Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные вопросы. Тема 1-1. Предмет и методы экономической теории




Тема 1-1. Предмет и методы экономической теории

 

1.Определение предмета экономической теории. Микроэкономика и макроэкономика.

2.Позитивная и нормативная экономическая теория. Функции экономической теории.

3.Методы экономической науки..Экономические категории и законы.

4.Эталы развития экономической науки.

 

 

1.Определение предмета экономической теории. Микроэкономика и макроэкономика.

Понятие «политическая экономия», «экономика» возникло еще в древнем мире и впервые было применено древнегреческими философами. Термин «политическая экономия» образован в результате сочетания трех древнегреческих слов: «политейя» – общественное устройства; «ойкос» – дом, хозяйство; «номос» – закон. В учениях мыслителей древнего мира экономика рассматривалась как наука о домашнем хозяйстве. Однако суждения о хозяйственной жизни как об одной из главных сфер деятельности человека не занимали центральное место. Постепенно «экономика» стала пониматься как хозяйство, включающее определенные отрасли производство и как наука о хозяйстве. В трудах современных экономистов «экономика» определяется как:

-наука о богатстве,

-наука о рациональном использовании ограниченных ресурсов,

-наука о повседневной, деловой активности людей,

-наука о видах деятельности, связанных с денежными сделками,

-наука о производственных отношениях (отношениях по производству, распределению, обмену и потреблению материальных благ и др.

Все науки на две большие группы: естественные и общественные. Экономическая теория - общественная наука. Общественные науки изучают процессы, происходящие в обществе, и человека как элемента общества.

Многие науки изучают человека как элемент общества. Экономическая теория изучает поведение (взаимодействие) людей в поиске эффективных путей использования ограниченных ресурсов в целях удовлетворения своих жизненных потребностей. Все экономические ресурсы: материальные (земля, капитал) и людские (труд, предпринимательская способность) по отношению к растущим потребностям человека редки и ограничены, чтобы добиться возможно наибольшего удовлетворения необходимо более эффективного использовать редкие ресурсов. Экономическая эффективность характеризует связь между количеством единиц редких ресурсов, которые применяются в процессе производства, и получаемым в результате количеством какого-либо продукта. Повышение эффективности означает получение большего количество продукта от данного объема затрат, Чтобы использовать редкие ресурсы эффективно, общество должно обеспечить полную занятость всех ресурсов и полный объем производства.

Возобновление производства или воспроизводство происходит на различных уровнях. Поэтому структурно экономическая теория включает в с раздела: микроэкономику, макроэкономику, мезоэкономику и мегоэкономику.

Микроэкономика и макроэкономика в реальной экономической среде взаимообусловлены и взаимодействуют друг с другом. Несмотря на различный уровень, микро- и макроэкономика подчинены единой цели – исследованию закономерностей экономического развития.

2.Позитивная и нормативная экономическая теория. Функции экономической теории

При исследовании экономических процессов и явлений вне зависимости от того, ведется ли анализ на микроэкономическом или макроэкономическом уровнях, различают позитивный и нормативный анализ, соответственно, позитивную и нормативную экономическую теорию. Разница между ними состоит в отсутствии или наличии оценочных суждений. То есть позитивная экономическая теория (дескриптивная) имеет своей задачей объяснение следствий, вытекающих из реального изменения обстоятельств. Например, она отвечает на вопрос, как изменится величина спроса на товар при повышении цены на него на 10%? Позитивная экономика свободна от оценочных суждений исследователя. Нормативная экономическая теория содержит четко выраженный оценочный компонент и пытается ответить на вопрос «Что должно быть»: обеспечивает ли рынок справедливое распределение созданного национального дохода; нужно ли поддерживать мелкий бизнес? Оценочные или нормативные суждения возникают на уровне обоснования экономической политики государства. Функции (назначение) экономической теории следующие: познавательная; практическая; методологическая; прогностическая; идеологическая.

3.Методы экономической науки.Экономические категории и законы.

Для того, чтобы понимать друг друга люди должны говорить на одном (в данном случае экономическом) языке, т.е. для обозначения одних и тех же процессов использовать одни и те же понятия. Эти понятия в экономической науке называются категориями.

Методология экономической теории – учение о способах (методах) научного познания хозяйственной жизни и экономических явлений. В лекции показывается, что современная методология предполагает два основных подхода к анализу экономической жизни общества: а) диалектико-материалистический; б) субъективно-идеалистический.

Методы исследования (греч. methodos – путь к какой-либо цели) – это совокупность конкретных способов познания, инструментов, приемов исследования явлений природы и общественной жизни. В лекции описывается суть важнейших приемов познания окружающей действительности, которыми пользуется экономическая теория:

-метод научной абстракции (лат. «абстракцио» – отвлечение), который используется для построения экономических моделей и формулировки гипотез и экономических законов.

В результате абстрагирования выводятся экономические категории – логические понятия, отражающие наиболее общие и существенные стороны хозяйственной жизни общества (теоретические выражения реальных сторон экономики): товар, цена, величина спроса, деньги, прибыль, зарплата Сумма проверенных гипотез образует теорию

- метод моделирования. Модель – упрощенная картина экономической реальности или упрощенное представление о взаимосвязях между экономическими переменными. Экономические переменные – натуральные или денежные единицы, имеющие количественную оценку: объем производства, зарплата, издержки и т.д.

-анализ и синтез;

- индукция и дедукция;

- аналогия;

- исторический и логический.

Заключения, научные выводы, сформулированные на базе исследования моделей, получили название гипотез – непроверенных утверждений о наличии или отсутствии тех или иных причинно-следственных связей между явлениями и процессами экономической реальности. Истинность или ложность выдвинутой гипотезы проверяется практикой, то есть путем сопоставления теории с фактами экономической действительности.Сумма проверенных гипотез образует теорию – совокупность объединенных одним общим принципом научных положений, служащих объяснению ряду фактов экономической действительности: теория стоимости, теория потребительского поведения, теория фирмы и пр. Теория – конечный результат экономического анализа.

В ходе создания экономических моделей и разработки теорий экономическая теория познает экономические законы или законы общественных действий людей, которые управляют экономическими процессами. Экономические законы – это наиболее существенные, устойчивые, постоянно повторяющиеся объективные причинно-следственные связи и взаимозависимости в экономических явлениях и процессах. Так, закон спроса показывает обратную зависимость между ценой товаров и величиной спроса на них.

В тексте рассматриваются взгляды экономических школ на сущность экономических законов, их структуру, общие черты и различия законов природы и экономических законов,

4.Эталы развития экономической науки.

В данном разделе лекции дается краткий обзор развития экономической мысли, которая впервые появилась в глубокой древности (папирусы Древнего Египта, законы вавилонского царя Хаммурапи, древнеиндийские «Законы Ману», трактат «Гуань-цзы», созданный авторами Древнего Китая и др. В дальнейшемв ученые-философы Древней Греции пытались решить отдельные вопросы экономики(что лежит в основе цены товара, как наживать состояние и т.п) и были сформулировали исходные положения экономической теории стоимости, цены и денег (Ксенофонт - «Экономикос», «Доходы»; Платон - «Государство», «Законы»; Аристотель –«Никомахова этика», «Политика»). В этот период был заложен концептуальный стержень, вокруг которого пошло дальнейшее развитие экономической науки.

В XVI – XVII вв.произошло выделение экономической теории в самостоятельную науку - политическую экономию – как наука о законах функционирования общественного хозяйства в рамках государства. научных систем. В лекции рассматривается:

- содержание меркантилизма, предметом исследования которого была сфера обращения, усматривали богатство в деньгах (золоте и серебре), а источник богатства – во внешней торговле; рекомендовали протекционистские меры, т.е. принципом – больше продавать и меньше покупать. Такие идеи соответствовали начальному виду капиталистической деятельности – международной торговле. Благодаря меркантилизму стала складываться система научных знаний государственного управления экономикой.Возник термин «политическая экономия», который ввел А. Монкретьен, выпустив в свет «Трактат политической экономии». Обращается внимание, что идеи меркантилизма государственное вмешательство в хозяйственную жизнь, протекционизм в торговле, основанные на принципах английского меркантилизма (вывоз сырья запрещается, вывоз готовых изделий поощряется, доступ иностранных товаров ограничивается высокими пошлинами, поощряется развитие флота) – используются и в современной экономике.

- содержание и причины рождение классической школы политической экономии, которое ознаменовало переход к исследованию производства. Родоначальники классической школы: Уильям Петти в Англии и Пьер Буагильбер во Франции; они критиковали меркантилизм, отвергали взгляды о том, что богатство страны определяется только количеством денег, считали основой хозяйства процесс производства, и положили начало теории трудовой стоимости.Свое развитие классическая политическая экономия получила во французской школе физиократов. Родоначальником школы явился Франсуа Кенэ с его основной работой «Экономические таблицы» (1758), а наиболее развитый физиократизм отражен в работе Анн Тюрго «Размышления о создании и распределении богатств» (1776). Истинным богатством нации выступают результат «союза» земли и труда, в центр исследования школа поставила проблему «чистого продукта». Источник ее видела в природе и труде, занятом в сельскохозяйственном производстве. Расцвета классическая политическая экономия достигла в трудах британских ученых Адама Смита, Давида Рикардо, Джона Стюарта Милля; французского экономиста Жана-Батиста Сея. Классическая школа считала, что богатство народов создается производительным трудом (занятым и в сельском хозяйстве, и в промышленности), поэтому ключ к богатству лежит в создании условий для развития производительного труда. Содействовать богатству народов – значит дать простор предпринимателям, предоставить возможность производству идти «своим ходом», и «все пойдет к лучшему в этом лучшем из миров». Классики считали, что в хозяйственной деятельности людьми руководит своекорыстие и эгоизм, но, стремясь к выгоде для себя, индивиды взаимодействуют друг с другом, и это не ведет к хаосу, а, наоборот, упорядоченно направлено к общему благу «невидимой рукой» – автоматическим механизмом самонастройки экономики, подчиненной объективным законам. Длительное существование в такой системе безработицы, перепроизводства или недопроизводства товаров невозможно. Смит и его последователи разработали теории трудовой стоимости. Однако Смит предполагает различные определения стоимости – стоимость определяется затраченным и покупаемым трудом. Последний подход предполагает, что стоимость определяется количеством труда, покупаемым за данный товар.. Рикардо в отличие от А.Смита проводил принципы примата стоимости над доходами. Он включал в понятие стоимости товаров и стоимость капитала, который принимал участие в их производстве. Рикардо признал, что явления стоимости объясняются наряду с трудом действием другого начала – относительной редкости.

Далее в лекции рассматриваются направления развития экономической мысли в XIX - ХХ веках и их основные идеи:

- утопического социализма: Роберт Оуэн, Клод Анри Сен-Симон, Шарль Фурье. Они выступили с резкой критикой существующего строя, указывая на его исторически преходящий характер. Благодаря социалистам-утопистам произошло оформление основной социалистической идеи – обеспечение экономического равенства путем устранения в большей или меньшей степени источника неравенства – частной собственности, в замене последней на общественную или коллективную собственность.

- марксизма,который связан с именем Карла Маркса –(главный труд - «Капитале», первый том которого вышел в свет 1876 г). Марксу принадлежат два важнейших открытия: материалистическое понимание истории и создание теории прибавочной стоимости.

– маржинализма, основными представителями которого являются английский экономист Уильям Стенли Джевонс, австрийские экономисты: Карл Менгер, Фридрих фон Визер, Ойген Бём-Баверк Маржинализм. Трудовой теории стоимости была противопоставлена теория полезности, согласно которой стоимость (ценность) определяется степенью полезного эффекта – полезностью данного блага для потребителя. К началу ХХ века маржинализм, используя новые методологические принципы, охватил все разделы экономической теории и создал целостную теоретическую систему, которая получила название неоклассического течения и господствовала до 30-х годов. Лидирующими в неоклассическом течении являлись: австрийская, кембриджская, американская и лозаннская (математическая) школы.

- американского институционализма, который возник в начале ХХ века и основная идея которого состоит в том, что экономическая теория должна включать и неэкономические факторы, объяснять экономическое поведение человека и в социальном аспекте. Родоначальником и лидером школы явился доктор философии Йельского университета Торстейн Веблен. Из отдельного течения институционализм превратился в один из методов экономического анализа (элемент экономической теории) – современный неоинституционализм. В рамках современного неоинституционализма возникла теория трансформации капитализма в «новое индустриальное общество» (теория конвергенции) Джона Гэлбрейта, экономическая теория прав собственности Рональда Коуза, теория общественного выбора Джеймса Бьюкенена.

- кейнсианство, которое возникло в условиях мирового экономического кризиса – «Великой депрессии» 1929-1933 гг. Основоположником нового течения явился английский экономист Джон Мейнард Кейнс, книга которого «Общая теория занятости, процента и денег» вышла в свет в 1936 году. Теория Кейнса исходит из того, что движущей экономической силой является поведение людей, а не рыночные силы. Спрос есть решающий фактор производства и предложения. Для повышения совокупного спроса следует использовать государственную политику: налогово-бюджетную, кредитно-денежную. В дальнейшем значительный вклад в разработку теории и практики регулируемой экономики Кейнса внесли американские ученые: Элвин Хансен – разработал теорию цикла, дал практические рекомендации по регулированию экономики на разных фазах цикла; Пол Самуэльсон, Рой Харрод обратились к проблеме экономического роста, считая ее наиболее значительной. Решающий шаг в создании модели экономического роста связан с именем лауреата Нобелевской премии 1973 года Василия Леонтьева. Его основные работы («Затраты-выпуск в экономике», «Экономические эссе»), создали модель межотраслевого баланса или общего рыночного равновесия «затраты-выпуск».

- монетаризма – течение экономической теории, ставящее в центр макроэкономической политики деньги, отводя им решающую роль в развитии экономики. Зачатки идей монетаризма просматриваются в глубокой древности и в явном виде присутствуют у меркантилистов. Но в современном виде концепция монетаризма наиболее ярко выражена в трудах лауреата Нобелевской премии, профессора Чикагского университета Милтона Фридмана. Чтобы стабилизировать денежное обращение и обеспечить стабильное развитие экономики, Фридман предлагает ежегодную эмиссию денег с постоянным темпом роста денежной массы в 3-5% независимо от фазы цикла.. Остальные экономические процессы получают полную свободу, и чем меньше государство вмешивается в экономику, тем лучше.

- неолиберализма, сформировавшегося в конце 1930-х годов, в отличие от либерализма, предполагавшем отсутствие у государства экономических функций, Неолибералы выступают за особое государственное вмешательство в экономику, отводя ему роль «судьи на футбольном поле». Особый акцент неолибералы делают на проблемах организации и управления экономикой: контроль за ценообразованием, пресечение попыток установления монопольных цен, наложение стабильного денежного обращения и др. Разновидность этого направления – концепция социально-оиентированного хозяйства, связана с именем канцлера ФРГ Людвига Эрхарда (1897-1977), ставшего «отцом немецкого экономического чуда», когда он использовал принципы концепции в целях восстановления и развития послевоенной экономики страны. Его политика основывалась на следующих принципах: свободная конкуренция и ее государственное обеспечение, защита частной собственности, стабильная национальная валюта, антиинфляционная политика, социальная справедливость и защита социальных слоев.

Особое внимание в лекции уделено развитию русской экономической мысли, которая в целом повторив общие закономерности развития мировой экономической мысли, смогла стать оригинальной и самостоятельной национальной школой. Экономическая мысль Древней Руси отражена в памятнике общественной мысли "Русской правде" (Х1-Х11 вв.). "Русская правда". представляла собой свод законов, касающихся имущественных отношений и ответственности за нарушение права собственности. В ХУП-ХУШ веках в России широкое распространение получили идеи меркантилизма. Их защищали такие известные государст­венные деятели как А. Л. Ордин-Нащокин, В. Н. Татищев, а также русский экономист М. Т. Посошков.

В XIX веке классическая школа политической экономии в России получила отражение в работах русской критической школы (И. В. Вернадский, И. К. Бабст, Н. А. Каблуков, Н. А. Карышев, А. И. Чупров и др.).Существенный вклад в развитие экономической мысли внесли известные реформаторы экономики России С. Ю. Витте, П. А. Сто­лыпин. С. Ю.

Значительное развитие в России получило математическое направление в экономике. Столяров Н. А. впервые в мировой литературе сформулировал функцию полезности для всех произво­димых в обществе продуктов. Экономист-математик В. К. Дмитриев разработал формулы для выражения полных затрат производства. Глубокое обоснование теории поведения потребителей на рынке дал Е. Е. Слуцкий, который впервые в мировой литературе тесно связал анализ функции полезности с движением цен и денежных доходов потребителей.

Марксистские идеи получили распространение в России в работах основоположника идеологии анархизма М. Н. Бакунина, а также Г. В. Плеханова, В. И. Ленина. Они оказывали влияние и на взгляды других экономистов — М. И. Туган-Барановского, П. Б. Струве.

Важную роль в развитии аграрной экономической мысли в начале XX века и в послереволюционное время сыграла организационно — производственная школа (А. В. Чаянов, Н. П. Челинцев и др)

Видным экономистом международного масштаба был Н. Д. Кодратьев. Он разработал теорию длительных экономических циклов ("длинных волн"). Он подвергался репрессиям как сторонник товарно- рыночной модели советской экономики. Свой обобщаю­щий труд по теории длинных волн он написал в тюрьме, а в 1938 г. был расстрелян.

Известный экономист Л. Н. Юровский разработал теоретические основы денежной реформы 1922-24 гг., которая успешно была проведена. Однако Л. Н. Юровского обвинили в "правом уклоне" и "развитии буржуазных теорий советских денег", и в 1938 г. он был репрессирован.

В советский период властями разрешалась только пропаганда и развитие марксизма. Однако работы экономико-математического на­правления получили международное признание. В 1975 г. Нобе­левская премия по экономике была присуждена Л. В. Канторовичу.

Современная экономическая мысль России в основном направлена на разработку путей перехода к рыночной экономике и путей выхода из экономического кризиса. Наиболее известны экономисты, работавшие по этим проблемам: Л. Абалкин, Е. Гайдар, П. Бунич, О. Лацис, Г. Явлинский и др.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 366; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.