Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Управление пассивами коммерческого банка




Активные операции коммерческого банка и их классификация.

 

Активные операции представляют собой использование собствен­ных и привлеченных ресурсов, осуществляемое банком для получения прибыли, поддержания ликвидности и обеспечения функционирования банка.

Виды активов.

Кассовые активы предназначены для бесперебойного выполнения требований клиентов по безналичному перечислению средств и по выдаче наличных денег с их счетов. В этих целях коммерческие банки определенную часть активов держат в денежной форме – в виде остатка на корреспондентских счетах банка и наличности в кассах банка. К кассовым активам относятся и средства, отчисляемые в фонд обязательных резервов в Банке России.

Несмотря на достаточно высокую долю кассовых активов в общей структуре, особенностью этой группы средств является то, что они не приносят банку дохода, а служат вспомогательным инструментом обеспечения ликвидности банка и проведения расчетно-кассовых операций (относимых, в свою очередь, к посредническим). Кроме того, кассовые активы можно рассматривать как своеобразный резерв для кредитных и инвестиционных операций.

Кредитные активы составляют основу активной деятельности банка в размещении его ресурсной базы. Эта группа активов включает различные кредиты, выдаваемые банком на условиях возвратности, срочности и платности. В западных странах на долю банковских кредитов нередко приходится до 70-75% всех активов.

Практикой банковского кредитования накоплен богатый опыт. В настоящее время банковские кредиты имеют многоуровневую классификацию, устоявшуюся нормативно-правовую базу, общие подходы к организации кредитного процесса, определенные этические стандарты поведения участников. С экономической точки зрения в состав кредитных операций также следует включить лизинговые и факторинговые операции, несмотря на то, что нередко их относят к числу посреднических операций.

Инвестиционные активы связаны с размещением банковских ресурсов в ценные бумаги. Целью таких операций является получение прибыли от разницы курсовой стоимости, обеспечение регулярных доходов в виде дивидендов по акциям и процентов по долговым ценным бумагам, расширение сферы влияния банка, диверсификация рисков и др. Нередко в составе инвестиционных активов отдельно выделяют краткосрочные операции с ценными бумагами, ориентированные на получение текущего дохода, и долгосрочные инвестиции.

Капитализированные активы предназначены для организации и осуществления основной деятельности банков. Операции по формированию этих активов связаны с приобретением или арендой различного имущества: помещений, транспортных средств, компьютеров, оргтехники, банковских сейфов, оборудования и пр. Тем самым в данном случае речь идет о внеобротных активах, не участвующих в обороте и переносящих свою стоимость на предлагаемый на рынке банковский продукт по частям. В отличие от промышленных предприятий, доля основных средств в структуре активов коммерческого банка является незначительной и составляет 10-15%.

К числу прочих активов относятся средства, отвлеченные в расчеты, дебиторская задолженность, расчеты с филиалами, транзитные счета, средства, ошибочно перечисленные на счета банка, расходы будущих периодов и др. Доля прочих активов незначительна и может колебаться от 0 до 10% от общей суммы активов. Чрезмерно высокая доля прочих активов свидетельствует о негативных тенденциях в деятельности банка либо об искажениях в его финансовой отчетности.

 

 

 

Привлеченные средства являются наиболее значительной частью пассивов банка, в несколько раз превышающей его собственные средства. Фактически привлеченные средства — это основной источник формирования ресурсов коммерческого банка, которые направляются на проведение активных операций.

Целью банковского менеджмента в сфере управления обязательствами банка является привлечение достаточного объема средств с наименьшими затратами для финансирования тех активных операций, которые намеревается осуществить банк.

Итак, в процессе формирования фондов менеджер должен учитывать два основных параметра управления — стоимость привлеченного средства и их объем.

Для обеспечения желательной структуры, объемов и уровня затрат по депозитным обязательствам используются разные методы привлечения средств, вообще сводящиеся к двум группам — ценовые и неценовые методы управления привлеченным средством.

Сущность ценовых методов состоит в использовании процентной ставки по депозитам как главного рычага в конкурентной борьбе за свободные денежные средства физических и юридических лиц. Повышение предлагаемой банком ставки позволяет привлечь дополнительные ресурсы. И, наоборот, банк, перенасыщенный ресурсами, но ограниченный немногими прибыльными направлениями их размещения, сохраняет или даже уменьшает депозитные ставки.

На уровень базовой депозитной ставки влияют основные факторы:

— реальные темпы экономического роста в стране;

— ожидаемый уровень инфляции на протяжении периода вкладывания средств;

— риск невозвращения средств, которое связывается с конкретным банковским учреждением.

Неценовые методы управления привлеченными средствами банка базируются на использовании разнообразных приемов поощрения клиентов, которые прямо не связаны с изменением уровня депозитных ставок. К таким приемам принадлежат:

реклама;

улучшенный уровень обслуживания;

расширение спектра предлагаемых банком счетов и услуг;

комплексное обслуживание;

дополнительные виды бесплатных услуг;

расположение филиалов в местах, максимально приближенных к клиентам;

приспособление графика работы к потребностям клиентов и т.п.

В условиях обострения конкурентной борьбы в банковской сфере менеджмент большое внимание уделяет именно неценовым методам управления, поскольку повышение депозитных ставок имеет ограничения, и не всегда такой метод управления можно применять.

В практике работы российских банков преимущество имеют ценовые методы управления, поскольку депозитные ставки не подлежат регулированию и устанавливаются менеджментом банка самостоятельно в зависимости от потребности в привлеченных средствах.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 339; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.