Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Товарное хозяйство. Товар и его свойства




Рынка. Система рыночных взаимосвязей

Сущность и функции рынка. Структура и инфраструктура

Деньги и их функции. Теории денег.

Товарное хозяйство. Товар и его свойства

Тема 1- 3.Рынок: структура, Функции. Теории денег

Основные вопросы

 

В лекции отмечается, что в ходе исторического развития сформировались две основные формы общественного хозяйства, а именно: натуральная и товарная. Эти форма хозяйства в различных своих разновидностях могут существовать при различных способах производства. Однако для каждого способа производства характерно господство, доминирование какой-либо одной формы хозяйства, одного типа производства.

Натуральное производство – это производство, направленное на удовлетворение внутренних потребностей членов какой-либо социально-экономической единицы (ячейки). Товарное производство – это форма хозяйства, для которого характерно производство продуктов не для собственного потребления, а для продажи.

Необходимым условием (предпосылкой) производства продуктов для продажи является наличие общественного разделения труда. Необходимым условием, но не достаточным. Если субъектами общего или частного разделения труда становятся независимые, частные или, как обычно говорят, обособленные производители, то тогда и только тогда, производство принимает товарный характер. Под обособленным производителем понимается такой производитель, который сам решает, что производить, как производить, сколько производить; где, кому, когда и по каким ценам продавать свой продукт. Подобные абсолютно самостоятельные в принятии хозяйственных решений производители, специализируясь на производстве определённого продукта для других членов общества, в свою очередь нуждаются в продуктах их труда. Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что товарное производство – это производство обособленных производителей, связанных между собой рынком.

Товарное производство, в котором в качестве обособленного производителя выступает субъект, производящий продукты своим личным трудом, называют простым товарным производством. При этой форме товарного производства непосредственный производитель не отделён от средств производства. Историческими видами простого товарного производства являются, в частности, мелкое товарное производство ремесленников и крестьян. Товарное производство, в котором в качестве обособленного производителя выступает капиталист-предприниматель, организующий производство с использованием наёмного труда, называют капиталистическим товарным производством. При этой форме товарного производства непосредственный производитель, наёмный рабочий, отделён от средств производства. Историческими видами капиталистического товарного производства являются как индивидуальное производство, так и различные подвиды коллективных капиталистических форм производства.

Дальнейшие изучение товарного производства требует специального рассмотрения, как самого продукта труда обособленного производителя, так и пропорций обмена между этими продуктами. В современной учебной литературе представлены две главные теоретические концепции, которые во многом по-разному объясняют основу меновых пропорций между ними – это трудовая теория стоимости и теория предельной полезности.

Основы трудовой теории стоимости рассмотрены лекции в её наиболее развитом марксистском варианте. Продукт обособленного производителя, поступивший в потребление через обмен, называется товаром. Во-первых. чтобы стать товаром, продукт труда,, должен быть полезным, должен обладать способностью удовлетворять какие-либо человеческие потребности. Это первое свойство товара называется потребительной стоимостью, но не самого производителя товара, а об удовлетворении потребностей других людей. Это означает, что товар должен обладать общественной потребительной стоимостью.Во-вторых, продукт должен обладать способностью обмениваться на другие продукты. Только в этом случае может быть обнаружена общественная природа потребительной стоимости продукта. Пропорция, в которой один товар обменивается на другой, называется меновой стоимостью. Воплощенный (кристаллизованный, заключенный) в товаре труд образует стоимость товара. Стоимость – это второе свойство товара. Если стоимость – это внутреннее свойство товара, то меновая стоимость – это внешняя форма проявления стоимости. Товар есть единство противоположностей – потребительной стоимости и стоимости. Двойственная природа товара порождена двойственным характером труда, создающего товар. Так как стоимость представляет собой воплощенный в товаре абстрактный труд, то величина стоимости товара должна измеряться его количеством или рабочим временем, необходимым для производства товара. Труд, затраченный на производство товара отдельным производителем называется индивидуальным трудом, а его мера − индивидуальным рабочим временем. Подобное время определяет величину индивидуальной стоимости товара. Однако на рынке меновые пропорции между товарами определяются не индивидуальной, а общественной стоимостью. Величину общественной стоимости определяют общественно необходимые затраты труда. Их мерой является общественно необходимое рабочее время. Общественно необходимое рабочее время (ОНРВ) – это время, которое требуется для изготовления товара при общественно нормальных условиях производства и при среднем в данном обществе уровне умелости и интенсивности труда. На величину стоимости товара оказывают влияние производительность и интенсивность труда. Величина стоимости товара зависит также от сложности труда: различают простой и сложный труд.Сложный труд можно рассматривать как умноженный (или возведённый в степень) простой труд. Процесс сведения сложного труда к простому труду принято называть редукцией труда.

Основным законом товарного производства является закон стоимости. Обычно закон стоимости определяют как закон, согласно которому − меновые пропорции между товарами определяются в конечном счете общественно необходимыми затратами труда, общественно необходимым рабочем временем.

Далее в лекции рассмотрены основы теории предельной полезности вначале в её первом, классическом, варианте, а затем в её современной интерпретации.

Теория предельной полезности, которую вместе с теорией предельной производительности факторов производства называют также теорией маржинализма, которая основана на использовании предельных величин для исследования экономических категорий и законов. сформировалась во второй половине ХIХ века. Её ведущими теоретиками были представителями австрийской школы политической экономии, такие как: Карл Менгер, Ойген (Eugen) Бём-Баверк, Фридрих Визер. Практически одновременно с австрийским вариантом теории предельной полезности появляется её английский вариант, основоположником которого был Уильям Стэнли Джевонс, и вариант лозаннской школы, основоположником которой был Леон Вальрас.

Теория предельной полезности утверждает, что меновые пропорции между товарами определяются не затратами труда, а полезностью товара (блага). Под полезностью товара понимается удовлетворение, которое получает индивид от потребления товара; ценность – это не свойство присущее благам, а лишь то их значение, которое потребители придают этим благам, удовлетворяя с их помощью свои потребности. Не случайно, поэтому подобная концепция получила название субъективно-психологической.

Оценка блага, с точки зрения величины ценности, зависит по Менгеру от двух факторов: от важности удовлетворяемых потребностей и от существующего запаса того или иного блага. По мере увеличения потребления какого-либо блага удовлетворение, которое испытывает от этого человек, обычно понижается.Обычно выделяют общую и предельную полезность. Общая полезность (ТU − англ. total utility) – это совокупная величина полезного эффекта, получаемого от потребления данного количества товара. Предельная полезность (MU − англ. marginal utility) – это изменение общей полезности вследствие потребления дополнительной единицы данного товара. Между предельной полезностью и количеством потребляемого товара существует взаимосвязь, которую теоретики маржинализма формулируют как закон убывающей предельной полезности. Согласно этому закону полезность каждой последующей единицы потребленного товара уменьшается.. Изменение предельной полезности ведёт к изменению цены товара и, следовательно, к изменению меновых пропорций между ними.

Согласно закону убывающей предельной полезности между предельной полезностью и запасом товаров существует обратная зависимость.

В современных учебных пособиях типа экономикс наибольшей популярностью пользуется теория цены, разработанная одним из основателей неоклассического направления экономической мысли, главой кембриджской школы политической экономии Альфредом Маршаллом. Он предложил «синтетическую» теорию цены, согласно которой цена определяется рядом факторов, а именно: издержками производства, предельной полезностью, спросом и предложением. Вопрос об основе цены, об источнике стоимости ушёл в тень.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 613; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.