют дефицит ресурсов со стороны спроса. Принято считать, что именно соотношение между объемом субсидий производителям и потребителям в общем, объеме субсидий во многом, и определяет параметры государственной экономической и социальной политик. Это утверждение объясняется тем, что субсидии производителям играют важную роль в обеспечении для всех членов общества равной финансовой и территориальной доступности в отношении общественных и социально значимых благ, поскольку в них функция благосостояния является утилитарной.
Рис. 11. Различные типы внешних эффектов и их корректировка При использовании субсидии потребителям функция индивидуальной полезности которых, является аддатиной могут быть представлены в денежной либо в натуральной форме. Натуральная форма субсидий исключает возможность использования субсидий не по назначению, и придает процессу потребления принудительный характер. Денежные выплаты дают возможность их получателям маневра и более рационального использования ресурсов и с учетом индивидуальных предпочтений потребителей. Поэтому вопрос о соотношении между пособиями в денежной либо натуральной форме должен решаться с учетом конкретной ситуации сведения к минимуму факторов «безбилетника» и оппортунистического поведения получателей данных пособий. Финансирование потребителей через механизмы социальных ваучеров (образовательный, жилищный, талоны на питание и т.д.) предоставляет потребителям общественных благ свободу выбора с одной стороны и создает условия для конкуренции в работе организаций и учреждений, представляющих соответствующие услуги. К сожалению, социальный ваучер не решает проблем морального риска и оппортунистического поведения потребителя либо оппортунистического поведения института предоставившего социальный ваучер потребителю, например отсутствие механизмов гарантирующих надежность индексации стоимости ваучера в случаях инфляции или девальвации национальной ва- люты, либо отсутствии финансовых ресурсов для обеспечения стоимости ваучера по причине бюджетного дефицита. Субсидирование потребителей в отличии от субсидирования производителей не предполагает использование регулируемых жестких цен, а следовательно, и не противоречит условиям эффективного рыночного хозяйствования. В то же время, существует проблема трансакционных (административных) издержек и есть серьезные основания полагать, - писали Аткинсон Э.Б. и Стиглиц Дж.Э., - что в некоторых областях при государственном обеспечении они окажутся ниже, например, благодаря экономии на масштабах производства или из-за того, что не требуется мониторинг индивидуального использования. Проведенные в последние годы исследования показали, что уровень трансакционных издержек по предоставлению социальных услуг в форме субсидий потребителям оказывается в 7-10 раз выше чем в форме субсидирования производителей. Несмотря на вышеописанные преимущества, субсидии потребителям имеют существенный недостаток, что и не позволяет широко применять их в практике реализации экономической и социальной политики большинства государств, поскольку, как уже отмечалось выше, в отличие от субсидий производителям функция благосостояния которых утилитарна, и, соответственно, их применение способствует формированию среднего класса, субсидии потребителям, в которых функция индивидуальной полезности — аддативна, действуют особенно в отношении низко доходных групп населения (степень риска оппортунистического поведения, которых достаточно" велика) в основном прямо наоборот. Для решения данной проблемы возможно применение нормативного метода финансирования, так называемое по душевое финансирование, которое позволяет сохранить порядок предоставления субсидий производителям, но осуществляя их финансирование в соответствии с числом конкретных потребителей.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 569; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |