КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопросы к обсуждению. 4 страница
Достижение поставленных целей обеспечивается за счет совокупности действий и операций, которые составляют процес-Сиально-деятельностную сторону реализуемого субъект-объектного отношения [8, с. 66]. Индивидуальная речевая деятельность (РД) имеет аналогичную психологическую структуру, которая упорядочивает внутриречевые, мыслительные процессы, лексико-грамматические и иные составляющие, а также внешнюю речь. Согласно И.А. Зимней, психологическая структура РД, например говорения, включает в себя: • мотивы — то, ради чего мысль формулируется; • цели — планируемый прагматический результат; • предмет — мысль, которая формируется и формулиру • средства и способы — знания, навыки и умения фор • продукт — высказывание, текст; • результат — та реакция других людей, которая дос
Через призму деятельности рассматриваются практически все виды человеческой активности. Познание определяется в качестве деятельности субъекта, направленной на получение объективированного знания об окружающей объективной действительности [120, с. 506]. В основе познавательной деятельности лежит потребность в познании, которая у одних людей предстает в ярко выраженной любознательности, у других — лишь в виде поверхностного любопытства, у третьих — несколько по-иному, но в любом случае потребность в познании является существенным регулятором познавательной деятельности человека. С этих же позиций рассматривается также психика в целом, и отдельные психические функции, например интеллект, который является ведущим фактором развития человека и который «более близок к природной сущности способностей» [129, с. 244]. Согласно С.Л. Рубинштейну, основным способом существования психического, в том числе мышления, является его
Уг 2. Зак. 8004 существование в качестве процесса, в качестве деятельности [104, с. 255]. Это означает, что мыслительная деятельность, как и любая другая, должна непременно обладать всеми структурными элементами деятельности, т. е. определяться тем или иным мотивом, осуществляться с помощью мыслительных действий и операций и в конечном счете достаточно полно раскрывать сущность познаваемого объекта. И хотя «определить у взрослого человека весь состав его умственных действий и их происхождение невозможно ввиду крайней сжатости, со-кращенности, быстроты и неосознанности его умственной деятельности» [8, с. 101], тем не менее результаты изучения мыслительной деятельности, особенно у детей, свидетельствуют о прямой зависимости характера умственных действий от особенностей познаваемых объектов и конкретных условий взаимодействия с ними. Например, оперирование непосредственно воспринимаемыми предметами и прямое манипулирование ими квалифицируется в психологии как наглядно-действенное мышление. Оперирование образами с опорой на актуальные зрительные восприятия предметов, а также на представления о тех же предметах и их трансформациях присуще наглядно-образному мышлению. Как подчеркивают В.В. Давыдов и В.П. Зинченко, «сенсорно-перцептивный образ является целостным, интегральным отражением действительности, в котором одновременно представлены основные перцептивные категории (пространство, время, движение, цвет, форма, фактура и т. д.). Важнейшей его функцией выступает регуляция деятельности» [45, 13]. Наглядно-образное мышление имеют «уже дети 5-6 лет. Старшие дошкольники оперируют в своих рассуждениях конкретными представлениями, которые возникают у них в процессе игры и в повседневной жизненной практике. У дошкольников появляются зачатки словесно-речевого мышления (они уже строят простейшие формы рассуждений и обнаруживают понимание элементарных причинно-следственных зависимостей» [45, с. 25]. Оперирование абстрактными понятиями считается верным признаком словесно-логического мышления. Само название свидетельствует о том, что в процессе мыслительной деятельности имеют место логические операции, а именно:
• анализ — мысленное расчленение целого объекта на • синтез — мысленное воссоединение целого из частей, • абстракция — вычленение каких-либо признаков изу • обобщение — выделение существенных сторон, общих • сравнение — сопоставление, например в родном и ино • планирование — построение оптимальной системы ум • рефлексия — умение рассматривать основания своих ум Само собой разумеется, перечисленные логические операции реализуются во взаимосвязи: предпосылкой обобщения является сравнение, специальным способом познания новых сторон, качеств и свойств предметов является анализ через синтез [103].
Уг2* Само название словесно-логического мышления свидетельствует о том, что человек как субъект мыслительной деятельности осуществляет логические операции в словесной, языковой форме, с помощью языковых знаков, т. е. оперирует словами как абстрактными понятиями. Слово как языковой знак может функционировать и в качестве конкретного понятия и даже представления. Зачатки логического мышления складываются уже на наглядно-образном уровне его развития, а достижения предыдущего этапа, согласно общему философскому принципу, сохраняются на последующем в «снятом» виде (Гегель). В результате образы, комплексные представления, конкретные и абстрактные понятия используются как средства мыслительной деятельности, а такие логические операции, как анализ и синтез, являются «общими знаменателями» всего познавательного процесса: и мышления, и чувственного познания. В этом выражается единство познавательного процесса, хотя он принимает различные формы, выступая либо как анализ чувственных образов вещей и их синтез, либо как мыслительный анализ и синтез словесных «образов», «понятий» [30, с. 289]. Главное, что словесно-логическое мышление, мыслительная деятельность совершаются в языковой форме и представляют собой процесс формирования и использования понятий, т. е. оперирования ими в процессе формулирования суждений, умозаключений. Вместе с тем мышление характеризуется не только способностью осуществляться в языковой форме, но и единством осознаваемого и неосознаваемого. Для решения познавательных проблем именно неосознаваемые процессы приобретают порой решающее значение [129, с. 227-228]. Осуществление перечисленных выше логических операций, оперирование вещами, образами и понятиями в языковой форме опирается на функциональные, операционные и мотивацион-ные механизмы мыслительной деятельности. Функциональные механизмы, согласно Б.Г. Ананьеву, «детерминированы онтогенетической эволюцией и природной организацией человеческого индивида» [7, с. 207]. В отличие от них «операционные механизмы не содержатся в самом мозге — субстрате сознания, они усваиваются человеком в процессе воспитания, образования, в общей его социализации и носят конкретно-исторический характер» [7, с. 207]. Но и те, и другие механизмы мышления изучены пока недостаточно. Исследованию подвергались преимущественно логические операции в плане формирования и развития теоретического мышления. Вместе с тем, «в процессе деятельности происходит тонкое приспособление операционных механизмов к требованиям деятельности, они приобретают черты оперативности* [130, с. 214], что имеет место, в процесс формирования и совершенствования иноязычных навыков. «Мотивационные механизмы, включающие все уровни мотивации (от органических потребностей до ценностных ориентации) относятся к характеристикам человека как индивида и личности» [7, с. 208]. Некомпенсируемая роль положительной мотивации, «мотивационного запала» в продуктивности мыслительной деятельности, как, впрочем, и в реализации любого другого вида человеческой активности, общеизвестна. На основе рефлексии как специфической человеческой способности человек является субъектом самопознания, превращает самого себя в предмет специального рассмотрения, изменения и саморазвития. В современной антропологической психологии идея саморазвития прочно ассоциируется с фундаментальной способностью человека «становиться и быть подлинным субъектом собственной жизни, превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования» [109, с. 147]. В таком случае активность человека как субъекта становится средством его саморазвития и, главное, самоутверждения в окружающем мире.
Учение как специально организованный процесс усвоения общественно-исторического опыта представляет собой учебно-познавательную деятельность, направленную на овладение знаниями, навыками и умениями, нормами общественного поведения [94, с. 430]. В контексте учения как специфического вида активности человека сравним значения понятий «усвоение» и «овладение». Усвоение представляет собой индивидуальный механизм стихийного и (или) целенаправленного присвоения, освоения человеком общественно-исторического опыта.
44
Под усвоением подразумеваются практически все познавательные процессы человека, направленные на достижение запланированного результата — овладение учебным материалом. Термин «овладение» чаще всего используется для обозначения четвертой стадии процесса усвоения. Так, С.Л. Рубинштейн писал, что процесс усвоения представляет собой «первичное ознакомление с материалом или его восприятие в широком смысле слова, его осмысление, специальная работа по его закреплению, и, наконец, овладение материалом — в смысле возможности оперировать им в различных условиях, применяя его на практике» [103, с. 85]. По мнению И.А. Зимней, данная четырехэтапная «схема усвоения от первой встречи с учебным материалом до его использования в различных ситуациях на практике представляет общую стратегию усвоения» [55, с. 238]. Автор подчеркивает, что «четвертый этап усвоения — применение на практике — есть не только результат учения, но и способ овладения знаниями, их закрепления, формирования прочных навыков» [55, с. 237-238] и обращает внимание на то, что на этом этапе усвоения овладение знаниями направлено уже не на учение, а на более широкий «жизненный контекст, в котором знания и умения приобретают иные качества» [55, с. 238], например, управляемость как характерное качество любого полноценного процесса усвоения учебного материала, предусматривающая то или иное (от максимального до минимального) участие в управлении учителя, при наличии достаточно высокого уровня самостоятельности, организованности, волевых и других качеств ученика или студента превращается в саморегуляцию его многоплановой активности, включая самостоятельную работу. Самостоятельная работа определяется И.А. Зимней как «целенаправленная, внутренне мотивированная, структурированная самим субъектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельность», интерпретируется как «высшая форма учебной деятельности» [55, с. 255]. Психологическое содержание самостоятельной работы как высшей формы учебной деятельности человека наиболее адекватно отражает термин «овладение» чем-либо, поскольку в ее осуществление (в том числе в процесс Таблица 1 Этапы формирования навыка
саморегуляции) вполне сознательно вовлекаются и индивидные, и субъектные, и личностные качества человека на всех этапах ее реализации. В данном случае речь идет об учебной компетенции (например, в изучении языка и культуры), которая, согласно Н.Ф. Коряковцевой, характеризуется тем, что ученик умеет определить адекватную учебную задачу, оценить и соотнести ее со своими конкретными потребностями и интересами в изучении ИЯ, самостоятельно подобрать соответствующие средства для решения, определить ожидаемый результат, распорядиться стратегиями и приемами учебной деятельности, отслеживать и контролировать результат решения учебной задачи, дать оценку ее решения, внести определенную коррекцию в результат решения, оценить свой уровень владения ИЯ, свой опыт в изучении языка и культуры [64, с. 42—43]. Перечисленные умения характеризуют способность учащегося самостоятельно и компетентно регулировать мотивационный, исполнительный и контрольно-оценочный компоненты своей учебной деятельности [64, с. 43]. В контексте учебно-познавательной деятельности, направленной на овладение ИЯ в начальной и основной школе, особое место занимают формирование и совершенствование иноязычных навыков и умений. Процесс овладения навыком представляет собой многократное выполнение действий, направленное на их автоматизацию (табл. 1) [89, с. 113]. Процесс овладения умениями также представляет собой поэтапный переход от первичного умения к умению вторичному, творческому. В этот процесс вовлекаются как знания, так и навыки, что отражает психологическая схема формирования вторичного умения: от понимания (знания) через первичное умение и навык к вторичному творческому умению [55]. Причем первичное умение как еще неумелое, недостаточно уверенное выполнение действий и поступков составляет неотъемлемую фазу формирования самого навыка, а овладение вторичным творческим умением представляет собой доведение владения действиями и поступками до уровня гибкого навыка, когда их автоматизированные компоненты практически не осознаются и внимание учащихся переключается преимущественно на содержание и условия реализации того или иного вида деятельности. Несколько упрощая, можно сказать, что если навык соотносится с отдельным действием, то умение — с целостной деятельностью или любым видом человеческой активности, который осуществляется в виде субъект-объектного отношения.
Игра как вид человеческой активности также определяется в качестве самостоятельного вида деятельности. Однако она, как правило, противопоставляется утилитарно-практической деятельности и характеризуется прежде всего переживанием удовольствия от самого процесса игровой деятельности [120, с. 195]. Игра «является самоценным действием, осуществляемым ради наслаждения от самого его процесса, а не ради получения некоего продукта» [58, с. 30]. Причем потребность в игре испытывают как дети, так и взрослые. «В подростковом и юношеском, молодом и среднем, даже пожилом возрасте существует разнообразные ее проявления...» [7, с. 160]. В процессе обучения ИЯ в начальной и основной школе игры, особенно ролевые, используются чрезвычайно широко, что специально рассматривается в гл. 10.
Общение как специфический вид человеческой активности нередко также рассматривается в виде деятельности, специфика которой состоит прежде всего в особенностях предмета активности человека: таковым служит для него другой человек, партнер по общению, выступающий как личность, как субъект [76, с. 68]. Однако сама структура деятельности как отношения субъект-объектного предписывает одному партнеру по общению позицию подлинного субъекта, а другому — простого объекта воздействия и манипуляций со стороны первого [95, с. 14]. В соответствии с этим осуществляется такой тип отношений, когда один из общающихся относится к другому как средству достижения своих личных целей. Однако подобные отношения, «при которых другой выступает в качестве объекта, а не равноправного первому субъекта, обладают высшей степенью непрочности» [2, с. 167]. А поскольку подобные субъект-объектные отношения все-таки существуют, то соответствующее общение определяется как «неподлинное», ординарное, в которое человек вступает не иначе, как частично, фрагментарно, ущербно, функционально-избирательно, отделяя от себя нечто для сообщения другому, а все остальное в себе удерживая вне обращенности ему» [14, с. 123]. Согласно другой точке зрения, общение не укладывается в схему, разработанную для изучения деятельности, рассматриваемой в плане «субъект-объект», «субъект — предмет». «Общение, — пишет Б.Ф. Ломов, — это не сложение, не накладывание одна на другую параллельно развивающихся «симметричных» деятельностей, а именно взаимодействие субъектов,
вступающих в него как партнеры» [77, с. 252]. В связи с этим подчеркивается, что «категория общения охватывает особый класс отношений, а именно отношений «субъект — субъект(ы)>>. А потому «общение выступает как самостоятельная и специфическая форма активности субъекта. Ее результат — это не преобразованный предмет (материальный или идеальный), а отношение с другим человеком, с другими людьми» [77, с. 248]. Общение, осуществляемое в виде субъект-субъектного отношения, в философско-психологической литературе определяется как «подлинное» (по К. Ясперсу — «экзистенциальная коммуникация»), свободное, глубинное (онтокоммуникация). В основе подобного общения лежит «потребность в том величайшем богатстве, каким является другой человек» [82, с. 125]. Онтокоммуникация, согласно Г.С. Батищеву, «неподводи-ма ни под какую категорию, даже под максимально емкую, предельно обогащенную смыслом, многомерно понятую: деяние» [14, с. 123]. В онтокоммуникацию человек вступает во всей своей становящейся целостности, единой и неделимой, погружается в объективный процесс — событие, стремится реализовать себя через событие — поступок. Свободное, глубинное общение, основанное на признании самоценности другой человеческой личности, подчеркивает Л.А. Петровская, характеризуется равенством психологических позиций участников (оба — субъекты!), открытостью и доверительностью, обоюдной активностью сторон, при которой каждая не только испытывает воздействие, но и сама в равной степени воздействует на другую, взаимным «проникновением партнеров в мир чувств и переживаний друг друга, готовностью встать на точку зрения другого, стремлением к соучастию, сопереживанию, принятию друг друга, активной взаимной гуманистической установкой партнеров» [95, с. 14-15]. Некоторые перечисленные параметры свободного, глубинного общения в то же время являются основными атрибутами межличностного диалога (МД), а именно: «свобода собеседников, взаимное признание свободы друг друга (равноправие) и межличностный контакт на основе эмоционального сопереживания и взаимопонимания; остальные особенности уд — открытость и доверие собеседников, их сотворчество и д. — выводимы из этих атрибутов» [28, с. 220]. Существование двух, можно сказать, полярных способов человеческого общения предполагает функционирование как личности манипулятора, склонного превращать «партнера по общению в объект, вещь, средство достижения собственной выгоды» [105, с. 142], так и личности актуализатора, которая характеризуется склонностью именно к полноценному межличностному диалогу и, что не менее важно, к ярко выраженному позитивному отношению к себе, другим людям, к миру в целом. Вместе с тем нельзя не согласиться с Л.И. рюмшиной и в том, что при изучении, например, манипуля-тивного воздействия нужно учитывать не только средства общения, внешнюю картину поведения, но и внутреннюю позицию личности. Следует отметить, что общение интерпретируется и как процесс, происходящий внутри социальной группы и регулирующий ее функционирование и развитие [70, с. 22]. Такое понимание общения, подчеркивает А.А. Леонтьев, «отрицает противоположность субъект-субъектных и субъект-объектных отношений» [70, с. 22] и акцентирует наше внимание на коллективных формах совместной деятельности, на роли общения в функционировании конкретной человеческой общности (группы, коллектива). В структуре процесса общения выделяется обычно пять элементов, а именно: 1) коммуникатор — субъект, передающий информацию; 2) коммуникант — субъект, принимающий информацию и интерпретирующий ее; 3) собственно информация, т. е. объективные значения и субъективные смыслы, которые передаются-принимаются в процессе межличностного общения; 4) средства передачи и приема информации, т. е. языковые средства, языковые знаки, языковой код (полностью или хотя бы частично общий), что предполагает достаточное владение ими; 5) общая коммуникативная ситуация, т. е. обстоятельства общения, а также совокупность межличностных взаимоотношений между субъектами общения, в контексте которых информация передается-принимается (рис. 3). В процессе межличностного общения реализуются три его основные функции: информационно-коммуникативная,
регуляционно-коммуникативная и аффективно-коммуникативная. Первая функция как раз и представляет собой передачу-прием информации. При этом в реальных процессах общения между людьми информация не только передается-принимается, но и формируется, например, при выравнивании различий в уровне осведомленности участников общения по тому или иному вопросу, в ходе обучения или взаимообучения, в процессе познания людьми друг друга. Благодаря регуляцион-но-коммуникативной функции субъект общения «получает возможность регулировать не только свое собственное поведение, но и поведение других людей, а вместе с тем испытывать регуляционные воздействия с их стороны» [77, с. 268]. Аффективно-коммуникативная функция общения относится к эмоциональной сфере человека, т. е. общение оказывается непосредственной или опосредованной причиной различных эмоциональных состояний, охватывающих как отдельного человека, так и целую группу лиц. Поскольку в процесс общения вступают по меньшей мере два субъекта, то элементарной единицей межличностного общения служит не что иное, как сопряженное коммуникативное взаимодействие. «Единицами общения, — пишет Б.Ф. Ломов, — являются своего рода циклы, в которых выражаются взаимоотношения позиций, установок, точек зрения каждого из партнеров, весьма своеобразно переплетаются прямые и обратные связи в потоке циркулирующей информации» [76, с. 249].
Единица общения включает в себя не только речевой цикл (диалогическое единство), но и сопряженные эмоциональные пеакции, взаимосвязанные мимические и пантомимические движения. Кроме того, Б.Ф. Ломов выделяет и более крупную единицу общения — период, который обычно продолжается в течение одного-двух часов и имеет четыре фазы: 1-я — начальная: формирующая общие координаты, определяющие развитие всего процесса общения; 2-я — формирующая процессы общения, развитие «темы»; 3-я — формирование «общего фона», «общего фонда» знаний, навыков и умений с опорой на опыт всех участников общения; 4-я — заключительная, завершающая период общения или прерывающая его, если «тема» не исчерпана или возникла новая [ 77]. Общение может обслуживать процесс реализации других видов человеческой активности. В таких случаях коммуникативное взаимодействие субъектов общения определяется логикой осуществления совместной профессиональной деятельности, а сами участники общения функционируют прежде всего как необходимое средство и условие решения производственных задач. Подобное общение называют деловым, или функционально-ролевым. В реальной действительности субъект-субъектные и субъект-объектные отношения, как правило, сосуществуют, взаимодействуют, реализуются в едином контексте, а различные виды активности способны превращаться друг в друга. Познавательная деятельность человека может быть направлена на определенный предмет в течение длительного времени, приобретать целенаправленный, организованный характер и в конечном виде выступать в виде профессионального труда ученого. Игровая активность, не теряя своей сущности, способна выступать, особенно в детском возрасте, в качестве средства познания и освоения окружающего мира. Игра взрослых, отмечает С.Л. Рубинштейн, может принимать новые специфические формы и черты. Например, игра в театре, на сцене «становится искусством. Это искусство требует большой работы над собой. Искусство становится специальностью, профессией. Игра здесь переходит в труд» [104, с. 74]. Точно также спортивные игры мо-гУт превращаться в особую разновидность профессионального
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 238; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |