Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ренессанс и Реформация на белорусских землях




 

Являясь восточным форпостом европейской цивилизации, ВКЛ вбирала в себя все лучшие её достижения в области тогдашней науки и культуры. Схожесть государственного строя и острая нужда ряда европейских стран (в первую очередь Священной Римской империи) в союзниках против Османской империи расширяла контакты Беларуси с Европой. Также, этому содействовали налаженные торговые связи с Ганзой, которая в обмен на зерно, пушнину, воск и прочие товары широкого потребления снабжала ВКЛ оружием, предметами роскоши, пряностями и т. д. К тому же, отсутствие на белорусских землях развитой системы образования, вынуждало местную молодёжь отправляться на учёбу в университеты Польши, Чехии, Германии и Италии (Н. Гусовский, Ф. Скорина, М. Глинский, К. Острожский).

Именно таким образом Беларусь переняла в Европе магдебургское право, цеховую систему и технологию чеканки собственной монеты различных номиналов. Как раз западные мастера возродили тут и каменное зодчество, пришедшее в упадок в период феодальной раздробленности. С учётом опыта европейской готики были возведены неприступные замки в Гродно, Новогрудке, Лиде, Крево, Геранёнах, Мире, а также величественные храмы в Гнезно, Ишкальди, Сынковичах.

Значительно активизировались подобные международные контакты с конца XV в., когда на белорусские земли стали проникать гуманистические идеи Ренессанса. Первоначально, они проявились преимущественно в литературе и книгоиздательском деле. При этом, перевод Ф. Скорины церковных книг на белорусский язык и тиражирование их (в 1517-1519 гг. в Праге он издал 23 книги Библии, а в Вильне в 1522 и 1525 гг. выпустил соответственно «Малую подорожную книжицу» и «Апостол») можно также рассматривать как первые протестантские тенденции в белорусском обществе.

Практически в одно время с Ф. Скориной, Н. Гусовский по существу заложил основы отечественной светской литературы. Изданная, им в 1523 г. в Кракове поэма «Песня про зубра» создавалась под влиянием идей итальянского Ренессанса и была направлена на восхваление своей Родины, её славной истории и прекрасной природы.

Вместе с тем, лишь после проникновения на белорусские земли протестантского движения традиции Ренессанса стали доминировать практически во всех сферах повседневной жизни. Началом же Реформации в Беларуси принято считать 1553 г., когда канцлер ВКЛ кн. Николай Радзивил Чёрный основал в Бресте первый протестантский храм. За следующие же 100 лет на белорусских землях было возведено 85 кальвинистских и 7 арианских храмов. Крупные реформаторские общины находились в Вильне, Ошмянах, Лиде, Ивье, Браславе. Начался массовый переход православных в протестантизм. Так, к 1572 г. на Новогрудчине из 600 шляхетских семей «греческой веры» православными остались всего 16. Не менее активным был этот процесс и у католиков – к 1566 году из 700 католических приходов ВКЛ протестантскими стали 684. Пиком же расцвета Реформации в регионе можно считать уравнение в правах в 1564 г. всей шляхты и магнатов ВКЛ независимо от вероисповедания, а также принятие в 1573 г. сеймом Речи Посполитой «Акта Варшавской конфедерации», провозгласившего главенство принципа веротерпимости в выборе религии (продублирован в Литовском Статуте 1588 г.).

Именно протестанты активизировали книгоиздательское дело в Беларуси. Уже в 1553 г. в Бресте была издана на белорусском языке «Библия». Известным реформаторским деятелем был и С. Будный, выпустивший в 1562 г. в Несвиже «Катехизис». В дальнейшем он стал инициатором переиздания «Библии» (1572), «Нового Завета» (1574), а также автором полемического трактата «Об главных положениях христианской веры» (1576). Его современником и единомышленником был и В. Тяпинский, на свои средства напечатавший в 1570-е гг. «Евангелие». В это же время в Беларуси зарождается мемуарная литература – «Диариуш» А. Филиповича и «Исторические записки» Ф. Евлашевского.

Стремление к развитию народного просвещения также нашло своё отражение в деятельности белорусских протестантов. Кальвинистские школы действовали в Слуцке, Витебске, Гродно, Минске, а в Ивье была открыта арианская академия. Не отставали от них и другие конфессии. Православные братские школы с конца XVI в. были основаны в Бресте, Минске, Могилёве. Униатские семинарии начали свою работу в Бресте и Минске. Быстрому развитию системы образования содействовал выход ряда учебных пособий. Наиболее известными из них стали «Грамматики славенския», изданные в 1596 г. Л. Зизанием и в 1619 г. М. Смотрицким.

Ренессансовая культура совершила настоящий переворот и в повседневной жизни белорусского общества. Светская по своей сути она содействовала началу переустройства сурового средневековой быта. Согласно теориям итальянских архитекторов об «идеальном городе» с широкими улицами, большими кварталами жилых домов и просторными площадями с общественными и культовыми сооружениями начинается перепланировка ряда городов Беларуси (Несвиж, Слуцк, Быхов). По близости от старых населённых пунктов стали возводится так называемые «Новые города» - центры общественной и экономической жизни. Таким образом, в Минске возник Высокий рынок (совр. пл. Свободы), а в Гродно – Занёманский посад.

