КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Три области государственного вмешательства
На основе схемы, приведенной выше, можно определить важнейшие области вмешательства государственной политики, т.е. совокупность случаев, когда государство способно действовать лучше, чем рынок (предполагается, что государственное вмешательство не влечет издержек). Мы знаем, что: - только точки равновесия могут быть оптимумами по Парето. Если - точки рыночного равновесия будут находиться на границе общест Здесь мы приходим к знаменитой тройке Масгрейва: стабилизация, аллокация ресурсов и распределение доходов - суть три важнейшие области государственного вмешательства. Некоторые авторы добавляют к ним четвертую область - политику экономики роста, но в формальном смысле в этом нет необходимости, ибо политика экономики роста - это, в каком-то смысле, подраздел политики аллокации ресурсов (межвременной выбор ритма инвестиций). Основополагающей гипотезой предшествующих анализов - а также их главным ограничением - является то, что рынок никогда не может главенствовать над государством: в отношении благосостояния оно всегда может и стремится действовать по крайней мере не хуже, чем он. То есть, речь не идет о том, чтобы сравнивать две конкурирующие формы организации, у каждой из которых свои недостатки и достоинства, а скорее о поиске условий толерантности рынка по отношению к государству, совершенному априорно. Если предполагается, что государственное вмешательство обходится без издержек, то это имеет еще одно следствие: это вмешательство убирает с дороги всякий элемент, способный технически оправдать преимущество одной формы корректировки рынка перед другой. Мы увидим, например, что в отношении отрицательных внешних эффектов (скажем, загрязнения окружающей среды) можно что-то исправить - как изменением ставок налогов («либеральный интервенционизм»), так и национализацией данной отрасли промышленности с фиксированием розничной цены, отличной от предельных издержек в частном секторе («социалистический интервенционизм»). Поскольку ни тот, ни другой способ вмешательства не влечет издержек, выбор будет зависеть от идеологических или иных предпочтений того, кто принимает решение. Так, гипотеза о нулевых издержках интервенции переводит значительное число решений из сферы технической в сферу совершенно произвольных решений того, кто принимает решения. На практике нормативной теории государственной политики часто хватает мудрости не заходить столь далеко. По большей части в нее в явном или неявном эиде вводятся издержки интервенции «реальных» государств, а также допускается, что целью последних не обязательно является максимум общественного благосостояния. Лекция 7. ПРОВАЛЫ РЫНКА И ПОЛИТИКА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ РЕСУРСОВ О провалах рынка говорят, когда условия теоремы «невидимой руки» не выполняются, т.е., когда рыночное равновесие не соответствует тому оптимуму по Парето, который может осуществить всезнающий и благожелательный главный плановик. Оптимальная государственная политика должна ставить своей целью такое изменение равновесия на рынке, чтобы довести его до оптимального. Ниже мы рассмотрим важнейшие случаи, когда государственное вмешательство оправдано - например, чтобы скорректировать рынок (если он плохо поставляет определенные блага), или дополнить его (если он вообще не поставляет определенных благ или поставляет их не так, как этого хотело бы государство). Некоторые блага (товары и услуги) производятся рынком неоптимально, поскольку условия первой основной теоремы экономики благосостояния не выполняются. В таком случае оправданы меры по корректировке рынка путем государственного вмешательства. В данной лекции будут рассмотрены три важнейших случая, когда имеет смысл делать такую корректировку: монополистическое производство, убывающие издержки (случай «естественных монополий») и внешние эффекты. В заключение будут рассмотрены вопросы, касающиеся несовершенства и асимметрии информации и возможных вариантов вмешательства для корректировки. Часть 1. МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЕ ПРОИЗВОДСТВО И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА Монополию иногда определяют как рынок, где существует единственный реальный продавец. В действительности это условие единственности продавца ни необходимо, ни достаточно. Оно не является необходимым, поскольку на рынке вполне может быть несколько продавцов - и при этом существовать монополия, если у продавцов есть интерес войти в картель (т.е., координировать свои действия и сообща действовать как монополист). Это условие также и не достаточно, если рынок конкурентный, т.е., если вступление и уход с рынка не влекут издержек. Разумеется, на рынке может быть всего лишь один реальный продавец, но также большое число потенциальных продавцов, готовых выйти на рынок. О монопольном положении свидетельствует наличие мощных ограничений для вступления и ухода с данного рынка и отсутствие адекватной замены для обмениваемого блага. Ограничения, препятствующие вступлению, могут быть следующими:
