Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Архитектура

ЛИТЕРАТУРА И УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Возрождение русской культуры с конца XIV в.

• Высокий уровень русской культуры способствовал сохранению ее самостоятельности и самобытности. Она не только выстояла под давлением чужеродной тюркской культуры, но и вобрала в себя ее достижения. Успехи хозяйственного объединения русских земель и первая победа над монголо-татарскими захватчиками способствовали возрождению русской культуры.

Куликовская битва 1380 г. и более поздние победы над тата­ро-монголами способствовали подъему национального самосознания и сыграли важную роль в восстановлении прерванных монголо-татар­скими завоеваниями связей с Византией и южнославянскими страна­ми. Всенародная борьба с иноземными завоевателями обусловила доминирующую роль патриотической тематики в культурной тради­ции Руси этого периода.

Возвышение Москвы и собирание вокруг нее русских земель способствовали восстановлению разрушенных связей между землями. К концу XV в., когда Москва превратилась в важнейший экономический, военно-политический и духовный центр, активизировался процесс складывания русской народности и усилились тенденции Формирования единой общенациональной культуры.

• После завоевания в 1453 г. турками Константинополя Русь становится

оплотом мирового православия. В конце XV в. в «Изложении пасхалии» митрополита Зосимы было впервые сформулировано Оставление об истории как смене мировых царств и о Москве как новом центре мирового христианства, «новом граде Константина». Это способствовало росту международного авторитета Руси и дало новый импульс культурному развитию.

1. Борьба с иноземными завоевателями вызвала новый подъем уст­ного народного творчества. Созданные народом легенды, былины, сказания звали русских людей к борьбе за свержение ненавистного ига. Одно из самых известных произведений этого периода — «Сказание о невидимом граде Китеже» — легендарное повествование о городе, ушедшем на дно озера, но не сдавшемся врагу.

2. Летописание не утратило в этот период своего значения, несмот­ря на разрушение почти всех его центров, за исключением Новгорода, где оно не прерывалось. Уже в конце XIII — начале XIV в. возникли но­вые летописные центры (Тверь, Москва), начался подъем летописного жанра.

• В этот период летописание имело свои особенности.

Обострение политической борьбы обусловило существенные от­личия в политических концепциях местных летописных сводов. Но при всем различии политических тенденций и стиля изложения во всех ле­тописях XTV—XV вв. отчетливо проявляется их общерусский харак­тер. Патриотизм и идея единства русских земель являются отличительной чертой всего русского летописания.

•Возвышение Москвы предопределило и особую роль московско­го летописания. После Куликовской битвы его содержание определя­ется идеей единства русских земель под главенством Москвы. Эта идея лежит в основе как Троицкой летописи начала XV в. — общерусского летописного свода московского происхождения, так и Московского ле­тописного свода конца XV в., призванного обосновать историческую роль Москвы.

3. Наиболее распространенным литературным жанром этого пери­ода были исторические повести. В них рассказывал ось о деятельности реальных исторических лиц, конкретных исторических фактах и собы­тиях. Нередко повести становились частью летописного текста. Борьбе с иноземными завоевателями до Куликовской битвы посвящены по­весть «О битве на Калке», «Повесть о разорении Рязани Батыем», по­вести об Александре Невском, «Повесть о Щелкане», рассказывающая о восстании в Твери в 1327 г. Победе 13 80 г. посвящен целый цикл исто­рических повестей: «О побоище на Дону», «Сказание о Мамаевом побо­ище», «Задонщина».

Многие из названных исторических повестей нередко относят к произведениям уст­ного народного творчества, что обусловлено их народно-поэтической основой и общно­стью тематики.

4. Расцвет житийной литературы того времени также в значи­тельной степени связан с процессом объединения русских земель и с необходимостью обосновать богоизбранность Москвы. Талантливые писатели Пахомий Логофет и Епифаний Премудрый составили жизне­описания крупнейших церковных деятелей Руси: митрополита Пет­ра, перенесшего центр митрополии в Москву; Сергия Радонежского, поддержавшего московского князя в борьбе за престол и в борьбе с монголо-татарами.

Житийная литература в этот период представлена жизнеописания­ми не только подвижников церкви, но и канонизированных государст­венных деятелей, что сближает ее с историко-героическими произ­ведениями.

5. Дальнейшее развитие получила литература о путешестви­ях — «хождения». В последней четверти XV в. появилась новая разно­видность этого жанра — светские хождения, наиболее яркий ее обра­зец — записки тверского купца Афанасия Никитина, описывающие его путешествие в Индию («Хождение за три моря»). Это было первое в средневековой европейской литературе описание Индии, ее хозяйст­ва, обычаев, религии.

6. Интерес к всемирной истории, стремление определить свое мес­то среди народов мира вызвали появление хронографов — своеобраз­ной всемирной истории того времени. В середине XV в. был составлен першйрусскийхронограф, в котором история Руси представлена в свя­зи с Всемирной историей.

Развитие градостроительства на Руси было приостановлено монго­ло-татарским завоеванием. Разрушенные в ходе сражений города дол­гое время невозможно было восстановить вследствие тяжелого экономического положения и отсутствия опытных мастеров. Но древ­ние традиции в области зодчества не прервались. Новый подъем рус­ской архитектуры начался в конце, XIV — начале XV в.

· Первым городом Северо-Восточной Руси, возобновившим ка­менное строительство, стала Тверь, где уже в 1285—1290 гг. был воздвижен храм Спаса-Преображения. Тверские мастера опирались на архитектурные традиции, установившиеся во владимиро-суздальском зодчестве. Разгром города после восстания 1327 г. надолго ослабил его и приостановил развитие каменного строительства.

2. Новгород и Псков меньше других русских земель пострадали от монголо-татарского нашествия и ранее других восстановили каменное строительство в широком масштабе.

Культовое строительство. Используя архитектурные тради­ции домонгольского периода, новгородские и псковские мастера воз­водили на средства бояр и купцов десятки небольших храмов. Старые черты сочетались с новыми творческими исканиями. Переход к новому стилю, отличавшемуся обилием декоративных украшений, отразился в наиболее известных храмовых постройках второй половины XIV в: церкви Федора Стратилата и церкви Спаса на Ильине в Новгороде. В Пскове новые декоративные решения не получили большого распрост­ранения. Вся архитектура города носила облик крепости. Большинство псковских храмов, ранним из которых была церковь Василия на Горке (начало XV в.), выдержаны в суровом и лаконичном стиле, почти лише­ны украшений.

• Одновременно с культовым в Новгороде и Пскове велось и круп­ное гражданское строительство. В 1302 г. в Новгороде был заложег каменный Кремль, который впоследствии неоднократно перестраивал­ся. Для торжественных приемов и заседаний Совета господ новгород­ские мастера совместно с немецкими построили Грановитую палату \ (1433). В XV в. каменный Кремль был построен в Пскове.

3. Начало каменного строительства в Москве относится ко второй четверти XIV в. Московская архитектурная школа складывалась на основе традиций владимиро-суздальского зодчества, но впоследствии проявилось влияние и других архитектурных школ: псковской, черниговской, новгородской.

• Как и в предыдущий период, основным направлением в архитектуре было культовое строительство. Древнейшими сохранившимися памятниками московского зодчества первой половины XV в. являются: Успенский собор в Звенигороде, Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря близ Звенигорода, Троицкий co бор Троице-Сергиевой Лавры, Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря в Москве.

• Крупнейшей работой этого времени стало строительство Мос ковского Кремля, история которого начинается еще в XII в., когда на Боровицком холме были построены деревянные стены, разрушенные монголо-татарами в 1237 г. При Иване Калите территория Кремля была расширена, построены новые дубовые стены, создан первоначальный архитектурный ансамбль Соборной площади с каменными храмами (не сохр.). Первые белокаменные стены Московского Кремля были возведены в 1367 г. Создание ансамбля Московского Кремля, в основном сохранившегося до наших дней, завершилось в конце XV — начале XVI в. и стало символом могущества и величия столицы Российского централизованного государства.

Объединение русских земель вокруг Москвы способствовало взаи­мопроникновению и взаимообогащению их архитектурных традиций. Начался процесс слияния местных архитектурно-художественных школ в единую общерусскую архитектурную школу.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Особенности Русской культуры | Живопись. Развитие русской живописи в этот период также характеризуется тремя основными тенденциями:
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 521; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.