Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Перечень использованной литературы. Приложение к бухгалтерскому балансу (Форма № 5)

.

.

.

Приложение к бухгалтерскому балансу (Форма № 5)

Семья как важнейший социальный институт в обществе

План

Этап

Этап.

Этап.

Классификация и принцип действия дозиметрических приборов

Атмосферные движения вынуждены приспосабливаться к структуре океанических движений, поэтому океанические и воздушные течения образуют единую систему, возникающую в результате приспособления их друг к другу.

В Департамент входят отделы: отдел трудовых отношений и профессиональных стандартов, отдел политики охраны труда, отдел профилактики производственного травматизма и отраслевых норм охраны труда.

Что полезнее - вода или алмаз?

 

БАРБОС. Да. Мне приходится задавать такие вопросы... Иногда диву даешься, откуда они возникают. Посудите сами - воду можно пить с таким удовольствием, когда набегаешься и жарко, или в воде можно купаться, водой поливают цветы и деревья в саду. Алмаз - не знаю, чем хорош этот камушек?

 

АНТОН. В истории экономической мысли прочно поселился сформулированный Адамом Смитом во время лекции в университете города Глазго парадокс о воде и алмазе. Несмотря на то что вода для человека обычно куда полезнее, чем алмаз, цена на последний гораздо выше.

 

ИГОРЬ. Полезнее? А как ты думаешь, Антон, какую полезность сравнивал Адам Смит? Общую полезность всего запаса воды и алмазов? Или предельную полезность последнего из потребляемых тобой стаканов воды с предельной полезностью последнего из потребляемых тобою алмазов?

 

АНТОН. Какие алмазы, Игорь? Да ты смеешься... А, кажется понял. Адам Смит в отличие от нашего читателя еще не знал разницы между предельной и общей полезностью. А цена как раз связана не с общей, а с предельной ценностью, или полезностью, блага, так как благо вообще никем не потребляется, потребляется какое-то количество единиц или частей, например литров воды или каратов драгоценных камней.

 

ИГОРЬ. Конечно, мы ведь уже знаем, что при увеличении количества потребляемых единиц блага снижается полезность дополнительной единицы. А так как воды на земле много и значение ее для человека велико, то потребление большого числа единиц воды делает предельную полезность типичного потребителя низкой. Это и объясняет низкую цену.

 

АНТОН. Но можно представить себе, что при недостатке воды, например в пустыне, или недостатке воздуха в подводной лодке (т.е. как бы на отдельном рынке) ценность дополнительной единицы воды может быть много выше ценности единицы любых драгоценных камней.

 

ИГОРЬ. Желание разрешить парадокс вода-алмаз, подтолкнуло экономическую науку к открытию предельного анализа и сделало возможным применение достижений математики в области исследований бесконечно малых величин.

 

АНТОН. Это направление в экономической мысли называется маржинализмом (фр. marginal - предельный).

 

 

2. Региональный уровень

 

Государственный контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства и законодательства об охране труда во всех организациях региона осуществляет Государственная инспекция труда в Орловской области, которая является органом Федеральной службы по труду и занятости (Роструд), т.е. независимым от местных властей.

Основные задачи государственной инспекции труда:

- проверки деятельности работодателя по соблюдению требований законодательства об охране труда (надзор за строительством и реконструкцией объектов, вводом их в эксплуатацию, предписания работодателю об устранении нарушений в сфере охраны труда, привлечение виновных лиц к ответственности и т.д.);

- контроль и надзор за расследованием и учетом несчастных случаев на производстве;

- принятие мер по восстановлению трудовых прав граждан.

Наряду с государственной инспекцией за исполнением требований охраны труда контроль осуществляет Управление труда и занятости Орловской области, в состав которой входит государственная экспертиза условий труда. Это орган исполнительной власти администрации Орловской области. Таким образом, Управление труда с помощью государственной экспертизы следит не только за исполнением трудового законодательства и нормативных актов об охране труда, но и осуществляет контроль над условиями труда, качеством проведения аттестации рабочих мест, правильностью предоставления компенсаций за тяжелые и вредные условия труда, подготавливает предложения об отнесении предприятия к классу профессионального риска согласно результатов сертификации работ в этой организации.

Общественный контроль за соблюдением правил по охране труда на предприятиях выполняет либо профсоюз, либо выборный орган (комиссия) трудового коллектива предприятий любой формы собственности.

Кроме того, надзор в различных сферах экономики осуществляют такие службы: Роспотребнадзор (бывший санэпидемнадзор), Госэнергонадзор, Госпожнадзор, Ростехнадзор, Управление по экологическому, технологическому и атомному надзору.

 

 

3. Ответственность за нарушение

законодательных актов о труде и охране труда

 

Каждый работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности; соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и трудовую дисциплину; требования по охране труда; незамедлительно сообщать своему руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей и сохранности имущества работодателя.

Ответственность исполнителя простая – он отвечает только за себя. У руководителя более сложная ответственность – он отвечает и за себя, как исполнитель, и за подчиненных. Однако если ответственность у исполнителей, специалистов и руководителей разная, то меры воздействия на них практически одинаковы. В зависимости от характера и степени нарушений все они могут привлекаться к дисциплинарной, административной, уголовной и материальной ответственности.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям. При этом нарушение требований охраны труда должно рассматриваться как нарушение трудовой дисциплины, а неспособность руководителя обеспечить надлежащую трудовую дисциплину на порученном участке работы должна расцениваться как несоответствие занимаемой должности. Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в государственной инспекции труда.

Неоднократное нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, - влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет (невозможность занимать руководящие должности) на срок от 1 года до 3-х лет.

Работник привлекается к уголовной ответственности, если его деяние по неосторожности причинило тяжкий или средней тяжести вред здоровью человека (либо штраф в размере до 200 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до одного года). То же деяние, повлекшее смерть человека наказывается лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Материальную ответственность работник несет при причинении ущерба работодателю. Первый руководитель несет полную материальную ответственность за ущерб, причиненный организации.

 

4. Обучение и инструктажи по охране труда

 

Порядок и виды обучения и проверки знаний безопасности труда рабочих, служащих, руководителей и специалистов на предприятиях всех форм собственности установлены ГОСТ 12.0.004-90 ССБТ «Организация обучения безопасности труда. Общие требования». Обучение проводится 1 раз в 3 года. В результате выдаются удостоверения установленного образца.

Ответственность за организацию своевременного и качественного обучения и проверки знаний возлагается на руководителя предприятия, а в подразделениях – на руководителя подразделения.