- фактические ограничения, когда один участник рынка (или группа - правовые ограничения. Вступление на рынок прочим предприяти - наличие экономии на масштабах. В этом случае причина «монопо Предприятие в условиях конкуренции работает при сложившихся ценах. Кривая спроса на такие продукты бесконечно эластична (горизонтальна). Говорят, что существуют элементы монополизма, когда эта кривая получает отрицательный наклон, т.е., как только цена, по которой предприятие может продавать благо, перестает быть независимой от количества предлагаемого им блага, иными словами - как только предприятие начинает определять цены. Итак, есть два фактора, которые можно изменять принятием решения: цена и количество, а не только количество, как прежде. Это условие достаточно для того, чтобы применять теорию монополии, даже если рассматриваемое предприятие «физически» не единственное на рынке (т.е., если спрос, адресованный к ней, не смешивается со спросом потребителей в целом). Если предельные доходы убывают, если предельные издержки возрастают, а совокупные издержки промышленности в условиях конкуренции такие же, как у монополии, то монополия будет производить меньше и дороже. Рыночное производство станет неэффективным и будет соответствовать чистому общественному убытку. На рис. 6 воспроизведена ситуация равновесия на монопольном рынке. Для простоты предполагается, что средние и предельные издержки постоянны настолько, что равновесие короткого и длительного периода идентично и не зависит от количества предприятий, в действительности производящих на рынке. Рис. 6. Равновесие монополии На рынке с совершенной конкуренцией предприятие, не определяющее ценовой политики, устанавливает цену на уровне точки Е, в которой цена равна предельным издержкам. Предприятие-монополист выберет такое соотношение цена/количество, которое максимизирует его прибыль П = Rt(q) - Ct(q), где Rt - совокупный доход, a Ct - функция совокупных издержек. Первоочередные условия этой максимизации предполагают, что предельные издержки равны предельному доходу (на рис. 6 - точка Н). Точка пересечения двух соответствующих кривых позволяет определить по оси абсцисс количество блага qm, которое произведет монополия, а при помощи кривой спроса (точка М) — цену, по которой это количество будет продано (рт). Как мы видим, монополия будет производить меньше и дороже, чем конкурентный рынок и поскольку этот последний тип рынка соответствует оптимуму по Парето (1-я основная теорема экономики благосостояния), равновесие монополии будет ниже оптимального. Можно оценить эту неэффективность аллокации, сравнивая разные уровни излишков, приведенные на рис. 6. Таблица 3 Равновесие на монопольном рынке и рынке совершенной конкуренции
На рынке с совершенной конкуренцией общественный излишек максимален и полностью идет потребителю. Установление монополии будет вызывать двоякий эффект: аллокативные последствия (меньший чистый общественный убыток и, как следствие, меньший суммарный избыток) и перераспределительные последствия (перелив излишка в пользу производителя). В рамках данной части нас интересуют только вопросы аллокации ресурсов, и мы должны рассматривать лишь изменения совокупного излишка. Иначе говоря, важно не то, что производителю удалось получить прибыль, а то, что прибыль, полученная производителем, меньше, чем убытки, которые понесли потребители (т.е., что суммарный итог получился отрицательным). Треугольник, изображающий чистый общественный убыток от монополии, называется треугольником Харбергера по имени экономиста, который открыл его. Государство, ставящее целью избежать чистого общественного убытка от монополии может действовать несколькими способами: - заставить по мере возможности соблюдать свободу вступления на - национализировать предприятие-монополиста и обязать государст - предоставить предприятию, которое согласится производить в оп Кроме своей неэффективности в аллокации ресурсов, монополия вызывает и некоторые другие затруднения: - надолго ограничивает выбор для потребителей; - вызывает диспропорции в побуждениях предприятий вступать и - правовая защита предполагает деятельность по поиску ренты, ко Третий пункт в последнее время получил развитие в серьезных теоретических