Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация учебного процесса по физическому




Цель, задачи и формы организации занятий

Введение в содержание курса

Физическая культура — вид (часть) культуры, ее самостоятельная область, представляющая собой специфический процесс и результат деятельности, средство и способ физического совершенствования человека для выполнения социальных функций. [1,6]. Исходя из этого положения, физическая культура имеет широкую и многогранную структуру, которая обусловлена совокупностью материальных и духовных основ, составляющих базовый компонент ее системы.

Студенты представляют собой социальную группу общества, учебный труд которой является видом сложной и напряженной умственной деятельности. Рациональное использование времени в период учебы определяет уровень культуры личности, его творческие перспективы. Знание основ методики физической культуры позволит студенту овладеть на достаточно высоком уровне умением самостоятельно заботиться о своем здоровье, а в дальнейшем и в профессиональной деятельности дозировать физическую нагрузку в зависимости от возрастных особенностей организма.

Актуальность физической культуры как вида общей культуры обусловлена тем, что она представляет самостоятельную область, специфический процесс деятельности, средство и способ физического совершенствования личности.

Место учебной дисциплины «Физическая культура» в системе социально-гуманитарных знаний вуза определяется предметом ее изучения, которым являются системные закономерности и особенности процесса формирования физической культуры личности выпускника, совокупность знаний, умений и навыков физкультурно-оздоровительной деятельности в интересах укрепления физических и духовных сил личности, достижением ею жизненных и профессиональных целей [5,3].

В соответствии с государственным образовательным стандартом физическая культура объявлена обязательной дисциплиной гуманитарного образовательного цикла.

Гуманитарные знания дают возможность преодолеть технократическое и узкопрофессиональное мышление будущего специалиста, воспитывают духовно богатую личность, обладающую развитым чувством социально-профессиональной и нравственной ответственности. Системная и целенаправленная гуманитарная подготовка и формируемая в ее процессе личностная культура студента определяют свойства его адаптивности, самообучаемости, самостоятельности и инициативности как будущего специалиста, закладывая тем самым основы его высокого профессионализма.

Являясь по своей сути человековедческой дисциплиной, физическая культура направлена на то, чтобы развить целостную личность, гармонизировать ее духовные и физические силы, активизировать готовность полноценно реализовать свои сущностные силы в здоровом и продуктивном стиле жизни, профессиональной деятельности, в самопостроении необходимой социокультурной комфортной среды, являющейся неотъемлемым элементом образовательного пространства вуза. Гуманитаризация образования в сфере физической культуры означает его очеловечивание, выдвижение личности студента в качестве главной ценности педагогического процесса.

Физическая культура прямо и опосредованно охватывает такие свойства и ориентации личности, которые позволяют ей развиваться в единстве с культурой общества, достигать гармонии знаний и творческого действия, чувств и общения, физического и духовного, разрешать противоречия между природой и производством, трудом и отдыхом, физическим и духовным. Достижение личностью такой гармонии обеспечивает ей социальную устойчивость, продуктивную включенность в жизнь и труд, создает ей психический комфорт.

Физическая культура выступает как социокультурный слой практики, направленной на освоение природных сил студентов и опосредованных их культурным отношением к своим физическим возможностям. Развитие физических способностей студента рассматривается в рамках процесса воспитания как развитие элементов культуры, особых личностных качеств. Гуманитаризация образовательного процесса подчеркивает огромную роль образованности личности, ее самоценность. Лишь при этом она может достигать такого состояния, при котором становятся возможными и необходимыми социальные и индивидуальные процессы саморазвития, самовоспитания, самосовершенствования, самоуправления, самоопределения. Они отражают наиболее действенные и долговременные результаты образования по физической культуре.

Таким образом, физическая культура является действенным средством формирования общей культуры личности студентов, их жизненно важных общекультурных и профессиональных качеств, умений и навыков.

Целевой компонент физического воспитания, суть которого состоит во взаимном принятии целей и задач студентом и преподавателем образуют цель и задачи. При этом цель физического воспитания является тем исходным положением, которое в полном объеме определяет его направленность и содержание, и исходит из объективных потребностей личности и общества. Задачи физического воспитания в вузе обусловлены необходимостью создания условий для полной реализации и физического развития студентов в ходе учебного процесса, организованного на основе современных общенаучных и специальных технологий в области теории, методики и практики физической культуры и спорта.

На современном этапе целью физического воспитания в высших учебных заведениях Республики Беларусь — формирование социально-личностных компетенций студентов, обеспечивающих целевое использование соответствующих средств физической культуры и спорта для сохранения, укрепления здоровья и подготовки к профессиональной деятельности.

Физическое воспитание студентов имеет отдельные слагаемые структурные звенья и состоит из нескольких стадий — от элементарного освоения физических упражнений до соответствующего уровня специальной подготовки и далее — до совершенствования целостной физической культуры. Поэтому для достижения поставленной в физическом воспитании цели предусматривается решение комплекса воспитательных, образовательных и оздоровительных задач:

· понимание и принятие студентом социальной роли и ценностей физической культуры в профессионально-личностном формировании будущего специалиста;

· овладение знаниями научно-биологических, методических и практических основ физической культуры и здорового образа жизни;

· формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и видами спорта;

· использование средств физической культуры и спорта для профилактики заболеваний, психического благополучия, развития и совершенствования качеств и свойств личности;

· овладение опытом активной физкультурно-спортивной деятельности по освоению ценностей физической культуры.

Целевой компонент физического воспитания реализуется с помощью различных форм организации учебных и внеучебных занятий, которые взаимосвязаны между собой и имеют преемственность. В вузе они представлены в системе, которая состоит из урочных и внеурочных занятий. Руководство, контроль и консультирование всех форм занятий осуществляется профессорско-преподавательским составом кафедры ФКиЗОЖ.

Урочные академические (аудиторные) занятия, как правило, проводятся в сетке учебного расписания и делятся на:

· практические (учебные занятия, зачетные соревнования, контрольное тестирование и соревнования по избранному виду спорта);

· теоретические занятия (лекции, методические уроки, консультации).

Урочные занятия являются базовой формой организации физического воспитания студентов, предусматриваются в учебных планах всех специальностей.

Неурочные занятия обеспечивают поддержание студентами высоко­го уровня физической работоспособности, а также способствуют выполнению требований программы и делятся на:

· физические упражнения в режиме дня (зарядка, атлетические занятия, оздоровительные плавание, ходьба, бег, ходьба на лыжах, катание на коньках и др.);

· занятия в спортивных секциях, туристических клубах, а также оздоровительных, атлетических и других группах общей физической и специальной подготовки на платной основе;

· спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия (ФСМ) и спортивные соревнования по календарю отдела по ФКиС — туристские походы, спортивные праздники, вечера, «Дни здоровья», показательные выступления, внутривузовские спартакиады, студенческие игры, чемпионаты Республики Беларусь, универсиады и т. д., проводимые республиканским центром физического воспитания и спорта учащихся и студентов, администрацией вузов, спортивным клубом;

· самостоятельные занятия для студентов с низким уровнем физического состояния и студентов специальных медицинских групп — оздоровительные (групповые, индивидуальные).

Использование разнообразных форм занятий в процессе физического воспитания создаёт условия, обеспечивающие выполнение студентами научно-обоснованного объёма (8—10 часов в неделю) активной двигательной активности, необходимого для нормального функционирования организма. В таблице 1.1 представлен недельный двигательный режим студентов.

 

Т а б л и ц а 1.1 — Минимальный объем двигательной активности студентов в недельном цикле

Виды упражнений Объем в неделю
юноши
Оздоровительный бег или ходьба на лыжах, км 12—15
Подтягивание на перекладине или сгибание рук в упоре лежа, кол-во раз 65—70 110—120
Поднимание ног из положения лежа на спине (амплитуда 135о), кол-во раз 120—140
Из положения стоя, ноги на ширине плеч, наклоны туловища вперед до касания ладонями пола, кол-во раз 120—130
девушки
Оздоровительный бег или ходьба на лыжах, км 10—12
Прыжки со скакалкой, кол-во раз 250—300
Поднимание туловища из положения лежа на спине, ноги закреплены, руки к плечам, кол-во раз 100—120
Сгибание и разгибание рук на приподнятой опоре, высота 50 см, кол-во раз 90—110
Из положения стоя, ноги на ширине плеч, наклоны туловища вперед до касания ладонями пола, кол-во раз 90—120
Ускоренная ходьба, км 10—15

воспитанию студентов

 

В вузе процесс физического воспитания строится так, чтобы студент как субъект социальных отношений являлся центральной фигурой. Исходя из данного положения, физическое воспитание в вузе должно отвечать интересам, мотивам и потребностям молодых людей, их представлениям об идеале физически совершенной личности. Идеал становится действенным мотивом, когда его достижение является одной из жизненно важных целей личности. На основе идеала под влиянием педагогических воздействий, учебных требований, других социальных отношений формируется установка индивида на физкультурно-спортивную деятельность по его достижению. Для этого в вузах РБ существует система физического воспитания.

Общее руководство процессом физического воспитания студентов осуществляет ректорат. Непосредственно учебный процесс в его различных формах организует и проводит кафедра физической культуры и здорового образа жизни (ФКиЗОЖ). Внеурочные формы занятий кафедра осуществляет в непосредственном взаимодействии с отделом по физической культуре и спорту (ФКиС) и профсоюзным комитетом студентов.

Все студенты вузов должны находиться под постоянным медицинским наблюдением. Организация врачебного контроля за занимающимися физической культурой в учебных заведениях регламентируется соответствующими приказами Министерства образования и здравоохранения республики Беларусь. Медицинское обследование (врачебный контроль за состоянием здоровья) студентов вузов проводится в организациях здравоохранения в течение всего периода обучения в вузе.

Время и место прохождения ежегодного медицинского обследования (врачебного контроля) студентов определяются ректоратом совместно с органами здравоохранения. По результатам медицинского обследования (врачебного контроля) в вузе издается приказ, на основании которого студенты распределяются по учебным отделениям: основному, подготовительному, специальному (группы СМГ, ЛФК) и спортивному.

Специфическая особенность системы физического воспитания в вузе заключается в том, что физической культурой занимаются различные по состоянию здоровья, полу, уровню физического развития, функциональных возможностей, физической и спортивной подготовленности студенты. Эти различия позволяют в системе физического воспитания студентов выделить четыре подсистемы (учебные отделения):

· основное;

· подготовительное;

· специальное;

· спортивное.

Каждая выделенная подсистема включает компоненты (учебно-тренировочные группы). Эти компоненты формируются в основном по двум исходным показателям — уровнем двигательной подготовленности и медицинским показателям состояния здоровья.

Комплектование учебных групп в каждом из отделений проводится на каждом курсе в начале учебного года и оформляется решением кафедры ФКиЗОЖ в установленном порядке. Основанием для этого служит:

· анализ состояния психического и физического здоровья студентов;

· результаты тестирования уровня физической подготовленности и спортивной квалификации студентов;

· интерес и отношение студентов к конкретному виду спорта;

· результаты медицинского обследования студентов [5, 3].

Из одного учебного отделения в другое студенты могут переводиться по решению кафедры после окончания учебного года или семестра.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 931; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.