Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Средневековая Европа. Экономика и культура

РЕЛИГИЯ, ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ, КУЛЬТУРА БЕЛАРУСИ.

КОНСОЛИДАЦИЯ БЕЛОРУССКОЙ НАРОДНОСТИ.

Лекция № 5.

РАЗДЕЛ 1. ТЕМА 4.

ВРЕМЯ КРИЗИСОВ И ВОЗРОЖДЕНИЯ:

 

Средневековая Европа представляла собой многоплановое и довольно сложное образование. Несмотря на это, здесь всё же существовала определённая ступень общности, как исторических судеб отдельных народов, так и общественных феодальных институтов, а также культурного развития.

При этом, нельзя не отметить важнейшую роль католической церкви, которая в тот период являлась международным центром феодальной системы, её стабилизирующей основой. Именно она, несмотря на многочисленные внутренние конфликты, объединяла всю Западную и Центральную Европу в единое целое, которое противостояло в первую очередь агрессивному мусульманскому миру. Христианская религия на то время являлась универсальной идеологической доктриной, а латынь стала языком дипломатии, науки и теологии.

К сожалению, внутренняя жизнь христианства отражала в себе ход общей политической истории. Раздел Римской империи, в конце концов, привёл к обособлению западной и восточной церквей. При этом, падение Западной Римской империи содействовало росту авторитета и влияния римского епископа, именовавшего себя папой и претендовавшего на первенство во всём христианском мире. В то же время на востоке, христианские патриархи остались под опекой Византии и, утратив самостоятельность, стали элементом государственной системы. Это, а также наличие догматических расхождений и оказалось главной причиной формального разрыва в 1054 г. между католиками и православными, что, безусловно, осложнило общеевропейские консолидационные процессы.

Рассматривая же экономическую ситуацию в Европе в XIV – XVI вв. следует отметить начало разложения феодальных отношений, которое было вызвано, во-первых, активизацией внутренней и внешней торговли; во-вторых, ростом городов и получением ими права на самоуправление; в-третьих, расширением товарно-денежных отношений и кредитных операций; в-четвёртых, усовершенствованиями в технике и организации производства, приведшими к зарождению мануфактур. Все эти факторы стали предвестниками складывания нового буржуазного общества и начала процесса первоначального накопления капитала.

Важную роль в ускорении политико-экономического и общественно-культурного развития Европы играла торговля и особенно внешнеторговые операции с отдаленными регионами мира. Созданный ещё в XIII в. германскими городами торгово-политический союз Ганза по существу контролировал все североевропейские торговые пути, по которым на ярмарки Западной Европы поставлялись товары широкого потребления (продукты питания, шерсть, лён, соль и т. д.). Всё большее значение со временем стала приобретать и средиземноморская торговля, которая обеспечивала европейскую знать товарами роскоши, а также пряностями, доставленными по Великому шёлковому пути из стран Востока.

Значительные доходы от транзитной торговли ускорили процесс урбанизации. В первую очередь это касалось Северной Италии, где всё ещё сохранялись традиции античности, было много лично свободных крестьян и отсутствовала тотальная цеховая монополия в ремесленном производстве. При этом, именно здесь на смену феодальным монархиям пришли города-республики (Венеция, Генуя, Флоренция и др.), руководящая верхушка которых (патрициат) была лично заинтересована в экономических преобразованиях.

Благодаря стабильным поступлениям от торговых операций и наличию у североитальянских городов колоссальных денежных запасов в этом регионе быстрыми темпами развивались банковско-кредитные операции. Ещё с XI в. в Генуе действовал банк Сан-Джоржо, капитал которого достигал 10 млн. лир. Такие крупные компании как Барди и Перуцци были в состоянии предоставлять займы размером более 1,5 млн. флоринов. Копирование же заморских технологий и изобретения собственных умельцев способствовали созданию тут крупных ремесленных ткацких мастерских (Милан, Флоренция, Пиза, Лукка, Кремон), основанных как на привозном (шёлк) так и на местном (лён, шерсть) сырье. Быстрыми темпами также развивалось кораблестроение (Венеция, Генуя) и металлургия (Милан).

Ярким проявлением новых буржуазных отношений стал расцвет культуры. Абстрагируясь от традиций средневековой схоластики с её узкими теологически-религиозными рамками, итальянские философы и просветители призвали общество обратиться к духовным традициям античности, где на первом месте стоял не Бог и католическая церковь, а непосредственно человек. Основой Ренессанса стало формирование в обществе гуманистического мировоззрения, которое провозглашало самоценность человеческой жизни и концентрировало внимание на его земных проблемах и потребностях. Светская по своей сути ренессансовая культура проповедовала наличие абсолютной духовной свободы личности и её неограниченные возможности в самопознании и исследовании окружающего мира. Такой подход содействовал быстрому развитию светской архитектуры (Л. Альберти), живописи и скульптуры (Рафаэль, Тициан, Микеланджело), науки (Леонардо да Винчи) и литературы (А. Данте, Ф. Петрарка, Д. Бокаччо).

Однако экономический и культурный взлёт североитальянских городов оказался недолговечным. Процесс формирования нового буржуазного общества происходил во всей Западной Европе и сопровождался резким усилением феодального гнёта и эксплуатации низших слоёв населения. Итогом этого стало обострение классовой борьбы, что проявилось в массовых народных движениях крестьян и городского плебса, охватывавших порой огромные территории. Реальная угроза уничтожения содействовала консолидации вокруг королевской власти дворянства, церкви и части буржуазии. В свою очередь это привело, во-первых, к ликвидации последних следов средневековой феодальной раздробленности в большинстве европейских государств (кроме Германии, где Священная Римская империя состояла из сотен фактически независимых государств). А во-вторых, такие страны как Англия, Франция, Испания и пр. превратились в крупные абсолютистские национальные державы, что имело в то время прогрессивное значение, так как способствовало быстрому дальнейшему развитию и экономики, и духовной жизни общества.

К примеру, почти одновременно консолидировались централизованные государства в Англии (после окончания в 1485 г. гражданской войны Алой и Белой Розы) и Франции (в 1477 – 1491 гг. под контролем короля оказались Пикардия, Бургундия, Прованс, Бретань).

Что же касается Испании, то она после объединения Кастилии и Арагона в 1479 г. и захвата арабской Гренады в 1492 г. с конца XV в. вообще стала претендовать на гегемонию в Европе. Наиболее ярко это проявилось после избрания в 1519 г. на испанский трон германского императора Карла V из династии Габсбургов, который владел также коронами Австрии и Фландрии (современные Голландия и Бельгия). Если же к этому добавить то, что к наследникам великого императора перешли Португалия, Венгрия и Чехия, то становится очевидным доминирование империи Габсбургов в Европе XVI в.

Этим же во многом объясняется и лидерство Испании в это время в колониальной экспансии. Сами Великие географические открытия были вызваны смещением центров развитой экономики в Европе. Прежние торговые пути через Средиземное море не приносили особой выгоды никому кроме Венеции и Генуи. Однако и они постепенно иссякали, перекрытые набиравшей мощь Османской империей. При этом эпоха Возрождения вернула популярность идее о шарообразности Земли, что совпало со значительным усовершенствованием кораблестроения и навигации. В это же время Португалия и Испания благодаря реконкисте (освобождению от арабского ига) обладали сильной армией и флотом и смогли организовать первые заморские экспедиции. Итогом же более чем полувековых усилий стало открытие Х. Колумбом в 1492 г. Кубы, Ямайки, а в дальнейшем и побережья Центральной Америки, прибытие в 1497 г. кораблей Васка да Гамы в Индию, а также кругосветное плавание Ф. Магеллана (1519-1522).

Новые территории стали неиссякаемыми источниками пряностей, золота и серебра, что чрезвычайно обогатило Испанию и Португалию. Только с 1503 по 1565 гг. сюда вывезли 180 т. золота и 17 тыс. т. серебра. В то же время это привело к уничтожению древних цивилизаций инков и ацтеков в Америке, а также положило начало завоеванию и разграблению Индии.

Прочие страны также стремились к созданию собственных колониальных империй, однако, в 1529 г. Испания и Португалия поделили все открытые земли между собой, преградив, таким образом, путь в Индию и Тихий океан другим европейским государствам. Выход из сложившегося положения Англия и Нидерланды видели в поиске так называемого «северного прохода», что содействовало началу изучения побережья современной Канады и расширению торговых связей через Архангельск с Россией.

Общим же результатом Великих географических открытий можно считать ускорение научно-технического прогресса; быстрое развитие финансовой системы и банковского дела; создание целых отраслей промышленности, ориентированных на привозное из колоний сырьё; «революция цен», вызванная поступлением в Европу большого числа драгоценных металлов.

Кроме этого, географические открытия распахнули перед европейцами двери в новые неведомые миры и таким образом подорвали устоявшиеся схоластические представления о человеке и Вселенной. Всё это сопровождалось ослаблением тысячелетнего господства католической церкви в духовной жизни европейского общества, в котором нарастало стремление выйти из под власти Ватикана. Это было вызвано, во-первых, желанием широких слоёв населения сделать церковь более дешёвой и понятной (латынь заменялась на родной язык); во-вторых, избавившиеся от феодальной раздробленности национальные государства нуждались в собственной идеологической базе и желали иметь подконтрольные себе церковные институты; в-третьих, дворянство и буржуазия претендовали на огромные земельные владения католических монастырей (в Англии им принадлежало до 40 % всех освоенных земель); в-четвёртых, протестантское движение позволяло консолидировать общество для проведения радикальных буржуазных преобразований.

Итогом Реформации стало создание ряда протестантских церквей, отделившихся от католицизма. В большинстве стран Германии и Скандинавии получило распространение лютеранство, в Швейцарии и Нидерландах – кальвинизм, в Шотландии – пресвитерианство, в Англии – англиканизм (епископальная церковь). Их создание происходило при полной поддержке монархий и крупной буржуазии этих государств. Свидетельством этого является Аугсбургский религиозный мир, заключённый в 1555 г., когда германские князья, принявшие лютеранство, добились от императора Карла V признания права на свободу вероисповедания для своих подданных. Озвученный здесь лозунг «чья страна, того и вера» можно считать одним из главных постулатов Реформации.

Быстрое распространение протестантизма вынудило Ватикан принять ряд мер, которые в последствии получили название Контрреформации. В первую очередь они были направлены на сохранение позиций конфессии в мире через привлечение на свою сторону правящей элиты и упрочения своего влияния в обществе. Основные положения Контрреформации были выработаны на знаменитом Тридентском Вселенском соборе, который с перерывами проходил с 1545 по 1563 гг. В его постановлениях была усилена власть римского папы и епископов, подтверждены основные религиозные догматы католического учения (в 1564 г. было издано специальное «Тридентское исповедание», которому должны были присягнуть все священнослужители и профессоры католических университетов). Кроме этого, он утвердил деятельность, созданной в 1542 г. инквизиции, цель которой заключалась в искоренении теорий и идей противоречащих Св. Писанию, что привело к казням десятков тысяч людей (Дж. Бруно). Также на Вселенском соборе была одобрена деятельность основанного в 1534-1540 гг. ордена иезуитов, ставившего перед собой цель через создание разветвлённой сети учебных заведений заручиться поддержкой как можно более широких слоёв населения. В Триденте был составлен «Индекс запрещённых книг», что означало введение строгой церковной цензуры. Наиболее же активно Контрреформация проявилась в Испании, ряде государств Германии, Франции и Речи Посполитой.

Таким образом, европейская цивилизация в означенный период переживала сложный период трансформации, итогом которого стало укрепление позиций нового буржуазного уклада.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Сацыяльна-эканамічнае развіццё беларускіх зямель у складзе ВКЛ | Формирование белорусской народности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 736; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.