исследованиях. Термин «поиск ренты» означает совокупность средств, которые предприятия привлекают для того, чтобы добиться от государства либо принятия законов, устанавливающих монополию в их пользу, либо поддержание или усиление уже существующих норм такого рода. Предприятия будут толкать к тому, чтобы тратить на этот род своей деятельности такое количество ресурсов, которое может достигать уровня ожидаемой прибыли. В таких условиях совокупная потеря общественного излишка будет соответствовать уже не МНЕ, площади треугольника Хар-бергера, а РСЕМ, объединению треугольника и прямоугольника прибыли. В исследованиях ренты такая площадь совокупного общественного убытка называется трапецией Туллока (по имени автора, первым предложившего такой анализ). Однако такая аллокативная неэффективность монополии будет в значительной мере смягчена, а то и вовсе устранена, если предприятие больше не связано обязательством продавать все производимые блага по одинаковой цене, если оно может применять ценовую дискриминацию. Ценовая дискриминация распространенная практика на некоторых рынках, например, на воздушном транспорте. За один и тот же рейс и то же место пассажиры могут платить по сильно различающимся тарифам. Цель предприятия - присвоить полностью или частично излишек потребителя. Дискриминация становится возможной только при выполнении некоторых условий: - предприятие должно быть в состоянии воздействовать на цены, что - покупатели не должны иметь возможность перепродавать друг другу блага, купленные по различной цене - иначе дискриминация будет неустойчивой (те, кто пользуется сниженными тарифами, смогут дешевле и с выгодой для себя перепродавать свои билеты тем, кто летает по более высоким тарифам). В случае совершенной дискриминации (или дискриминации первого порядка) производитель сможет полностью присваивать излишек потребителя.
На рис. 7 кривая инвертированного спроса определяет предельную готовность потребителей платить, т.е., максимальную цену, по которой данное количество блага может быть продано на рынке. Устанавливая отдельную цену на каждую единицу блага и следя за тем, чтобы эта цена всегда в точности соответствовала кривой спроса, (pi для первой единицы, р2 - для второй,..., pi - i-й,...), производитель в состоянии полностью присвоить весь излишек у потребителей. Следовательно, его интерес в данном случае заключается в том, чтобы максимизировать этот присваиваемый излишек, т.е., он дойдет до той точки, когда предельная готовность заплатить цену за благо сравняется с предельными издержками, что в точности соответствует оптимальной точке, достигаемой на рынке с совершенной конкуренцией (точка Е такая, что предельная цена, которую потребитель готов платить, равняется цене, а также предельным издержкам). В таком случае аллокация ресурсов эффективна (нет чистого общественного убытка). Единственное различие дистрибутивно. В случае чистой монополии общественный излишек полностью отходит в пользу производителя, тогда как на рынке со свободной конкуренцией он полностью идет потребителям. Отметим, что предприятие достигнет такого же результата, если сможет продавать «неделимыми партиями», действуя по системе «все или ничего» (система необоротоспособного предложения, т.е., предложения, не предполагающего торг). В этом случае ему достаточно назначить аккордную цену за весь лот, равную величине общей готовности платить у того, кто покупает лот (т.е., в точке, лежащей на поверхности ниже кривой спроса). На практике условия совершенной дискриминации (или неделимого предложения) складываются редко. Информация о намерении потребителей платить за благо неполна, могут открываться широкие возможности для перепродажи, если отклонения от тарифов станут слишком существенными. Это не означает, что определенные меры по дискриминации не будут прибыльными. Предположим, что есть возможность вычленить всего лишь две группы потребителей, А и В, которым благо продается по ценам Ра(ха) и рb(хь) соответственно, где ха и хь - количество товара, на которое предъявлен спрос каждой из них. Максимизация прибыли означает, что: П =p,(qa)*qa +Pb(qb)*qb - Ct(qa + qb). Если система с двумя ценами не содержит в себе слишком больших издержек на управление, то прибыль будет заведомо выше или равной той, которую можно получить от продажи по единой цене (поскольку в последнем случае дополнительно вступает в силу ограничение на дискриминацию: ра = рь). Производитель, не обладающий полнотой информации, может: - предложить такие условия, чтобы потребители сами выбрали свою - сегментировать рынок, установив тарификацию на основе непосред По сравнению с ситуацией однородности цен, получающиеся состояния