Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы. Основные направления научно-технического прогресса

Основные направления научно-технического прогресса.

Научно-технический прогресс, его эффективность.

Примером регулятора прямого действия является регулятор уровня топлива в карбюраторе двигателя. По мере подъема уровня топлива всплывает поплавок и рычаг, связанный с поплавком, поднимает иглу, которая закрывает канал поступления топлива в поплавковую камеру. В настоящее время большинство регуляторов является регуляторами непрямого (косвенного) действия, которые обеспечивают более высокую точность регулирования.

ПЛАН

Начальник учебного отдела Н.В.Верхина

 

 

1. Местные налоги.

2. Местный бюджет.

3. Бюджетный процесс в муниципальных образованиях.

 

1. Местные налоги.

 

Экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.

Экономическая состоятельность всех уровней власти формируется за счет налогов и сборов.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Система налогов и сборов в Российской Федерации представлена тремя условиями: 1) федеральные налоги и сборы; 2) региональные налоги и сборы; 3) местные налоги и сборы.

Казна муниципальных образований пополняется в основном за счет местных налогов, непосредственное движение денежных средств осуществляется через банковскую и казначейскую системы.

Под местными налогами понимаются налоги, установленные Налоговым Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

Несмотря на то что местные налоги и сборы входят в единую систему налогов и сборов в Российской Федерации, они имеют ряд характерных признаков, отличающих их от федеральных и региональных налогов:

1) поступления по ним используются на нужды того муниципального образования, в пределах которого они собраны или поступили от объектов налогообложения, принадлежащих муниципальному образованию;

2) муниципальные налоги полностью и непосредственно зачисляются в местные бюджеты по месту поступления, тогда как федеральные налоги и налоги субъектов РФ распределяются между всеми звеньями бюджетной системы и идут на образование доходов Российской Федерации, субъектов РФ и местных бюджетов.

В соответствии с Налоговым Кодексом земельный налог и налог на имущество физических лиц являются местными налогами, 100% поступлений от которых направляются в местный бюджет. Налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Объектами налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

Не признаются объектом налогообложения:

1) земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством РФ;

2) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;

3) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

4) земельные участки из состава земель лесного фонда;

5) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда.

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость объектов налогообложения.

Освобождаются от налогообложения по земельному налогу:

1) организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ — в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций;

2) организации — в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;

3) религиозные организации — в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;

4) общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, — в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности;

5) организации народных художественных промыслов — в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации из­делий народных художественных промыслов;

6) физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов — в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов;

7) организации — резиденты особой экономической зоны — в отношении земельных участков, расположенных на территории особой экономической зоны, сроком на пять лет с момента возникновения права собственности на каждый земельный участок.

Плательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица — собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. От уплаты налога на имущество физических лиц освобождаются следующие категории граждан:

1) Герои Советского Союза и Герои Российской Феде­рации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней;

2) инвалиды I и II группы, инвалиды с детства;

3) участники Гражданской и Великой Отечественной войн, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан;

4) лица вольнонаемного состава, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии;

5) лица, получающие льготы за участие в ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также лица, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении “Маяк”;

6) военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более;

7) лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

8) члены семей военнослужащих, потерявших кормиль­ца. (вдова, вдовец, мать, отец погибшего воина).

Объектами налогообложения признаются жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения. Ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости. Уплата налога производится владельцами равными долями в два срока — не позднее 15 сентября и 15 ноября. Лица, своевременно не привлеченные к уплате налога, уплачивают его не более чем за три предыдущих года. Пересмотр неправильно произведенного налогообложения допускается не более чем за три предыдущих года.

Налог на строения, помещения и сооружения не уплачивается:

1) пенсионерами, получающими пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством РФ;

2) гражданами, уволенными с военной службы или призывавшимися на военные сборы, выполнявшими интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия;

3) родителями и супругами военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей;

4) со специально оборудованных сооружений, строений, помещений (включая жилье), принадлежащих деятелям культуры, искусства и народным мастерам на праве собственности и используемых исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также с жилой площади, используемой для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек и других организаций культуры, — на период такого их использования;

 

2. Местный бюджет.

 

Бюджет — это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Местный бюджет —это совокупность экономических (денежных) отношений, которые возникают в связи с образованием и использованием централизованных денежных фондов, предназначенных для осуществления задач и функций местного самоуправления.

Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консоли­дированный бюджет муниципального района.

В качестве составной части бюджетов городских и сельских поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями.

В местных бюджетах предусматриваются раздельно: доходы, направляемые на осуществление полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения; субвенции, предоставленные для обеспечения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов РФ; осуществляемые за счет указанных доходов и субвенций расходы местных бюджетов.

Доходами бюджета принято считать денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов местного самоуправления.

Основными собственными доходами местных бюджетов являются:

1) средства самообложения граждан. Под ними понимаются разовые платежи граждан, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения.

2) доходы от местных налогов и сборов;

3) доходы от региональных налогов и сборов;

4) доходы от федеральных налогов и сборов;

5) безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований. Выравнивание производится исходя из численности жителей поселений, финансовых возможностей органов местного самоуправления поселений осуществлять свои полномочия по решению вопросов местного значения;

6) доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности;

7) часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей и часть доходов от оказания органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями платных услуг, остающаяся после уплаты налогов и сборов;

8) штрафы, установление которых в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции органов местного самоуправления;

9) добровольные пожертвования.

Российский опыт показывает, что местные налоги и сборы не покрывают большей части расходов, связанных с реализацией вопросов местного значения, что нарушает конституционный принцип самостоятельности местного самоуправления.

 

3. Бюджетный процесс в муниципальных образованиях.

 

Бюджетный процесс — это регламентируемая законодательством РФ деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных субъектов по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.

Бюджетный процесс в муниципальных образования регулируются Бюджетным Кодексом, федеральными законами, законами субъектов РФ, в состав которых входят муниципальные образования, уставами муниципальных образований.

В число основных участников бюджетного процесса в муниципальном образовании входят:

- глава муниципального образования;

- представительный орган местного самоуправления;

- исполнительно-распорядительный орган муниципального образования;

- органы муниципального финансового контроля;

- главные распорядители (распорядители) бюджетных средств;

- главные администраторы (администраторы) доходов бюджета;

- главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета;

- получатели бюджетных средств.

К полномочиям представительного органа в области бюджетного процесса относятся следующие полномочия:

1) установление порядка составления и рассмотрения проекта бюджета муниципального образования, порядка утверждения и исполнения бюджета муниципального образования;

2) утверждение бюджета муниципального образования, внесение в него изменений;

3) установление порядка утверждения и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального образования;

4) определение порядка осуществления контроля за исполнением бюджета города и осуществление финансового контроля;

5) создание контрольного органа муниципального образования, определение ее правового статуса и порядка формирования и другие полномочия, предусмотренные действующим законодательством.

К полномочиям главы муниципального образования в области бюджетного процесса относятся:

1) организация работы по составлению проекта бюджета муниципального образования;

2) внесение на утверждение представительным органом муниципального образования проекта бюджета муниципального образования, отчета об исполнении бюджета муниципального образования, нормативных правовых актов по финансовым, налоговым и бюджетным вопросам;

3) управление счетами бюджета муниципального образования и бюджетными средствами;

4) распоряжение средствами, предусмотренными в бюджете муниципального образования по смете расходов на содержание исполнительно-распорядительного органа муниципального образования;

5) организация контроля за целевым использованием бюджетных средств;

6) поручение исполнения бюджета муниципального образования и передача иных бюджетных полномочий на основании договора (соглашения) финансовому органу, исполняющему бюджет муниципального образования;

7) иные полномочия, предусмотренные законодательством, уставом муниципального образования.

На местную администрацию в бюджетном процессе могут быть возложены следующие полномочия:

1) подготовка документов, необходимых для составления проекта бюджета муниципального образования, отчета об исполнении бюджета муниципального образования;

2) разработка проекта бюджета муниципального образования, исполнение бюджета муниципального образования, составление проектов решений о внесении изменений в бюджет муниципального образования, составление информации об исполнении бюджета муниципального образования за квартал, полугодие, девять месяцев текущего года, составление отчета об исполнении бюджета муниципального образования за год совместно с финансовым органом, исполняющим местный бюджет;

3) осуществление ведомственного контроля за использованием бюджетных средств получателями бюджетных средств в части обеспечения целевого использования и своевременного возврата бюджетных средств, а также представления отчетности и внесения платы за пользование бюджетными средствами;

4) иные полномочия, предусмотренные законодательством, уставом муниципального образования.

Финансовый орган, исполняющий местный бюджет может быть наделен следующими полномочиями:

1) непосредственное составление проекта бюджета муниципального образования города;

2) осуществление методического руководства по составлению и исполнению местного бюджета;

3) составление сводной бюджетной росписи местного бюджета, представление ее в исполнительно-распорядительный орган муниципального образования;

4) утверждение лимитов бюджетных обязательств и доведение их до распорядителей бюджетных средств и получателей бюджетных средств;

5) ведение учета всех операций по доходам и расходам местного бюджета, а также по привлечению источников погашения дефицита бюджета и иных операций со средствами местного бюджета в соответствии с законодательством;

6) осуществление финансового контроля за операциями с бюджетными средствами распорядителей и получателей средств местного бюджета, а также за соблюдением получателями бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций, муниципальных гаран­тий условий выделения, получения, целевого использования и возврата бюджетных средств;

7) непосредственное составление отчета об исполнении бюджета муниципального образования за прошедший финансовый год, информации об исполнении бюджета за квартал, полугодие, девять месяцев текущего года, получение от распорядителей средств бюджета необходимых для этого материалов;

8) осуществление иных полномочий в соответствии с законодательством.

Составление проектов местных бюджетов — исключительная прерогатива местных администраций муниципальных образований. Непосредственное составление проектов бюджетов муниципальных образований осуществляют фи­нансовые органы муниципальных образований.

После принятия представительным органом муниципального образования местного бюджета начинается следующая стадия бюджетного процесса — исполнение бюджета муниципального образования.

Исполнение муниципального бюджета по доходам предусматривает: 1) перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета; 2) возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов; 3) учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах бюджета в соответствии с бюджетной классификацией РФ.

По истечении финансового года отчет об исполнении бюджета готовит финансовый орган, исполняющий бюджет на основании отчетов главных распорядителей бюджетных средств.

До начала рассмотрения отчетов об исполнении бюджета проводится внешняя проверка отчетов, которая осуществляется соответствующими контрольными органами представительных органов.

Представительный орган принимает решение по отчету об исполнении бюджета после получения результатов проверки указанного отчета, проведенной соответствующими контрольными органами.

Представительный орган имеет право обратиться в органы прокуратуры для проверки обстоятельств несоответствия исполнения бюджета принятому решению о бюджете, в случае превышения прав, предоставленных органу, исполняющему бюджет, бюджетным законодательством и решением о местном бюджете, по сокращению расходов, перемещению ассигнований и блокировке расходов и привлечения к ответственности виновных должностных лиц.

 

Кроме одиночных систем регулирования с одним объектом и одним регулятором существуют связанные системы регулирования, в которых в единый комплекс связаны несколько регуляторов на одном объекте или несколько регуляторов и несколько объектов с перекрестными связями между ними.

Управление - более общий термин, чем регулирование, стабилизация, слежение, ориентация, наведение. Система автоматического управления (САУ) может решить любую из этих задач, но может решать совокупность такого рода задач и иметь дополнительные функции

Каждая система состоит из целого ряда блоков или звеньев, определенным образом соединенных друг с другом. Каждое отдельно взятое звено имеет вход и выход в соответствии со стрелками (см. рис.1.1.1 – рис.1.1.6), обозначающими воздействие или передачу информации с одного звена на другое. В общем случае звено может иметь несколько входов и выходов. Входная (х 1) и выходная (х 2) величины (рис.1.1.6) могут иметь различную физическую природу.

В процессе работы х 1 и х 2 изменяются во времени. Динамика процесса преобразования х 1 (t) в х 2 (t) в звене описывается некоторым уравнением (или экспериментально снятой характеристикой). Совокупности уравнений и характеристик всех звеньев описывают динамику процессов управления или регулирования в системе в целом.

Основные признаки деления автоматических систем на классы по характеру внутренних динамических процессов:

1. Непрерывность или дискретность (прерывистость) динамических процессов во времени. По этому признаку различают:

Системы непрерывного действия. В каждом из её звеньев непрерывному изменению во времени входной величины соответствует непрерывное изменение выходной величины (системы рис.1.2.4 и рис.1.2.7).

Системы импульсные (дискретные). Хотя бы в одном её звене импульсной системы при непрерывном изменении входной величины выходная величина изменяется не непрерывно, а имеет вид отдельных импульсов. В частности, если в контур управления включено цифровое вычислительное устройство, то импульсная система называется дискретной, или цифровой.

2. Линейность или нелинейность уравнений, описывающих динамику процессов регулирования. По этому признаку различают:

Линейные системы, описываемые линейными уравнениями и имеющими линейные статические характеристики.

Нелинейные системы, описываемые нелинейными уравнениями и (или) имеющие в своем составе звенья с нелинейными статическими характеристиками.

Основные типы статических характеристик нелинейных звеньев приведены на рис.1.4.1.

Релейные системы (частный случай нелинейных систем). Хотя бы в одном её звене при непрерывном изменении входной величины выходная величина в некоторых точках процесса, зависящих от значения входной величины, изменяется скачком. Такое звено называется релейным звеном.

Основные типы статических характеристик релейных звеньев приведены на рис. 1.4.2.

Классификация по виду уравнений динамики совпадает с классификацией дифференциальных и разностных уравнений.

Линейная система. Динамика всех звеньев системы вполне описывается линейными уравнениями (алгебраическими, дифференциальными или разностными). Статистические характеристики всех звеньев обязательно линейны.

Обыкновенная линейная система. Динамика всех звеньев системы описывается обыкновенными линейными дифференциальными уравнениями (и линейными алгебраическими) с постоянными коэффициентами.

Линейная система с переменными параметрами. В уравнении динамики какого-либо звена линейной системы имеется хотя бы один или несколько переменных во времени коэффициентов.

Линейная система с распределенными параметрами. Какое-либо звено системы описывается линейными уравнениями в частных производных (длинная электрическая линия, трубопровод).

Линейная система с запаздыванием. Динамика хотя бы одного звена описывается линейными уравнениями с запаздывающим аргументом (измеритель толщины проката при смещении датчика относительно валков, линия передачи информации, линия задержки).

Нелинейная система. В случае нелинейной системы хотя бы в одном звене нарушается линейность статической характеристики или имеется любое другое нарушение линейности уравнений динамики. Все системы релейного действия нелинейные.

 

Научно-технический прогресс представляет собой поступательное взаимосвязанное и взаимообусловленное развитие науки и техники, которое проявляется в совершенствовании производительных сил, технологии, методов управления и организации производства.

 

Научно-технический прогресс имеет две формы развития:

1. эволюционную

1. революционную.

 

Эволюционная форма – это форма НТП представляет собой постепенное, непрерывное усовершенствование традиционных технических средств и технологий, накопление этих усовершенствований – может длиться долго и обеспечивать на начальных этапах существенные экономические результаты.

Революционная форма – на определенном этапе происходит накопление технических усовершенствований. С одной стороны они уже недостаточно эффективны, с другой стороны – создают необходимую базу для коренных, принципиальных преобразований производственных сил, что обеспечивает достижение качественно новой, более высокой производительности общественного труда.

Научно-техническая революция – это высшая ступень научно-технического прогресса, означает коренные изменения в науке и технике, оказывающие существенное влияние на общественное производство.

 

Эффективность НТП – это соотношение эффекта и вызвавших его затрат – относительная величина, измеряемая в долях единицы или в процентах и характеризующая результативность затрат.

Критерий эффективности - максимизация эффекта при заданных затратах или минимизация затрат на достижение заданного эффекта.

Эффект НТП – результат научно – технической деятельности. На уровне отраслей и предприятий эффектом считают либо продукцию, либо часть чистой продукции – прибыль. Эффектом является и снижение затрат: живого труда, себестоимости, материальных ресурсов, капитальных вложений и оборотных средств, приводящих к росту чистого продукта.

Мероприятия по НТП - это создание, производство и использование новых, реконструкция или модернизация существующих средств и орудий труда (машин и оборудования, зданий, сооружений, передаточных устройств), предметов труда (сырья, материалов, топлива, энергии) и потребления, технологических процессов.

Мероприятия НТП должны обеспечивать выпуск продукции (выполнение работ и услуг), наиболее полно и качественно удовлетворяющих общественно необходимые потребности; способствующих достижению наивысшего технико – экономического уровня производства, решению социальных, экологических и других важнейших задач развития экономики и обеспечивающие получение экономического эффекта.

Показатель экономического эффекта на всех этапах реализации мероприятий НТП - превышение стоимостной оценки результатов над стоимостной оценкой совокупных затрат ресурсов за весь срок осуществления мероприятий НТП.

При определении экономического эффекта по условиям производства используются:

- действующие оптовые, розничные цены и тарифы на продукцию и услуги;

- установленные действующим законодательством нормативные платы за используемые производственные ресурсы (производственные фонды, трудовые и природные);

- действующие нормативы отчисления от прибыли предприятий и объединений в государственный и местный бюджты, вышестоящим организациям для формирования централизованных отраслевых фондов и резервов;

- правила и нормы расчетов с банком за предоставленный кредит или хранение собственных средств и т.п.

 

Научно-технический прогресс в сельском хозяйстве имеет особенности:

1. Достижения науки и техники позволяют активно воздействовать на естественные циклы, но полностью изменить течение биологических процессов нельзя.

2. Большие различия природно-климатических условий по зонам страны.

3. Сезонный характер, который обуславливает более высокую техническую оснащенность отрасли, создание универсальных машин, которые можно использовать на различных работах.

4. Большой объем малотранспортабельной и скоропортящейся продукции вызывает необходимость разработки эффективных способов ее хранения и переработки.

Научно-технический прогресс – основа интенсификации сельского хозяйства. Внедрение в производство достижений науки и техники оказывает широкие возможности для обеспечения высоких темпов роста сельскохозяйственного производства, повышения его устойчивости и производительности труда, снижения себестоимости продукции и улучшения качества продукции, увеличения рентабельности отрасли, изменения условий труда и функции работников.

 

Основные направления научно-технического прогресса в сельском хозяйстве:

1. комплексная механизация, электрификация и автоматизация во всех отраслях растениеводства и животноводства;

2. всесторонняя химизация сельского хозяйства;

3. мелиорация земель;

4. применение интенсивных, ресурсосберегающих технологий;

5. создание высокоурожайных, иммунных и высокоэффективных сортов сельскохозяйственных культур;

6. разведение пород скота, обладающих комплексом ценных биологических и хозяйственно полезных качеств;

7. углубление специализации и усиление концентрации производства;

8. совершенствование форм организации и мотивация высокопроизводительного труда;

9. развитие различных форм собственности и хозяйствования;

10. интеграция сельского хозяйства с другими отраслями народного хозяйства.

 

Основные направления НТП: комплексная механизация и автоматизация производства, химизация, электрификация производства, к которым в последние годы добавилась информатизация всей хозяйственной жизни.

Комплексная механизация и автоматизация производства – широкое внедрение взаимосвязанных и взаимодополняющих систем машин, аппаратов, приборов на всех участках производства, операциях и видах работ – способствует интенсификации производства, росту производительности труда, сокращению доли ручного труда в производстве, облегчению условий труда, снижению трудоемкости продукции.

При комплексной механизации ручной труд заменяется машинным комплексно на всех операциях технологического процесса, не только основных, но и вспомогательных. Внедрение комплексности повышает эффективность механизации.

Автоматизация производства – это применение технических средств для полной или частичной замены участия человека в процессах получения, преобразования, передачи и использования энергии, материалов или информации. Различают автоматизацию частичную, охватывающую отдельные операции, процессы, и комплексную, автоматизирующую весь цикл работ.

Уровень механизации и уровень автоматизации характеризуют те же показатели: коэффициент автоматизации производства, коэффициент автоматизации работ и коэффициент автоматизации труда.

Химизация производства – направление НТП, предусматривающее совершенствование производства за счет внедрения химических технологий, сырья, материалов, изделий в целях интенсификации, получения новых видов продукции и повышения их качества, повышения эффективности и содержательности труда, облегчения его условий.

Важнейшим преимуществом химизации производства – возможность значительного ускорения и интенсификации технологических процессов, реализация непрерывного хода технологического процесса, что является существенной предпосылкой для комплексной механизации и автоматизации производства, а значит, и повышения эффекта.

Показателями уровня химизации служат: удельный вес химических методов в технологии производства данного вида продукции; удельный вес потребляемых полимерных материалов в общей стоимости производимой готовой продукции и др.

Электрификация производства – важнейшее направление НТП, база для всех других направлений – представляет собой процесс широкого внедрения электроэнергии как источника питания производственного силового оборудования в технологических процессах, а также средств управления и контроля хода производства.

Показатели уровня электрификации: коэффициент электрификации производства – отношение количества потребленной электрической энергии ко всей потребленной энергии за год; удельный вес электрической энергии, потребленной в технологических процессах, в общем количестве потребленной электрической энергии; электровооруженность труда – отношение мощности всех установленных электрических двигателей к числу рабочих.

 

Прогнозирование и планирование научно-технического прогресса на предприятии.

Прогнозирование научно-технического прогресса –это нахождение наиболее вероятных и перспективных путей развития предприятия в технической области.

По содержанию различают прогнозы:

v появление принципиально новых открытий и изображений;

v областей использования уже сделанных открытий;

v появления новых конструкций, машин, оборудования, технологий и их распространения в производстве.

На отечественной и зарубежной практике наибольшее распространение получили:

· метод экстраполяции

· метод экспертных оценок

· метод моделирования.

План научно-технического прогресса может состоять из следующих разделов:

1. Реализация научно-технических программ.

2. Внедрение новой технологии и техники.

3. внедрение ЭВМ.

4. Совершенствование организации производства и труда.

5. Продажа и закупка патентов, лицензий.

6. улучшение качества и обеспечение конкурентоспособности продукции.

7. Выполнение научно-исследовательских работ.

8. Экономическое обоснование плана научно-технического прогресса.

 

Прогнозирование НТП – это научно – обоснованное предвидение развития социально – экономических и научно – технических тенденций.

Прогнозирование НТП на предприятии – это нахождение наиболее вероятных и перспективных путей развития предприятия в технической области. Прогнозирование НТП на предприятии позволяет заглянуть в будущее и увидеть наиболее вероятные изменения в области применяемых техники и технологии, а также в выпускаемой продукции и как это скажется на конкурентоспособности предприятия.

По содержанию различают прогнозы появления:

- принципиально новых открытий и изобретений;

- областей использования уже сдельных открытий;

- новых конструкций, машин, оборудования, технологий и их распространения в производстве.

По времени прогнозы могут быть:

- краткосрочные (до 2-3 лет);

- среднесрочные (до 5-7 лет);

- долгосрочные (до 15-20 лет).

Методы прогнозирования:

· Метод экстраполяции - состоит в распространении закономерностей, сложившихся в науке и технике в прогнозный период, на будущее – целесообразно применять для прогнозирования направлений науки и техники, изменяющихся во времени эволюционным путем, для прогнозирования процессов.

· Методы экспертных оценок основаны на статистической обработке прогнозных оценок, полученных путем опроса высококвалифицированных специалистов в соответствующих областях. Имеются несколько методов экспертных оценок. Индивидуальный анкетный опрос позволяет выяснить независимое мнение экспертов. Метод «Дельфи» предполагает проведение вторичного опроса после знакомства экспертов с первоначальными оценками своих коллег.

· Методы моделирования – логические, информационные и математико – статистические – не получили широкого распространения.

Прогнозирование НТП включает в себя следующие этапы:

- установление объекта прогноза;

- выбор метода прогнозирования;

- разработку самого прогноза и его вероятную оценку.

При планировании НТП необходимо придерживаться следующих принципов:

- приоритетность – в план необходимо включать самые важные и перспективные направления НТП, предусмотренные в прогнозе, реализация которых обеспечивает предприятию значительные экономические и социальные выгоды не только на ближайший отрезок времени, но и на перспективу;

- непрерывность планирования – на предприятии должны разрабатываться краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные планы НТП, которые бы вытекали друг из друга, что и обеспечит реализацию этого принципа;

- сквозное планирование – планироваться должны все составляющие цикла «наука – производство», а не отдельные его составляющие. Цикл «наука – производство» состоит из фундаментальных исследований; прикладных исследований; проектно – конструкторских разработок; создание опытного образца; технологической подготовки производства; выпуска новой продукции и ее тиражирования. В полном объеме этот принцип может быть осуществлен только на крупных предприятиях.

- комплексность планирования – план НТП должен быть тесно увязан с другими разделами плана экономического и социального развития предприятия; планом капитальных вложений, планом по труду и кадрам, планом по себестоимости и прибыли, финансовым планом.

- экономическая обоснованность и обеспеченность ресурсами – в план НТП должны включаться только экономически обоснованные мероприятия (то есть выгодные для предприятия) и обеспеченные необходимыми ресурсами.

После разработки плана НТП и его утверждения составляются другие разделы плана экономического и социального развития предприятия.

 

10.4 Передовая техника и технологии в современном сельском хозяйстве

 

Для лекции используется материал: Симментальский скот из Европы, Современные технологии содержания скота, Современные технологии и оборудование переработки продукции животноводства. По заявкам био – технологии, биоэтанол, биодизель, био- энергатические источники.

Передовая сельскохозяйственная техника, Обработка, Уборка, Хранение с/х продукции.

По заявкам проблемы химизации, гербициды.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Время лекции 14.40-15.40 | Лекция 12. Количественная полезность и спрос
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 444; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.222 сек.