Ответственность за организацию своевременного и качественного обучения и проверки знаний возлагается на руководителя предприятия, а в подразделениях – на руководителя подразделения.

Основной формой обучения работников по охране труда является проведение инструктажа.

По характеру и времени проведения инструктажи подразделяются:

- вводный;

- первичный на рабочем месте;

- повторный;

- внеплановый;

- целевой.

Вводный инструктаж проводит инженер по охране труда или лицо, на которое возложены эти обязанности, со всеми принимаемыми на работу, а также прибывшими в командировку или на практику. О проведении вводного инструктажа делается запись в журнале с обязательными подписями и инструктирующего, и инструктируемого.

Первичный инструктаж на рабочем месте до начала работ проводит руководитель работ в соответствии с инструкциями по охране труда для отдельных профессий и видов работ. После первичного инструктажа и проверки знаний в течение первых 2-х-14 смен работник выполняет работу под наблюдением мастера или бригадира, после чего оформляется допуск к самостоятельной работе. Перечень профессий и должностей, освобожденных от первичного инструктажа, утверждает руководитель организации.

Повторный инструктаж осуществляется не реже, чем через 6 месяцев.

Внеплановый инструктаж проводит непосредственный руководитель работ при изменении правил по охране труда, технологического процесса, нарушениях работниками требований безопасности, при перерыве в работе от 30 до 60 дней.

Целевой инструктаж проводит непосредственный руководитель работ при выполнении работ, не связанных с прямыми обязанностями работника, при ликвидации аварии, при оформлении наряда-допуска на особо опасные работы.

 

5. Аттестация и сертификация рабочих мест

 

Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ в организации является обязанностью работодателя согласно ст. 212 ТК РФ.

Задачами аттестации и сертификации рабочих мест являются:

- оценка фактического состояния условий труда на рабочих местах;

- предоставление льгот и компенсаций за работу с вредными или тяжелыми условиями труда;

- разработка мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда.

Нормативной основой являются: приказ Минздравсоцразвития РФ № 342н от 26 апреля 2011г., гигиенические критерии оценки и классификации условий труда, ГОСТы, СанПиНы и др. документы.

Аттестации подлежат все рабочие места, за исключением рабочих мест, на которых выполняются работы в условиях чрезвычайных ситуаций (спасательные работы, тушение пожаров и т.д.).

Обязанности по обеспечению проведения аттестации возлагаются на работодателя. Аттестацию проводят (1 раз в 5 лет) совместно работодатель и аттестующая организация, т.е. юридическое лицо (лаборатория), аккредитованное в установленном порядке.

Аттестующая организация должна быть неаффилированным (неподчиненным) лицом по отношению к работодателю.

Издается приказ на проведение аттестации, создается комиссия из должностных лиц предприятия и аттестующей организации. На основе инструментальных измерений и обследования рабочих мест проводится оценка соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, которая включает в себя:

оценку соответствия условий труда гигиеническим нормативам;

оценку травмоопасности рабочих мест;

оценку обеспеченности работников СИЗ;

комплексную оценку условий труда на рабочих местах.

Измерения и оценки оформляются протоколом. В результате аттестации устанавливаются рабочие места с вредными и тяжелыми условиями труда (а также с безопасными условиями труда) и на каждое обследуемое рабочее место заполняется Карта аттестации, в которой указаны все производственные факторы, действующие на работника, установлено фактическое значение этих параметров, дается рекомендация о льготах и компенсациях за данные условия труда, положенной спецодежде, оговорены допуски к работе.

При соответствии условий труда на рабочем месте гигиеническим нормативам, невыявлении при оценке травмоопасности рабочего места несоответствия требованиям охраны труда и соответствии рабочего места требованиям обеспеченности работников СИЗ рабочее место признается аттестованным с комплексной оценкой условий труда «соответствует государственным нормативным требованиям охраны труда».

При несоответствии условий труда на рабочем месте гигиеническим нормативам и (или) выявлении при оценке травмоопасности рабочего места несоответствия рабочего места требованиям охраны труда, и (или) несоответствии требованиям обеспеченности работников СИЗ рабочее место признается аттестованным с комплексной оценкой условий труда «не соответствует государственным нормативным требованиям охраны труда».

Внеплановая аттестация проводится:

в случае ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;

замены производственного оборудования;

изменения технологического процесса;

изменения средств коллективной защиты;

по результатам государственной экспертизы условий труда, проведенной в целях оценки качества проведения аттестации.

После проведения аттестации работодатель в течение 10 календарных дней с даты издания приказа о завершении аттестациинаправляет сводную ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда в государственную инспекцию труда в Орловской области.

На основании проведенной аттестации предприятию выдается (или не выдается) сертификат соответствия работ требованиям по охране труда (сертификат безопасности). Действует выданный сертификат 3 года.

Кроме того, по результатам аттестации рабочих мест ФСС производит скидку или надбавку к страховым тарифам для организации.

 

6. Организация рабочего места с ПЭВМ

 

Рабочие места с использованием ПЭВМ должны соответствовать нормам, установленным СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03, в которых приводятся требования к помещениям для работы с ПЭВМ, микроклимату, вентиляции, системе освещения, шуму и вибрации, оборудованию.

ПЭВМ должны соответствовать требованиям Санитарных правил, каждый их тип подлежит санитарно-эпидемиологической экспертизе с оценкой в испытательных лабораториях, аккредитованных в установленном порядке.

Площадь на одно рабочее место пользователей ПЭВМ с ВДТ на базе электронно-лучевой трубки (ЭЛТ) должна составлять не менее 6 м2, с ВДТ на базе плоских дискретных экранов (жидкокристаллические, плазменные) - 4,5 м2. Для внутренней отделки интерьера помещений, где расположены ПЭВМ, должны использоваться диффузно отражающие материалы с коэффициентом отражения для потолка - 0,7 - 0,8; для стен - 0,5 - 0,6; для пола - 0,3 - 0,5. Полимерные материалы используются для внутренней отделки интерьера помещений с ПЭВМ при наличии санитарно-эпидемиологического заключения.

Все помещения с ПЭВМ должны иметь естественное и искусственное освещение. Эксплуатация ПЭВМ в помещениях без естественного освещения допускается только при наличии расчетов, обосновывающих безопасность для здоровья работающих. Окна в помещениях, где эксплуатируется вычислительная техника, преимущественно должны быть ориентированы на север и северо-восток. Оконные проемы должны быть оборудованы регулируемыми устройствами типа: жалюзи, занавесей, внешних козырьков и др.

Рабочие столы следует размещать таким образом, чтобы видеодисплейные терминалы были ориентированы боковой стороной к световым проемам и естественный свет падал преимущественно слева.

Искусственное освещение в помещениях для эксплуатации ПЭВМ должно осуществляться системой общего равномерного освещения. В случаях преимущественной работы с документами, следует применять системы комбинированного освещения (к общему освещению дополнительно устанавливаются светильники местного освещения, предназначенные для освещения зоны расположения документов). Для освещения помещений с ПЭВМ следует применять светильники с зеркальными параболическими решетками, укомплектованными электронными пускорегулирующими аппаратами (ЭПРА). Применение светильников без рассеивателей и экранирующих решеток не допускается. В качестве источников света при искусственном освещении следует применять преимущественно люминесцентные лампы типа ЛБ и компактные люминесцентные лампы (КЛЛ), допускается применение металлогалогенных ламп. В светильниках местного освещения допускается применение ламп накаливания, в том числе галогенных.

Освещенность на поверхности стола в зоне размещения рабочего документа должна быть 300 - 500 лк. Освещение не должно создавать бликов на поверхности экрана.

В производственных помещениях, в которых работа с использованием ПЭВМ является основной и связана с нервно-эмоциональным напряжением, должны обеспечиваться оптимальные параметры микроклимата для категории работ 1а и 1б.

Уровни положительных и отрицательных аэроионов в воздухе помещений, где расположены ПЭВМ, должны соответствовать действующим санитарно-эпидемиологическим нормативам.

Допустимые уровни звука, создаваемого ПЭВМ, не должны превышать 50 дБА.

Также нормируются уровни электромагнитных полей (ЭМП), создаваемых ПЭВМ.

При размещении рабочих мест с ПЭВМ расстояние между рабочими столами с видеомониторами (в направлении тыла поверхности одного видеомонитора и экрана другого видеомонитора) должно быть не менее 2,0 м, а расстояние между боковыми поверхностями видеомониторов - не менее 1,2 м. Экран видеомонитора должен находиться от глаз пользователя на расстоянии 600 - 700 мм, но не ближе 500 мм с учетом размеров алфавитно-цифровых знаков и символов. Для предупреждения развития утомления рабочий стул (кресло) должен быть подъемно-поворотным, регулируемым по высоте и углам наклона сиденья и спинки. Поверхность сиденья, спинки и других элементов стула (кресла) должна быть полумягкой, с нескользящим, слабо электризующимся и воздухопроницаемым покрытием.

В помещениях, оборудованных ПЭВМ, проводится ежедневная влажная уборка и систематическое проветривание после каждого часа работы на ПЭВМ.

Помещения, где размещаются рабочие места с ПЭВМ, должны быть оборудованы защитным заземлением (занулением) в соответствии с техническими требованиями по эксплуатации.

Не следует размещать рабочие места с ПЭВМ вблизи силовых кабелей и вводов, высоковольтных трансформаторов, технологического оборудования, создающего помехи в работе ПЭВМ.

Лица, работающие с ПЭВМ более 50% рабочего времени (профессионально связанные с эксплуатацией ПЭВМ), должны проходить обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры в установленном порядке.

Женщины со времени установления беременности переводятся на работы, не связанные с использованием ПЭВМ, или для них ограничивается время работы с ПЭВМ (не более 3-х часов за рабочую смену) при условии соблюдения гигиенических требований, установленных Санитарными правилами.

 

 

7. Показатели травматизма и методы анализа

причин несчастных случаев

 

Производственный травматизм исследуют различными методами, но основными следует считать три: статистический, монографический и экономический.

Статистический метод основан на изучении причин травматизма за определенный период времени (формам Н-1 или отчетам предприятий). Этот метод позволяет выявить динамику травматизма и проанализировать несчастные случаи по причинам, тяжести, полу, профессии и т.д. При проведении анализа пользуются количественными и качественными показателями.

Количественный показатель травматизма – коэффициент частоты травматизма, показывает как часто происходят несчастные случаи на производстве, приходящиеся на 1000 работников за определенный период:

Н

КЧ. = ------- * 1000

Р

Качественный показатель травматизма показывает, какое число дней нетрудоспособности приходится на один несчастный случай:

 

Д

КТ. = -------

Н

где Н – число несчастных случаев за определенный период,

Р – списочное число работающих,

Д – число дней нетрудоспособности.

После этого выводится коэффициент безопасности:

 

Д

К Б. = КЧ. * КТ. = ------- * 1000

Р

К разновидностям статистического метода относятся: групповой и топографический методы.

Групповой метод заключается в группировании несчастных случаев по полу, возрасту, характеру повреждений и другим признакам.

Топографический метод заключается в том, что места, где произошли несчастные случаи, отмечаются на плане участка, цеха и т.д. условными знаками, а количество таких знаков характеризует травмоопасность этих мест.

Монографический метод – полный анализ причин несчастного случая с обследованием рабочего места и уточнением опасного производственного фактора. На основании этого метода разрабатываются дополнительные средства защиты, которые бы исключили повторение несчастного случая на данном рабочем месте.

Экономический метод заключается в оценке материального ущерба от производственного травматизма, эффективности затрат на его профилактику.

9. Санитарно-гигиенические требования при проектировании

Требования безопасности при эксплуатации производственных зданий и сооружений регламентируются в настоящее время СП 44.13330.2011 «Административные и бытовые здания», СП 56.13330.2011 «Производственные здания», СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий сооружений и иных объектов», а также другими нормативными документами. Они содержат санитарно-гигиенические требования при проектировании, строительстве и эксплуатации зданий различного назначения. Здесь приведены ПДК вредных веществ в рабочей зоне, нормы освещенности, параметров микроклимата и т.д.

В соответствии с требованиями норм жилая застройка должна быть отделена от промышленного предприятия санитарно-защитной зоной (их всего 5). Размер зоны зависит от назначения предприятия и технологического процесса (от 50 до 1000 м).

На каждом предприятии проектируются: внутренний водопровод на производственные, хозяйственно-питьевые и противопожарные нужды; канализация; если необходимо – очистные сооружения; отопление; естественная или механическая вентиляция; санитарно-бытовые помещения. В местах постоянного пребывания людей обязательно должно быть естественное освещение.

Высота помещений административных и бытовых зданий от пола до потолка должна быть не менее 2,5м, в климатических подрайонах IА, IБ, IГ, IД и IVА— не менее 2,7 м. Высота залов собраний, столовых и административных помещений вместимостью более 75 чел. должна быть не менее 3 м.

Число лифтов следует принимать по расчету, но не менее двух; при этом один из лифтов допускается принимать грузовым.

В соответствии со ст. 223 ТК РФ обеспечение санитарно-бытового обслуживания работников организации возлагается на работодателя. С этой целью по установленным нормам оборудуются санитарно-бытовые помещения, помещения для приема пищи, оказания медицинской помощи, комнаты для отдыха в рабочее время и психологической разгрузки.

В состав санитарно-бытовых помещений входят гардеробные, душевые, умывальные, уборные, курительные, места для размещения полудушей, устройств питьевого водоснабжения, помещения для обогрева или охлаждения, обработки, хранения и выдачи спецодежды. Санитарно-бытовые помещения для работающих, занятых непосредственно на производстве, должны проектироваться с учетом групп производственных процессов согласно табл.2. СП 44.13330.2011 «Административные и бытовые здания». При сочетании признаков различных групп производственных процессов тип гардеробных, число душевых сеток и кранов умывальников следует предусматривать по группе с наиболее высокими требованиями.

Нормы площади помещений на 1 чел., единицу оборудования, расчетное число работающих, обслуживаемых единицу оборудования в санитарно-бытовых помещениях, следует принимать по табл.3. СП 44.13330.2011.

Душевые оборудуются кабинами открытого или закрытого типа.

Уборные в многоэтажных зданиях должны быть на каждом этаже. Если численность работающих на двух смежных этажах 30 человек или менее, уборные размещаются на одном из этажей с наибольшей численностью работников.

На предприятиях со списочной численностью работающих более 300 чел. должны предусматриваться фельдшерские здравпункты.

При списочной численности работающих от 50 до 300 необходимо предусматривать медицинский пункт.

Фельдшерские или врачебные здравпункты следует размещать на первом этаже.

При проектировании производственных предприятий должны быть предусмотрены столовые, рассчитанные на обеспечение всех работающих общим, диетическим, а по специальным заданиям - лечебно-профилакти-ческим питанием. При численности работающих в смену более 200 чел. необходимо предусматривать столовую, работающую, как правило, на полуфабрикатах, а при численности до 200 чел.- столовую-раздаточную.
При численности работающих в смену менее 30 чел. вместо столовой-раздаточной допускается предусматривать комнату приема пищи.

Все санитарно-бытовые помещения должны ежедневно убираться и регулярно проветриваться. Гардеробные, раздевалки, душевые и другие санитарно-бытовые помещения и устройства должны периодически подвергаться дезинфекции.

 


 

 

Жизнь в Мировом океане

В океанах развивается разнообразная растительная и животная жизнь (150 тыс. видов животных и 100 тыс. видов растений). По условиям существования в океане выделяют две биохоры (области с одинаковыми условиями существования): толща воды - пелагиаль, и дно - бенталь. Бенталь подразделяется на прибрежную часть с глубинами не более 200 м - литораль и глубинную - абиссаль. Толщу воды над литоралью называют нерической областью пелагиали.

Органический мир океана делят, исходя из способности собственного движения, на три группы: планктон, нектон и бентос.

Бентос составляют организмы, прикреплённые к морскому дну или ползающие по дну (черви, моллюски и водоросли). Ор­ганизмы, произвольно плавающие в воде при помощи органов движения, образуют нектон (киты, рыбы). А орга­низмы, которые пассивно носятся по воле стихии, составляют планктон (бактерии, водоросли и простейшие).

Роль океаносферы. Поскольку Мировой океан за­нимает более 70 % поверхности Земли, то с наличием огромных пространств воды связаны и различные теп­ловые, механические, физические, химические и дру­гие процессы, протекающие в океане и оказывающие, в свою очередь, существенное влияние на процессы, протекающие на суше и в атмосфере.

Обмен веществом и энергией между океанами и материками. Как уже отмечалось, на Земле есть две основные качественно различные поверх­ности – материковая и океаническая. Между ними происходит много­гранное и сложное взаимодействие. Существеннейшей чертой его является обмен веществами и энергией. Он совершается по следующим главным направлениям:

1. Перенос влаги с океанов на материки и обратный сток ее с суши в океан.

2. Перенос тепла; поскольку океаны занимают две трети земной поверх­ности, они усваивают основную массу солнечной радиации и в процессе циркуляции атмогидросферы перераспределяют ее по земной поверхно­сти. Эти процессы являются климатообразующими.

Общее количество солнечной энергии, поглощаемой Миро­вым океаном, составляет почти 80% всей радиации, достигающей поверхности планеты. К тому же океан является главным аккумуля­тором солнечного тепла; в нём содержится почти в 21 раз больше того количества тепла (76-1022 ккал/год), которое ежегодно по­ступает от Солнца к поверхности Земли. В десятиметровом слое океанических вод тепла в четыре раза больше, нежели во всей атмосфере.

2. Обмен минеральными веществами, в том числе солями. Из океана в континентальную литосферу они попадают в процессе развития геосин­клиналей, а также при трансгрессиях морей на континенты. Снос их в океан осуществляется через сток поверхностных и подземных вод.

3. Сложнейший обмен между океанами и материками происходит через органический мир Земли.

4. Химические элементы, входящие в состав морской воды, участву­ют в процессах газо-, массо- и влагообмена на гра­ницах гидросферы-литосферы-атмосферы.

5. Гид­рохимические процессы влияют на животный и растительный мир не только океана, но и планеты в целом.

6. Постоянный газообмен с атмосферой регули­рует газовый баланс Земли: содержание диоксида углерода в морской воде в 60 раз больше, чем в атмосфере.

7. Море богато живыми организмами. Человечество может получать из океанов и морей огромное, практически неисчерпаемое количество пищи.

8. Океаны и моря являются источником и многих других природных ресурсов: в воде растворено много солей и иных соединений и элементов, на морском дне залегают полезные ископаемые, волны и приливы – источ­ники энергии, огромно транспортное значение океанов и морей.

 

Ядерные взрывы, аварии на реакторах АПЭС сопровождаются проникающей радиацией, образованием большого количества радиоактивных веществ, склонных к самопроизвольному распаду ядер атомов. Этот самопроизвольный распад сопровождается ионизирующим излучением.

Мы поняли, что есть три вида естественного радиоактивного излучения:

- a - излучение, - ядра гелия (4 2Не). Вследствие наличия положительного заряда a-частицы отклоняются электрическим и магнитным полями. Скорость, с которой вылетают a -частицы, составляет около 107 м/с;

- b - излучение, - электроны, обладающие скоростью до 108м/с. Вследствие наличия отрицательного заряда электроны отклоняются электрическими и магнитными полями в противоположную сторону по сравнению с α - частицами;

- γ – излучение - электромагнитное излучение с длиной волны приблизительно в 10-12 м и соответственно частотой около 1020 Гц. Оно не отклоняется электрическими и магнитными полями.

β γ α

 

       
   


о + о

 

       
   
 
   
 
 

 

 


Кроме естественного излучения известны и другие виды излучения, например, n - излучение – поток незаряженных частиц, сопровождающий подрыв нейтронного боеприпаса.

Принцип обнаружения ионизирующих (радиоактивных) излучений (нейтронов, γ - лучей, β – и α - частиц) основан на способности этих излучений ионизировать вещество среды, в которой они распространяются. Ионизация, в свою очередь, является причиной физических и химических изменений в веществе, которые могут быть обнаружены и измерены. К таким изменениям среды относятся: изменения электропроводности веществ (газов, жидкостей, твердых материалов); люминесценция (свечение) некоторых веществ; засвечивание фотопленок; изменение цвета, окраска, прозрачности, сопротивления электрическому току некоторых растворов и др.

Для обнаружения и измерения ионизирующих излучений используют следующие методы: фотографический, сцинтилляционный, химический и ионизационный.

Фотографический метод основан на степени почернения фотоэмульсии. Под воздействием ионизирующих излучений молекулы бромистого серебра, содержащегося в фотоэмульсии, распадаются на серебро и бром. При этом образуются мельчайшие кристаллики серебра, которые не вызывают почернения фотопленки при ее проявлении. Плотность почернения пропорциональна поглощенной энергии излучения. Сравнивая плотность почернения с эталоном, определяют дозу излучения (экспозиционную или поглощенную), полученную пленкой. На этом принципе основаны индивидуальные фото дозиметры.

Преимущества – простота, компактность датчиков. Недостатки – относительно низкая точность измерения.

Сцинтилляционный метод основан на том, что под воздействием радиоактивных излучений некоторые вещества испускают фотоны видимого света. Например, сернистый цинк (SZn), йодистый натрий (INa) под воздействием ионизирующих излучений светятся. Возникшие при этом вспышки света (сцинтилляции) могут быть зарегистрированы, т.к. количество вспышек пропорционально мощности дозы излучения. Регистрируют вспышки с помощью специальных приборов – фотоэлектронных умножителей.

Достоинства приборов, работающих на этом методе – достаточно высокая точность измерений. Недостатки – сложность в изготовлении, относительно высокие затраты при изготовлении.

Химический метод основан на определении изменений цвета некоторых химических веществ под воздействием ионизирующих излучений. Эти вещества меняют свою структуру. Так хлороформ в воде при облучении –разлагается с образованием соляной кислоты, которая дает цветную реакцию с красителем, добавленным к хлороформу. Интенсивность окрашивания зависит от количества соляной кислоты, образовавшейся под воздействием ионизации, а само количество кислоты пропорционально дозе облучения. Сравнивая окраску раствора с имеющимися эталонами, можно определить дозу облучения воздействующего на раствор. На этом принципе работы основаны химические дозиметры ДП-70 и ДП-70М.

В современных дозиметрических приборах широкое распространение получил ионизационный метод обнаружения и измерения ионизирующих излучений.

Сущность ионизационного метода заключается в том, что под воздействием излучений в изолированном объеме происходит ионизация газа: электрически нейтральные атомы газа разделяются на положительные и отрицательные ионы. Если в этот объем поместить два электрода, к которым приложено постоянное напряжение, то между электродами создается электрическое поле. Электроны, имеющие отрицательный заряд, будут перемещаться к аноду, а положительно заряженные ионы – к катоду. Таким образом, в ионизированном газе возникает направленное движение заряженных частиц, то есть через газ проходит электрический ток называемый ионизационным. Измеряя ионизационный ток можно судить об интенсивности ионизирующих излучений.

Приборы, работающие на основе ионизационного метода имеют принципиально одинаковое устройство и включают: воспринимающее устройство 1 (ионизационную камеру или газоразрядный счетчик); электрическую схему 2 (усилитель ионизационных токов); регистрирующее устройство 3 (микроамперметр); источник питания 4 (сухие элементы).

       
   
 
 

 


Ионизационная камера представляет собой заполненный воздухом замкнутый объем, внутри которого находятся два изолированных друг от друга электрода. К электродам камеры приложено напряжение от источника постоянного тока. При отсутствии ионизирующего излучения в цепи ионизационной камеры тока не будет, поскольку воздух является изолятором. При воздействии радиоактивных излучений воздух в камере ионизируется и через камеру проходит ионизационный ток, величина которого пропорциональна мощности дозы радиоактивных излучений, воздействующих на камеру. Измеряя ионизационный ток или падение напряжения можно определить мощность или дозу излучений. Ионизационная камера хорошо работает в области высокой интенсивности излучения.

Газоразрядный счетчик используется для измерения радиоактивных излучений малой интенсивности. Высокая чувствительность счетчика позволяет измерять интенсивность излучения в десятки тысяч раз меньше той, которую удается измерить ионизационной камерой.

Газоразрядный счетчик представляет собой полый герметичный металлический или стеклянный цилиндр, заполненный разреженной смесью инертных газов (аргон, неон) с некоторыми добавками, улучшающими работу счетчика (пары спирта). Внутри цилиндра вдоль его оси, натянута тонкая металлическая нить (анод), изолированная от цилиндра. Катодом служит металлический корпус или тонкий слой металла, нанесенный на внутреннюю поверхность стеклянного корпуса счетчика. К металлической нити и к токопроводящему слою (катоду) подают напряжение электрического тока.

В газоразрядных счетчиках используют принцип усиления газового разряда. В отсутствии радиоактивного излучения ионов в объеме счетчика нет. Следовательно, в цепи счетчика электрического тока тоже нет. При воздействии радиоактивных излучений в рабочей объеме счетчика образуются зараженные частицы-ионы.

Электроны, двигаясь в электрическом поле к аноду счетчика, площадь которого значительно меньше площади катода, приобретают кинетическую энергию, достаточную для дополнительной ионизации атомов газовой среды. Выбитые при этом электроны также производят ионизацию. Таким образом, одна частица радиоактивного излучения, попавшая в объем смеси газового счетчика, вызывает образование лавины свободных электронов. На нити счетчика собирается большое количество электронов. В результате этого положительный потенциал резко уменьшается и возникает электрический импульс. Регистрируя количество импульсов тока, возникающих в единицу времени можно судить об интенсивности радиоактивных излучений.

Дозиметрические приборы предназначены для определения уровней радиации на местности, степени заражения одежды, кожных покровов человека, продуктов питания, воды, фуража, транспорта и других различных предметов и объектов, а также для измерения доз радиоактивного облучения людей при их нахождении на объектах и участках, зараженных радиоактивными веществами.

В группу приборов радиационной разведки местности входят индикаторы радиоактивности и рентгенметры; в группу приборов для контроля степени заражения входят радиометры, а в группу приборов для контроля облучения – дозиметры. Конкретные тактико-технические данные этих групп приборов можно найти практически в любой учебной литературе по ГО. Однако, принцип их действия основывается на способности радиоактивных веществ при их излучении ионизировать вещество среды, в которой эти излучения распространяются.

Трагедия «Персы» (о морском сражении при Соломине), трагедия «Молящие»

Особенности периода:

- трилогический принцип построения трагедии. 3 трагедии, связанные между собой идеей, ставились в один день

- Текст написан в основном для хора, который исполняет плачь по усопшим. Партии хора занимают 2/3 текста

- вводит 1 актера, он ведет диалог с хором, не является главным лицом. + появляется вестник (связано с тем, что рассказ о битве)

 

«Персы»

Входит в трилогию – «Феней» - «Персы» - «Главк» (единственно сохранившаяся)

Трагедия была поставлена в 472 году, присутствовали ветераны битвы.

- отчетливо выступает философская традиция эллинского духа. В мире существует порядок, изначально данный Богами. Персам – Азию, Грекам – Балканы. Утверждали. Что мировой порядок будет все равно восстановлен, Ксеркс наказан.

- Дики – богиня справедливости, преследует Ксеркса.

- Ксеркс – преступник. Главное его преступление – нарушил меру вещей.

- Восточная диспатия не знала чувства меры, все были рабами царя, а греки были свободны. (так будет петь хор, прославляя греческий мир – прогрессивная форма).

- Действие – город Сузы (Азия)

- начало трагедии – хор персидских старейшин. Хор поет хвалу персидскому царю Ксерксу, в торжественных выражениях описывает войско (великие Медены, финикийцы, армяне, египтяне) – создается ощущение демонической силы, которая как тьма накрыла Грецию. В конце песни – сомнение (войско ушло давно, а вестей нет)

- появляется актер – царица Атоса. Задается вопросом- нет ли вестей? Говорит, что ей приснился сон, смысл которого она не понимает. Вносит тревожную нотку в торжественный гимн. (ребят, она сказала, что сон пересказывать не будет, но спросит на экзамене, так что читаем сон – от ред.))).

- появляется вестник. Который рассказывает о страшном поражении персидского войска, снова перечисление персидских воинов.

!Эсхил намерено не называет ни одного имени греческих героев – победил народ!

- царица в ужасе уходит со сцены, старейшины вызывают тень царя Дария, тень предрекает будущее поражение персов на суше и осуждает сына за деяния.

-Появляется несчастный побежденный Ксеркс. Конец – плачь по погибшим

 

Эсхил прославляет великий греческий народ, борьбу за независимость. Первый период – коллективное сознание.

 

«Семеро против Фив» (о войне сыновей Эдипа), «Прометей прикованный»

Изменение в жанре трагедии, Эсхил становится новатором.

Особенности периода:

- вводится второй актер. По сути, Эсхил ломает канон. Действия актеров активизируются, партия хора уже занимает половину.

- вводит пролог, и он становится обязательным в греч. драме.

- создает типический образ героя. Индивидуализация

 

«Прометей прикованный» (единственно сохранившийся текст)

Является частью трилогии – «Прометей носитель огня» - «Прометей прикованный» - «Прометей освобожденный»

- идея развития цивилизации начиная от родоплеменного строя.

у Гесиода: у Эсхила

Прометея покарали справедливо идея самопожертвования, гуманности,

спасения человеческого рода, борьба

за развитие исторического прогресса

 

Прометей – толи дядюшка, толи 2-юр брат Зевса, внук Геи, прорицатель

- создатель человека

- узнал, что Зевс решил уничтожить людей и создать новых. (Эсхил дает описание жизни древних людей)

- похищает огонь. Сознательно идет на самопожертвование, сам об этом заявляя в трагедии

- по идеям трагедия является новаторской, разрушающей архаический мир. Использован типичный трагедийный конфликт, который будет пронизывать всю лит-ру

 

«Прометей прикованный»:

-действие открывается казнью, Прометея тащат на казнь, за ним идет грустный Гефест, который был другом Прометея, но именно ему Зевс велел осуществить наказание.

-форма драмы характеров

-к Прометею приходит хор, состоящий из океанид (сочувствуют)

- приходит титан Океан (тип завистливого предворного)

- забегает Ио (любовница Зевса, обращенная в корову). Еще одна жертва Зевса, только жертва его страсти, похоти. Она теряет человеческий облик, а Прометей напротив не теряет человеческого облика, несмотря на мучения.

-Прометей дал людям счет, память, письменность, кораблестроение, домостроение, добычу металлов. Врачевание и лекарства, определение времени по звездам. Но люди не приходят к Прометею, он слишком далеко.

- Прилетает посланник Зевса – Гермес, приносит веление Зевса – раскрыть тайну гибели Зевса. Гермес предлагает сделку, но Прометей продолжает богоборствовать, принимая страдания.

Идеи, заложенные в образ:

- человеколюбие, сознательное страдание.

- идея цивилизации- знает средства для борьбы за прогресс

- идеи духовной свободы

- идеи богоборчества во имя высшей правоты

Начинается спор вокруг личности Прометея

 

-для Платона – основоположник науки, но после пишет, что Прометей –материальное, Зевс- духовное, след. Нужно идти за Зевсом

- эпоха барокко – признают подвиг Прометея. но он бессилен против Зевса

- романтизм – за Прометея

- Гетте – Прометей равен Зевсу, для Гетте Прометей – титанический художник

- Шелли пишет о социальной сфере, через страдание к революции – утопическая идея.

- Гегель следует за Платоном, плоды Прометея от разума, они конечны

- Маркс – Прометей – герой! Разрушитель оков, воплощение героического начала.

- Ницше (теор. сверхчеловека) – прославляет Прометея, утверждает его право на поступок.

 

В раннехристианском сознании – Прометей и Христос практически равны. Есть теория, что миф о Прометее лег в основу идеи о Христе

 

-конец трагедии – Зевс отправляет Прометея в Тартар за отказ предсказать будущее. Финальные слова Прометея о мучении

 

Прометей в конце коцов раскроет тайну, но только после того, как его освободит Геракл. Прометей понимал, что сын Зевса не должен придти ему на смену (им должен был стать Ахиллес)

 

Появляется новый драматург – Софокл, вводит 3 актера. Эсхил использует это в новых трагедиях.

Особенности период:

- 3 актера, наличие развитого действия.

- использует трилогический принцип, но теперь трагедии неразрывно связаны.

- возвращает к вечному конфликту старого и нового

- показывает разложение морали и этики родоплеменного строя

 

«Агамемнон» - «Хоэфоры» (или «Жертва у гроба») – «Эвминиды» (сохранились все 3 текста)

- решает проблему возмездия за преступление. (существовало 2 формы возмездия: смерть за смерть и выкуп)

- использует миф для того, чтобы осветить афинскую демократию как священную

 

 

  1. Понятие соц. институт.
  2. Типология соц. институтов и их ф-ции и дисфункции.
  3. Семья как важнейший соц. институт в обществе.

1) Понятие соц. институт.

Соц. институт – некие устоявшиеся взаимодействия людей в обществе. Первые соц. институты: семья, государство, религия. В социологич. лит-ре сущ. ряд определений соц. института.

Соц. институт (по учебнику Фролова) – организованная система связей и соц. норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества.

Соц. институт можно также определить как организованное объединение людей, выполняющих определённые соц. значимые ф-ции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполнения членами соц. института своих соц. ролей, задаваемых соц. ценностями, нормами и образцами поведения.

Процесс институционализации, т.е. образования (появления) соц. института, состоит из неск. этапов:

а) возникновение портретности, удовлетворение которой требует совместных усилий;

б) формирование общих целей;

в) появление соц. норм и правил в ходе стихийного соц. взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок;

г) появление процедур, связанных с нормами и правилами;

д) институционализация норм и правил, т.е. их принятие и практическое применение;

е) установление системы санкций для поддержания норм и правил;

ж) создание системы статусов и ролей, охватывающих всех, без исключения, членов данного института.

2) Типология социальных институтов, их функции и дисфункции.

Соц. институты разделяют на:

· главные (основные, фундаментальные);

· не главные (частные).

В качестве основных институтов как правило выделяют: экономические, политические, семейные, религиозные, институт образования (применительно к современному обществу).

Р. Мертон, в своё время, разделил ф-ции и дисфункции на:

§ явные и латентные (скрытые, неявные);

§ позитивные и негативные.

Властные структуры, в случае их коррумпированности, дисфункциональны. Перераспределение ролей в семье – эволюция института. Увеличение кол-ва разводов, насилие в семье – дисфункциональное развитие института.

Институт образования. Явная ф-ция – передача знаний. Латентная – общение, выбор брачного партнёра.

Семья в социальных науках рассматривается:

1) как соц. институт;

2) как малая соц. группа.

Изучение семьи как соц. института предполагает:

§ эволюционный подход к семье, т.е. в рамках институционального анализа необходимо изучать изменение брачно-семейных отношений в истории общества;

§ функциональный анализ семьи, т.е. изучение взаимодействия семьи с другими социальными институтами (например, взаимодействие с государством).

Изучение семьи, как соц. института, тесно пересекается с демографией, правом и др.

Изучение семьи как малой соц. группы означает изучение, прежде всего внутрисемейных отношений, выделение определённых типов семей, находящихся в конкретной жизненной ситуации (например, семья после развода, многодетная семья и др.).

Под малой соц. группой традиционно понимается небольшая по численности группа людей, находящихся между собой в непосредственном личном общении, что служит основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.

Можно обозначить различные подходы к семье:

Ø семья, как малая соц. институт – макроподход;

Ø как соц. группа – микроподход.

Антонов А. И., Меуков В. И. «Социология семьи»

Антонов А. И. «Микросоциология семьи»

Для примера рассмотрим немногодетную полную семью и выделим пары социальных ролей:

· мама-папа;

· муж-жена;

· брат-брат;

· мать-сын;

· отец-сын;

· мужчина-женщина.

Изучение семьи, как соц. института, предполагает исследование семьи через брачное, сексуальное и репродуктивное поведение.

Брачное поведение – определённые взаимоотношения (союз) между мужчиной и женщиной, санкционированные обществом, государством, выражающиеся в определённых взаимных правах и обязанностях. Понятие семья гораздо шире.

Семья – группа людей, связанных кровно-родственными, а также брачными отношениями, общностью быта, взаимной моральной ответственности.

По характеру выбора брачного партнёра брак можно разделить на экзогамный (выбор партнёра осуществлялся вне социальной группы) и эндогамный (внутри группы).

Репродуктивное и сексуальное поведение в браке. Долгое время эти 2 вида поведения существовали слитно (причины: религиозные нормы, социальные нормы). Долгое время в обществе существовала система соц. норм, предполагающих многодетность. Высокая рождаемость была обусловлена высокой смертностью. На сегодняшний день, период репродуктивного поведения женщины (хочет и может иметь детей) составляет 3-4 года. Многодетность ранее также подкрепляли установки на многодетность и резко отрицательное отношение общества к разводам.

Основные функции семьи:

§ репродуктивная;

§ воспитательная (или шире – социализирующая), т.е. не только биологическое, но и культурное воспроизводство общества;

§ хозяйственно-бытовая;

§ экономическая;

§ социально-статусная;

§ досуговая;

§ эмоциональная и др.

Типология семейных структур.

1) экзо- и эндогамные браки;

2) моно- и полигамные (полигения – брак одного мужчины с неск. женщинами и полиандрия – брак одной женщины с неск. мужчинами) браки;

3) по характеру властных отношений в семье:

§ матриархат;

§ патриархат;

§ эгалитарная семья (равноправная);

4) нуклеарная семья и расширенная (двухпоколенная – родители и дети).

Преобладающим типом семей в современном обществе является моногамная, эгалитарная, нуклеарная семья.

 

 


Домашнее задание

· семья, как важнейший институт общества;

· обосновать систему социальных норм малодетности современной семьи (европейская, американская и российская традиции);

· каждую из функций семьи проанализировать с точки зрения индивидуального содержания и общественного;

· анализируя семью, рассмотреть такое понятие как жизненный цикл или этапы жизненного цикла семьи;

· типология семейных структур

 

Данная форма состоит из 10 разделов, в каждом из которых раскрывается информация, не нашедшая отражения непосредственно в самом бухгалтерском балансе.

Раздел I «Нематериальные активы»

Состоит из 2 таблиц:

В первой приводятся данные о НМА – наличие на начало отчетного года, поступило, выбыло и наличие на конец отчетного периода.

Отражается первоначальная стоимость по строкам:

- Объекты интеллектуальной собственности

- Организационные расходы

- Деловая репутация организации

- Прочие.

Таблица итоговых строк не имеет.

Во второй таблице отражается информация об амортизационных отчислениях на начало и конец отчетного периода. Таблицу заполняют только те организации, которые учитывают амортизацию на отдельном счете 05.

 

Раздел II «Основные средства», Состоит из 2 таблиц:

1.) Отражается первоначальная стоимость на начало и конец отчетного периода, поступление и выбытие основных средств по их видам:

· Здания;

· Сооружения;

· Машины и оборудование;

· Транспортные средства;

· Рабочий и продуктивный скот;

· Многолетние насаждения;

· Другие виды основных средств;

· Земельные участки;

· Оросительные, осушительные работы;

· Общая стоимость основных средств.

2.) Показываются аналитические данные по видам основных средств на начало и конец отчетного периода:

· Амортизация ОС (зданий и сооружение, машин, оборудования, трансп.средств и другие);

· Передача в аренду объектов ОС;

· Передача объектов ОС на консервацию;

· Объекты недвижимости, принятые в эксплуатацию.

Подраздел «Справочно»

Приводятся данные о переоценке ОС, проведенной по состоянию на 1.01. отчетного года. Величина уценки показывается в круглых скобках.

В отдельном подразделе показывается насколько изменилась первоначальная стоимость ОС в результате их реконструкции, достройки.

Раздел III «Доходные вложения в материальные ценности»

Состоит из 2 таблиц:

1.) Показывается информация о первоначальной стоимости на начало и конец отчетного периода, поступление и выбытие доходных вложений в материальные ценности.

· Имущество для передачи в лизинг;

· Имущество, предоставленное по договору проката;

· Прочие;

· Итого.

2.) Приводятся данные о сумме амортизации по доходным вложениям в материальные ценности (на начало и конец отчетного периода).

Раздел IV «Расходы на НИОКР» (счет 08)

Состоит из 2 таблиц:

1.) Отражается общая сумма расходов на НИОКР и далее в т.ч. (разработка новой модели).

2.) Справочно – указывается сумма расходов по незаконченным НИОКР и по работам, которые не дали положительного результата.

Раздел V «Расходы на освоение природных ресурсов» -отражаются, как и НИОКР.

Отражаются расходы на геологическое изучение недр, разведку полезных ископаемых, проведение работ подготовительного характера.

Раздел VI «Финансовые вложения», ( расшифровка показателей строк 140 «Долгосрочные ФВ» и 250 «Краткосрочные ФВ»).

Отражается информация о долгосрочных и краткосрочных финансовых вложениях на начало и конец отчетного периода.

· Вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций. Отражается сумма, которую организация вложила в паи и акции других организаций;

· Государственные и муниципальные ценные бумаги (счет 58 «Долговы ценные бумаги»);

· Ценные бумаги других организаций (счет 58 «Долговые ценные бумаги»);

· Предоставленные займы (счет 58 «Предоставленные займы»);

· Депозитные вклады (счет 55 «Депозитные счета»);

· Прочие (вклады по договору простого товарищества и дебиторская задолженность, приобретенная на основании уступки права требования);

· Итого.

Раздел VII «Дебиторская и кредиторская задолженность» (стр. 230 и 240, 620 баланса) – на начало и конец отчетного периода.

· Краткосрочная дебиторская задолженность. Обычно расшифровывают по группам задолжников;

· Задолженность покупателей и заказчиков;

· Перечисленные авансы поставщикам;

· Прочая задолженность;

· Долгосрочная дебиторская задолженность;

· Краткосрочная кредиторская задолженность. Расшифровывают в зависимости от того, кому должна организация;

· Поставщики и подрядчики;

· Полученные авансы;

· Задолженность перед бюджетом;

· Полученные кредиты и займы;

· Прочая задолженность;

· Долгосрочная кредиторская задолженность. Суммы полученных кредитов и займов расшифровываются отдельно;

· Показывается общая сумма.

Раздел VIII «Расходы по обычным видам деятельности» -по элементам затрат, информация отражается за отчетный и предыдущий год (2005г. и 2006 г.).

· Материальные затраты;

· Отчисления на оплату труда;

· Отчисления на социальные нужды;

· Амортизация;

· Прочие.

Не включаются расходы, связанные с передачей ценностей для нужд собственного производства, а также расходы возмещения виновными лицами, затраты по браку и простоям.

Раздел ХI «Обеспечения» -используется информация забалансового счета 008 «Обеспечения обязательств и платежей полученные».

Указывается величина полученных и выданных обеспечений в течение отчетного года.

· Получено, всего

· Имущество, находящееся в залоге;

· Объекты основных средств;

· Ценные бумаги и иные финансовые вложения;

· Прочие;

· Выдано всего (аналитические данные по счету 009);

· Имущество, переданное в залог.

В этом разделе отдельными строками показывается сумма векселей, выданных третьим лицам или полученных от них.

Раздел Х «Государственная помощь» -на начало и конец отчетного периода.

Отражается сумма полученных дотаций, кредитов, субсидий в отчетном и предыдущем году (сч. 86).

 

Ток вторичной цепи

 

Электрические потери во вторичной обмотке , откуда

 

 

Равенство ЭДС первичной и вторичной обмоток позволяет объединить их электрические цепи в одну цепь (рисунок 7.6). Этот участок цепи называют ветвью намагничивания. В ней – активное сопротивление, учитывающее потери мощности в стали,– реактивное сопротивление, обусловленное основным магнитным потоком.

Уравнение равновесия намагничивающих сил (МДС) для приведенного трансформатора

,

 

после сокращения на w1 преобразуется в уравнение равновесия токов

 
 

Рисунок 7. 6 – Схема замещения трансформатора

 

Эта электрическая схема называется Т-образной схемой замещения трансформатора. Определив расчетным или экспериментальным путем (из опытов холостого хода и короткого замыкания) параметры трансформатора z 1, z2 ' и z0, можно по схеме замещения проводить расчет основных величин и характеристик – токов, напряжений, мощности, КПД и коэффициента мощности. Таким образом, трансформатор представляют схемой замещения, в которой магнитная связь заменяется электрической цепью.

1. Управління витратами за ред. М.Г. Грещака. – К.: КНЕУ, 2008

2. Ковтун С., Ткачук Н., Савлук С. Управление затратами. – Харьков:Фактор, 2007

Домашнее задание

Выучить материал лекции. Ответить на контрольные вопросы.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 12. Количественная полезность и спрос | Перечень использованной литературы. Организация спасательных работ при ЧС на трубопроводном транспорте
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 421; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.561 сек.