равновесия будут соответствовать большим количествам блага и, следовательно, ближе к оптимальному положению совершенной конкуренции (с точки зрения аллокации, чистый общественный убыток будет меньше - но с распределением излишков, более благоприятным для производителя, чем для потребителей). Представленный выше анализ проведен в рамках статического положения и при частичном равновесии. Неэффективность монополии в значительной степени смягчается, если в рассмотрение вводятся динамические аспекты конкуренции. Прежде всего, монополии могут удовлетвориться более низкими прибылями для того, чтобы отбить желание у потенциальных конкурентов вступать на рынок. В конечном счете все будет зависеть от уровня конкуренции на рынке, т.е., от возможности выйти на рынок без необходимости нести слишком высокие невозместимые издержки. Более того, слабый или слишком сильный контроль за всеми монополиями может подавить, стремление к инновациям и замедлить темп технического прогресса. Ведь значительная часть капиталовложений в новые разработки связана с надеждой получить прибыль благодаря временному положению монополиста, дающему разработчикам технологическое лидерство. В рамках общего равновесия поле для маневра монополий, их возможности в установлении уровня цен, значительно превышающего их уровень при совершенной конкуренции, более ограничены, чем это показывает анализ ситуаций с частичным равновесием. Пока существует замена, даже весьма несовершенная, монополия не может не обращать внимания на действия своих конкурентов. В пределе можно говорить, что все предприятия в некотором смысле конкурируют между собой - в том смысле, что каждое участвует в борьбе за доллары тех, кто «голосует кошельками» (т.е. каждое стремится привлечь деньги потребителей именно к своим продуктам). Часть 2. ЕСТЕСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ Рост средних цен (убывание эффективности производства) - это основная гипотеза для проверки теоремы «невидимой руки». Пока эта гипотеза не проверена (т.е. пока издержки убывают), равновесие, достигнутое рынком, не является оптимальным. Легко проверить, что средние издержки убывают. Более того, мы будем предполагать, что эти кривые издержек пересекают кривые спроса и предельной прибыли в нижней части (что гарантирует существование равновесия на рынке). На рис. 8 мы видим, что в случае монопольного положения производство на предприятии отражает точка М (количество хт и цена рт - при излишке производителя, равном РmВНМ). Однако ценами удержать максимальную монопольную прибыль в этой точке нельзя. Пока одно или несколько предприятий приносят положительную прибыль, издержки вступления на рынок и ухода с него - нулевые, конкурирующее предприятие может выйти на рынок и занять точку N нулевой прибыли (р„ = СМ). Точка N - это как раз точка равновесия, удерживаемая ценами: всякое предприятие, у которого предложение меньше, должно применять Цену, большую, чем рn, чтобы не создавать дефицита, а любое предпри- ятие, у которого предложение больше, чтобы еще эффективнее воспользоваться снижением издержек, должно применять цену, меньшую, чем средние издержки, чтобы обеспечивать сбыт своей продукции. Точку N характеризует существование в равновесии предприятия, единственного на рынке, которое пользуется уменьшением издержек, максимально учитывая необходимость соблюдать бюджетный баланс. В этом случае говорят о так называемой естественной монополии. В отличие от случаев монополий, рассмотренных выше, существование в равновесном состоянии одного предприятия на рынке не приводит к возникновению экзогенных ограничений (чрезмерных издержек вступления на рынок), но вызывает эндогенный процесс отбора, связанный с тем, что товар производится единственным способом. Тем не менее точка N не является точкой максимального общественного излишка. В этой точке общественный излишек равен ABGN. Максимизация общественного излишка влечет за собой уравнивание предельных издержек и цены, но в точке N все иначе: вследствие того, что кривая издержек убывает, цена, равная средним издержкам, выше предельных издержек. Действительно, производство оптимально в точке Е. Конечно, у предприятия будет отрицательный излишек (поскольку в этой точке средние издержки выше, чем цена), равная ВРеЕ, но можно убедиться, что эти убытки более чем покрыты выигрышем в излишке потребителей, который вместо APnN в точке N располагается на АРеЕ в точке Е. Производя в точке N, рынок вызывает чистый общественный убыток NGE (равный чистому изменению общественного излишка при переходе от N к Е - положительное изменение NFE для потребителей за вычетом отрицательного изменения GFE для производителей").
