Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Современные теоретические модели социальной работы

В социальной работе в настоящее время не существует единой теории, ее теоретическое знание представлено разнообразными общественно-социальными научными школами, в рамках которых развиваются основные исследовательские традиции, предлагающие практической социальной работе различные научные и научно-практические парадигмы.

В разных странах специалисты – практики отдают предпочтение тем или иным теоретическим моделям социальной работы в зависимости от сложившихся традиций и общественных потребностей. В США, например, социальная работа, как правило, ориентируется на психоанализ, поскольку, по традиции основной акцент делается на индивидуально-личностный уровень. Хотя в последние десятилетия в этой стране появилось много технологий, использующих в качестве своей основы теоретические направления социальных наук.

Отсутствие единого теоретического обоснования практики социальной работы, по мнению ученых, не означает, что в ней господствует анархия. Полученные знания, умения, навыки позволяют практикам отобрать из множества социальных ресурсов самые необходимые и эффективные для решения конкретной социальной проблемы.

Есть даже мнение, что социальные работники имеют значительное преимущество перед работниками схожих профессий, поскольку опираются на плюралистическую научную концептуальную основу, которая постоянно развивается, расширяется и совершенствуется по мере расширения научного знания об обществе и человеке.

Обширный международный опыт социальной работы свидетельствует об использовании нескольких групп теоретических моделей: психодинамических, моделей кризисного вмешательства, бихевиористских, системных и экологических, социально-психологических, коммуникационных, гуманистических, когнитивных, моделей правозащитной деятельности. Из перечня видно, что социальные работники используют как психолого-ориентированные модели, так и социологические модели.

Психодинамические модели, основаны на психоанализе З.Фрейда. Как было отмечено выше, психоанализ долгое время был основой работы со случаем. В отличие от классического психоанализа психодинамические модели в основном фокусируются на настоящем, а не прошлом человека, при этом анализируется восприятие им реальной ситуации.

Гуманистические модели, представлены в работах Дж. Маслоу, К. Роджерса. Они разработаны, скорее, с философских позиций, а не с практико-психологических. Методы психотерапии К.Роджерса не предполагают проведения экспериментов для доказательства истинности того или иного положения или практического правила. Необходимо помнить, что его идеи с момента своего зарождения противопоставлялись психоаналитической и бихевиористской системам в виде третьей силы. Тем не менее, принципы гуманистической модели являются универсальными, мировоззренческими и воспринимаются как очевидные в современной теории и практике социальной работы даже теми, кто отвергает эту модель или является сторонником узкоспециальных теорий.

Такие постулаты, как необходимость обеспечить клиенту благоприятный психологический климат, использовать принципы доверия, эмпатии, повсеместно упоминаются в научной литературе разных направлений даже без упоминания источника. Таким образом, социальная работа в рамках гуманистической ориентации необходима для эффективной работы с клиентом. Однако гуманистическая модель не предусматривает необходимого набора технологий для работы, например, с лицами отклоняющегося поведения. Поэтому гораздо чаще используются бихевиористские модели.

Бихевиористские модели делают основной акцент на наблюдаемом поведении клиента, рассматриваемом как реакция на внешние стимулы. Особый вклад бихевиоризма заключается в том, что в социальной работе стали проводить эмпирические исследования как необходимый и исходный этап этой работы.

Бихевиоризм часто критикуют за механическую ориентацию в изучении личности, которая рассматривается как объект воздействия внешних факторов. Однако это не характерно для теорий в русле необихевиоризма, в частности, теории социального научения американского психолога Альберта Бандуры.

Основная идея его работ заключается в том, что люди, приобретая стереотипы социального поведения, склонны имитировать такие модели, которые положительно подкрепляются. Модели социального поведения, приобретенные в результате имитации, отличаются устойчивостью, с трудом поддаются изменениям. Прикладное значение идей Бандуры приобретает особый смысл, когда социальный работник должен выработать у клиента определенные навыки при его реабилитации.

По мнению зарубежных ученых, методы бихевиорально-ориентированной социальной работы гораздо более эффективны, чем другие психолого-ориентированные методы.

Системные модели являются самыми популярными социологическими моделями. Их много. Одну из них теоретически обосновали американские специалисты А.Пинкус и А Минахан. Они выделили в жизни индивида наиболее значимые системы: неформальные (семья, друзья, соседи и пр.); формальные (политические партии, профсоюзы и пр.); социетальные, (основные социальные институты - школа, правоохранительные органы и пр.).

Проблемные ситуации в жизни человека возникают в случае нарушения либо искажения связи между ним и его окружением:

• отсутствует тот или иной вид системы;

• человек не знает о существовании системы, способной ему помочь (либо не желает воспользоваться ее помощью);

• включение человека в ту или иную систему создает для него проблемы (например, зависимость);

• конфликт различных систем.

Задача социального работника, использующего данную модель, - выявить те стороны отношений между клиентом и системами, которые являются источниками проблем, и оказать ему помощь в преодолении этих проблем.

В практике социальной работы используются и другие варианты системных моделей. Одна из них – системно-экологическая модель. Она завоевала широкую популярность и стала основой «модной» в наши дни концепции «жизненной модели». Согласно этой модели люди постоянно адаптируются к окружающей среде путем взаимного изменения: индивиды изменяют среду и, в свою очередь, изменяются под ее воздействием. Понятие «взаимная адаптация» является здесь центральным при анализе отношений «личность- среда». Существующие в обществе социальные проблемы, «загрязняют» социальную среду, снижая тем самым взаимную адаптацию. Нарушение адаптивного баланса выражается в несоответствии между потребностями человека и возможностями среды.

Основными причинами стрессов являются жизненные трансформации (изменение статуса, роли, возрастные изменения и пр.), воздействие среды (социальное неравенство), межличностные процессы (например, эксплуатация). На протяжении своей жизни человек зачастую одновременно сталкивается с трудностями различного характера, которые необходимо преодолевать с помощью адаптационно-коррекционных техник.

Общим для всех системных моделей является фокусирование внимания на изменении окружающей среды; анализ в большей степени прямого воздействия одной личности на другую, а нескрытых мыслей и чувств, признание возможности достижения желаемого результата различными путями. С методологической точки зрения системная модель является интегрированной, поскольку предполагает одновременную работу и с отдельными индивидами, и с социальными группами, и общностями, в которые они включены. Системный подход является скорее объясняющим, чем предписывающим какие-либо действия. В связи с этим системная модель оказалась трудно применимой к конкретной практической деятельности, но она является одним из основных методологических принципов и выводит теорию социальной работы на принципиально новый уровень анализа.

Системная и в том числе системно-экологическая модели еще раз подтверждают вывод о том, что теоретические противоречия различных систем научного знания, существующие на умозрительном уровне, достаточно успешно разрешаются на уровне практики, которая ориентируется на выполнение конкретных задач.

Итак, теоретический «портфель» профессионального социального работника богат и разнообразен. Владение различными методами воздействия обеспечивает эффективное решение поставленных задач. Однако для этого требуется еще и особое мастерство, способность к синтезу, которые вырабатываются только на основе опыта работы.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Развитие научных исследований в 1945 – 1970 гг | Железнодорожный транспорт
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 497; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.