Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Изобразительное искусство

1. Древнерусское изобразительное искусство развивалось под зна­чительным влиянием христианской религии и было тесно связано с культовым строительством. Внутренние стены храмов богато украша­лись фресками, мозаиками, иконами.

Фреска — это живопись водяными красками по сырой штука­турке. Первые фрески были выполнены греческими мастерами. Изуче­ние сохранившихся фрагментов фресок Софийского собора в Киеве приводит к выводу о влиянии русских традиций на живопись византий­ских мастеров. Основная тематика фресок — изображения святых, евангельские сцены, но встречаются и фрески с изображением свет­ских лиц (сыновей и дочерей Ярослава Мудрого) и бытовых сюжетов (охота, выступления скоморохов).

Мозаика («мерцающая живопись») как вид изобразительного ис­кусства была известна в Киеве в X—XI вв. Техника мозаики также была привезена на Русь византийскими мастерами. Изображение набиралось из смальты — специального стекловидного материала. В Софийском соборе в Киеве сохранилась мозаика с изображением огромной фигуры Богоматери Оранты («молящейся»). В отличие от Византии, где мозаич­ные изображения заняли господствующее положение в системе живо­писного убранства храмов, на Руси мозаика употреблялась в основном для украшения произведений декоративно-прикладного искусства, в ка­честве же разновидности монументального искусства широкого распро­странения она не получила. После XII в. мозаичная техника в русских храмах почти не использовалась.

• Необходимым атрибутом храмов были иконы. Первые иконы на Руси появляются в X в. Они были привезены на Русь греками из Визан­тии, и русское иконописание находилось под влиянием византийской школы. Самой почитаемой на Руси иконой было изображение Богома­тери с младенцем на руках (Владимирская Богоматерь), выполненное неизвестным греческим живописцем на рубеже XI—XII вв. Но уже в XI в. больших успехов добиваются русские мастера-иконописцы: Алимпий, Описей, Георгий и др., а в XII в. складываются местные ико­нописные школы, отличавшиеся друг от друга манерой исполнения. Наиболее известными были новгородская, псковская, ярославская, ки­евская школы. Характерными особенностями иконописания, незави­симо от местных традиций, являются плоскостная композиция, обратная перспектива, символика жестов и цвета. Особенно тща­тельно выписывались лицо и руки, которым уделялось главное внима­ние. Все это должно было способствовать восприятию иконы как Божественного изображения.

2. Появление письменных памятников привело к возникновению книжной миниатюры. В Древней Руси под миниатюрой понимали красочную иллюстрацию и называли ее «рукопись лицевая». Древней­шие русские миниатюры сохранились в «Остромировом Евангелии», Изборнике Святослава.

Книжная миниатюра и орнамент имели много сходных черт с моза­икой, фреской и ювелирными изделиями.

3. Монументальная скульптура не получила распространения в средневековой Руси. Отдельные деревянные скульптурные изображе­ния святых носили случайный характер и преследовались православ­ной церковью, так как напоминали о языческих идолах. Широко распространена была лишь резьба по дереву и камню, использовавшая­ся в украшении стен храмов. Первые светские скульптурные памятни­ки были воздвигнуты в России только в XVIII в.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Устное народное творчество и становление древнеРусской письменной литературы | Борьба народов Руси за независимость в XIII в
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 407; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.