КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Формирование белорусской народности
Процесс формирования белорусской народности занял достаточно длительный период и происходил под влиянием географическо-климатических, социально-экономических, политических и церковно-религиозных факторов, а также общих этнических процессов. Среди основным концепций этногенеза белорусов выделяются следующие теории: «финская» (И. Ласков считал, что предками белорусов являются финно-угорские и славянские племена), «балтская» (В. Седов и Г. Штыхов доказывали, что предками белорусов являются балтские и славянские племена), «кривичско-дреговичско-радимичская» (Е. Карский, М. Довнар-Запольский называли именно эти племена непосредственными предками белорусов), «древнерусская» (Е. Карнейчик утверждал, что белорусы являются составной частью древнерусской народности). Вместе с тем, все эти концепции, в общем, не противоречат друг другу. Известно, что современную территорию Беларуси действительно со в II тыс. до н. э. населяли племена финно-угров, которых в раннем железном веке заменили балты, а позднее и славяне. Происходившие, при этом, ассимиляционные процессы содействовали формированию племенных союзов кривичей, дреговичей и радимичей. Именно они создали тут первые государственные образования (Полоцкое и Туровское княжества), на территории которых с середины XIII в. и стала складываться белорусская народность. В целом, среди факторов, определяющих сущность какой-либо народности необходимо назвать наличие единой территории, особенности языка, культуры, народных традиций, а также вероисповедание, этническое самосознание и эндоэтноним (самоназвание). Формирование белорусской народности происходило на территориях превышающие границы ныне существующей Республики Беларусь. Так данный процесс затрагивал также Виленщину, Белосточчину, Смоленщину, Невельщину, Брянщину и ряд других земель. Все они были объединены в XIII – XIV вв. в составе ВКЛ, что значительно ускорило консолидацию белорусов. Существенным показчиком развития этнических процессов было формирование в этот период народного и литературного белорусского языка. Среди его характерных черт, зафиксированных уже в письменных источниках XIII в., можно назвать «аканье», «яканье», «дзеканье», «цеканье», твёрдое «р» и пр. Государственный же статус белорусского языка в ВКЛ содействовал его дальнейшему развитию и ХVI в. можно по праву считать периодом расцвета (на нём печатались первые отечественные старопечатные книги, были написаны Литовские Статуты 1529, 1566 и 1588 гг.). К сожалению, войны ХVII в. привели белорусскую культуру в упадок и вполне закономерным стало решение сейма в 1696 г. о переводе делопроизводства на польский язык, что ускорило полонизацию Беларуси. Место же вероисповедания в процессе формирования белорусской народности неоднозначно. До середины ХVI в. подавляющая часть белорусов была православными («греческой веры» придерживались 23 княжеских и 42 шляхетских рода). Однако все попытки великих князей литовских создать автокефальную православную церковь провалились. Итогом этого стало отождествление православной веры как «русской» и противопоставление её «польскому» католицизму, а также протестантизму. Способствовало этому и особый статус католической религии в ВКЛ. Согласно великокняжеским привелеям 1387 и 1413 гг. лишь католики занимали привилегированное положение в стране, в чём была заинтересована литовская феодальная знать. При этом, благодаря большим пожалованиям католическая конфессия хоть и уступала православной по числу храмов и монастырей, но зато значительно опережала её по размерам земельной собственности (лишь Виленское бискупство имело 11,5 тысяч крестьянских дворов). Правда, в общем, они к XVI в. владели в Беларуси всего 5 % земельной собственности, что, однако, не умаляло их значимость в общественной жизни страны. Подобную религиозную разобщённость, безусловно, следует считать сдерживающим фактором в этногенезе белорусов. Выход же из сложившейся ситуации вначале многие видели в протестантизме, но успехи Контрреформации в Речи Посполитой не позволили реализовать эту идею. Следующим же шагом стала попытка примирить и объединить противоборствующие христианские конфессии, результатом чего было заключение в 1596 г. Брестской церковной унии. Униатская церковь формально подчинялась Ватикану, но сохраняла все нормы православного богослужения и использовала белорусский язык во время службы в храмах. Однако и её создание не смогло целиком решить данную проблему. Несмотря на то, что в конце ХVIII в. более половины белорусов были униатами, католики по прежнему претендовали на ведущее место в обществе, чему способствовала полонизация Беларуси. Да и православная религия не утратила полностью своего влияния, благодаря поддержке Москвы. Если же к этому ещё добавить наличие тут крупных еврейских и мусульманских общин, то становится понятным вся пестрота и противоречивость религиозной жизни тогдашней Беларуси. Не менее сложным и трудным был процесс постепенного складывания у белорусов этнического самосознания. Продолжительный период сохранялись так называемые «землячества», объединявшие жителей некогда независимых княжеств (полочане, витебляне, пинчуки), чему содействовала слабая централизация страны. Вместе с тем, документальные источники показывают наличие, как широко распространённого общегражданского самоназвания «литвин», так и чёткого отличия жителей тогдашней Беларуси от населения Литвы, Польши или Московской державы. Что же касается процесса постепенного распространения на данной территории этнонима «Беларусь», то проблема его происхождения являлась предметом широкого научного обсуждения ещё в ХIХ в. и, надо признать, не утратила своей актуальности поныне. Среди наиболее популярных концепций можно выделить следующие теории известных историков и этнографов: Татищева (название произошло от белого цвета льняной одежды местных жителей, а также центрального расположения региона в славянском мире), Карского (отмечал возможность влияния на термин антропологических особенностей белорусов - «блондинов с голубыми или светло-серыми глазами»), Крапивина (связывал происхождение термина с наличием в регионе большого числа рек, а также водоёмов и переводил название «Белая Русь» как «Чистая Вода»), Ильинского (считал, что город Бельск в современной Польши мог дать название всей подконтрольной ему территории), Драгоманова и Потебни (доказывали, что термин «белый» означал независимость от татара-монгол) и пр. Сложным вопросом является и определение территории, наименовавшейся Белой Русью. Согласно данным Татищева в летописях в ХII в. так называли Ростово-Суздальское княжество. Вместе с тем другой русский историк Карамзин опровергал это утверждение и считал, что впервые термин стал использоваться лишь в XV в. в Московском княжестве, подчёркивая, таким образом, его древность и значение. Необходимо признать справедливость подобного утверждения. На средневековых европейских картах Московия часто называлась Белой Русью (карта М. Кузана, 1460). Использовали этот термин и путешественники (Олеарий). Однако с середины XVII в. в документальных источниках он был заменён на «великий» и перестал отождествляться с Россией. Что же касается современной Беларуси, то эпизодически этот регион назывался подобным образом начиная с XIII в. Тот же Карский считал, что первоначально белорусами в ВКЛ именовали себя лишь православные жители («шляхтич веры белорусской»). В дальнейшем же этот термин довольно прочно закрепился за Мстиславским, Смоленским, Витебским и Полоцким воеводствами, хотя в XVII в. в ряде документов к Белой Руси причисляли также Минское и Новогрудское воеводства. Сами же местные жители обозначая своё этническое происхождение в это время, как правило, писали, что они «белорусцы», часто также встречалось и обозначение «литвин белорусец». Вместе тем, официально название «Беларусь» получило административно-географическое признание лишь в 1772 г., когда после первого раздела Речи Посполитой, отошедшие к России земли были объединены в Белорусскую губернию. В то же время ещё и в начале ХХ в. западные регионы республики часто наименовались Литвой (Брест-Литовск) и лишь после создания БССР термин «Беларусь» получил чётко зафиксированные территориальные границы. Подводя же итог формированию белорусской народности следует отметить, что данный процесс занял более 400 лет и был в целом завершён к середине XVII в. В дальнейшем, однако, кровопролитные войны и полный упадок экономики и культуры привели в вначале к полонизации, а затем и к русификации белорусов, что крайне затруднило превращение белорусской народности в белорусский народ.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1033; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |