Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 12. Количественная полезность и спрос

Финансы государственных (муниципальных) учреждений

Бухгалтерские документы и их классификация

Учетные регистры и формы бухгалтерского учета

Бухгалтерские документы и их классификация

3. Компьютеризация бухгалтерского учёта

Документирование является одной из основных отличительных осо­бенностей бухгалтерского учета. Оно позволяет осуществлять сплош­ное наблюдение за хозяйственными процессами.

Первичный документ - это бухгалтерский документ, который со­ставляется в момент совершения хозяйственной операции и является первым свидетельством происшедших фактов. Данный документ при­дает юридическую силу произведенной хозяйственной операции и устанавливает ответственность отдельных исполнителей за выпол­ненные ими хозяйственные операции. Информация о совершенных или разрешен­ных к проведению операциях может фиксироваться на разных носите­лях, таких как: дискеты, магнитные ленты и др. Однако организация обязана в любом случае изготавливать копии документов на бумаж­ных носителях и представлять их участникам хозяйственных опера­ций и контролирующим органам по требованию.

Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты:

а) наименование документа;

б) дату составления документа;

в) наименование организации, от имени которой составлен документ;

г) содержание хозяйственной операции;

д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

е) наименование должностных лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

ж) личные подписи указанных лиц.

Перечень лиц, имеющих право подписи первичных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером.

Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами.

Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным - непосредственно после ее окончания.

Своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти документы.

Внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускается. В остальные первичные учетные документы исправления могут вноситься лишь по согласованию с участниками хозяйственных операций, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, которые подписали документы, с указанием даты внесения исправлений.

Для осуществления контроля и упорядочения обработки данных о хозяйственных операциях на основе первичных учетных документов составляются сводные учетные документы.

Первичные и сводные учетные документы могут составляться на бумажных и машинных носителях информации. В последнем случае организация обязана изготовлять за свой счет копии таких документов на бумажных носителях для других участников хозяйственных операций, а также по требованию органов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством РФ суда и прокуратуры.

Первичные учетные документы могут быть изъяты только органами дознания, предварительного следствия и прокуратуры, судами и налоговыми инспекциями на основании их постановлений в соответствии с законодательством РФ.

Главный бухгалтер или другое должностное лицо организации вправе с разрешения и в присутствии представителей органов, проводящих изъятие документов, снять с них копии с указанием основания и даты изъятия.

Первичные учетные документы делятся на внешние и внутренние. Внешние первичные документы поступают в организацию со стороны (от учредителей, банков, поставщиков, покупателей и т. п.).

Внутренние первичные документы составляются непосредственно в организации. Они бывают: распорядительными, оправдательными, комбинированными, бухгалтерского оформления.

Распоря­дительные - это такие первичные документы, в которых содержатся распоряжения, указания о производстве, выполнении тех или иных хозяйственных операций.

Оправдательные первичные документы удостоверяют факт совершения хозяйственных операций. К ним от­носятся: приходные ордера; акты приемки материалов; акты приемки-выбытия основных средств; первичные документы о приемке от рабо­чих выработанной продукции и т. п. Комбинированные — это такие первичные документы, которые одновременно являются и распоряди­тельными, и исполнительными. К ним относятся: приходные и рас­ходные кассовые ордера; расчетно-платежные ведомости на выдачу заработной платы работникам предприятия; авансовые отчеты подот­четных лиц и др.

Документы бухгалтерского оформления составляются тогда, когда для записей хозяйственных операций нет типовых доку­ментов, или при обобщении и обработке оправдательных и распоряди­тельных документов. К ним относятся: справки, ведомости распределе­ния косвенных расходов и др. Кроме того, первичные документы делятся также на разовые и накопительные.

Разовыми первичными документами оформляют каждую хозяйственную операцию и составляются они в один прием. Накопительные первичные документы составляются в течение определенного периода путем постепенного накапливания однородных хозяйственных операций. В конце периода в этих документах подсчитываются итоги по соответствующим показателям. К ним относятся: лимит­ные карты на отпуск материалов; наряды на работу и т. п.

Порядок составления и обработки документов. Документы сле­дует составлять на бланках установленной формы с заполнением всех реквизитов. Если некоторые реквизиты не заполнены, то свободное место прочеркивают.

Запись в документах делают чернилами, шариковой ручкой или на пишущих и счетных машинах. В денежных документах сумму ука­зывают цифрами и прописью. Документы должны быть оформлены аккуратно, текст и цифры написаны четко и разборчиво. Если в тексте или цифрах допущена ошибка, то ее следует зачеркнуть (так, чтобы можно было прочесть зачеркнутое) и написать сверху правильный текс или сумму. Затем, правильный текст или сумму повторяют на поля; документа и заверяют подписью лица, оформляющего документ. Текс оговорки таков:

Написанному в исправление ошибки............. ……………верить

(новый текст или сумма)

Дата Подпись

В кассовых и банковских документах исправления делать не разрешается.

Движение первичных учетных документов от момента их появле­ния в организации до сдачи в архив после их принятия к учету и обра­ботки принято называть документооборотом. Внутренняя регламен­тация организацией сроков обработки и представления первичных учетных документов называется графиком документооборота. Отсутствие четкого графика или его несоблюдение может при­водить к различным нарушениям требований к ведению бухгалтер­ского учета.

Документы текущего от­четного периода должны храниться в бухгалтерии в спе­циальных помещениях или закрывающихся шкафах под ответственностью лиц, уполномоченных главным бухгал­тером. Кассовые ордера, авансовые отчеты, выписки банка, с относящими­ся к ним документами, должны быть подобраны в хроно­логическом порядке и переплетены. Обработанные первичные документы текущего меся­ца должны комплектоваться в хронологическом порядке по признаку отношения к определенному учетному реги­стру и сопровождаться справкой для архива. В установленные самой ор­ганизацией сроки первичные документы, учетные реги­стры и бухгалтерская отчетность подлежат передаче в архив организации.

Сохранность документов, учетных регистров, бухгалтерской отчетности, оформление и передачу их в архив обеспечивает главный бухгалтер.

Руководитель организации обязан обеспечивать финансовые, материально-технические и иные условия, необходимые для комплектования, хранения, учета и использования ар­хивных документов.

Организации обязаны хранить первичные учетные доку­менты, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соот­ветствии с правилами организации государственного ар­хивного дела, но не менее пяти лет.

 

2. Учётные регистры и формы бухгалтерского учёта

Учетные регистры - это счетные таблицы, соответствующие экономи­ческой группировке данных об имуществе и источниках его образова­ния. Они служат для отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета. Учетные регистры ведутся в различных фор­мах: в книгах, журналах, ведомостях, на карточках и др. Синтетический учет ведется в так называемых синтетических ре­гистрах, а аналитический учет — в аналитических регистрах. Записи по синтетическим счетам, как правило, ведутся в жур­налах-ордерах и в Главной книге, а по аналитическим счетам - в книгах, ведомостях или на карточках. При ведении аналитического учета на карточках каждая вновь открываемая карточка регистрируется в реестре карточек.

Форма бухгалтерского учета — это совокупность учетных регист­ров для отражения хозяйственных операций в определенной последо­вательности и группировке соответствующими приемами записей. Форма бухгалтерского учёта определяется структурой учётных регистров, способом записи в них, последовательностью связи между документами и регистрами.

Форма «Журнал-главная». Используется на малых предприятиях. Ведётся Книга (журнал) учёта фактов хозяйственной деятельности, в которой каждая операция в хронологическом порядке с указанием номера, суммы и содержания сразу отражается на счетах бухгалтерского учёта. Кроме того, ведутся ведомости учёта основных средств, затрат на производство, денежных средств и фондов, реализации, расчётов с поставщиками, учёта оплаты труда.

Остатки средств в отдельных ведомостях сверяются с данными первичных документов и Книги учёта фактов хозяйственной деятельности.

Обобщение итогов ведомостей производится в шахматной ведомости, на основании которой составляется оборотная ведомость, которая является основанием для составления бухгалтерского баланса предприятия.

Мемориально-ордерная форма. Хронологические и систематические записи ведутся отдельно. Хронологические в регистрационном журнале, систематические в главной книге на основании предварительно составленных мемориальных ордеров. Форма счетов в Главной книге, называемой контрольно-шахматной ведомостью, строится с разбивкой дебета и кредита по каждому корреспондирующему счёту. На основании записей в главной книге составляется оборотная ведомость и баланс. Является устаревшей формой, рассчитанной на использование большого количества учётных работников низкой квалификации.

Журнально-ордерная форма. Сейчас имеет широкое распространение. Данные первичных документов регистрируются в журнале хозяйственных операций (хронологические записи) и систематически накапливаются в журналах ордерах и ведомостях. Журналы-ордера, составленные по кредитовому признаку, открываются на отчётный период на отдельный синтетический счёт или на группу их. Записи в журналы-ордера и ведомости производятся на основании первичных документов в хронологическом порядке. После подведения итогов по журналу-ордеру его кредитовый оборот переносится в Главную книгу по соответствующему счёту, куда также записываются обороты по дебету его, но из ведомостей, которые составляются по дебетовому признаку.

По счетам с небольшим количеством записей используются комбинированные учётные регистры – оборотные ведомости, совмещающие журнал-ордер и ведомость. На основании данных Главной книги составляется оборотная ведомость и баланс.

Автоматизированные формы учёта повторяют технологию журнально-ордерной формы учёта. Создаются два массива информации – постоянный и переменный. На их основании в любой момент времени формируются журнал хозяйственных операций, учётные регистры (журналы-ордера и ведомости), оборотная ведомость и формы отчётности.

3. Компьютеризация бухгалтерского учёта

Использование компьютера в бухгалтерской практике стало необходимостью. Специалист, не умеющий работать на компьютере, сейчас вряд ли может рассчи­тывать на успех.

В настоящее время существует большое количество различных бухгалтерских программ. Все они имеют свои достоинства и свои недостатки. Программы, предоставляющие больше возможностей для специфических видов учета, обычно проигрывают по причине излишней перегруженности деталями. Другие програм­мы проще и доступнее в работе, но каких-то функций при работе с ними может не хватать. Чаще всего выбор программного обеспечения зависит от конкретных задач, которые вам предстоит решать.

Основа у всех бухгалтерских программ одна: все они построены по принципу двойной записи, которая применяется в бухгалтерском учете. Непременными элементами бухгалтерского учёта являются баланс, счета и двойная запись. Эти же элементы используются и в бух­галтерских программах.

В настоящее время практически все программы бухгалтерского учета адаптиро­ваны к операционной среде Windows. Наибольшее распространение получили программы «Парус» и «1С:Предприятие».

Програм­ма «Парус» имеет несколько несомненных преимуществ по срав­нению с многими другими бухгалтерскими программами. К ним можно отнести, в первую очередь, компактность программы и невысокие требования к памяти компьютера. Последовательность действий в программе в точности повторяет действия бухгалтера при обработке документов вручную, без использования компьютера. Кроме того, в ней используется совершенно очевидная последова­тельность оформления документов, просто и понятно ведется журнал операций.

Несомненным достоинством программы «1С: Предприятие» является возмож­ность оформления большого количества бухгалтерских документов. Всевозмож­ные отчеты, которые можно создавать в этой программе, позволяют взглянуть на счет с разных сторон. Кроме того, овладев общими принципами работы в одном из модулей программного пакета «1С:Предприятие», вы сможете легко освоить работу и в других специализированных программах фирмы «1С».

Способы исправления в учетных записях.

Исправление ошибок в учетных регистрах осуществляется корректурным способом, способом дополнительных проводок и спосо­бом «красное сторно».

Корректурный способ применяется в тех случаях, когда ошибка не затрагивает корреспонденции счетов или она быстро обнару­жена и не отразилась на итогах учетных записей. Сущность данного способа состоит в том, что ошибочный текст или сумму зачеркивают и над зачеркнутым пишут правильный текст или сумму. Зачеркива­ние производят тонкой линией так, чтобы можно было прочесть за­черкнутое. При этом зачеркивается все число, если даже ошибка допущена только в одной цифре. Исправление ошибки оговаривает­ся и подтверждается: в документах - подписями лиц, подписавших документ; в учетных регистрах - подписью лица, производящего исправление. Оговорку об исправлении делают на полях или в кон­це страницы, записывая в ней «Исправлено» и правильный текст или сумму.

Способ дополнительных проводок применяется в тех случаях,
когда в бухгалтерской проводке и в учетных регистрах указана правильная корреспонденция счетов, но преуменьшена сумма операции.
Для исправления такой ошибки на разность между правильной и преуменьшенной суммами операции составляют дополнительную бухгалтерскую проводку. Если, например, подотчетным лицам выдали из кассы 40 000 руб., а ошибочно записали 10 000 руб., то на разность между этими суммами - 30 000 руб. (40 000 - 10 000) нужно соста­вить дополнительную проводку.

Если в учетных записях указана неправильная корреспонденция счетов, то для исправления ошибок применяется способ «красное сторно». Сущность данного способа состоит в том, что для снятия ошибочной записи неправильную проводку повторя­ют красными чернилами и записывают ее в учетные регистры. После этого составляют правильную проводку.

 

Государственными, муниципальными учреждениями признаются учреждения, созданные Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием.

Типами государственных, муниципальных учреждений признаются автономные, бюджетные и казенные.

Автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).

Автономное учреждение является юридическим лицом и от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Автономное учреждение вправе открывать счета в кредитных организациях и (или) лицевые счета соответственно в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Имущество учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.

Источниками финансирования деятельности автономных и бюджетных учреждений выступают:

- бюджетные средства

- доходы от оказания платных услуг

- средства спонсоров

- добровольные поступления от физических и юридических лиц

Для автономных и бюджетных учреждений действует следующий порядок финансирования из бюджета.

Учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями.

Государственные (муниципальные) задания для учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.

Государственное (муниципальное) задание должно содержать:

· показатели, характеризующие качество и (или) объем (содержание) оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ);

· порядок контроля за исполнением государственного (муниципального) задания, в том числе условия и порядок его досрочного прекращения;

· требования к отчетности об исполнении государственного (муниципального) задания.

· определение категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг;

· порядок оказания соответствующих услуг;

· предельные цены (тарифы) на оплату соответствующих услуг физическими или юридическими лицами в случаях, если законодательством Российской Федерации предусмотрено их оказание на платной основе, либо порядок установления указанных цен (тарифов) в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

Учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания.

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.

Уменьшение объема субсидии, предоставленной на выполнение государственного (муниципального) задания, в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении государственного (муниципального) задания.

Учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Порядок определения указанной платы устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

Порядок формирования государственного (муниципального) задания и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания определяются:

1) Правительством Российской Федерации в отношении федеральных бюджетных и автономных учреждений;

2) высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении бюджетных и автономных учреждений субъекта Российской Федерации;

3) местной администрацией в отношении муниципальных бюджетных и автономных учреждений.

Казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления.

Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.

Бюджетная смета - документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения.

Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Казенное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в соответствии с Бюджетным Кодексом.

Заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено настоящим Кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.

Казенное учреждение не имеет права предоставлять и получать кредиты (займы), приобретать ценные бумаги. Субсидии и бюджетные кредиты казенному учреждению не предоставляются.

 

3. Финансы некоммерческих организаций иных организационно- правовых форм

 

 

В зависимости от состава участников некоммерческие организации подразделяются на организации, имеющие членство (потребительские кооперативы, общественные и религиозные объединения, некоммерческие партнерства, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы) и не имеющие членство (фонды, автономные некоммерческие организации)

 

Источники формирования финансовых ресурсов некоммерческихорганизаций различных организационно-правовых форм:

• регулярные и единовременные поступления от учредителей

(участников, членов);

• добровольные имущественные взносы и пожертвования

 

• выручка от реализации товаров, работ, услуг

 

• дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям,

другим ценным бумагам и вкладам

 

• доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации

 

• бюджетные субсидии в рамках утвержденных целевых программ

• другие, не запрещенные законом поступления

 

Выделяют следующие группы расходов:

 

• Административно-хозяйственные расходы, связанные с содержанием

некоммерческой организации

• Расходы по выполнению программ и мероприятий, осуществляемых за

счет целевых поступлений и бюджетных ассигнований

• Расходы по осуществлению предпринимательской деятельности

 

Порядок налогообложения некоммерческих организаций аналогичен порядку, применяемому в отношении коммерческих организаций. Однако он имеет ряд особенностей, связанных с тем, что некоммерческие организации не ставят в качестве основной цели извлечение прибыли, а их предпринимательская деятельность должна служить достижению целей, ради которых создана некоммерческая организация.


 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопросы. Основные направления научно-технического прогресса | Перечень использованной литературы. Приложение к бухгалтерскому балансу (Форма № 5)
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 230; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.092 сек.