Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Россия на этапе экономических и политических преобразований (1991­-2004)

 

Реформы в сфере экономики. Одним из главных следствий августовских событий стало перемещение государственно-политической власти в республики, и в первую очередь в Россию. Российский президент, правительство, Верховный Совет в течение нескольких дней обрели власть, которой они тщетно добивались у Центра почти полтора года. Теперь перед ними во весь рост встала проблема претворения в жизнь радикальных реформ, которые вынашивались и оттачивались, начиная с 1989 года.

План экономических реформ был образован в конце октября 1991 года. С его изложением выступил на V съезде народных депутатов России сам президент Ельцин. План включал несколько конкретных направлений экономической политики России, которые в совокупности и составили радикальную реформу, в основе которой лежали методы «шоковой терапии», переработанные применительно к российским условиям группой экономистов во главе с Е.Т. Гайдаром.

Выдвижение Е.Гайдара на роль ведущего правительственного реформатора было для многих полной неожиданностью, ибо до того он никогда не занимал государственной деятельностью и не был среди участников демократического движения.

В годы перестройки он являлся редактором отдела экономики сначала в журнале ЦК КПСС «Коммунист», а затем в «Правде».

Уже в теоретических разработках 1990-начала1991 гг. Гайдар зарекомендовал себя сторонником «шокотерапии». Она представляла политику быстрого перехода от командно-административной к рыночной экономике и радикальные методы борьбы с инфляцией и бюджетным дефицитом, направленные на стабилизацию экономического развития. Теория «шокотерапии» исходила из тех основных предположений, что рыночные отношения являются единственным средством преодоления пороков огосударствленной экономики и, что столбовая дорога к ним лежит через свободное ценообразование. Эти идеи и составили костяк «гайдаровой экономики», положенной в основу внутренней политики России 1992 году.

Последовательность радикальных экономических реформ, предложенная Гайдаром, - сначала отпуск цен, затем введение свободной торговли и только, в-третьих, приватизация - совпала с моделью «шокотерапии» американского экономиста Джефри Сакса. Поэтом оппоненты Е.Гайдара доказывали, что он механически позаимствовал заокеанский образец. Обвинения эти подкреплялись и тем, что Д.Сакс наряду с некоторыми другими зарубежными экономистами был включен в состав советников российского правительства. Критики Гайдара утверждали, что очередность реформ должна была быть иной: в первую очередь нужно было осуществить приватизацию и денационализацию, без которых отпуск цен означал простое их повышение промышленными и сельскохозяйственными монополистами.

В целом согласно принятой группой Гайдара концепции, пост советская экономика не могла быть усовершенствована или улучшена - она принадлежала немедленному демонтажу, при одновременной ломке всей командно-бюрократической системе управления и распределения. Данная модель радикально-либеральной модернизации с широким использованием монетаристких рычагов, поддержанная Международным валютным фондам и Всемирным банком, а также другими международными финансовыми организациями и была апробирована в Российской Федерации в 1992-1993 гг.

В начале 1992 г. был дан старт экономическим реформам. Первой радикальной мерой стало «освобождение» розничных цен с 1 января 1992 г. По прогнозам правительства, освобождение цен на внутреннем рынке должно было привести к сравнительно невысокому их росту. В преддверие реформ российское правительство прогнозировало цен примерно в три раза и с учетом этого установило индекс повышения заработной платы в бюджетных сферах, пенсий, стипендий и различных пособий в 70 процентов. Однако цены сразу же выросли в 10-12 раз, а к декабрю 1992 г. - в 100-150 раз. Многократный рост цен, кроме того, нанес непоправимый удар по сберегательным вкладам населения, которые с 1 января 1992 г. были «заморожены», а фактически конфискованы государством.

Все это привело к тому, что большинство населения оказалось за чертой бедности. Столь неожиданные следствия реформы, тут же нареченной в народе «грабительской», породили глубокое недоверие к правительству и его профессионализму.

Другой проблемой, с которой столкнул ось правительство, явился кризис взаимных неплатежей промышленных предприятий. Уже к 1 июня 1992г. сумма взаимных долгов в экономике страны составило 2 триллиона рублей. В результате этого, не получая денег за производимую и поставляемую продукцию, предприятия страны оказались на грани краха.

Хроническими стали задержки с выплатой заработной платы. Выходом из сложившийся ситуации стало предоставление госпредприятиям льготных кредитов Центральным банком России, что, в свою очередь, создало условия для раскручивания инфляционной спирали.

Жесткая кредитная политика, про водимая «командой Гайдара» оказалась под огнем острой критики противников курса «шокотерапии». Рост денежной массы (к январю 1993г. в России было напечатано в 4 раза больше денег, чем середине 1992г.) привел к резкому падению курса рубля. Массированная эмиссия денежных знаков не подкреплялась производимой в стране продукцией. На фоне значительного спада производства, достигшего за год проведения реформ 35%, денежная стабилизация была неосуществима. Расчеты правительства Гайдара на помощь международных финансовых организаций не оправдались в связи с неустойчивостью политической и экономической ситуации в России. Все это неизбежно вело к провалу гайдаровского варианта монетаристской модели «шокотерапии» и необходимости корректировки курса экономических реформ.

Одновременно с отпуском цен последовали меры по либерализации торговли. В течение 1992г. это привело к том, что в широких масштабах осуществлялось «первоначальное накопление капиталов» за счет спекулятивных операций в торгово-закупочной сфере. В их основе лежало использование значительной разницы между государственными закупочными ценами и розничными ценами свободно регулируемого рынка. Наиболее опасным следствием этого процесса явилось накопление огромной денежной массы вне сферы государственного контроля и налогообложения. В итоге в «теневой» бизнес крупным отечественным производителям и банкирам удалось перевести (по оценкам, ряда экспертов) до 20 миллиарда долларов, которые затем «перекачивались» в более стабильные финансовые рынки за рубеж.

Следует отметить, что принцип свободного определения цен не означает, что государство не оказывает регулирующего воздействия на ценообразование. По сути, ни в одной капиталистической стране не полной свободы ценообразования. Под административным надзором находятся целые отрасли, имеющую особую социальную значимость - цены на энергетические товары, медикаменты, почтово-телеграфные и железнодорожные тарифы, на всю группу продовольственных товаров. Цены на продтовары регулируется путем жесткого регламентирования закупочных цен на сельхозпродукцию с тем, чтобы защитить интересы, как потребителей, так и производителей. Колебания цен на продукты питания допускаются только в пределах «коридора» между верхним пределом и нижним. В целом регулируется примерно 10(США) до 15(ЕЭС)-20%(Япония) потребительских цен. Во всех развитых странах обработана система по регулированию цен, созданы специальные органы на общегосударственном и местном уровнях, тщательно проработана методика регулирования и правовая основа.

У нас в стране государство, по существу, устранилось от контроля над ценами, механизм его только начал создаваться. А в условиях сохранившегося монополизма либерализация вылилась, как уже было отмечено в безденежный рост цен.

Другой, важнейшей задачей макроэкономической модернизации была структурная перестройка экономики, ее разгосударствление, приватизация. Эта работа прошла ряд этапов. В начале довольно быстро была осуществлена так называемая малая приватизация (предприятий торговли, общественного питания и услуг). Затем началась большая приватизация крупных предприятий путем их акционирования. Каждый гражданин России получил приватизированный чек номинальной стоимостью в 1О тысяч неденоминированных рублей. Именно ваучерная приватизация, согласно концепции радикальных экономических преобразований, должна была нейтрализовать негативные последствия рыночных реформ и способствовать формированию «среднего класса» - слоя собственников-акционеров.

Раздача населению приватизированных чеков (ваучеров) началась 1 октября 1992 г. А спустя полтора года, 1 июля 1994г. было принято решение о переходе ко второму денежному этапу приватизации. При этом фактически было признано, что ваучерная приватизация не дала ожидаемого экономического эффекта и не привела ни к оживления промышленного производства, ни к появлению массы граждан-собственников. Более того, в процессе приватизации было допущено множество злоупотреблений, причем чаще всего занижалась реальная стоимость приватизируемых предприятий - в десятки, а то и в сотни раз, против рыночной. Приватизация объективно способствовало расцвету коррупции и росту преступности в стране. Государство фактически; устранилось от контроля над приватизацией. В таких условиях и при отсутствии необходимых законов и четкой юридической проработки этих проблем приватизация вылилась в разграбление государственной собственности. Многие нечистые на руку дельцы и чиновники, пользуясь прорехами в законодательстве и отсутствием контроля со стороны властей, нажили огромные капиталы, завладели значительной частью общественного богатства, созданного трудом народа за многие десятилетия. Часто крупные, достаточно современные предприятия уходили в руки частника или фирмы по цене в десятки раз ниже их реальной стоимости. В такой обстановке «погрели руки» и просто криминальные элементы, урвав долю в «бесхозном» государственном имуществе. Эта же обстановка создала благоприятную почву для процветания коррупции среди госчиновников. В результате такой приватизации далеко не всегда появлялся настоящий собственник, заинтересованный не в извлечении прибыли любым путем, а в совершенствовании и развитии производства.

Шел процесс отмывания «грязных денег». Появились группы «олигархов», захвативших наиболее доходные, прежде всего, добывающие отрасли - нефть, газ и т.п. и торговли ими. Возникли также разного рода «пирамиды». Ловкие мошенники создавали дутые фирмы и компании и сумели обмануть миллионы вкладчиков, лишив их сбережений.

Программа экономических реформ включала серьезные преобразования в сельском хозяйстве. 1990-е гг. стали временем интенсивного развития новых форм хозяйствования. В агросекторе экономике преобладающую роль играли открытые и закрытые акционерные общества, товарищества с ограниченной ответственностью, сельскохозяйственные кооперативы.

Экономический кризис тяжело отражался на состоянии аграрного сектора. Не хватало минеральных удобрений, автомашин и сельхозтехники. Недостаток сельхозтехники, особенно для фермерских хозяйств, организационная перестройка форм хозяйствования повлекли за собой падение уровня урожайности. Объем сельскохозяйственного производства в середине 1990-х гг. упал на 70% в сравнении с 1991-1992 гг. На 20 млн. голов уменьшилось поголовье крупного рогатого скота. К концу 1990-х гг. число убыточных хозяйств в государственном секторе составляло, по официальным данным, 49,2%, в частном – 57,9%.

В результате этой приватизации раскол в обществе крайне углубился. Указанными нами негативные стороны преобразований вызывали справедливое возмущение простых людей и все большее неприятие проводившихся реформ. Увеличивалась численность лиц, живущих за чертой бедности (по разным подсчетам, их удельный вес в обществе составлял 35-65%). На протяжении всех этих лет постоянно возникали конфликты между коллективами приватизируемых и управленческим персоналом, между трудящимися и новыми собственником. В связи с этим следует обратить внимание и на то, что в последнее время на Западе появляются все больше публикаций, в которых признается: истекшее десятилетие в России было отнюдь не временем демократических реформ, а периодом гигантского разграбления. В этой связи, на наш взгляд, уместным будет привести слова, упомянутого нами Джефри Сакса - главного советника Гайдара по поводу номенклатурной приватизации: «Главное, что подвело нас, это колоссальный разрыв между риторикой реформаторов и их реальными действиями... И как мне кажется, российское руководство превзошло самые фантастические представления марксистов о капитализме: они сочли, что дело государства - служить узкому кругу капиталистов, перекачивая в их карманы как можно больше денег и поскорее. Это не шоковая терапия. Это злостная, предумышленная, хорошо продуманная акция, имеющая своей целью широкомасштабное перераспределение богатства в интересах узкого круга людей».

Промежуточные итоги проведения экономических реформ. Итоги проведения экономических реформ в 1992-1993гг. продемонстрировали их внутреннюю противоречивость и дали радикал демократическую утопичность.

Построить за один год эффективную модель экономики действительно оказалось невозможно. Вместе с тем, благодаря свободному ценообразованию началось наполнение рынка товарами. А процесс массовой приватизации постепенно привел к формированию в обществе рыночных отношений. Началась структурная перестройка основных отраслей экономики, в рамках которой ведущую роль играли факторы спроса и предложения, а не госзаказа. С другой стороны «шокотерапия» вызвала небывалый рост социального напряжения в обществе. Сокрушительный удар был нанесен либеральными реформами по сфере народного образования, культуре и науке. Резкое сокращение дотирования привело к тому, что только в науке, согласно данным Госкомстата России, число занятых сократилось к началу 1993 года (по сравнению с 990 годом) на 27 %, в том числе в академической науке - на 24%, отраслевой - на 30.4%, в вузовской - на 11.8%. Большая часть наиболее одаренных ученых вынуждена была в поисках работы и средств к существованию эмигрировать за границу. За год «утечке мозгов» составила 3.5 тысячи человек. Резко сократились издание «нерентабельной» научной литературы.

Тяжелые потери понесла российская промышленность. Оказавшись в стихии рынка без какой-либо рыночной инфраструктуры, предприятия прибегли к средствам само выживания, грозящим, как выяснилось, полным параличом промышленности. Стремление по максимуму, без учета рыночной конъектуры и возможных последствий, поднять цены привело к тому, что затрудненным или даже невозможным оказался, сбыт самой нужной продукции. Во многих отраслях стало невыгодным производство товаров первой необходимости. Благо по лучше было только положение в отраслях топливо энергетического комплекса, которое выходили на мировой рынок.

В целом в развитии российской модернизации к концу 1992г. обозначился вариант, известный как латиноамериканский. Страна этой модели, развиваясь на рыночной основе и вовлекаясь в мировую экономическую систему, занимают в них нишу, определяемую «правилами игры», которые задаются наиболее развитыми индустриальными странами. Российская ниша в этом случае - экспорт сырья, в первую очередь нефти и газа, различных сортов металла. Все иные отрасли, в том числе наукоемкие, образование и наука оказываются невостребованными и обреченными на прозябание.

Фактически к концу 1992 года обнаружил свой утопизм и потерпел поражение стратегический замысел радикального движения 1989-1991 гг., который предполагал проведение быстрое и безболезненное создание гражданского общества и демократических институтов. Закономерно, что правительство реформ не смогло создать для себя сколько-нибудь прочной и мировой социальной опоры. Данные социологических опросов 1992 года неизменно свидетельствовали о падении авторитета реформаторов и лично Ельцина. В результате УН съезд народных депутатов Российской Федерации в декабре 1992 года признал работу правительства фактически возглавляемого Гайдаром, неудовлетворительной.

Анализ поименных голосования на съезде показывает, что только 240 депутатов так или иначе поддерживали правительство, 571 голосовали против радикальных экономических реформ, 227 занимали промежуточную позицию. Реакция на радикальный курс превратила, таким образом, один и тот же состав депутатского корпуса из реформаторского в консервативный.

В то же время съезд признал право президента иметь своего кандидата на посту главы правительства, а президент согласился предложить съезд для голосования не одну, а три кандидатуры на этот пост.

Наибольшее число голосов среди президентских кандидатов набрал В.Черномырдин, до этого отвечавший в российском правительстве за топливо энергетический комплекс. Новый кабинет, подтвердив приверженность курсу рыночных реформ, в то же время провозгласил некоторую корректировку темпов их проведения, умеренность и сбалансированность хода преобразований. Была оказана значительная финансовая поддержка из средств государственного бюджета убыточным предприятиям, предоставлены кредиты для развития топливо энергетического комплекса. В определенной степени стабилизировалась выдача заработной платы путем введения так называемой Единой тарифной сетки для работников бюджетной сферы. Кроме того, была предусмотрена система индексации тарифных ставок бюджетников.

Фактический провал экономической политики периода радикал либеральной «шокотерапии» обеспечил успех и популярность лозунгов некоммунистической оппозиции, а также стимулировал поиски нового варианта проведения реформ. Как заявил в конце 1993 г. президент РФ: «мы должны продолжать стратегию демократических реформ, но в то же время нам придется внести определенные поправки в нашу тактику». В соответствии с этим в августе 1994 г. правительство Черномырдина обнародовало новую программу реформ, которая была сориентирована на построение высокоэффективной и динамично развивающейся рыночной экономики, учитывающей социальные последствия вхождения в рынок.

Важнейшими задачами правительства в реформировании экономики страны в 1994-1996 гг. являлись жесткий контроль со стороны государства за состоянием производств и сдерживание инфляции с последующим достижением финансовой стабильности, выравнивание доходов по отраслям, регионам и различным социальным группам, а также сохранение минимальных социальных стандартов в сфере государственного обеспечения. Предполагал ось создать условия для стимулирования инвестиций в экономику России путем как внутренних, так и внешних заимствований. Правительство было намерено всемерно поддерживать предпринимательскую активность населения.

Однако реализация намеченных мер, и, прежде всего стабилизация промышленного производства потребовала массированных бюджетных «влияний», что неизбежно влекли за собой раскручивание нового витка инфляции. В результате ликвидация бюджетного дефицита так и осталась стратегической задачей правительства и в 1994-1996гг. его размеры составили 13-15%.

Несмотря на все усилия правительства, спад промышленного производства в 1996г. достиг 65% по сравнению с 1991г. На высоком уровне сохранял ась инфляция: она составила в 1994-1996гг. от 25 до 80%. При этом несмотря на введение в октябре 1994г. (после так называемого черного вторника) фиксированного обмена курса рубля по отношению к свободно конвертируемой валюте («валютный коридор») внутренние цены, в особенности на товары массового потребления, сохранили стойкую тенденцию к росту. Вскоре российские цены на многие товары превысили мировые.

В результате производимой структурной перестройки экономики России в наиболее тяжелом положении оказались предприятия сложного машиностроения и наукоёмкого производства, где спад достиг 70-80%. Более или менее устойчиво развивалась нефтяная, газовая промышленность, чёрная металлургия, продукция которых имеет прямой выход на зарубежные рынки.

Важнейшей задачей руководства РФ в сфере экономики в 1996-1997 гг. являлось соблюдение жёсткой финансовой дисциплины и сокращение бюджетных расходов. Наряду с внешними заимствованиями важнейшим источником пополнения государственной казны было признано привлечение внутренних финансовых ресурсов (расширение рынка ПСО и ОФЗ) при помощи высокого процента прибыльности государственных обязательств, а также привлечение средств от реализации программы приватизации.

Однако реализация указанных задач оказалась далеко не простым, да и политика правительства в этой сфере оставалась противоречивой. Появились группы "олигархов", захвативших наиболее доходные, прежде всего добывающие отрасли - нефть, газ и т.п. и торговлю ими. Возникли также разного рода "пирамиды". Ловкие мошенники создавали дутые фирмы и компании и сумели обмануть миллионы вкладчиков, лишив их сбережений.

Все это вызывало возмущение простых людей и все большее неприятия проводившихся реформ. На протяжении всех этих лет постоянно возникали конфликты между коллективами приватизируемых предприятий и управленческим персоналом, между трудящимся и новым собственником.

Само государство также оказалось вовлеченным в этот сомнительный процесс. Чтобы как-то поправить финансовые дела и заткнуть бюджетные дыры, правительство стало выпускать под высокий процент государственные краткосрочные обязательства (ГКО) и другие ценные бумаги, став, по существу, тоже на путь создания государственных пирамид. На жизнь в долг неизбежно вела к банкротству. И в августе 1998г. Произошёл дефолт. Государство признало себя несостоятельным. Экономика страны получила страшный удар. За несколько месяцев рубль обесценился в 4 раза. Обанкротились многие мелкие и средние банки. Огромный ущерб был нанесён финансам страны, банковской системе. Разорилось значительное число мелких и средних предпринимателей. Но больше всего, как и в 1992г., пострадали простые люди, малоимущая часть населения. За годы, прошедшие после этого финансового краха, стране так и не удалось полностью преодолеть его последствия и восстановить докризисный уровень жизни большинства населения.

Основы преодоления спада производства стали закладываться, когда правительство возглавил Е.М. Примаков, пришедший на смену Е.В.Кириенко. Анализ экономического развития страны в конце 1999г. свидетельствовал о динамике роста по ряду важнейших показателей промышленного производства. Однако ёмкость обрушенного в 1998г. рынка восстановить не удавалось. К тому же сократилось производство сельхоз продукции, усугубилась ситуация в инвестиционной сфере, уменьшился внешнеторговый оборот, почти не повышались реальные денежные доходы населения, сохранился высокий уровень неплатежей в экономике.

В 2000 году появились первые признаки стабилизации экономики, и наметился некоторый её рост. А смена руководства страны - досрочный уход в отставку первого Президента РФ Б.Н. Ельцина и избрание В.В. Путина новым Президентом - породило в обществе надежды на улучшение дел. После многих лет разговоров о реформах, появилась, наконец, программа на этот счёт - «Основные направления социально-экономического развития Российской Федерации до 2010 года». Она предусматривает продолжения структурных реформ и реформы пенсионной, налоговой систем, армии и многое другое. Определён также ежегодный рост экономики - 5% ВВП (а в некоторые годы - 8-10%).

Приоритетное внимание в планах экономического развития на период до 2010 г., разработанных Министерством торговли и промышленности, уделялось дальнейшему формированию и совершенствованию рыночных отношений. В этих целях продолжался, хотя и медленно, процесс приватизации. В 2006 г. в стране действовали почти 4,8 тыс. предприятий и организаций, из них 76,8% в негосударственном секторе. Крупные монополии заняли прочные позиции в газовой и нефтяной промышленности, в электроэнергетике. Широкую известность не только в России, но и за рубежом приобрели созданные в 1990-е гг. компании ЛУКОЙЛ, Сибнефть, Газпром, ЮКОС, Норильский никель, РАО ЕЭС (Единая энергетическая система). Стремясь к получению неограниченных прибылей, некоторые предприниматели (олигархи) пытались использовать в этих целях законотворчество, внедряли своих представителей в органы власти. Нарушалось налоговое законодательство.

Реформирование экономики шло медленно, но его позитивные результаты были налицо. В 2004 г. темпы роста валового внутреннего продукта (ВВП) составляли более 6%, прирост промышленной продукции превысил 6%. Сократилась инфляция. Это означало, что в развитии народного хозяйства наметился определенный поворот. Большую роль в этом сыграли и высокие цены на мировом рынке на предметы российского экспорта, прежде всего на нефть. Вместе с тем многие задачи развивающейся рыночной экономики оставались нерешенными.

Изменения в экономике стали основой позитивных сдвигов в социальной сфере. Только в течение 2001-2003 гг. четыре раза повышался минимальный размер оплаты труда работникам бюджетной сферы. С 1999 по 2003 г. доходы населения выросли, по официальным данным, в полтора раза. Одновременно углубилась социальная дифференциация в обществе. Десятки миллионов россиян оставались за чертой бедности.

В 2008 году рост мирового ВВП составил 3,4% в сравнении с 5,2% годом ранее. По последним прогнозам международных организаций, в 2009 году падение мировой экономики составила до 3% на фоне значительного сокращения международной торговли.

Россию кризис коснулся сразу по нескольким направлениям. Осенью прошлого года произошло резкое падение внешнего спроса на основные экспортируемые товары, что привело к падению цен на экспорт. Быстрое снижение экспортных доходов сократило внутренний спрос. Одновременно Россия наряду с другими странами почувствовала резкое сжатие внешнего финансирования. Прекращение притока дешевых иностранных займов и возросшая неопределенность существенно снизили объемы кредитования российской экономики.

В первом полугодии 2009 г. продолжилась тенденция к сокращению основных экономических показателей. Темпы падения ВВП превышали 10%, промышленного производства – почти 15%, инвестиций – более 18%. Отмечено также снижение потребительского спроса (оборот розничной торговли сократился на 3%) вследствие падения заработной платы также почти на 3%. Продолжался рост безработицы, за 2011 год она увеличилась на 2,5 раза.

Тем не менее, наличие значительных золотовалютных резервов позволило стране значительного ослабить влияние мирового кризиса на российскую экономику, избежать существенных проблем в банковской системе и сгладить резкие колебания валютного курса. Накопленные в Резервном фонде и Фонде национального благосостояния значительные средства – на 1 января 2009 года они составляли 4027,6 млрд. рублей (137,1 млрд. долларов США) и 2584,5 млрд. рублей (88,0 млрд. долларов США) соответственно – позволяют финансировать бюджетные обязательства государства и осуществлять поддержку реального сектора экономики в текущем и последующих годах.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Перестройка и распад СССР (1985 – 1991 гг.) | Становление новой Российской государственности и радикальная социально-политическая модернизация
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 579; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.