Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Динамика умственной работоспособности




Особенности бюджета времени студентов

Изучение бюджета времени студентов показывает, что загрузка учебной работой, включая и самоподготовку, в различных вузах по факультетам и курсам в учебном году далеко не одинакова и определяется конкретными условиями, трудоемкостью и сложностью изучаемых дисциплин.

Время на учебные занятия является наиболее стабильным и составляет 6-8 часов в день. Самоподготовка весьма варьирована и в среднем занимает в день 3-5 часов, а в период сессий-8-9 часов. Таким образом, в среднем в сумме учебная работа студентов составляет 9-12 часов в день. Наиболее значительны затраты времени на учебную и самостоятельную работу у первокурсников, что объективно отражает их адаптацию к стилю и методам обучения в вузе. Исследования показали, что это время у первокурсников за неделю составило 64,8-68,8 часа или в среднем11 часов в день: у студентов 2 курса-50,7-56,3 часа или 8,9 часа в день; у студентов 3 курса - 46,2-55,9 часа или 8,5 часа в день. Характерно, что значительная часть студентов I курса, еще не научившихся правильно планировать свой бюджет времени, занимается самоподготовкой по 2-4 часа даже в выходные дни. Эти данные говорят о том, что учебный труд студентов является достаточно напряженным.

Большую значимость в бюджете времени студента имеет свободное время. Оно составляет в среднем 1,7-2,8 часа в день. Студенты посвящают его общественной работе, овладению ценностями духовной культуры, интеллектуальному и физическому совершенствованию, отдыху. Условия, в которых живет, учится и отдыхает студент, оказывают существенное влияние на его работоспособность, состояние здоровья. Режим учебного труда, приема пищи, сна, оздоровительные мероприятия обеспечивают экономичное расходование нервной энергии, снижают нервно-психическую напряженность.

Обследование около 10000 студентов показало, что приступают к самоподготовке в период от 18 до 20 часов - 26,3% студентов, от 20 до 22 часов-36,8%, от 22-24 часов 23,2%. Если в среднем продолжительность самоподготовки составляет 4 часа, можно заключить, что 60% студентов выполняют ее в поздние вечерние часы.

Работа в это время требует повышенных затрат нервной энергии, что

отрицательно отражается на качестве сна, ухудшает здоровье, снижает эффективность усвоения учебного материала. У многих сту­дентов нарушен режим сна. У 87% студентов, проживающих в общежи­тии, отход ко сну затягивается до 1-3 часов ночи. Крайне недоста­точная продолжительность ночного сна до 6 часов наблюдается у 25% студентов, от 6-7часов у 60%. Нормальная продолжительность сна от 7 до 8 часов отмечается лишь у 15% студентов. При система­тическом недосыпании наблюдается снижение умственной работоспо­собности на 7-18%. Недооценивается студентами и режим питания. В определенные часы принимают пищу около 29% студентов, без завтрака уходят на занятия 21%,не ужинают 16%,около 47% принимают горячую пищу только 2 раза в день. Оздоровительные мероприятия в режиме дня являются важным фактором укрепления здоровья. Однако, из числа обследованных утреннюю гигиеническую зарядку система­тически выполняют лишь 3,4%,закаливающие процедуры-0,8%,очень мало студенты бывают на свежем воздухе: до 30 мин в день – 61%, до I часа 29%, до 2 часов 10%. В период экзаменов буквально "затворниками" становятся около 97% студентов, пребывание на воздухе которых ограничивается 30 минутами в день.

2. Основные психофизиологические характеристики умственного труда студентов

Прогресс науки и техники вызвал необходимость получения значительного объема профессиональных знаний и большого количества разнообразной информации. Неизмеримо возрос темп жизни. Все это обусловило, смещение центра тяжести нагрузки с физической сферы на психическую, умственную и эмоциональную.

Умственная деятельность человека сопровождается изменением функционального состояния различных органов и систем организма. Прежде всего увеличивается потребление кислорода и питательных веществ тканями головного мозга. При различных видах умственной работы суточный расход энергии (по сравнению с состоянием покоя) повышается на небольшую величину и составляет 2500-3000 ккал. Показатели дыхания при этом почти не изменяются. Функции сердечнососудистой системы при умственной работе изменяются незначительно - происходит увеличение кровенаполненных сосудов мозга, сужение периферических сосудов конечностей и расширение сосудов внутренних органов, т.е. совершаются сосудистые реакции, обратные тем, которые бывают при мышечной работе. Наблюдения за студентами в период экзаменационных сессий показывают, что частота сердцебиения в это время у них устойчиво повышается до 88-92 ударов в минуту против 76-80 ударов в период учебных занятий.

Умственная работоспособность может изменяться в зависимости от самочувствия и настроения студента, понимания им смысла выпол­няемой работы, интереса к ней, эмоций и волевых усилий. При дли­тельной и достаточно напряженной работе наступает умственное утомление. При умственном утомлении снижается сила памяти, следствием чего возникает "убегание мыслей", быстрое исчезновение из памяти того, что незадолго до этого было усвоено.

Умственное утомление - это объективное состояние организма, а умственная усталость - субъективное чувство человека. Умственная усталость может нарастать при неудовлетворенности работой, неуда­чах в ней. Наоборот, успешное завершение работы или какого-то ее этапа снижает усталость. Чувство усталости можно снять эмоциями, сосредоточением внимания, усилением интереса к работе. В возбуж­денном состоянии можно не замечать утомления. Так, несмотря на то, что

экзамены у студентов проходят в конце семестра, когда они утомлены, эмоциональный подъем в день экзамена бывает настолько большим, что

временно снимает чувство усталости. Успешная сдача экзамена еще больше мобилизует студента, неудача может привести к депрессии.

Бывают состояния усталости, при которых еще можно совершать умственную работу, но в ней не обнаруживаются творческие начала, она становится шаблонной. Утомленный человек в своем труде невольно идет за готовыми образцами и может выполнить такую ра­боту еще относительно легко. Наступающее утомление не всегда обнаруживается в одновременном ослаблении всех сторон деятель­ности. Снижение работоспособности в одном виде учебного труда может сопровождаться сохранением его эффективности в другом виде. Так, например, устав заниматься вычислительными операциями, можно успешно заниматься чтением.

Но может быть и такое состояние общего утомления, при котором ни занятия математикой, ни чтение литературы, ни даже простой разговор не оказываются по силам - хочется только спать.

При систематическом перенапряжении нервной системы возникает переутомление, для которого характерны: чувство усталости до начала работы, отсутствие интереса к ней, апатия, повышается раздражитель­ность, снижение аппетита, головокружение, головная боль. Объективными признаками переутомления являются: снижение веса тела, диспептические расстройства, лабильность частоты сердцебиения и кровяного давления, потливость, снижения сопротивляемости организма инфекциям и заболеваниям. Умственный труд протекает в условиях малой двигательной активности. Это приводит к возникно­вению условий для повышенной утомляемости, снижения работоспособности, ухудшения общего самочувствия. Поэтому умственная деятель­ность студентов, связанная с психическими напряжениями, предъявляет высокие требования к организму

и при определенных неблагоприятных условиях может быть причиной серьезных заболеваний, особенно сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения, нервной системы и других.

 

Исследованиями установлено, что суточная динамика работоспособности человека во многом определяется периодикой физиологи­ческих процессов под влиянием экзогенных (связанных с изменением внешней среды; и эндогенных (ритм сердцебиения, дыхания, кровяного давления, умственная и физическая активность, глубина сна и др. факторов. Эндогенные биологические ритмы называют биологическими часами. Колебания работоспособности в течение суток соответствуют биологической ритмике.

Высокая работоспособность в любом виде деятельности, как правило, обеспечивается только в том случае, если жизненный ритм правильно согласуется со свойственными организму биологическими ритмами его психофизиологических функций. Так, к началу дня усиливаемся деятельность сердечно-сосудистой системы, дыхательного аппарат а, тонус мышечной системы, возбудимость нервной системы и т.д. И чем точнее совпадает начало учебно-трудовой деятельности с подъемом тонуса жизненно-важных функций организма, тем продуктив­нее выполняется учебный труд, повышается выносливость организма, снижается утомляемость, улучшается самочувствие. То же самое имеет место по отношению ко сну

Для умственной работоспособности студентов, изменения приведенные выше, наблюдаются не всегда. Это обусловлено, во-первых, тем, что учебная деятельность студентов характеризуется постоянным переключением разных видов умственной деятельности (лекции, семинары, лабораторные занятия и др.) сменой обстановки; во-вторых, работоспособность студентов связана с их типологическими различиями, в- третьих сказываются факторы, определяемые организацией учебного процесса. Есть студенты с устойчивой стереотипностью и последовательностью изменения работоспособности и студенты с неустойчивой их последовательностью. В зависимости от времени подъема работоспособности первые (около 90% обследуемых) подразделяются на «утренние» и «вечерние» типы. Студенты, отнесенные к утреннему типу», так называемые "жаворонки" встают рано, с утра бодры, наиболее работоспособны с 9-10 до 14 часов. Они наиболее адаптированы к существующему режиму обучения, их биологический ритм практически совпадает с учебным режимом дневного вуза. Студенты вечернего типа или «совы», наиболее работоспособны с 18-20 до 24 часов. В первую половину дня их работоспособность снижена, они поздно ложатся спать, чаще не высыпаются. Эти студенты (дневных вузов) находятся в менее благоприятных условиях обучения.

Рабочий день студенты, как правило, не начинают сразу с высокой продуктивностью. В начале учебного дня они не могут сразу сосредоточиться и полностью включиться в занятия. На период врабатывания уходит от 10-20 до 40 минут, после чего наступает состояние «рабочей установки» и работоспособность постепенно снижается. В период отдыха после занятий наблюдается определенное восстановление работоспособности, уровень которой зависит от организации отдыха.

Работоспособность в начале учебной недели бывает настолько понижена (период врабатывания), что связано с вхождением в привычный режим учебной работы после отдыха и выходного дня. В середине недели (вторник-четверг) наблюдается наиболее высокий уровень работоспособности: в пятницу и субботу она снижается. В некоторых случаях в субботу отмечается ее подъем, что связывают с явлением «конечного порыва». Он рассматривается как результат усиления деятельности при ожидании окончания работы и предстоящего отдыха.

При характеристике изменений работоспособности студентов в начале учебного года процесс полноценной реализации их учебно-трудовых возможностей затягивается до 3-3,5 недели (период врабатывания). Затем наступает период стабилизации и работоспособности на протяжении 2-2,5 месяца.

С началом зачетной сессии, когда на фоне продолжающихся учебных занятий студенты ведут подготовку к зачетам и ежеднев­ная нагрузка увеличивается в среднем до 11-13 часов в сочетании с эмоциональными переживаниями, работоспособность начинает сни­жаться. В период экзаменов эта тенденция усиливается. В период зимних каникул работоспособность в исходному уровню, а если отдых сопровождается с активным использованием средств физической культуры и спорта, наблюдается явление сверх восстановления рабо­тоспособности. Начало второго полугодия также сопровождается периодом врабатывания, однако продолжительность его не превышает 1,5 недели.

Рассмотренный материал свидетельствует о том, что для учеб­ного труда студентов, независимо от его временных параметров (учебный день, неделя, семестры учебного года), изменения умственной работоспособности характеризуются последовательной сменой перио­дов врабатывания, устойчивой и высокой работоспособности и периода ее снижения. Это обстоятельство имеет значение для раз­работки мероприятий по оптимизации условий учебно-трудовой деятельности и отдыха студентов, в частности, средствами физической культуры и спорта.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 594; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.