Рис. 8. Равновесие естественной монополии и общественный оптимум Никакое общественное предприятие не может оптимально производить без специфического вмешательства государства, поскольку это приносит убыток. Здесь ситуация также отличается от монопольных ситуаций, рассмотренных выше. Это суб-оптимальное положение естественной монополии никак не связано с наличием барьеров для вступления на рынок. Оно происходит только от наличия ограничения в виде бюджетного равновесия. Очень часто сокращение средних издержек связано с наличием значительных постоянных издержек (в тех секторах, где требуются предварительные крупные капиталовложения, прежде чем можно будет начинать производство - как, например, в железнодорожном или воздушном транспорте). Рис. 9. Оптимальное производство для случая естественной монополии Никакое частное предприятие не в состоянии производить продукт оптимальным образом. В лучшем случае можно достичь рыночного равновесия путем уравнивания цены средних издержек (и, следовательно, при нулевой прибыли). Чтобы оказать поддержку в такой суб-оптимальной ситуации, государство может действовать одним из двух способов: - предоставить предприятию субсидию в размере Со при условии, - национализировать предприятие, производить благо при предель Прежде чем запустить производство блага в условиях естественной монополии, нужно в любом случае быть уверенным, что полученный общественный излишек будет выше, чем общественный излишек в случае непроизводства (ситуация, когда не приходится поддерживать фиксированные издержки). Мы будем предполагать, что F(0) = 0. В случае, изображенном на рис. 9а общественный излишек в оптимальных условиях по- ложителен. Значит, предпочтительнее производить благо. В случае, изображенном на рис. 9b общественный излишек всегда отрицателен, даже в условиях оптимума, и предпочтительнее производством не заниматься (поскольку ситуация F(0) - С(0) = 0 предпочтительнее). К сожалению, на практике кривые F(x) и С(х) редко встречаются целиком. Как в таких случаях знать, следует или не следует начинать производство? Простой тест, не требующий обширной информации, состоит в том, чтобы исследовать, существует ли реальная цена - т.е., цена, которую потребители готовы заплатить на рынке поставляемых благ и которая позволяет достичь бюджетного равновесия. Так убеждаются в том, что кривая F(x) пересекает кривую С(х) и, следовательно, когда производят в точке оптимума, - располагается ниже ее (это условие на рис. 9а выполнено, на рис. 9Ь —нет).
Рис. 10. Сильная естественная монополия, слабая естественная монополия и естественная дуополия Гипотеза убывающих издержек — это достаточное, но не необходимое условие естественной монополии. Ведь для того же самого достаточно, чтобы издержки были «суб-аддитивными», т.е., чтобы затраты на производство определенного количества блага на одном предприятии были меньшими, чем на нескольких отдельных предприятиях: С(Б Xj) < или = £ C(xi). На рис. 10 следует выделять три участка: тот, где средние издержки убывающие (случай «сильной» естественной монополии); тот, где средние издержки начинают убывать, но остаются суб-аддитивными (случай «слабой» естественной монополии); и тот, где издержки уже не субаддитивны. На рис. 10 изображена кривая для минимальных средних издержек: ниже точки Xi выгоднее производить благо на одном предприятии. Выше этой точки производство обходится дешевле, если ввести второе предприятие, затем выше точки х2 - третье и т.д. Как видно на рис. 10, наличие сильной естественной монополии, слабой естественной монополии, естественной дуополии и т.д. будет определяться положением кривой спроса (Di - сильная монополия, D2 — слабая монополия, D3 - дуополия). Слабая монополия, как и сильная, на рынке со свободной конкуренцией обезопасит себя от вступления на рынок конкурентов, производя благо в точке нулевой прибыли для себя (Mw для спроса D2). Однако в этой точке можно удерживаться при помощи ценовой политики только в случае, если потенциальным конкурентам приходится удовлетворять весь спрос, возникающий по тем ценам, которые они предлагают (в противном случае они были бы в состоянии применять цену ниже, чем pw, например, рс, при условии отказа от продаж по цене, равной х'с - хс — см. рис. 10). Такое явление не может произойти в условиях сильной естественной монополии. Даже если будет соблюдаться запрет на отказ от продаж, слабая монополия не будет производить в точке оптимума. Тем не менее, ее производство, в отличие от производства у сильной монополии, будет слишком загруженным (в точке xw, где pw = средним издержкам, а не в хе, где ре = предельным издержкам). Здесь потенциальная конкуренция «разрушительна» в том смысле, что она обязывает слабую естественную монополию производить с издержками выше предельных (положение, которое она бы сама и без этого избрала, поскольку оно соответствует максимизации ее прибыли). Существование слабой естественной монополии оправдывает государственное вмешательство двух видов: запрещение отказа от продаж и защиту от конкуренции посредством законов для поддержания «оптимального» уровня прибыли.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 402; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |