Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды фирм по организационно-правовой форме




С правовой точки зрения под фирмой подразумевается самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, который соединяет под своим управлением факторы производства — капитал, землю и труд — для производства то и услуг.

Правовая форма – это комплекс правовых норм, определяющих отношения участников предприятия со всем окружающим миром.

Основные организационно-правовые формы предпринимательской деятельности:

1. Единоличная (частнопредпринимательская) фирма.

2. Партнерство (товарищество).

3. Корпорация (акционерное общество).

4. Государственное предприятие.

5.

1 ЕДИНОЛИЧНАЯ (частнопредпринимательская) ФИРМА — это фирма, принадлежащая одному лицу, которое владеет всеми е активами и несет персональную ответственность по всем ее

обязательствам (является субъектом неограниченной ответственности).

Собственник классической частнопредпринимательской фирмы — центральная фигура (принципал), с которой владельцы всех остальных факторов производства заключают контракты. Он владеет обычно наиболее важным (специфическим) ресур­сом. Таким ресурсом могут быть особые интеллектуальные, пред­принимательские и тому подобные способности. Цель частно­предпринимательской фирмы — получение остаточного дохода, остающегося после осуществления всех платежей владельцам привлекаемых факторов.

Преимущества частнопредпринимательской фирмы:

· простота организации. Благодаря ей коммерческое предпри­ятие, основанное на единоличной собственности, создается без особых затруднений;

· свобода действий владельца фирмы. Ему нет необходимости согласовывать принимаемые решения с кем бы то ни было (он самостоятелен в ведении всех своих дел);

· экономическая мотивация (получение всей прибыли, остаточного дохода одним лицом — владельцем фирмы).

· Недостатки частнопредпринимательской фирмы:

· ограниченность финансовых и материальных ресурсов. Это обусловлено не только нехваткой собственного капитала, но трудностями привлечения кредитных ресурсов. Кредиторы весьма

· неохотно идут на предоставление ссуд единоличным собственникам, полагая, что эта форма бизнеса не стол привлекательна для них, как другие формы. Поэтому основным источником финансирования частнопредпринимательской деятельности служат сбережения собственника и средств взятые в долг у родственников, близких друзей и т.п. Со временем капитал можно нарастить, пустив в дело полную прибыль, однако и в этом случае рост фирмы будет медленным. Поэтому по размерам индивидуальные предприятия, как правило, невелики;

· отсутствие развитой системы внутренней специализации производственных и управленческих функций (особенно в условиях малых и средних предприятий); определенные налоговые проблемы. Они возникают в связи с тем, что дополнительные выплаты, осуществляемые частной предпринимательской фирмой (например, на медицинское страхование и страхование жизни) не рассматриваются налоговыми органами ряда стран как ее расходы и поэтом; не подлежат исключению из прибыли при расчете налогооблагаемой базы. (Корпорации, напротив, пользуются налоговыми льготами в отношении подобных выплат.) Едино личный собственник должен оплачивать подобные расход из прибыли, остающейся в его распоряжении после налоге обложения;

· трудности при передаче прав собственности. В отличнее корпораций никакое имущество единоличного предприятия не может быть передано членам семьи при жизни владельца. Это ограничивает маневренность единоличной формы организации бизнеса, создает дополнительные проблемы в процессе накопления капитала;

· неограниченная ответственность собственника по обязательствам, взятым на себя его предприятием фирме предъявлены иски, в том числе в судебном порядке ее собственник отвечает перед судом и несет полную персональную ответственность. Это означает, что для урегулирования претензий может быть конфисковано не то-имущество фирмы, но и личная собственность владельца. Аналогичный исход бывает и в случае банкротства. Все это ставит единоличного собственника в рискованно положение.

2. ПАРТНЕРСТВО (товарищество). Эта форма подобна единоличной собственности во всех отношениях, за исключением того, что в ней существует более чем один собственник. В полном товариществе все партнеры также несут неограниченную ответственность.