Важным моментом в отечественной архитектуре стало и превращение местных неприступных замков в роскошные дворцы (Гродно, Мир). Что же касается новых магнатских резиденций, то они создавались зодчими из Италии или Голландии и являлись настоящим украшением нашей страны (Несвиж, Гольшаны, Смоляны, Быхов, Любча, Ляховичи). Привнесли новые черты протестанты и в церковное строительство. Многочисленные кальвинистские храмы хоть и сохраняли ещё оборонительные элементы, однако, выделялись своей неповторимой красотой, высокими башнями и лаконичной суровостью (Заславль, Сморгонь, Койданово, Жодишки, Деревное).

Значительные перемены под влиянием Ренессанса происходили в искусстве. Стремление к познанию внутреннего мира человека привело к зарождению светского портрета. Картинные галереи в те времена существовали практически во всех дворцово-замковых комплексах. Специально приглашённые из Европы художники создавали целые серии репрезентативных картин знаменитых отечественных родов (Несвиж, Слуцк).

Книгоиздательское дело, в свою очередь, содействовало распространению в ВКЛ и гравюрного искусства (Ф. Скорина), в котором чувствовалось влияние немецкой школы (А. Дюрер).

Использование же опыта западноевропейской иконописной традиции придало отечественным иконам совсем новое звучание – появилась одухотворённость образов, чёткая передача человеческих пропорций, расширилось использование бытовых и этнографических элементов.

Кроме живописи новый импульс к развитию получила и скульптура. Наряду с традиционными религиозными образами святых (использовались для украшения алтарей) в Беларуси зародилась практика создания высокохудожественных надмогильных композиций (Несвиж, Гольшаны, Чернавчицы).

Однако подобный расцвет культуры эпохи Возрождения и тесно связанной с ним Реформацией в Беларуси всё же был относительно недолог. Набиравшая с середины XVI в. силу Контрреформация достигла и Беларуси. В 1569 г. первые монахи иезуиты прибыли в Вильну, где они основали своё учебное заведение. В 1579 г. специальной папской буллой оно было реорганизовано в иезуитскую академию и имело права равные Краковскому университету. В следующие десятилетия, иезуитский орден, при полной поддержке властей, сумел монополизировать школьное дело в Речи Посполитой, создав десятки новых учебных заведений (Полоцк, Пинск, Гродно, Минск и пр.).

Необходимо признать тот факт, что высокий уровень образования и отсутствие платы за обучение позволили им значительно повысить уровень просвещения белорусского общества. К положительным моментам деятельности иезуитов можно также отнести создание орденом сети аптек и школьных театров. В то же время, именно данный монашеский орден обострил религиозный вопрос в Речи Посполитой. Пытаясь вытеснить из общественной жизни протестантов и православных, иезуиты инициировали погромы братских школ и реформаторских храмов, разделяя общество на враждующие лагеря. Кроме этого, научная мысль под контролем иезуитов вновь была сведена преимущественно к средневековой схоластике.

Вместе с тем, подобные реакционные процессы происходили в то время в большинстве европейских стран, где монархический строй всё же сумел временно удержать под своим контролем развитие буржуазных отношений. Речь Посполитая, при этом, в том числе и благодаря деятельности иезуитов, поддерживала тесные контакты с Италией, Германией и Францией. Белорусские магнаты быстро перенимали все новейшие достижения западноевропейской культуры. К примеру, первый отечественный барочный храм - иезуитский костёл Несвиже (1587-1593) был закончен всего через 9 лет после возведения аналогичного сооружения в Риме (1568-1584) и стал одним из наиболее ранних шедевров этого пышного архитектурно-художественного стиля в Восточной Европе.

Суммируя же достижения белоруской экономики и культуры в означенный период можно по праву утверждать, что в свой «золотой XVI век» наша страна доминировала в среде восточнославянских народов и была признана равной ведущими западноевропейскими державами.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Актуальныя пытанні гісторыі Беларусі. Мн., 1992.

2. Всемирная история. Т. 4. М., 1958.

3. Гісторыя Беларусі. Мн., 1996.

4. Доўнар-Запольскі М. В. Гісторыя Беларусі. Мн., 1994.

5. Ермаловіч М. Беларуская дзяржава Вялікае Княства Літоўскае. Мн., 2000.

6. История средних веков. Т. 2. М., 1991.

7. Качановский В. В. История культуры Западной Европы. Мн., 1998.

8. Краткая всемирная история. Кн. 1. М., 1966.

9. Краткий очерк истории философии. М., 1981.

10. Лойка П. А. Гісторыя Беларусі. Мн., 1993.

11. Лыч Л., Навіцкі У. Гісторыя культуры Беларусі. Мн., 1996.

12. Лыч Л. Пратэстанцкая царква ў нацыянальна-культурным жыцці Беларусі // Штогоднік інстытута гісторыі НАН Беларусі. № 1. 1999. С. 110-123.

13. Матэрыялы па гісторыі Беларусі. Мн., 1998.

14. Нарысы гісторыі Беларусі. Ч. 1. Мн., 1994.

15. Сагановіч Г. Нарыс гісторыі Беларусі. Мн., 2001.

16. Токарев С. А. Религия в истории народов мира. М., 1976.

17. Черняк Е. Б. Вековые конфликты. М., 1988.

18. Энцыклапедыя археалогіі і нумізматыкі Беларусі. Мн., 1993.


Беларусь от Люблинской унии до разделов Речи Посполитой




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2292; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.