КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопросы к обсуждению. 5 страница
труда, в котором результативный аспект является не менее, а в ряде случаев и более значимым, чем процессуальный. В то же время профессиональная деятельность учителя ИЯ имеет ярко выраженный коммуникативный характер. Это означает, что в качестве ее средств и способов используются средства и способы, характерные для общения, а сама деятельность строится по законам общения [77].
При рассмотрении человека как субъекта общения мы уже отмечали необходимость учета .,,,..... „,., внутренней позиции личности, поскольку подлинным распорядительным индивидных и субъектных качеств человека является его личность, которая при любой интерпретации обязательно включает в себя самые разнообразные состояния готовности к тем или иным действиям, поступкам и поведению в целом. Эти состояния готовности называют жизненной позицией, ценностной ориентацией, доминирующей мотивацией, субъективным смыслом, придаваемым действиям и т. п. Но все это, как подчеркивает В.А. Ядов, не что иное, как диспозиции личности — фиксированные в ее социальном опыте предрасположенности воспринимать и действовать в конкретных ситуациях (условиях) определенным образом [136]. И хотя личность является экстрапсихологической категорией, ее психологические образования, по мнению В.И. Слободчикова и Е.И. Исаева, составляют такие качества человека, как его личностные ценности, свобода, самостоятельность, ответственность, достоинство, стратегия жизни и целый ряд других [109, с. 167]. При описании личности обычно выделяют две ее стороны: во-первых, потребностно-мотивационную, охватывающую существенные для конкретной личности ценности, цели и смыслы, определяющие направленность ее активности, во-вторых, инструментальную, в состав которой входят средства реализации этой направленности, в том числе физические, эмоциональные, волевые качества, стиль поведения, способности, знания, способы действий (сформированные на уровне умений или навыков), стратегии поведения» [12, с. 14]. Кстати, именно мотивационные механизмы, вернее, мо-тивационно-потребностная сфера личности лежит в основе различных вариантов структуры личности и типологии ее потребностей. Так, С.Г. Батищев разработал концепцию трехуровневой структуры личности и типологии ее потребностей. Причем за каждым уровнем стоит определенный класс потребностей. Первый, орудийно-полезностный уровень, соотносится с потребностями человека и средствами их удовлетворения, которые он находит в окружающем мире. Второй уровень связан с освоением ценностей, которые не обязательно сводятся к той или иной полезности. Третий уровень представляет собой прогрессирование человеческой сущности, полагание себя в мире, проявление творческой активности [14]. Выделенные Г.С. Батищевым классы потребностей личности, хорошо согласуются с разработанной Д.А. Леонтьевым трехуровневой типологией потребностей. «Первый уровень — это потребности в обладании предметом, его физическом потреблении. Второй уровень — это потребности в распредмечивании «мира человека», освоении форм деятельности, кристаллизованных в предметах материальной и духовной культуры. Третий уровень — это потребности в опредмечивании, в воплощении своих сущностных сил, своей живой деятельности в предметных вкладах». [74, с. 169]. Перечисленные потребности и являются источником специфической личностной активности. И если активность как всеобщая характеристика живых существ присуща человеческому индивиду изначально, то специфическая личностная активность возникает, формируется и развивается вместе с самой личностью, как ее особое качество. «Активность, — считает К.А. Абульханова-Славская, — это функционально-динамическое качество личности, которое интегрирует и регулирует в динамике всю ее личностную структуру (потребности, способности, волю, сознание), что в свою очередь обеспечивает личности возможность учета требований общества и проявления самостоятельности, самоопределения в качестве субъекта жизни» [1, с. 114]. Активность как интегральное психологическое качество личности проявляется в двух основных формах — инициативе и ответственности. Эти психологические формы соответствуют диалектике свободы и необходимости в детерминации жизни. Свобода субъекта реализуется в его инициации, т. е.
мотивированной его потребностями активности. Ответственность трактуется как присвоение личностью внешней необходимости и превращение во внутреннюю, как добровольное принятие на себя обязательств и гарантирование личностью достижения результатов своими силами при заданном самим субъектом уровне сложности [1]. В конечном счете активность человека как личности, особенно ее потребности в опредмечивании (в творчестве, в личностном общении, в социально-преобразовательной деятельности, в материнстве и т. п.) вполне обоснованно отождествляются Д.А. Леонтьевым со специфической потребностью личности в самореализации. В отечественной психологии данная потребность определяется как потребность «быть личностью» [96, с. 304]. При этом потребность «быть личностью», потребность в персонализации реализуется в стремлении субъекта быть идеально представленным в других людях. В соответствии с теорией самопричинности личности, личность существует по меньшей мере в трех измерениях, пространствах, репрезентациях. Первое измерение личности регистрирует ее «как свойство, погруженное в пространство индивидуальной жизнедеятельности субъекта. Личность прежде всего выступает в аспекте ее индивидуальности, в ее отличиях от других» [96, с. 290]. Существование личности во втором измерении оказывается за пределами индивида. Сферой существования личности становится «пространство межиндивидных связей». «Не сам по себе индивид, — подчеркивает В.А. Петровский, — способный к деятельности и общению, а процессы, в которые включены по меньшей мере два индивида (а фактически общность, группа), рассматриваются в качестве носителей личности каждого из них» [96, с. 291]. Третье измерение — это уже идеальная представленность индивида в других людях, как его «инобытие» в них, как «персональные вклады», например, личности учителя в своих учениках, результаты его духовного влияния в сознании, личности, социально-культурном поведении учеников. Причем определяющей характеристикой личности во всех ее измерениях, согласно В.А. Петровскому, является ее активность [96, с. 293]. Поскольку обучение ИЯ в начальной и основной общеобразовательной школе и педагогическом колледже осуществляется в учебных группах и коллективах, в теории и практике обучения ИЯ успешно реализуется метод активизации возможностей личности и коллектива [62], то для нас принципиальную значимость приобретает социально-психологический подход А.В. Петровского к пониманию развития личности, предусматривающий ведущую роль, с одной стороны, деятельностно-опосред-ствованного типа отношений, складывающегося у ребенка (подростка или даже взрослого) с наиболее референтной для него в этот период группой — потребности и возможности «быть личностью» [96, с. 425]. При этом А.В. Петровский исследует механизмы развития личности в процессе ее вхождения, во-первых, в новую, относительно стабильную социальную среду, общность и, во-вторых, в социальную среду не только новую, но и изменяющуюся, как это имеет место при поступлении ребенка в начальную школу, педколледж, педвуз и т. п. Согласно А.В. Петровскому, при вхождении индивида в новую для него и относительно стабильную общность он закономерно проходит три фазы своего становления в ней как личности, а именно: • фазу адаптации, в течение которой индивид усваивает • фазу индивидуализации, когда индивид как субъект де • фазу интеграции, предусматривающую не только при
новообразования личности, которых не было у него и, быть может, нет и у других членов группы, но которые отвечают необходимости и потребностям группового развития и собственно потребности индивида осуществить значимый «вклад» в жизнь группы» [96, с. 428]. Приходится, однако, учитывать, что ученик или студент одновременно входит не в одну относительно стабильную и референтную для него общность, а сразу в несколько, которые могут существенно отличаться друг от друга по своим социально-психологическим характеристикам. А.В. Петровский констатирует: «Принятый в одной референтной группе, он оказывается неинтегрированным, отвергнутым в другой, в которую включается после или одновременно с первой. Ему снова и снова приходится утверждаться в своей личностной позиции. Таким образом, завязываются узлы новых противоречий, отягощающих процесс становления личности, в крайних своих проявлениях приводящие к невротическим срывам. Помимо этого, сами референтные для него группы находятся в процессе развития, образуя динамическую систему. Он может быть интегрирован в них только при условии активного участия в воспроизводстве существенно важных для группы изменений» [96, с. 429]. Вот почему процессы становления и развития самих учебных групп и коллективов, как и формирование личности ученика оказывается в центре внимания опытного учителя ИЯ. Во избежание терминологических недоразумений, А.В. Петровский напоминает, что «термин «формирование личности» имеет двоякое значение: 1) «формирование личности» как ее развитие, его процесс и результат; 2) «формирование личности» как ее целенаправленное воспитание (если можно так сказать, «формирование», «формовка», «проектирование», «лепка» и т. д.) [96, с. 424].
Процесс и результаты самореализации человека как индивида, субъекта и личности так или иначе определяются индивидуальностью человека. Индивидуальность человека интерпретируется, с одной стороны, как интраиндивидуальность, обозначающая «неповторимое взаимосочетание биохимических, соматических, нейродинами-ческих, психодинамических, личностных и социально-психологических свойств человека как субъекта жизнедеятельности» [35, с. 70], а с другой — как метаиндивидуальность, под которой подразумевается психологическая характеристика отношений окружающих людей к данной индивидуальности, те реальные изменения, которые индивидуальность производит в ДРУГИХ людях или, другими словами, «те вклады, которые производит индивидуальность данного человека в других людей, осуществляя реальные изменения в их личности, сознании и поведении» [35, с. 71]. Соотношение таких измерений человека, как его личность и индивидуальность, Б.Г. Ананьев выразил следующим образом: «если личность — «вершина» всей структуры человеческих свойств, то индивидуальность — это «глубина» личности и субъекта деятельности» [6, с. 329], которая проявляется и в процессе духовного влияния человека на других людей. В феномене духовности В.Д. Шадриков усматривает духовное состояние и духовные способности человека. Духовное состояние характеризуется, с одной стороны, чувством внутренней активности, которое становится и мотивационным состоянием, а с другой — избирательностью мышления, которое определяется духовными ценностями человека, среди которых важнейшими являются любовь — любовь к другому человеку, отечеству, малой родине, природе, музыке (для верующих — это и любовь к Богу), вера — вера в добро, в человека (для верующих — это и вера в Бога). Но для того, чтобы привести ум в духовное состояние, подчеркивает В.Д. Шадриков, необходимы теоретические и нравственные размышления [129, с. 250-254]. Не случайно интеллект обязательно включается и в духовные способности как качество индивидуальности, которое представляет собой сплав интеллектуальных способностей и духовного состояния [129, с. 252]. Духовные способности определяются и как «интегральное проявление интеллекта и духовности личности», а «важнейшим личностным качеством, позволяющим проникнуть в духовный мир другого человека, является эмпатия» [129, с. 256]. Завершая рассмотрение основных измерений человека как индивида, субъекта, личности, индивидуальности, а также
духовных способностей как качества индивидуальности, следует обратить особое внимание на самое важное свойство индивидуальности — интегративностъ, на основе которой происходит синтез и гармонизация характеристик человека как индивида, личности и субъекта деятельности. Интеграция всех свойств человека, включая характер и талант с их неповторимостью, до уровня индивидуальности «с ее целостной организацией этих свойств и их саморегуляцией — все это, — подчеркивает Б.Г. Ананьев, — самые поздние продукты развития человека»....Вместе с тем образование индивидуальности и обусловленное ею единое направление развития индивида, личности и субъекта в общей структуре человека стабилизируют эту структуру и являются одним из важных факторов высокой жизнеспособности и долголетия» [7, с. 274]. В антропологической психологии осознана необходимость «рассмотрения человека во всем многообразии форм и способов его становления: и как природного индивида, и как социокультурного субъекта, и как духовно-практического существа — одновременно» [109, с. 133]. Так же одновременно, на наш взгляд, следует учитывать, формировать и развивать различные проекции не только учащихся начальной и основной школы, но и самих студентов педколледжей, которые овладевают ИЯ как средством межличностного и межкультурного, а в педколледже и как средством профессионально-педагогического общения. При этом нелишне иметь в виду, что человек, согласно интегральной периодизации развития его субъектности, последовательно проходит ступень персонализации (5,5-18 лет), когда растущий человек «впервые осознает себя потенциальным автором собственной биографии, принимает персональную ответственность за свое будущее» [109, с. 195], и ступень индивидуализации (17-42 года), первый период которой (17-21 год) как раз приходятся на юношеский возраст, главным новообразованием которого является рефлексия (рефлексия всех своих способностей как действительно своих способностей), осознание собственной индивидуальности, появление жизненных планов, готовность к социальному и профессиональному самоопределению [109, с. 324-326]. Поскольку начальный период ступени персонализации совпадает с обучением детей в начальной школе, считаем необходимым остановиться на некоторых особенностях социальной ситуации развития ученика начальной школы, а также на некоторых психических функциях, которые так или иначе обеспечивают раннее обучение ИЯ.
Согласно положению Л.С. Выготского о социальной ситуации развития как отношении между ребенком и социальной средой, движущей силой развития личности младшеклассника является деятельностно-опосредованныи тип его взаимоотношений с референтными группами и лицами, а также характер общения в этих группах и с отдельными лицами [27; 34]. Причем речь идет о типе отношений и общения, подчеркивает А.В. Петровский, опосредованных не каким-то одним (доминирующим, ведущим) видом деятельности, а «динамической системой деятельностей», каждая из которых решает свою специальную задачу [96, с. 413]. Поступление ребенка в школу, как пишет B.C. Мухина, представляет собой переход к новому образу жизни и условиям деятельности, новому положению в обществе, новым взаимоотношениям со взрослыми и сверстниками. И хотя современный младший школьник психологически погружен в учебную деятельность и для него чрезвычайно значимы успехи в школе, жизнь его продолжается и вне школы. Городской ребенок играет с товарищами во дворе своего дома, ходит с ними по улицам; сельский ребенок общается со сверстниками в своем дворе, бегает с ними на луг, в лес, на речку. Все дети в этом возрасте начинают навещать ДРУГ друга дома. Общение становится более свободным — теперь ребенок сам может организовать встречу с тем, кого он предпочитает. Отношения детей вне школы определяются взаимными симпатиями и антипатиями. Этот тип взаимоотношений психологи называют эмоционально-оценочным. Он возникает у детей довольно рано и вначале может быть обусловлен чисто внешними причинами (например, ребенку нравятся кудрявые дети) или оценкой взрослого (хороший мальчик, потому что кушает хорошо), или прошлым опытом общения с конкретным ребенком — негативным или позитивным.
Эти отношения являются регуляторами общения и взаимодействия детей в группе. В ситуациях совместной деятельности ребенка со сверстниками эти отношения выполняют функцию коррекции поведения сверстника в соответствии со «знаемы-ми» нормами совместной деятельности. Если сверстник следует этим нормам, то он оценивается положительно, если отходит от них, то у детей возникают жалобы взрослому, направляемые желанием ребенка подтвердить норму. Нормы, ценности и роли, присущие данной культуре, усваиваются ребенком через функционально-ролевые отношения, присущие учебе и труду, под непосредственным руководством и контролем со стороны взрослого, который предъявляет те или иные образцы поведения: дежурный должен быть аккуратным и внимательным, на занятиях нельзя рисовать в тетради соседа и т. п. Фактически «новая социальная ситуация, — пишет B.C. Мухина, — ужесточает условия жизни ребенка и выступает для него как стрессогенная. У каждого ребенка, поступившего в школу, повышается психическая напряженность. Это отражается не только на физическом здоровье, но и на поведении ребенка» [86, с. 252]. Первоклассник «входит в совершенно новую для него группу одноклассников, которая в связи с отсутствием совместно распределенной учебной деятельности имеет первоначально диффузный характер» [96, с. 431]. Поскольку именно учительница организует учебную деятельность, ежедневно выставляет отметки, регулирует взаимоотношения ученика с другими учащимися и взрослыми, она оказывается наиболее референтным лицом. А.В. Петровский подчеркивает, что «не столько сама по себе учебная деятельность выступает фактором развития личности младшего школьника, сколько отношение взрослых к его учебной деятельности, успеваемости, дисциплине и прилежанию» [96, с. 431]. Учителю начальной школы приходится учитывать и то, что ученик не просто добивается успехов или терпит неудачи, но и «попадает в капкан сопутствующих негативных образований (чувству превосходства над другими или зависти)». Правда, «развивающаяся способность к идентификации с другими, — добавляет B.C. Мухина, — помогает снять напор негативных образований и развить в принятые позитивные формы общения» [86, с. 253]. Ребенок младшего школьного возраста, конечно, знает, что он отличается от других, переживает свою уникальность, стремится утвердить себя среди взрослых и других детей, в процессе учения и игры [86, с. 288]. Однако в игре (особенно ролевой) функционально-ролевые отношения складываются вне непосредственного влияния взрослого. В самой игре, как и в других видах деятельности, существуют отношения собственно игровые и отношения по поводу игры (параигровые) Собственно игровыми отношениями прямо воспроизводятся принятые в культуре нормы и образцы поведения: доктор с больными — добрый, учительница с учениками — строгая, продавец с покупателями — вежливый. Параигровые отношения представляют собой межличностные отношения, возникающие «вокруг» игры, при обсуждении ее замысла, построении «сценария», распределении ролей. Психологически важно, что ребенок при развертывании параиг-ровых отношений сам осуществляет личностный выбор своей роли. В этот период он строит себе «идеальную» модель поведения, ориентируясь на предпочитаемого взрослого или другого школьника этого же пола, заимствует через подражание черты того человека, к которому он эмоционально расположен. Этот тип отношений называют личностно-смысловым. Младшие школьники чаще всего бывают заинтересованы не содержанием предмета и способом его преподавания, а своим продвижением в этом предмете: они с большой охотой занимаются тем, что хорошо получается. С этой точки зрения любой учебный предмет, в том числе ИЯ можно сделать интересным, если дать маленькому школьнику ощутить ситуацию успеха.
Овладение иностранным языком осуществляется на фундаменте общих способностей, которые в этой же деятельности и развиваются [129, с. 224]. Причем, если речевая способность высоко развита средствами родного языка, то она должна однозначно проявиться и в иноязычной речевой деятельности. Иноязычные способности определяются качествами абстрактно-логического мышления. «Мыслительный компонент иноязычных способностей, — подчеркивает М.Г. Каспарова, — так же как
и логическая память, является ведущим и некомпенсируемым» [59, с. 27]. В то же время как раз интеллектуальный компонент иноязычных способностей учащихся начальной школы оказывается в стадии интенсивного формирования и развития. Именно учебная деятельность в целом и по ИЯ в частности формирует в начальных классах школы «психологические новообразования возраста: рефлексию, произвольность и внутренний план действий» [60, с. 28].
Применительно к детям 7-9 лет трудно говорить о сложившемся характере, так как под ним понимают сочетание постоянных, существенных качеств и свойств личности, проявляющихся в ее поведении. И тем не менее такие черты характера, как трудолюбие, работоспособность, лень, в учебной деятельности; тактичность, вежливость, грубость, в общении; скромность, гордость, хвастливость, выражающие отношение к самому себе; аккуратность, бережливость, неряшливость, выражающие отношение к вещам, проявляются уже довольно определенно. Более всего на сформированности тех или иных черт характера сказываются условия воспитания (воспитывался ли ребенок в детском саду или дома, состав семьи и взаимоотношения в ней, отношение членов семьи к ребенку и ребенка к ним).
Анализируя различные аспекты готовности ребенка к школьному обучению, Л.И.Божович обращает внимание не столько на количественный запас представлений и понятий, сколько на уровень развития интеллектуальных процессов, т. е. на качественные особенности детского мышления. Ребенок, готовый к школьному обучению, «должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их, видеть сходное и отличное; он должен научиться рассуждать, находить причины явлений, делать выводы. Ребенок, который не способен следить за рассуждением учителя и вслед за ним приходить к простейшим выводам, является еще не готовым к обучению в школе» [27, с.210]. Но и для тех детей, которые готовы приступить к получению начального образования, обучение в начальных классах школы означает овладение понятиями, которые соотносятся со словами, суждениями, которые соотносятся с предложениями и умозаключениями, которые соотносятся с речью. Не случайно формирование и развитие мышления у учащихся младших классов идет взаимосвязано с развитием их речи. Примечательно, что всякого рода школьные реформы и просто попытки улучшить обучение в школе, особенно в начальных классах, непосредственно связывались с решением проблемы формирования понятий. Например, В.В.Давыдов прямо пишет о том, что «необходимость изменения содержания и методов начального обучения нашла свое выражение в подходе ведущих специалистов в этой области к процессу формирования понятий у младших школьников» [44, с. 142]. В рамках основных учебных предметов начальной школы были выделены базисные понятия, например математические (число, величина, длина, объем, груз, равно, больше, меньше и т. д.), лингвистические (звук, буква, слово, предложение, падеж, число и т. п.), а также по другим учебным предметам (форма, композиция, колорит и др.). Конечно, в процессе формирования понятий у младших школьников использовался и продолжает использоваться наглядно-образный материал (предметный, иллюстративно-графический, условно-схематический, знаково-символьный), нацеленный на включение и наглядно-образного мышления. Однако подобная работа проводилась, как правило, в рамках одного («своего») учебного предмета, изолированно от других. В результате уровень сформированности понятий, особенно абстрактных, у младших школьников, как установлено специальными исследованиями, оказывался и оказывается сейчас явно недостаточным. Результаты других исследований показали, что «становление для сознания ребенка слова как лингвистической категории в условиях, когда учитель не ставит перед собой специальной задачи руководить этим процессом, происходит лишь постепенно, проходя длительный и сложный путь развития» [27, с. 211]. Чтобы сократить сроки формирования понятий, предметом специального рассмотрения стал сам способ изложения знаний (например, проблемный способ, способ восхождения мысли от абстрактного к конкретному, от
3. Зак. 8004 общего к частному и т. п.), а также отдельные мыслительные операции, например обобщение, сравнение. Предметом пристального внимания стали грамматические понятия, которые так важны для формирования и развития логического мышления. Д.Б. Эльконин, полемизируя со своими оппонентами, писал, что в программах по русскому языку «выдвигается предположение, что систематический курс грамматики не может быть начат в начальных классах в силу возрастных особенностей детей (они якобы по своим интеллектуальным возможностям не могут усваивать основы научной грамматики). Это утверждение сомнительно. Оно подлежит проверке в первую очередь» [135, с. 205]. Подводя итоги своих собственных исследований, Д.Б. Эльконин констатирует, что «учащимся начальных классов при определенных условиях вполне доступно усвоение систематических курсов математики и грамматики» [135, с. 211]. Вполне определенные условия для формирования грамматических понятий были созданы в экспериментальном исследовании Л.В. Занкова, который особое внимание обращал на систематичность и обобщенность знаний [51, с. 240]. Анализируя результаты обучения грамматике в обычном и экспериментальном классах, он констатировал, что «у значительной части учеников обычного класса сохраняется (по сравнению с предыдущим годом) ярко выраженный недостаток — неумение рассматривать слово одновременно в двух планах: в качестве части речи и члена предложения» [51, с. 246]. Напротив, «изучение формирования грамматических понятий у школьников 1, 2 и 3 экспериментальных классов обнаружило, что они рассматривают слово одновременно с точки зрения его грамматического значения и смысловой стороны, и морфологических, и синтаксических отношений» [51, с. 247]. В связи с чрезвычайной важностью формирования понятий в психологии, изучающей проблемы интеллектуального развития ребенка, предпринимались и предпринимаются попытки пошагово, поэтапно проследить процесс формирования языковых значений, формирования понятий, чтобы в конечном счете управлять сложными и многоплановыми изменениями, связанными с образованием у учащихся новых знаний, образов, понятий. Так, П.Я. Гальпериным была предложена концепция поэтапного формирования умственных действий, образов, понятий, которая предусматривает шесть этапов перехода от внешнего, предметного действия к действию внутреннему, умственному, от наглядно-действенных способов манипулирования с предметами к внутренним операциям, интеллектуальным действиям. На первом этапе формируется мотивационная основа действия, на втором — составляется схема ориентировочной основы действия, на третьем — осуществляется формирование действия в материализованной форме с опорой на схему ориентировочной основы действия, на четвертом — содержание действия отражается во внешней речи, которая является опорой для формирующегося действия, на пятом — происходит исчезновение внешней звуковой стороны речи, на шестом — имеет место интеллектуальное действие. Впрочем, формирование нового действия или понятия может происходить с пропуском ряда перечисленных выше этапов [36].
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 271; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |