Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Устное народное творчество и становление древнеРусской письменной литературы

1. Появлению письменной литературы на Руси предшествовало развитие устного народного творчества, в значительной степени предопределившего ее идейную направленность и художественные особенности. Особенно широко были распространены заговоры и за­клинания, календарные обрядовые песни, былины («старины»), посло­вицы, поговорки, загадки. Древнерусский эпос отражает духовные ценности народа, его традиции, особенности быта, реальные историче­ские события. Героем многих былин стал «ласковый князь» Владимир Красное Солнышко.

2. Древнерусская письменная литература родилась в среде вы­сших слоев общества. Книги были рукописными. Материалом для письма вплоть до XV в. служил пергамен, изготовленный из специаль­но выделанной телячьей кожи. Писали чернилами или киноварью, до XIX в. использовали гусиные перья. Многие книги украшались миниа­тюрами, а переплет наиболее ценных оковывался золотом и украшался драгоценными камнями и финифтью («Остромирово Евангелие» XI в. и «Мстиславово Евангелие» XII в.). Стоили книги очень дорого и были доступны лишь избранным.

Вся древнерусская литература делится на переводную и ориги­нальную.

Перевод занимал важное место в литературе Киевской Руси и рассматривался как часть национальной словесности. Выбор перевод­ных сочинений был обусловлен влиянием церкви: Священное Писание, произведения Иоанна Златоуста, Кирилла Иерусалимского и других раннехристианских авторов. Переводились также исторические произ­ведения и хроники.

Оригинальная древнерусская литература представлена следу­ющими основными жанрами: летописание, житие, слово (поучение), хождения и исторические повести:

Летописание занимает центральное место среди жанров древ­нерусской литературы. Летописи представляют собой погодные («по летам») записи, созданные на основе исторических преданий и песен, официальных источников, воспоминаний очевидцев. Занимались ле­тописанием монахи, прошедшие специальное обучение. Составлялись летописи обычно по поручению князя или епископа, иногда по личной инициативе летописца.

Древнейшая русская летопись — «Повесть временных лет», со­ставленная на основе не сохранившихся более ранних летописей и уст­ных преданий. Ее автором считают монаха Киево-Печерского монастыря Нестора, а создание датируют 1113г. «Повесть временных лет» дошла до нас в рукописных копиях не старше XIV в. Наиболее из­вестные из них — Лаврентъевская к Ипатьевская летописи. Основная идея произведения — единство и величие Русской земли. С XII в. рас­цвет получает летописание местных центров.

Житие (агиография) представляет собой жизнеописание ду­ховных и светских лиц, канонизированных (т.е. признанных святыми) христианской церковью {житие кн. Бориса и Глеба и др.)

Слово (поучение, речи) — произведение, относящееся к жанру красноречия. На Руси получили распространение две разновидности этого жанра — торжественное красноречие и нравоучительное крас­норечие. Древнейший памятник торжественного красноречия — «Сло­во о Законе и Благодати», которое приписывают первому киевскому митрополиту Илариону (вторая четверть XI в.). «Слово» — первое из­вестное оригинальное произведение, созданное русским авто­ром, — представляет собой церковно-политический трактат, обосновывающий значимость для Руси принятия христианства и про­славляющий Русскую землю и ее князей.

Яркий образец нравоучительного красноречия — «Поучение Вла­димира Мономаха» (1096 г. или 1117 г.), представляющее собой свое­образное политическое и нравственное завещание великого князя Киевского с элементами автобиографии.

—Особую группу памятников древнерусской литературы состав­ляют хождения (хожения) — разновидность литературы о путешест­виях. Их главное назначение — рассказать о христианских святынях и достопримечательностях, но в них содержатся также сведения о приро­де, климате, обычаях других стран. Одно из самых известных произве­дений этого жанра — «Хожение игумена Даниила» в Палестину.

—Самым известным литературным памятником домонгольской Ру­си является «Слово о полку Игоревен (конец XII в.). Автор «Слова» при­зывает к единству русских земель, выступает против усобиц, противопоставляет два состояния человечества — мир и войну. Своеоб­разие «Слова о полку Игореве» обусловило сложность его жанровой идентификации. Его называют эпической или лирической поэмой, исто­рической повестью, политическим трактатом. По решению ЮНЕСКО, 800-летие этого памятника древнерусской литературы отмечалось во всем мире как знаменательная дата в истории мировой культуры.

К началу XIII в. в результате творческого освоения достижений ви­зантийской литературы и их переосмысления в соответствии с нацио­нальными традициями устного творчества сложилась самобытная древнерусская литература. Почти в каждом из жанров были созданы оригинальные произведения, не уступающие византийским образцам и не копирующие их.

5. АРХИТЕКТУРА

Сохранившиеся памятники архитектуры свидетельствуют о высо­ком уровне строительной техники, мастерстве живописцев, тонком ху­дожественном вкусе и собственном архитектурном стиле народных умельцев.

1. Деревянное зодчество. Раскопки и исследования показали, что до конца X в. на Руси не было монументального каменного зодчества. Постройки были деревянные или деревянно-земляные.

С конца X в. начинается широкое строительство культовых зда­ний, церквей имонастырей. Первоначально все эти постройки были де­ревянными: 13-купольная новгородская София, построенная в 989 г., храм Бориса и Глеба начала XI в. в Вышгороде.

2. Каменное строительство начинается в конце X в. Первые камен­ные сооружения были построены под руководством византийских масте­ров, что в значительной степени обусловило выбор типа культовых зданий и принципов строительства храмов. Сложившийся в зодчестве Византии тип крестово-куполъного храма стал преобладающим в древнерусской ар­хитектуре: четыре, шесть или более

столбов (столпов) в плане образо­вывали крест, над которым возвы­шался купол. В восточной части здания (алтарной) совершались бо­гослужения. Алтарь отделялся от церковного зала, где находились ве­рующие, невысокой преградой, ук­рашенной тканями и иконами. Впоследствии количество икон в алтарной преграде увеличилось, ее место занял иконостас. В западной части располагался балкон — хо­ры, где во время богослужения на­ходились князь с семьей и его приближенные.

В композицию интерьера пра­вославного храма органично включается строго разработанная, каноническая система росписей и мозаик, подчиненная плану зда­ния и символике его частей.

В первой половине XI в. византийскими и русскими строителями были возведены крупнейшие храмы крестово-купольного типа: Со­фийские соборы в Киеве (1037) и Новгороде (10451050) и Спа-со-Преображенский собор в Чернигове (1036).

Одновременно с храмами строились, но в значительно меньшем объеме, княжеские дворцы, боярские палаты и крепости.

3. Особенности русской архитектуры. Русские мастера, позаим­ствовав принципы византийского каменного строительства и взяв за основу крестово-купольную композицию, внесли в архитектурные формы элементы русского деревянного зодчества, придали храмам многоглавые и пирамидальность, башенностъ. Тенденции творческого переосмысления византийской традиции строительства храма и само­стоятельного архитектурного поиска усилились в конце XII в. в связи с быстрым развитием древнерусских городов. Вокруг храмов начали со­оружать одноэтажные галереи-усыпальницы и устраивать места обще­ственных собраний.

4. В XII в. в соответствии с местными условиями (строительные и художественные традиции, особенности строительных материалов) складывались местные архитектурные школы, открывавшие дорогу народному мастерству.

Владимиро-Суздалъское зодчество, особенно с XIII в., отличает­ся ярко выраженным декоративизмом. Его своеобразием является ажурная каменная резьба на фасадах церквей. К наиболее значитель­ным постройкам относятся Успенский собор нар. Клязьме, церковь По­крова на Нерли, Дмитриевский собор во Владимире и Георгиевский собор в Юръеве-Польском, который современники сравнивали с драго­ценным резным ларцом из слоновой кости. Замечательным памятни­ком военно-оборонительной архитектуры являются Золотые ворота во Владимире.

Основными чертами новгородской и псковской архитектуры были строгость, простота форм, скупость декоративных украшений. Особое внимание на этих землях уделяли строительству крепостей. К наиболее ярким памятникам Новгорода относятся Георгиевский собор в Юрьевом монастыре и церковь Спаса на Нередице. Одно из самых ранних каменных сооружений Пскова — Преображенский собор Мирожского монастыря.

В конце XII — начале XIII в. наиболее интенсивным было строи­тельство в Смоленске, который по количеству памятников домонголь­ского периода занимает третье место после Киева и Новгорода. Развитие смоленского зодчества связывают с приглашением на смо-ленщину черниговских мастеров, организовавших местную строитель­ную артель. Смоленские постройки отличает высокое качество кирпичной кладки. Лучше других памятников XII в. сохранилась цер­ковь Петра и Павла.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Письменность и образование | Изобразительное искусство
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 805; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.