КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Две теоремы экономики благосостояния
Рынок соответствует множеству децентрализованных решений, при которых информированность индивидов априорно весьма ограниченна. Им известны только: 1) вектор цен; 2) их собственные предпочтения и технические ограничения (их функция полезности и исходная обеспеченность ресурсами - для потребителей, их производственная функция и, если требуется, права собственности на ресурсы, естественные или накопленные -для предприятий). Ничто не позволяет априорно говорить о том, что: 1) все эти децентрализованные решения будут совместимы между собой (т.е., бу- дет существовать «всеобщее равновесие», при котором сумма индивидуальных предложений будет равна сумме индивидуальных спросов на каждый из товаров); 2) что будет существовать лишь одно решение, учитывающее это условие совместимости (т.е., всеобщее равновесие будет единственно возможным); 3) что это равновесие будет устойчивым (т.е. экономика будет иметь тенденцию возвращаться в равновесное состояние, как только она отклонится от него); 4) что это равновесие избежит неэффективного использования факторов производства и индивидуальной полезности (т.е., что при этом равновесии будет соблюдена норма эффективности по Парето); 5) что это равновесие будет «справедливым» (что оно будет отвечать определенным нормам общественной справедливости). При очень широких условиях всеобщее равновесие соответствует Согласно первой основной теореме экономики благосостояния, или теореме «невидимой руки» (название перекликается с известным высказыванием Адама Смита), - всякое конкурентное равновесие эффективно по Парето. Действительно: - предприятие, желающее максимизировать свою прибыль, должно в - потребители максимизируют свою полезность при любом i. По - предприятие, не определяющее ценовой политики, которое макси этого блага. Отсюда MRT благ х и z соотносятся между собой так же, как и цены на эти блага и MRT = MRS (условие); - индивид, максимизирующий свою полезность, будет предлагать Если все пять условий соблюдены, то рыночное равновесие эффективно по Парето. Таким образом, сигналы рынка содержат в себе всю информацию, необходимую для того, чтобы индивиды, действующие разумно и децентрализованно (нескоординированно), в конечном счете приходили к оптимальной ситуации. Вторая основная теорема экономики благосостояния гласит, что любому бизнес-плану, эффективному по Парето, соответствует одно конкурентное равновесие. Эта вторая теорема обратна первой (поэтому эти две теоремы иногда объединяют под общим названием «теорема о взаимнооднозначном соответствии между оптимумом по Парето и равновесием рынка»). Она означает, что любой оптимум по Парето, заданный неким главным плановиком, может быть децентрализован. Иначе говоря, можно найти распределение первоначального снабжения и систему цен такие, что: - планы производства и потребления у участников рынка совмести - эти индивидуальные планы соответствуют первоначально заданной Эта теорема, обратная теореме «невидимой руки», лежит в основе теории децентрализованного планирования. Смысл ее в том, что авторитарная аллокация ресурсов не неизбежна: для достижения того же результата главный плановик может ограничиться посылкой правильных сигналов индивидам. Возьмем какой-либо план Р, эффективный по Парето. Можно фиксировать цены рх, pz, Pk, pi и установить объемы снабжения каждого фактором к таким образом, чтобы план Р соответствовал конкурентному равновесию, т.е. такому, что: - каждое предприятие получает нулевую прибыль, когда оно выпол - никакое предприятие не может получать положительной прибыли, - никакое новое предприятие не может быть создано и приносить - каждый индивид может покупать только установленное планом ко Иначе говоря, в процессе свободной продажи и покупки каждого побуждают делать только то, что предписано планом. В этих условиях обязательная аллокация ресурсов не необходима. Достаточно, чтобы главный плановик посылал децентрализованным участникам рынка минимум информации (в виде цен и выделения дотаций денежными ресурсами) для того, чтобы в конечном счете приходить к оптимальному решению. Вторая теорема экономики благосостояния была использована для того, чтобы оправдать возможность и оптимальность так называемого «рыночного социализма», т.е. экономики, где из всех прав частной собственности на факторы производства есть лишь право собственности на труд, но где количество информации и контроля, необходимых для управления экономикой, гораздо меньше, чем в экономике с императивным планированием. Лекция 6. ФУНКЦИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ Нормативная экономика общественного сектора претендует на то, чтобы максимизировать «общественное благосостояние». Этот термин может определяться по-разному. В положениях теорий холистов или органической школы государство рассматривается как действительность в себе, стоящая выше относительно индивидов, составляющих общественную группу, и совершенно отдельную от них. Общественное благосостояние W - это то, чем претендует быть государство, то есть, оно зависит только от функции предпочтения государства, UE на общественные образы потребления mблаг п индивидами общества: где Ху - это количества благ j, потребленные индивидами 1. В теории индивидуализма государственный институт не является действительностью в собственном смысле слова, он лишь инструмент, которым индивиды пользуются в своих личных интересах внерыночными путями. Потребитель «независим» по отношению ко всем тем благам, что он потребляет - будь это товар, поставляемый рынком или государством. Значит, общественное благосостояние W напрямую зависит лишь от функций полезности индивидов Ui,..., Un. Функция общественного благосостояния выглядит так: Если не вдаваться в споры о философской обоснованности понятия общественного благосостояния в индивидуализме, то это понятие ставит две категории проблем: - в каждом обществе существуют пределы независимости потребителя. Государство будет пользоваться своим правом накладывать ограничения, навязывая потребителям определенные предпочтения с целью «облагодетельствовать их помимо их воли». Трудно не согласиться, что этот общественный патернализм над индивидуальными предпочтениями иногда оправдан. Исходя из этого патерналистского отношения, можно считать, что в реальности собственные предпочтения государства (UE) вступают в сложное взаимодействие с предпочтениями индивидов, и записать: Общественный вес, придаваемый UE, можно рассматривать как меру государственного патернализма, принятого в сообществе; - определение общественного благосостояния с точки зрения индивидуализма предполагает, что можно выяснить предпочтения индивидов и свести их в один комплексный показатель (т.е., можно построить функцию общественного благосостояния). Однако доказано, что технически невозможно построить показатель такого рода, соблюдая при этом некие минимальные нормы этического и логического порядка («теорема о невозможности» Кеннета Эрроу). Таким образом, есть опасность, что значение показателя общественного благосостояния будет зависеть не столько от предпочтений индивидов, сведенных в этот показатель, сколько от того, каким образом они сводились. Поэтому некоторые авторы предпочитают определять оптимальные решения социального характера не на основе некоего показателя сведенных воедино предпочтений индивидов (функции общественного благосостояния), а на основе простой функции государственного предпочтения, соответствующей только предпочтениям ответственных лиц, принимающих государственные решения. Это равносильно предположению о том, что в условиях представительной демократии предпочтения «представителей», избранных голосованием, достаточно прямо соотносятся с предпочтениями тех, кто их избирал. Даже если этот анализ вдохновлен посылками индивидуализма, он вполне логично сможет привести нас к положениям органической школы (не из философских, а из практических соображений). Несмотря на те пределы, о которых было сказано, и за исключением тех случаев, когда в явном виде упоминается обратное, теория благосостояния придерживается по преимуществу индивидуалистского определения общественного благосостояния. Она также предполагает - опять же, когда явно не утверждается обратное - что функции полезности индивидов независимы, и что всякое увеличение полезности одного без уменьшения полезности других соответствует росту общественного благосостояния, что представляет собой не что иное как критерий Парето, но это выражение уже не обязательно будет истинным, если значения индивидуальной полезности независимы, например, по причине альтруизма или зависти. Одна из основных причин, почему индивидуалистское определение общественного благосостояния представляет такой интерес, состоит в том, что это определение позволяет простым способом охарактеризовать бизнес-план. Полностью он описывается значениями полезности индивидов - членов изучаемого сообщества. Мы доказали, что по первой теореме экономики благосостояния конкурентное равновесие - это оптимум по Парето, по крайней мере - если этот оптимум существует и если выполняется ряд условий. Тогда свобода принятия решений, направленных на оптимизацию у индивидов и предприятий на рынке приводит к тому, что решения в ситуациях обществен- ного выбора будут совпадать с решениями, которые бы выбрал главный плановик по Парето (т.е. плановик, удовлетворяющий критериям Парето, стремящийся, чтобы экономика соответствовала оптимуму по Парето), по своему усмотрению выделяющий общественные ресурсы (при одинаковом первоначальном распределении ресурсов). Это означает, что сигналы, посылаемые индивидам в виде цен, достаточны для того, чтобы избегать неэффективного использования полезности индивидов. Однако достигнутый оптимум зависит от первоначального распределения ресурсов. Критерий Парето позволяет лишь удостоверяться в том, что мы находимся на границе общественной эффективности. Для того, чтобы сопоставлять показатели общественного благосостояния для разных точек оптимума, лежащих на этой границе, нужно знать функцию общественного благосостояния W. Если предположить, что эта функция относится к индивидуалистскому типу, то в случае двух индивидов или групп А и В она будет выглядеть так: W = W(UA,UB). На координатной плоскости UAUB на рис. 4 эта функция выражена совокупностью общественных кривых безразличия, которые являются проекциями горизонтальных срезов плоскости W(UA,UB) в трехмерном пространстве WUAUB. Значит, каждая кривая такова, что для некоего заранее заданного значения W: W(Ua,Ub) = W. Рис. 4. Общественные кривые безразличия и выбор оптимума по Парето Общественные кривые безразличия позволяют среди всех возможных оптимумов по Парето (т.е., лежащих на границе общественной эффективности) выбирать тот, который позволяет максимизировать значение общественного благосостояния (точка Z на рис. 4, соответствующая общественной кривой безразличия, лежащей выше всех других). Этот оптимум соответствует особому распределению начальных ресурсов (и, как следует непосредственно из изображенного на схеме, особому числовому значению отношения между значениями полезностей групп А и В).Мы видим, что на основе функции общественного благосостояния и общественных кривых безразличия, которые из нее вытекают, можно подбирать оптимум, соответствующий распределению ресурсов (а следовательно, и полезностей), общественно признанному наилучшим. Функция общественного благосостояния учитывает критерии равенства и справедливости распределения в выборе общественных решений и, таким образом, позволяет классифицировать оптимумы по Парето. Понятие функции общественного благосостояния введено Бергсоном (1938 г.) и Самуэльсоном (1947 г.). В самом общем виде функция общественного благосостояния, или SWF записывается следующим образом: W = W(ri,..., п,..., rm), где г - это переменные, влияющие на значение общественного благосостояния. Чаще всего предполагается, что г - переменные исключительно экономические, но очевидно, что свое влияние может оказывать и множество других факторов (этических, социальных, политических и т.п.). Мы убедились в том, что в функции, построенной на принципах индивидуализма, г влияют на общественное благосостояние только посредством функций полезности индивидов; так, в сообществе, состоящем из п лиц: где г - это вектор {гь..., гь..., rm}. Функция W может быть определена только порядковым образом (с точностью до монотонной функции) относительно индивидуальных полезностей, так как этого достаточно для того, чтобы строить кривые безразличия в гиперплоскости (т.е., плоскости в многомерном пространстве) U|, и, следовательно, для того, чтобы подбирать на границе общественной эффективности оптимум, который максимизирует общественное благосостояние. Напротив, сами индивидуальные функции полезности, выступающие в качестве аргументов порядковой функции общественного благосостояния, не могут быть только порядковыми. Ведь если эти функции действительно порядковые, всегда можно найти возрастающие монотонные преобразования в полезностях индивидов, при которых опровержима любая предложенная классификация бизнес-планов. Для решения этой проблемы следует: - либо предположить, что W такова, что всякое возрастание полез - либо иметь в распоряжении функции полезности индивидов - не Самые широко используемые формы SWF, опирающиеся на последнюю гипотезу, следующие: - функции «бентамовского типа», W = ZUj (благосостояние опреде - так называемые «нео-утилитаристские» функции, или функции ти - функции нэшевского типа (W = П Uj) или обобщенные функции - функции «Роулсовского» типа (по имени философа Джона Роулса). Графически (на рис. 5а, Ь, с, d, e, f, g) приведенные выше функции соответствуют: 1) общественным линейным кривым безразличия с наклоном - 1 2) гиперболическим общественным кривым безразличия (равносто 3) общественным кривым безразличия с прямым углом к биссектри критерий Роулса дает тот же результат, что эгалитаристский критерий -рис. 5е); 4) линейным общественным кривым безразличия: вертикальным (рис. 5f) или горизонтальным (рис. 5g) (критерий Роулса в случае, если граница общественной эффективности содержит возрастающие сегменты -что предполагает существование взаимозависимостей, происходящих от проявлений альтруизма и/или зависти). В случае, изображенном на рис. 5f, форма границы общественной эффективности такова, что максимизированная полезность - поскольку она самая низкая - равна А и находится в точке Za- В случае, изображенном на рис. 5g максимизированная эффективность — поскольку она самая низкая — равна В в точке Zg. Можно отметить, что: - вышеперечисленные функции совершенно анонимны в техниче - как мы убедились, порядковые функции W достаточны для того, - предельная полезность доходов убывает в функциях индивидуаль - все переводы от одного лица к другому невозможны, как это пред 18 Получаемые путем сложения. императиву в кантовском смысле) и максимизировать общественное благосостояние не в абсолютном измерении, а при условии соблюдения этих норм. Рис. 5. Форма общественных кривых безразличия в зависимости от функций общественного благосостояния
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 912; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |