Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 5. Теория потребительского поведения




Эластичность спроса и предложения. Факторы эластичности.

Эластичность спроса – это степень реакции потребителя на изменение цены. Если потребитель реагирует на изменение цены изменением своего спроса, то спрос является эластичным. Если же потребитель не реагирует на изменение цены изменением своего спроса, либо реагирует незначительно, то спрос является неэластичным.

Эластичность спроса измеряется посредством коэффициента эластичности Е.

Е = % изменения спроса / % изменения цены

Е > 1, спрос эластичный

Е < 1, спрос эластичный

Е = 1, эластичность спроса единичная

Эластичность предложения – это степень реакции производителя на изменение цены. Если производитель реагирует на изменение цены изменением своего предложения, то такое предложение является эластичным. И наоборот.

Основной фактор, влияющий на эластичность предложения – это фактор времени. В связи с этим различают кратчайший, краткосрочный и долгосрочный периоды времени.

1. Количественная теория полезности.

1.1. Общая и предельная полезность. Закон убывающей предельной полезности.

1.2. Условие равновесия потребителя.

2. Порядковый подход к анализу полезности.

2.1. Кривые безразличия и их свойства.

2.2. Бюджетная линия и её свойства.

 

1.1 Покупатель, приобретая этот или иной товар, руководствуется ценой товара, доходом и полезностью данного товара.

Полезность означает удовлетворение, которое покупатель получает при потреблении данных товаров и услуг. Это понятие сугубо индивидуальное. То, что полезно для одного человека, может быть и абсолютно бесполезным для другого. Более того, сама полезность меняется с увеличением количества потребляемого продукта. Полезность, которая приносит потребителю каждая последующая купленная единица данного товара меньше полезности, приносимой каждой предыдущей.

Полезность, получаемая от потребления каждой последующей единицы товара называется предельной полезностью. Она изменяется обратно пропорционально объему потребления данного товара, в этом суть закона убывающей предельной полезности. При этом совокупная (суммарная) полезность повышается, но более медленными темпами.

 

1.2.Потребитель, приобретая услуги и товары, стремится не просто удовлетворить свои потребности в этих товарах, а получить максимальную полезность при наличном бюджетном ограничении.

Для определения максимальной полезности необходимо кривую безразличия соединить с кривой бюджетного ограничения.

Координация товаров, соответствующая этой точке и есть выбранный потребителем набор. Ни одна из других комбинаций не доставит потребителю большей полезности при данном доходе.

В этой точке потребитель находится в состоянии равновесия. Этот набор удовлетворяет и бюджетным ограничениям потребителя, и условию оптимального распределения его дохода между двумя имеющимися товарами, а именно: MU1/P1 = MU2/P2

Потребитель максимизирует полезность путем выбора такого потребительского набора, удовлетворяющего бюджетному ограничению, при котором отношение предельной полезности в цене одинаково для всех благ.

 

2. Полезность является критерием выбора (отбора), показывает, насколько необходим тот или иной товар данному потребителю в данных условиях. При этом существует два подхода к проблеме выбора:

1) потребитель оценивает полезность двух разных благ посредством отношения предпочтения одного из них другому, либо отношения равноценности данных благ.

В этом случае рациональный потребитель может только четко упорядочить свое отношение ко всем рассматриваемым им при выборе благам, выстроив их тем самым в определенную систему.

Подобный вариант оценки полезности называется порядковым, а теория полезности – порядковой. Если же рациональный потребитель оценивает не только то, что полезность данного блага больше полезности другого, но и указывает, на сколько больше, то в этом случае речь идет о количественной теории полезности.

2) Способом выражения предпочтений человека является функция полезности. Она показывает отношение между объемами потребления товаров и услуг и уровнем полезности, достигаемом потребителем: U = ƒ (Q1, Q2,……)

 

2.1 Функцию полезность можно представить графически в виде кривой безразличия.

 

2.2.Выбор потребителя зависит не только от полезности, но и от дохода, имеющегося в его распоряжении, и от цены товара. Доход потребителя и цены товаров и услуг, в приобретении которых он заинтересован, формируют бюджетное ограничение потребителя.

Бюджетное ограничение обуславливает выбор тех комбинаций благ, который потребитель может позволить себе купить на свой доход.

Бюджетная линия показывает комбинации благ, которые потребитель может позволить себе купить на свой доход

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 384; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.262 сек.