Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 9. Регуляция стрессовой реакции у растений. 6 страница

Можно назвать наиболее существенные черты ме­тодов:

1) это способы воздействия одного человека на друго­го, одного коллектива на другой, одного человека на кол­лектив или коллектива на одного человека. Во всех случа­ях метод выступает как особая связь людей;

2) это способы сознательного воздействия, пригодные для многократного использования;

3) это способы достижения определенных целей;

4) это способы, обеспечивающие преобладание воли субъекта власти;

5) это способы организации, упорядочения происхо­дящих в системе процессов, осуществления общих функ­ций, возникающих в совместной деятельности;

6) это системы способов осуществления субъектами исполнительной власти их компетенции. В то же время, как правило, они сами регулируются правом. Соответству­ющие нормы являются важнейшим элементом компетен­ции и определяют, какие способы властного воздействия и в каких условиях могут использоваться.

Но не все методы, способы властного воздействия полностью урегулированы правом. Так, принуждение пол­но, четко охвачено правовыми нормами, поощрение во многом основано на юридических актах, но возможно его использование и помимо юридической формы, а метод убеждения правом урегулирован лишь частично.

Правовые нормы закрепляют, а государственная ад­министрация в своей практике использует большой арсе­нал методов воздействия. Их можно поделить на науч­ные и ненаучные, демократические и диктаторские. Не­обходимо различать методы внутриаппаратного и внеш­него воздействия на граждан, организации.

В зависимости от того, осуществляется властное воз­действие прямо на волю или косвенно, через интерес, со­знание, эмоции различают методы прямого и косвенного воздействия.

Виды методов управления. Их достаточно много, и классифи­цировать их на определенные группы можно по нескольким основаниям: по масштабу применения; по характеру и направ­ленности организующего взаимодействия; по видам применяе­мых средств управленческого воздействия и некоторым другим.

По масштабам применения все методы управления можно разделить на всеобщие и частные. Всеобщие методы управления применяются во всех областях, отраслях и сферах государствен­ного управления, на всех его иерархических уровнях для реше­ния любых задач и осуществления управленческих функций. К этой группе методов управления относятся, убеждение и при­нуждение. Частные же методы управления постоянно применя­ются лишь в немногих отраслях и сферах государственного уп­равления, а в других — эпизодично, для решения лишь отдель­ных управленческих задач.

По характеру и направленности организующего взаимодей­ствия следует выделить правовые и неправовые методы взаимо­отношений управляющих субъектов с управляемыми объекта­ми, а среди тех и других — еще целый ряд их разновидностей: методы идеологического воздействия, связанные с использова­нием различного рода призывов, лозунгов, политических про­грамм, социальных концепций и других идеологических средств группового воздействия; методы психологического воздействия, при которых различными организационно-психологическими средствами создаются условия психологической предрасполо­женности к труду, проявлению социальной активности и вы­полнению каких-либо гражданских обязанностей (повышение общественной репутации профессии, всевозможные психологи­ческие побуждения к выполнению гражданского долга, возбуждение патриотических чувств и т. д.); методы экономического воздействия с помощью различных систем материального сти­мулирования, ценообразования, налоговых льгот и других ры­чагов организационно-экономического воздействия; методы организационно-властного (административного) воздействия, формами проявления которых являются директива, приказ, ука­зание управляющего субъекта подчиненным лицам и руководи­мым объектам о целях, характере и способах их деятельности.

По видам применяемых средств воздействия на управляемые объекты и подчиненных лиц методы управления делятся на методы убеждения, стимулирования и принуждения.

 

2. Содержание и взаимосвязь убеждения, стимулирования, принуждения как всеобщих основных методов управления

В системе методов управления убеждение и принуждение играют особую роль и являются всеобщими методами осуществ­ления любых управленческих функций во всех отраслях и сфе­рах реализации исполнительной власти на всех ее уровнях.

Наряду с убеждением и принуждением весьма распростра­ненным методом управления выступает стимулирование. По своим целям и средствам управленческого воздействия метод стимулирования очень тесно связан с методом убеждения в форме применения к подчиненным лицам и руководимым объектам различных мер материального и морального поощре­ния. Но в применении различных мер материального и мораль­ного поощрения в рамках метода убеждения и метода стимули­рования имеются весьма существенные различия, которые и обусловливают своеобразие и самостоятельность стимулирова­ния в системе методов реализации исполнительной власти (ме­тодов управления).