Модифицированной формой полного товарищества является смешанное (коммандитное) товарищество, или товарищество на вере. Основная ее особенность заключается в том, что наряду с одним или несколькими участниками, отвечающими по обязательствам товарищества всем своим имуществом, имеется один или несколько участников, ответственность которых ограничивается их вкладами в дело. Коммандитные товари­щества в некоторых случаях могут выпускать акции на сумму вкладов внешних участников. Такие участники называются акционерными коммандитистами, а общество — акционерной коммандитной.

3. КОРПОРАЦИЯ (по российскому законодательству — акционерное общество). Она представляет собой обезличенное предприятие с правом юридического лица, созданное в разре­шительном порядке и обладающее уставным капиталом, раз­деленным на определенное число равных долей — акций.

Отличительные черты и преимущества корпораций:

· существуют независимо от их собственников;

· ограниченная ответственность. Ответственность членов общества, которых называют акционерами, ограничивается на­рицательной стоимостью приобретенных ими акций. В случае возникновения претензий к акционерному обществу закон за­прещает конфискацию личного имущества его собственников;

· Акционеры имеют право на долю доходов корпорации. Часть прибылей, выплачиваемая владельцу акций, называется дивидендом. Та часть, которая не выплачивается в качестве дивидендов называется нераспределенной прибылью;

· Право акционеров передавать свои акции другим лицам;

акционерные общества бывают двух типов — открытые и закрытые. Акции открытых обществ распространяются в свободной продаже на условиях, устанавливаемых законами и иными правовыми актами. Акционерные общества открытого типа создаются для того, чтобы собрать большой капитал. Акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее деленного круга лиц, называется закрытым. Таким образом не вправе проводить открытую подписку на выпуска им акции.

Преимущества, связанные с ограниченной ответственное возможностью передачи собственности, а также способности акционерного общества привлекать капитал сверх вкладов владельцев определили широкое распространение корпоративной формы организации бизнеса в промышленности, торговле банковском и страховом деле, в других сферах экономики. Поэтому в настоящее время акционерные общества — наиболее распространенная форма предпринимательства, своего рода «арматура» мировой экономики. Это объясняется отчасти тем, что их деятельность хорошо отработана исторической практикой, предшественники таких обществ появились еще в XV—XVIвв., когда были созданы банки Св. Георгия в Генуе и Св. Амвросия в Милане. В XVII в. возникли крупные торговые компании: голландская Ост-Индская компания (1600 г.), французская «Компания дез Энд оксиданталь" (1628 г.). К этому времени относит; и появление столь известного сегодня понятия "акция", впервые встречающегося в Уставе голландской Ост-Индской компании, участники которой именовались акционерами.

Недостатки корпораций:

порядок уплаты налогов, предусматривающий двойное налогообложение: уплату налога с прибыли, которая сокращает величину дохода, причитающегося акционерам, и уплату»-лога с дивиденда, получаемого владельцами акций;

затраты времени на регистрацию акционерного общества бюрократическую волокиту, иногда имеющую место в процессе образования общества.

4. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ — производственная единица, характеризующаяся двумя основными чертами:

а) имущество такого предприятия и управление им поли или частично находятся в руках государства и его органов (объединений, министерств, ведомств): они либо владеют капиталом предприятия и обладают безраздельными полномочия распоряжаться им и принимать решения, либо объединяются с частными предпринимателями, но влияют на них и контролируют их;

б) в своей деятельности оно руководствуется не только поиском наибольшей прибыли, но и стремлением удовлетворить общественные потребности, что может ограничивать экономическую эффективность или даже вести в некоторых случаях к потерям, которые, однако, оправданны.

От государственных предприятий следует отличать государственные учреждения, которые преследуют внеэкономические ели (больницы, школы, общественные службы) и не участвуют в собственно рыночном обмене.

Причины возникновения предприятий государственного сектора:

1. Исторические причины. В ряде стран Европы государст­венные предприятия возникли по воле государственной власти в эпоху меркантилизма. Во Франции, например, одним из наибо­лее известных инициаторов создания государственных мануфак­тур в XVIII в. был тогдашний министр финансов Кольбер. В Рос­сии активный процесс создания государственных мануфактур, основанных на крепостном труде, осуществлялся Петром I.

2. Некоторые государственные предприятия появились в результате экспроприации, вызванной особыми политическими обстоятельствами (например, конфискация французским государством заводов Рено и Берлие, чьи хозяева были обвинены в сотрудничестве с фашистами в годы Второй мировой войны).

3. Государственные предприятия могут также возникать в результате выкупа частных предприятий, находящихся на грани банкротства или испытывающих серьезные трудности в области технической модернизации. Во многих странах правительство национализирует частные предприятия, предоставляющие общественные услуги не способные функционировать без постоянной поддержки.

4. Основная финансовая причина возникновения государственных предприятий — стремление государства иметь постоянный и стабильный источник доходов. С этой целью государство устанавливает монополию на производство некоторых товаров массового спроса (табак, водка, спички).

5. Технические причины. Под ними подразумеваются причины, обусловленные техническими свойствами таких производств, которые не в состоянии развиваться в рамках частной инициативы (железные дороги, электростанции, атомная энергетика и т.п.).

6. Идеологические причины возникновения государственных предприятий имеют место тогда, когда расширение госсектора в экономике происходит в условиях социальных или экономических реформ. Чаще всего такие реформы происходят на фоне политических перемен. Например, в Великобритании широкая национализация промышленных предприятий происходил в 1950—1960-х гг., когда у власти находились лейбористы. Во Франции идейным истоком национализации в послевоенный период послужила программа Национального совета Сопротивления. В бывших социалистических странах национализация проводилась для создания так называемой общенародной (государственной) собственности как условия реализации социалистических идеалов.

Предприятие является государственным, если государств контролирует структуру и функционирование производствен­ной единицы.

Правовой статус государственных предприятий в различ­ных странах отличается большим разнообразием. В зависимости от способа и степени участия государства в собственности предприятия и в его управлении различают три основные формы государственных предприятий:

бюджетные предприятия,

• государственные корпорации;

• смешанные компании.

Бюджетные предприятия. В эту группу входят предприятия, не имеющие ни юридической, ни хозяйственной самостоятельности. По своему положению они относятся к системе государственного административного управления и непосредственно подчиняются каким-либо министерствам, ведомствам или органам местного самоуправления или структурно входят в них. Они не платят налогов на полученную прибыль, все их доходы и расходы проходят через госбюджет.

Внешними источниками финансирования они обычно пользуются, а субсидируются за счет государственной казны.

Руководители предприятий назначаются соответствующими государственными органами и наряду с остальным персоналом считаются государственными служащими. К числу бюджетных предприятия обычно относятся службы связи, верфи, предприятия ВПК и т.п. Такие предприятия выступают в качестве неких «продолжений государства» и представляют собой самые старые и классические формы государственных предприятий.

Государственные корпорации. Это довольно распространенная организационно-правовая форма государственных предприятий. Наряду с хозяйственной деятельностью, государственные корпорации выполняют, как правило, определенные регулирующие и управленческие функции в установленных пределах от имени государства. Это значит, что государствен­ные корпорации сочетают черты коммерческого предприятия и государственного органа. Они могут быть образованы в фор­ме акционерного общества, все акции которого принадлежат государству.

Смешанные компании. Они образуются в форме акционер­ных обществ и товариществ с ограниченной ответственностью, акции которых принадлежат государству и частным вкладчикам. Смешанные компании действуют в соответствии с законом об акционерных обществах и являются юридическими лицами, участвуя в хозяйственном обороте на коммерческой основе на­равне с частными фирмами. Тем не менее они обычно пользу­ются определенными привилегиями по сравнению с частными фирмами, которые могут выражаться в предоставлении государ­ственных субсидий и дотаций, льготном режиме получения им­портных лицензий, гарантированных поставках сырья и полу­фабрикатов с других государственных предприятий по твердо Фиксированным ценам, гарантированном рынке сбыта производимой продукции, экспортных дотациях и т. д.

Собственный капитал смешанных фирм складывается из акционерного капитала, капитализированной прибыли и эмиссионного дохода, если их акции реализуются на фондовой бирже. Государство и частные акционеры получают доход от их деятельности в виде дивидендов. Смешанные компании имеют более широкие возможности, чем государственные корпорации, пользоваться заемными средствами.

Роль государственного сектора — способствовать акционированию национальной экономики в условиях близких экономическому оптимуму, критерием которого является эффективное использование ресурсов страны и увеличение ВВП.

Эта роль имеет двоякое проявление:

а) государственные предприятия выполняют функцию компенсатора по отношению к частному сектору. В период депрессии, например, инвестиции в государственный сектор заменяют недостаточные частные вложения;

б) государственные предприятия могут играть роль инициатора по отношению к частному сектору. Производя с меньшими издержками и продавая по более низким ценам продукцию госсектор может оказывать благотворное воздействие всю экономику. Следовательно, создавая предприятия, государство получает инструмент управления национальной экономикой.

Лекция 8. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОНКУРЕНТНОЙ ФИРМЫ В КРАТКОСРОЧНОМ И ДОЛГОСРОЧНОМ ПЕРИОДАХ. РАВНОВЕСИЕ ФИРМЫ

 

1.Долгосрочный и краткосрочный периоды: определение понятий

2 Концепция издержек в экономической теории

.3.Классификация издержек фирмы с учетом мобильности факторов производства. Издержки и доход фирмы

4, Краткосрочное и долгосрочное равновесие фирмы

 

 

1.Долгосрочный и краткосрочный периоды: определение понятий

 

Поскольку в теории фирмы фактор времени роль, необходимо дать разъяснение двух понятий, используемых экономистами: долгосрочного и краткосрочного периодов. Они не обозначают какого-либо фиксированного отрезка календарного времени, а имеют качественный, экономический смысл и определяются в зависимости от характера фирмы. В течение долгосрочного периода все действующие на определенный момент контракты фирмы будут выполнены оборудование придет в негодность или устареет, так что потребуется его замена, и т.д.

Долгосрочный период — это такой промежуток времени, в течение которого фирма изменяет все факторы производства. Ни один фактор, включая капитал, не остается понятным. Это означает, что в долгосрочном периоде объем» производства фирмы может быть увеличен или уменьшен наиболее выгодного для фирмы изменения – любого фактора.

В отличие от долгосрочного в течение краткосрочного периода фирма имеет минимум свободы выбора. Она не в состоянии даже увеличить выпуск продукции в соответствии и возросшим покупательским спросом. Для этого фирма вынуждена увеличить закупки сырья, возможно, вести сверхурочные ты, а также нанять дополнительных рабочих. Даже после этого пройдет некоторое время, прежде чем фирма начнет пускать дополнительную продукцию. Следовательно, в течение краткосрочного периода увеличение спроса может быть удовлетворено лишь за счет запасов готовой продукции.

Краткосрочный период — это настолько короткий промежуток времени, что в его пределах фирма не может изменить количество используемых в производстве ресурсов (оборудования, производственных площадей, технологий). Изменение объема выпуска в краткосрочном периоде можно, в частности, лишь за счет маневрирования существующими производственными мощностями (например, путем их сверхурочного использования).

Продолжительность краткосрочного периода зависит от характера отрасли. В отраслях, где характер производства позволяет легко менять ресурсы, краткосрочный период длится не более нескольких месяцев. К таким отраслям относятся, в частности, швейная и пищевая промышленность. Для других отраслей период может составлять 1—3 года: автомобильная промышленность, угледобыча, авиастроение, цветная целлюлозно-бумажная промышленность. Краткосрочный период для энергетической промышленности занимает от 6 до 10 лет, в течение которых проектируется, строится и эксплуатацию новая электростанция. Таким образом, в краткосрочном периоде фирма может использовать данное количество производственных ресурсов, которые определяют ее иные возможности или масштаб производства.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 764; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.