Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие научных исследований в 1945 – 1970 гг

Развитие теории социальной работы в послевоенные годы проходило в контексте дальнейшей полемики между диагностическим и функциональным подходами. Х. Перлман попыталась синтезировать эти подхода, предложив в качестве новой модели индивидуальной работы «метод решения проблем». Подход Х. Перлман основывается на том, что помощь клиенту складывается из двух главных компонентов: процесса помощи и личностных ресурсов индивида. Рассматривая решение проблем клиента в узком смысле, на уровне его запроса, исследователь предлагает развивать мотивацию клиента, его способности к деятельности, расширять его личностные ресурсы. Таким образом, существенными понятиями ее теоретического подхода являются такие как проблема, процесс, ресурсы.

Под проблемой понимается ситуация, при которой индивид не в состоянии реализовать свои потребности и это осложняет его социальное функционирование. Под процессом – повторяющаяся последовательность деятельности, которая приводит к изменению в нужном направлении проблемы клиента. Процесс осуществляется в субъект-субъектном взаимодействии социального работника и клиента. На уровне техники этот процесс взаимодействия сводится к таким основным процедурам:

1) идентификация проблемы клиента и тех событий, которые ее вызвали;

2) взаимное убеждение клиента и социального работника в правильности предварительного понимания проблемы;

3) сбор и анализ информации;

4) составление плана взаимодействия, его реализация и эволюция.

В 60-е годы развернулась дискуссия о реальном вкладе социальной работы в общественную ситуацию. Критика касалась как индивидуализированных подходов к помощи в отдельных случаях, так и направлений в работе с обществом. Речь шла о так называемой «новой предметности», целях, институциональных и политических рамках социальной работы и ее вкладе в гармонизацию общества.

Классические теории были отчасти отодвинуты в сторону психологическими теориями и приемами. Набор технологий был дополнен диагностическими и лечебными методами и расширен включением терапевтической работы. Наряду с методами краткосрочного лечения кризисного вмешательства при оказании единовременной помощи дискутировался и метод поддерживающего долговременного контакта, основанного на концепции системной работы с семьей. Таким образом, социальная работа приобретала все более структурированный характер.

Например, развитие теории социальной работы в США развивалось по трем направлениям:

1. теоретическое развитие традиционных методов;

2. развитие комплексного подхода, объединяющего теорию и практику в единую систему;

3. разработка специальных подходов к специфическим группам клиентов.

Дж. Конопка, Х. Нортон, Р. Перлман начинают искать общее основание, которое бы позволило осмысливать практические установки всех видов социальной работы. Дискуссии, которые проходили в это время, ввели в понятийный ряд теории процесса помощи наряду с такими понятиями, как «лечение», «диагноз», понятия «оценка» и «интервенция».

Тогда же активизируется разработка теории социальной работы, которая непосредственно выходит на практику; получают освещение различные аспекты подготовки специалистов, формулируются базовые подходы к необходимым умениям и навыкам, рассматривается связь теории с практикой. Получают дальнейшее развитие такие проблемы социальной работы, как социальное функционирование, профессиональная оценка, акции интервенции процессы индивидуализации и другие.

Именно в это время начинают складываться интегрированные подходы к теории и практике социальной работы, в том числе адаптируются подходы, разработанные в трансактном анализе, рациональной терапии, в подходах модификации поведения. Тогда же подводятся итоги развития теории и практики социальной работы, достигнутые к этому времени, подробно анализируются основные концепции и методы. С 70-х гг. в мировой литературе по социальной работе общепризнанными считаются следующие методы;

1. метод индивидуальной работы;

2. метод групповой работы;

3. общественная работа (с сообществом);

4. социальное администрирование и планирование.

В последующие десятилетия исследователями разных стран, как было уже указано, предпринимались многочисленные попытки интегрировать эти различные методы работы, подвести под них единую теоретическую базу. Сложная действительность, встающая перед социальным работником, требовала такой научно-обоснованной методики, которая бы позволяла комбинировать различные методы работы. Не узкая специализация в одном методе, а универсализм, умение сочетать различные методы и области работы – вот, что требовалось от социального работника, особенно в кризисные периоды, например, в периоды спада экономики, когда социальные проблемы затрагивали огромные массы людей. Именно комплексный подход к практике позволял социальным работникам справляться со многими проблемами членов общества. Напротив, в периоды стабилизации, как отмечается в литературе, потребность в социальных службах сокращалась, социальные работники ограничивались частной практикой и узкой специализацией.

Нам необходима теория, писали шведские ученые Г. Бернлер и Л. Юнссон, способная интегрировать как анализ, так и изменение внешних и внутренних факторов в жизненной ситуации клиента и которая была бы в состоянии соединить индивидуальную точку зрения с семейной и общественной.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Первые научные школы в социальной работе США | Современные теоретические модели социальной работы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 439; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.