Во-первых, метод стимулирования предполагает заранее пре­дусмотренное правовыми нормами применение определенных видов и мер материального и морального поощрения при дос­тижении конкретных, также заранее обусловленных, количе­ственных и качественных показателей и результатов работы подчиненных лиц и руководимых объектов, тогда как примене­ние различных мер материального и морального поощрения в рамках метода убеждения осуществляется по воле и усмотрению начальства без каких-либо предварительно оговоренных усло­вий и показателей их работы.

Во-вторых, организующее волевое воздействие на деятель­ность подчиненных лиц и руководимых объектов оказывается здесь ранее достижения определенного результата и действует во время его получения, определяя и направляя их действия и поведение в целом к ими же самими поставленной цели. Дости­гая определенных, заранее обусловленных результатов и пока­зателей работы, действующий субъект здесь как бы сам себя по­ощряет, независимо от произвольной воли управляющего субъекта.

В-третьих, применение соответствующих мер материального или морального стимулирования при выполнении предвари­тельно определенных условий и достижении обусловленных конкретных показателей объективно гарантировано и защище­но возможностью обращения к административному и судебно­му способам государственной защиты.

В-четвертых, хотя сфера применения метода стимулирова­ния и широка, но все же более ограничена, чем применение различных мер материального и морального поощрения как побудительных и оценочных моментов в рамках использования убеждения как всеобщего метода управления. Так, в отраслях социально-культурной области (образование, здравоохранение, культура) применение стимулирования крайне ограничено, а в отраслях административно-политической деятельности государ­ства (министерства обороны, внутренних дел, федеральная служба безопасности и др.) во многом и вовсе исключено, пото­му что нельзя стимулировать количество задержаний, доставле­ний, число и суммы взысканных штрафов и т. д.

Стимулирование как метод государственного управления при­меняется в отношении как физических, так и юридических лиц. Инициативная и результативная деятельность различных катего­рий государственных и муниципальных служащих, например, стимулируется установлением для них различных льгот и приви­легий (персональные автомобили, дачи, различного рода надбав­ки и выплаты, льготы по налогообложению, квартплате и т. д.). Средствами стимулирующего управленческого воздействия орга­нов государственной исполнительной власти на деятельность организаций выступают установленные государством льготы (на­логовые, финансовые и др.), квоты (установление физических и стоимостных показателей на производство, экспорт, импорт оп­ределенной продукции), установление льготных режимов произ­водственно-хозяйственной деятельности на определенных территориях и в регионах (зоны свободной торговли, льготного пред­принимательства и т. д.) и другие стимулирующие средства орга­низационно-экономического характера.

Тема: СУБЪЕКТИВНЫЙ МЕТОД ОБСЛЕДОВАНИЯ ПАЦИЕНТОВ.

 

План:

 

1. Расспрос пациента. Значение и методика проведения расспроса. Общие данные о пациенте.

2. Жалобы. Расспрос по системам.

3. Анамнез данного заболевания.

4. Анамнез жизни: детство (место рождения, условия вскармливания в грудном возрасте, как развивался и учился в школе, материально-бытовые условия жизни семьи); профессиональный анамнез (какое окончил учебное заведение, полученная профессия, особенности трудовой деятельности – профессиональные вредности, физическое перенапряжение, длительные командировки, ночные смены, стрессовые и конфликтные ситуации). Материально-бытовые условия в настоящее время. Семейное положение. Вредные привычки. Перенесенные заболевания, интоксикации, травмы, операции. Наследственность. Аллергологический анамнез.

Для правильной поста­новки диагноза необходимо иметь наиболее полную и подробную инфор­мацию о состоянии здоровья пациента. Такие сведения можно получить при обследовании пациента. Различают: субъективный метод обследования (расспрос пациента) и объективные методы обследования (осмотр, перкуссия, пальпация, аускультация, лабораторные и инструментальные методы).

Субъективный метод обследования (расспрос пациента).

Субъективным методом обследования является рас­спрос пациента. Медицинская сестра должна хорошо усвоить методику его проведения. Этому умению надо учиться. Если пациенту дать возможность самому рассказывать о болезни и жиз­ни, то он может опустить важную информацию, а детально остановиться на второстепенных обстоятельствах. Некоторым пациен­там бывает трудно рассказать о своих вредных привычках, перене­сенных в прошлом венерических заболеваниях. Надо расположить к себе пациента, вступить с ним в до­верительные отношения и начинать расспрос путем последовательной постановки вопросов по опреде­ленной схеме.

Схема эта включает в себя следующие разделы:

· общие сведе­ния о пациенте;

· жалобы пациента;

· анамнез (история) за­болевания;

· анамнез жизни пациента.

Общие сведения о пациенте. Эта часть расспроса вклю­чает следующие сведения о пациенте:

- фамилия, имя и от­чество;

- возраст (дата рождения и количество полных лет). Пожилой возраст пациента, особенно если человек выг­лядит старше своих лет, позволяет заподозрить у него наличие атеросклероза, артериальной гипертензии. Знать возраст необходимо также для расчета дозы препаратов при проведении медикаментозной терапии.

- местожительство пациента (например, проживание в загазованных, экологически неблагоприятных районах повышает риск развития онкозаболеваний, в местности с недостатком йода – эндемического зоба);

- образование, профессия, место ра­боты и должность. Зная профессию и условия труда пациента, можно выяснить причины и условия, спо­собствующие заболеванию (например, возможность интоксикации, переох­лаждения);

- семейное положение.

Жалобы пациента. Выясняют жалобы пациента на момент обра­щения в амбулаторное учреждение или поступления в стационар. Анализ жалоб предусматривает выделение основных и дополнительных.

Вначале выясняют основные жалобы, тщательно детализируя их по схеме, включающей ее характеристику, локализацию и иррадиацию (для боли), время и причины появления, после каких процедур она уменьшается или исчезает. Например, если пациент жалуется на боли в сердце, надо выяснить характер болей (давящие, колющие, ноющие и т.д.), их локализацию (за грудиной, в области верхушки сердца, разлитые боли в левой половине грудной клетки), возможную иррадиацию (боли могут иррадиировать в левую руку, плечо, спину и т.д.), условия возник­новения болей (в покое или при физической нагрузке), чем боли купируются (проходят самостоятельно после отдыха или необходимо принять под язык Нитроглицерин). Если пациент жалуется на боль в животе, необходимо выяснить характер боли (острая приступообразная или постоянная тупая, ноющая), локализацию (в области эпигастрия, области правого подреберья, внизу живота), возникает ли она натощак или после приема пищи (если после еды, то через какое время), купируется приемом пищи или, наоборот, усиливается после еды. Детализация основных жалоб помогает связать их наличие с поражением определенных органов и систем организма. Бывают жалобы, характерные для многих заболеваний: кашель, головная боль, слабость, повышение температуры тела, снижение аппетита и другие, а бывают специфические жалобы, позволяющие сразу заподозрить какое-либо конкретное заболевание. После того как пациент подробно опишет основные жалобы, выясняются дополнительные. Выявляются эти жалобы по системам. Это связано с тем, что некоторые больные, имея хронические заболевания, привыкают к определенным жалобам (например, кашель при хроническом бронхите) и не указывают на них. Зная перечень симптомов, возникающих при поражении каждой системы организма, спрашивают о них у пациента. Судить о со­стоянии дыхательной системы можно по наличию или отсутствию кашля, крово­харканья, болей в грудной клетке при дыхании, одышки. Состояние сердечно-сосудистой системы характеризует наличие или отсутствие болей в облас­ти сердца, сердцебиения, отеков ног, головокружения. При поражении пищеварительной системы может изменяться аппетит, нарушаться глотание, беспокоить тошнота, рвота, боль в животе, нарушения стула и т. д. В разговоре с пациен­том надо учитывать его образовательный уровень и ста­раться избегать употребления непонятных для него меди­цинских терминов.

Жалобы Что следует уточнить Описание
СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТАЯ СИСТЕМА
Боли в области серд­ца   Локализация   За грудиной, в области верхушки сердца, в левой половине грудной клетки без четкой локализации.  
    Причина и условия появления   В покое, при физ. нагрузке, при волнении.  
    Характер   Колющие, жгучие, давящие, ноющие, острые, тупые.  
    Продолжительность   Постоянные или приступообразные  
    Иррадиация   В левую лопатку, левую конечность, челюсть  
  Чем купируется Проходит самостоятельно или после приема Нитроглицерина
Сердцебиение   Характер Чувство перебоев в работе сердца, чувство учащенного сердцебиения.  
Одышка   Постоянная или приступообразная   В покое или при физической нагрузке.  
Отеки   На ногах, асцит, анасарка   Отеки на ногах могут появляться к вечеру или быть постоянными. При асците больные будут жаловаться на увели­чение размеров живота, тяжесть в животе. При анасарке отек распространяется на подкожную клетчатку всего тела пациента.  
СИСТЕМА ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ  
Кашель   Продолжительность Постоянный или приступообразный. В течение какого периода времени.  
    Характер   Сухой или влажный (с мокротой), грубый, лаю­щий, тихий.  
Мокрота   Консистенция   Жидкая, вязкая, густая.  
    Количество за сутки   От небольшого количества до выделения мокроты «полным ртом».  
    Характер Слизистая, серозная, гнойная, кровянистая.  
  Цвет Желтый или зеленоватый при гнойной мокроте.
  Запах При гангрене легкого – зловонный, гнилостный.
Боли в грудной клет­ке   Локализация   В правой или левой половине грудной клетки.  
    Характер   Ноющие, тупые, колющие.  
    Продолжительность   Постоянные или приступообразные
  Условия появления При кашле, при глубоком дыхании.
Одышка   Условия появления   В покое, при физической нагрузке.
    Характер Затруднен вдох (инспираторная) или выдох (экспираторная), смешан­ная.    
ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА  
Нарушение аппетита       Снижен или повышен аппетит. Отвращение к мясной пище (может быть при раке желудка). Отвращение к жирной, жаре­ной - при заболеваниях печени.  
Изжога   Интенсивность   Слабая или выраженная.  
  Частота появления Частая или редкая.
  Связь с приемом пищи После еды или без связи с приемом пищи.
Отрыжка   Частота Частая или редкая.  
  Характер Отрыжка воздухом, съеденной пищей.
Тошнота, рвота   Связь с приемом пищи   Есть или нет.  
  Частота Может быть периодически или после каждого приема пищи.
Боли в животе   Локализация   В подложечной (эпигастральной) области, в правом или левом подреберье, внизу живота.  
    Иррадиация   В спину, опоясывающего характера или без иррадиации.
    Характер   Коликообразные, режущие, ноющие.  
    Продолжительность   Приступообразные, постоянные, пе­риодические.  
    Наличие сезонности   Весной или осенью  
    Связь боли с приемом пищи   Голодные, ночные, ранние (сразу после приема пищи), поздние (через 1,5-2 часа после приема пищи).  
Ощущение распирания и тяжести в жи­воте   Локализация   Распространенное или ограниченное вздутие живота (метеоризм).  
Изменение стула   Частота стула Запоры (реже 1 раза в 1-2 дня), поносы (частый неоформленный стул)    
  Консистенция кала Оформленный (плотный) или неоформленный (жидкий, полужидкий, кашицеобразный).
СИСТЕМА МОЧЕВЫДЕЛЕНИЯ
Боли   Локализация   Поясничная область, крестцовая область, над лобком.  
    Иррадиация   В ногу, в область спины, в половые органы.  
    Характер   Острые, тупые, ноющие  
    Продолжительность   Постоянные, приступообразные, периодические.  
    Условия появления   При ходьбе, тряской езде, могут сопровождаться дизурическими явлениями.  
Расстройство моче­испускания (дизурия).   Характер мочеиспускания   Произвольное, не произвольное.  
    Сопровождается ли мочеиспускание резями, жже­нием   В начале, в конце мочеиспускания или безболезненно.  
  Частота мочеиспускания и примерное количество мочи за сутки в мл Учащенное (более 5-7 раз в сутки), редкое (менее 3-5 раз в сутки).
НЕРВНАЯ СИСТЕМА
Головные боли, шум в голове, головокружение   Частота, продолжительность.   Постоянные, приступообразные. Частые или редкие.
КОСТНО-СУСТАВНО-МЫШЕЧНАЯ СИСТЕМА  
Боли в костях, суставах   Локализация   В крупных или мелких суставах.  
    Продолжительность   Постоянные, "летучие", периодиче­ские. В течении какого периода времени: дни, недели, месяцы, годы.
    Когда возникают   В покое, при движении.  
Отечность, деформация суставов, тугоподвижность   Локализация   Крупные или мелкие суставы.  
             

Анамнез (история) заболевания. Это важная часть рас­спроса, так как с ней связывается представление обо всех этапах развития заболевания.

При сборе анамнеза заболевания необходимо получить ответы на следующие вопросы

· когда началось заболевание (считает себя боль­ным с...)

· как оно началось (с чем связывает на­чало болезни, каким было начало - острым или постепенным, какие были симптомы, что тогда предпринял)

· как протекало заболевание (ухудшилось, без перемен, появились новые признаки болезни и т.д.)

· обращался ли пациент за медицинской помощью (куда, когда)

· какое проводилось обследование и лечение, какова эффективность лечения

· о последнем ухудшении (при длительном течении заболевания), по поводу которого пациент обратился за помощью. Интересует время ухудшения, в чем оно вы­разилось, чем пытался помочь себе, причина обращения.

История настоящего заболевания должна отражать развитие болезни от ее начала до настоящего момента. Необходимо выяснить общее состояние здоровья пациента перед возникновением болезни и постараться установить причины, ее вызвавшие.

 

Анамнез жизни пациента - это медицинская биография пациента по основным периодам его жизни.

1) Общебиографические сведения

· место рожде­ния — это может навести на мысль о заболевании, распространенном в данной местности (эндемический зоб)

· каким по счету ребенком в семье был обследуемый

· условия вскармливания в грудном возрасте (больше относится к сбору анамнеза жизни ребенка – информацию необходимо получить у родителей)

· когда начал ходить и говорить, общее состояние здоровья и развития

· время наступления половой зрелости

· у мужчин узнать о службе в армии, и если не служил, то какое заболевание явилось причиной

· у женщин число беременностей, родов, их течение

· где учился, начало трудовой деятельности

2) жилищно-бытовые условия

· отдельная квартира или общежитие, деревянный дом, условия проживания (наличие сырости и т.д.)

· семейное положение (сколько человек в семье, состояние их здоровья, материальная обеспеченность)

3) перенесенные заболевания

· обязательно специально уточняют, болел ли туберкулезом, болезнью Боткина, венерическими заболеваниями

· уточняют особенности течения перенесенных заболеваний, наличие осложнений

· был ли контакт с инфекционными больными

· были ли операции, когда и какие, проводились ли переливания крови (риск заражения вирусным гепатитом)

4) вредные привычки

· курение (с какого возраста, количество сигарет в день). Это фактор риска в развитии заболеваний органов дыхания, сердечно-сосудистой системы

· употребление алкоголя (как часто, какие именно напитки, в каком количестве).

· чрезмерное увлечение кофе и др. возбуждающими напитками

5) экспертно-трудовой анамнез

· кем и где работает

· характер и условия труда

· наличие профессиональных вредностей (пыль – бронхиальная астма, пневмокониозы, вибрация - вибрационная болезнь), физическое перенапряжение, длительные командировки, ночные смены, стрессовые и конфликтные ситуации

· число дней временной нетрудоспособности и количество случаев за год

6) наследственный анамнез

· сведения о состоянии здоровья родителей и ближайших родственников. Это важно, так как некото­рые болезни встречаются у близких родственников (напри­мер, сахарный диабет, артериальная гипертензия, брон­хиальная астма и др.) и предрасположенность к ним может передаваться по наследству.

7)аллергологический анамнез

Получают сведения о не­переносимости лекарственных средств, продуктов питания (тошнота, рвота, зудящая сыпь, потеря сознания), пыли, запахов растений (слезотечение, чихание, насморк). Уточняют, на какие именно вещества была аллергическая реакция, и чем она проявлялась. Спра­шивают, не было ли экссудативного диатеза в детстве.

 

Уровенный режим определяется соотношением поступления и расхода воды. Питание рек может быть дождевым, снеговым, ледниковым и подземным. В большинстве случаев питание смешанное, причем соотношение его отдельных форм неодинаково в раз­ных участках и в разное время года. Дождевое питание рек преобладает в местностях с морским климатом, снеговое — там, где климат имеет континентальный характер, ледниковое — в высокогорных районах, подземное—в засушливое время и зимой, когда реки покрыты льдом, исключающим другие формы питания. Уровень реки повышается в результате резкого усиления дождевого, снегового или ледникового питания в те или иные сезоны, сильно различающиеся в отдельных районах. Уровень воды во время паводков может подниматься на 10-15 м.

Скорость течения реки зависит главным образом от уклона ложа, колебаний уровня и величины сечения. Скорость течения в равнинных реках в межень обычно не превышает 1 м/с, в паводковое время поднимается до 1,5-2 м/с. В горных участках рек скорость потока достигает 5-6 м/с; еще больше она повышается там, где образуются пороги и водопады. Поток воды в реках имеет не ламинарный (линейный), а турбулентный характер, т.е формируются всевозможные завихрения, обусловливающие энергичное перемешивание водной массы и выравнивание всех гидрологических градиентов (температурных, солевых, газовых и др.).

Температура зависит от характера питания реки, климата района, где она протекает, и различных гидрологических особенностей.

Крупные реки, текущие в широтном направлении, несут теплые воды в высокие широты и холодные - в низкие. Сезонные колебания температуры в реках лежат в диапазоне 0-30°С,.

Мутность воды в реках зависит от взвешенного материалы (твердых и органических веществ), породы дна, раствора коллоидов и т.д. В горных реках текущих по неразмывном породам наиболее высокая). В равнинных реках изменяется от паводкового периода (наибольшая) к меженному (наименьшая).

Мутность рек в течение года изменяется в широких пределах, причем наибольшая мутность рек равнинных частей наблюдается во время весеннего половодья при интенсивном смыве почв со склонов речных водосборов, а наименьшая - в зимнее время, когда верхние горизонты почв находятся в мерзлом состоянии, а поверхность водосбора покрыта снегом. Тогда реки получают питание главным образом за счет подземных вод. На горных реках, вытекающих из ледников, наибольшая мутность наблюдается в период таяния ледников и снега в горах. При интенсивных ливнях горные реки нередко превращаются в селевые потоки, несущие большое количество обломочного материала разной крупности. На реках, зарегулированных озерами, мутность воды низкая, так как наносы осаждаются в водоемах-отстойниках.

По количеству взвешенных веществ реки делят на 4 группы содержащие в 1 м3:

1) 0-100 г

2) 100-2000 г

3) 2000-9000 г

4) 9000-12000 г

Реки России относятся к первым двум группам:

1-я группа: Нева, Онега, Енисей 2 г/м3; Обь, Печора – 5 г/м3

2-я группа: Волга (100 г), Дон (230),

Для примера:

3-я группа Сырдарья (900), Амударья (2300)

4-я Самур (Дагестан) (11 000 г)

Растворенные соли в реках представлены карбонатами, сульфатами и хлоридами. В основном реки России гидрокорбанатного класса, кальцевой группы, щелочного типа (91%). Реже сульфатного класса и (реки Приазовья, Северный Кавказ, некоторые северные реки (гипсовые породы,) и реже хлоридные (Прикаспиская низменность, Маныч-Чограй, Калмыкия, Западная Сибирь).

Характерной особенностью гидрохимического режима (состава) речных вод равнинных районов территории России является наличие широтной зональности, сущность которой заключается в том, что степень минерализации речных вод равнинных бассейнов увеличивается с севера на юг. От зоны тундр к зонам полупустынь и пустынь в Прикаспии.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 9. Регуляция стрессовой реакции у растений. 5 страница | Тема 9. Регуляция стрессовой реакции у растений. 7 страница
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 235; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.069 сек.